Инновационные технологии в преподавании математики
методическая разработка по алгебре (7 класс)

Васильева Светлана Арсентьевна

Кризис современного образования – это кризис качества. Одной из причин этого является стремительное усложнение всех аспектов общественной и профессиональной деятельности, заключающееся в том, что на освоение всех накопленных знаний  не хватает отведённого школьной программой времени.

Для меня разработка решения проблемы качества современного образования (в первую очередь математического) начинается на уровне формирования и становления человека, то есть непосредственно при организации образовательной деятельности через уроки математики, а также в процессе самообразования. При планировании обучения математике выделяю следующие примерные элементы структуры обучения как:

  • цели обучения математике;
  • средства и способы достижения целей и самооценка собственных возможностей;
  • анализ сложившихся условий и прогноз их преобразования;
  • прогнозирование возможных результатов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационные технологии в преподавании математики»

Направление «Педагогическое образование»
Магистерская программа «Инновационные процессы в образовании»

Я хотела бы начать свою статью с высказывания: «Человек похож на виноградную лозу, а плодородная почва, уход, свет, солнечный свет и заботливые руки помогут ростку укорениться. И от прочности «усиков-зацепок» зависит стойкость лозы».  А дом, семья, воспитание, характер – это основа дальнейшего развития человека. И мне удерживать равновесие в жизни и профессии помогают поддержка коллег, неравнодушие родителей и жизнелюбие детей. Я убеждена, что трудолюбие педагога, его стойкость, активность, умение и желание работать с детьми не пропадают зря. От него, учителя, зависит, станет ли росток – ученик полноценной лозой, станет ли плодоносить или зачахнет, будет пустоцветом.

Современное образование рождает много учительских открытий, больших и малых, важных и интересных для самого учителя. Оно в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей ребёнка, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

Кризис современного образования – это кризис качества. Одной из причин этого является стремительное усложнение всех аспектов общественной и профессиональной деятельности, заключающееся в том, что на освоение всех накопленных знаний  не хватает отведённого школьной программой времени.

Для меня разработка решения проблемы качества современного образования (в первую очередь математического) начинается на уровне формирования и становления человека, то есть непосредственно при организации образовательной деятельности через уроки математики, а также в процессе самообразования. При планировании обучения математике выделяю следующие примерные элементы структуры обучения как:

  • цели обучения математике;
  • средства и способы достижения целей и самооценка собственных возможностей;
  • анализ сложившихся условий и прогноз их преобразования;
  • прогнозирование возможных результатов деятельности.

В таких условиях центром и результатом образования становятся не знания, а их носитель – конкретный ученик конкретной школы со своими достоинствами и недостатками.

Для решения этой проблемы я определила цель и задачи, которые помогут выйти на ожидаемые результаты.

Цель: обновление содержания урочной и внеурочной деятельности в процессе преподавания математики, в том числе с помощью инновационных технологий.

Задачи:

  1. Создание условий для максимально возможного развития интеллектуальных способностей обучающихся в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием уверенности в своих силах.
  2. Постоянное стимулирование и развитие познавательного интереса обучающихся к предмету.
  3. Активизация творческой деятельности обучающихся.
  4. Развитие способности и стремления к самообразованию.
  5. Сотрудничество учителя и обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

Позитивная динамика учебных достижений обучающихся

Как театр начинается с вешалки, так и результат педагогического труда зависит от первых шагов учителя и ученика.

Принимая детей из начальной школы в 5-й класс, выявляю учебные возможности учеников, уровень их знаний, индивидуальные особенности и пути преодоления отставания в учебе отдельных учеников. Реализации этих задач способствуют игровые технологии, поскольку в игре появляется возможность многогранного раскрытия личности, развития её способностей, сплочения детского коллектива на основе общих интересов и замыслов.

Учитывая  темперамент обучающихся, я предлагаю для детей    сенсорно –  восприимчивого типа осязаемость  учебного материала, например, через  конструирование; ролевые и дидактические игры. Интуитивно – чувствительный тип учеников больше интересует общее представление о предмете, а не детали.

Такие дети предпочитают работать в малой группе, любят дискуссии, диалог. Школьники интуитивно – мыслительного типа, напротив, откликаются на лекционный метод обучения. Характер деятельности на уроке для них должен быть исследовательским или частично – поисковым, а методы обучения – проблемные вопросы и ситуации. А вот репродуктивный способ деятельности ближе сенсорно – оценивающему типу обучающихся. Они более комфортно себя чувствуют на таких этапах урока, как опрос, повторение пройденного материала.

Применение технологии совершенствования вычислительных умений позволяет достичь результатов за очень короткий промежуток времени; путь к увеличению скорости вычислений лежит через уменьшение количества ошибок, на уроке тренажёр занимает всего несколько минут. В целях ликвидации пробелов в знаниях использую различные формы устного счёта.

Хорошо развитые навыки устного счёта – одно из условий  успешного обучения детей в старших классах.  Именно в пятых – шестых классах закладываются основы обучения математике наших воспитанников. Устный счёт всегда провожу  так, чтобы ребята начинали с лёгкого, а затем постепенно брались за вычисления всё более и более трудного.           Повышению вычислительной культуры способствуют и способы быстрых вычислений. Они развивают память обучающихся, быстроту их реакции, воспитывают умение сосредоточиться.

Важнейшим средством формирования познавательной активности обучающихся на уроках математики  является также методика использования занимательных заданий. Все материалы занимательного характера разбиваю на три группы: а) материалы занимательные по форме;

б) материалы занимательные по содержанию; в) материалы занимательные по форме и содержанию. Основу занимательности на уроках составляют задания, непосредственно связанные с программным материалом с учетом воздействия на мыслительную деятельность обучающихся.         Уникальность занимательной задачи  служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое, в частности. Поэтому занимательность способствует приобщению учеников к творческому поиску, активизирует их самостоятельную и исследовательскую деятельность.

Выполняя умственные действия в ходе решения нестандартных задач, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, ученик сам получает из него новую информацию.

 Благодаря применению игровых технологий, различных форм устного счёта, приёмов быстрых вычислений и таблиц – тренажёров, решения занимательных задач  появились интерес и желание учиться и узнавать новое.

Увлеченность предметом невозможно разделить на «учебную» и «не учебную». Интерес, возникший у ребенка однажды, необходимо поддерживать всеми доступными средствами, с помощью любых технологий.

Важным положительным эффектом применения компьютерной технологии на уроке является повышение мотивации учения. При этом особенно ярко видно влияние новых компьютерных средств  преподавания на «слабых»  учеников; для многих из них работа с компьютером оказывается той единственной ступенькой к возрождению интереса к учебе, возможностью добиться успеха. Школьники охотно создают презентации, используя дополнительный материал, возможности Интернета, собственные знания по информатике.

Для организации большей самостоятельности школьников использую индивидуализированные формы обучения. Используя их, имею возможность так  организовать работу, что каждый ученик выполняет своё, отличное от других, задание с учётом индивидуальных возможностей. Дифференцированные задания распределяю по уровню  и степени трудности. Эти задания оформляются на специальных карточках. Чаще всего такая форма обучения применяется с целью проверки степени усвоения учащимися материала.

С целью проявления повышенного интереса к математике провожу уроки – исследования, на которых ребята самостоятельно выдвигают гипотезы, формулируют утверждения, подлежащие доказательству, догадываются применять индуктивные и дедуктивные рассуждения.

               С целью формирования у учащихся различных видов компетентности: социальной, информационной, познавательной – практикую уроки, где ребята работают по группам. В каждой группе учащиеся обсуждают между собой общую идею решения задачи, предлагая различные способы решения, которые могут отличаться только последовательностью нахождения неизвестных элементов. Все эти предложения я с одинаковым уважением выслушиванию, понимая, что каждая группа сталкивается с проблемой выбора пути решения, а проблема выбора, как известно, одна из труднейших творческих проблем.

Адекватная оценка своих способностей и возможностей (в том числе математических) способствует обоснованному выбору учеником дальнейшего образовательного маршрута.

При таком подходе ученик становится подлинным центром образовательного процесса. И, если в ходе урока учащиеся увлекутся каким-либо вопросом, будут находить нестандартные пути решения задачи, учитель может внести коррективы в план урока. Только увидев, как учитель выходит из затруднительной учебной ситуации, соучаствуя в процессе решения задачи и поиске путей к нахождению другого решения, ученик может научиться думать, сомневаться, выходить из затруднений. Такое сотворчество на уроке поднимает авторитет учителя в глазах его учеников. Создавая ситуацию успеха для каждого, индивидуализируя подход к нему, учитель решает задачу сохранения психического, а значит, и соматического здоровья ребенка.

Здоровье – это интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и все своеобразие взаимоотношений с постоянно меняющимися условиями среды. Соответственно, культура здоровья представляет собой совокупность следующих составляющих: мотивации здоровья и здорового образа жизни, специальных знаний и умений, принципов здорового образа жизни.

Я думаю, что воспитанию культуры здоровья обучающихся, их развитию наиболее способствуют такие жизненно важные навыки, как:

- умение решать проблемы (разрешать жизненные ситуации);

- умение творчески мыслить (исследовать различные альтернативы и различные последствия действия или бездействия, опираться не только на свой опыт);

- умение критически мыслить (признавать и оценивать факторы, которые влияют на отношения и поведение);

- умение общаться (устанавливать межличностные отношения);

- умение сопереживать (поставить себя на место другого, даже в незнакомой ситуации);

- умение владеть эмоциями (осознание своих эмоций, окружающих, их влияния на поведение и способность адекватно реагировать);

- борьба со стрессом (умение определять источники стрессовых ситуаций, регулировать уровни возникновения напряжения).

Реализовывать эти навыки можно, например, с помощью решения текстовых задач. Их содержание может отражать различные аспекты ЗОЖ: борьба с курением, охрана природы, здоровьесбережение, личная гигиена и другие.

Активно для обучения младших подростков я использую опорные конспекты, предложенные В.Ф. Шаталовым. Опорные конспекты имеют в своей основе компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес детей, побуждают их к активному труду, поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые попадают в их поле зрения. Все это способствует умению подмечать необычное в явлениях и предметах будничных, примелькавшихся, что является одним из отличительных свойств таланта.

Психология индивидуальностей подчеркивает важность мониторинга внутренней динамики не только классов, но и каждого школьника в отдельности.

Например, один ученик демонстрирует на самостоятельных и контрольных работах низкие результаты (в сравнении с классом). При этом его домашние задания не отличаются ни правильностью выполнения, ни аккуратностью записей, ни полнотой пояснений. Однако он может являться активным участником различных мероприятий, связанных с математикой; во внеурочной деятельности – участник Недели математики. Этот ученик может выполнять дополнительные задания на смекалку, творческие и практические задания.

Другой ученик, например, – активный участник всех олимпиад, конференций и конкурсов по математике. Ему интересно изучение математики, физики, информатики и ИКТ.

А третий ученик, например, молчаливый, скромный и, на первый взгляд, замкнутый человек – математик по складу ума. Думаю, такому ученику могут удаваться задания исследовательского характера, предполагающие длительные и трудоемкие вычисления, которые не пугают ученика, а лишь подстегивают интерес.

Казалось бы, очень разные примеры. Но ведь именно из таких различных судеб и складывается мозаика учительского труда. И чем больше в этой картине света, цвета и детской радости, тем счастливее педагог.

Внеурочная деятельность обучающихся

Дальнейший поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся привел меня к идее проведения уроков и внеурочной деятельности, построенных на инициативе учащихся. Среди них особое место занимает проектная деятельность. «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это – и это станет моим навсегда». Эта китайская пословица как нельзя лучше характеризует метод проектов. В процессе подготовки проекта, обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность.

Еще одна важная черта этого метода в том, что осваивая технологию проектирования, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности. Данный метод активно используется мною при организации курсов по выбору, элективных курсов и индивидуальных занятий с учащимися. При разработке программ, в тематическом планировании необходимо учитывать, с какой группой будут проводиться занятия. Это могут быть высокомотивированные школьники, ученики, имеющие проблемы в обучении, учащиеся, желающие подготовиться к успешной сдаче экзаменов.

Среди психолого – педагогических проблем работы с одаренными детьми можно назвать следующие:

- формирование адекватной самооценки обучающихся;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
- предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников.      

Понимая, что толерантная личность должна обладать высоким интеллектуальным уровнем, строю внеурочную деятельность так, чтобы каждый ребёнок имел сферу приложения индивидуальных творческих сил. Систематически провожу индивидуально – групповые занятия  по математике во внеурочное время, на которых создаю условия для  совместного творчества, содействую  развитию терпимости к чужим мнениям, воспитанию уважения человеческого достоинства, духа партнерства. Группы для таких занятий формирую на основе степени увлечённости предметом. Разного рода праздники, вечера, посвящённые математике, позволяют расширить привычные рамки предмета: учащиеся знакомятся с разнообразной дополнительной литературой, узнают много нового, интересного. Непринужденная обстановка праздника, его игровые моменты, дух соревнования, информативность и занимательность помогают приобщить ребят к предмету. 

        Внеклассные занятия помогают лучше узнать индивидуальные способности учеников, выявить среди них одаренных, проявляющих интерес к математике и всячески способствуют развитию мотивации учения. Для достижения позитивных результатов во внеурочной деятельности строю её с учетом запросов учащихся, сочетая добровольность участия с обязательностью выполнения.

Во внеклассной работе по предмету использую технологию  метода проектов, что позволяет вести обучение в сотрудничестве, использовать Интернет  ресурсы и современные  информационные технологии.

Суть идеи метода проектов – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний,  и  через  проектную деятельность,  предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

В процессе работы над проектами дети учатся:

  • отбирать нужную  информацию из разных источников;
  •  анализировать полученную информацию;
  •  систематизировать   и   обобщать   полученные   данные   в соответствии   с поставленной познавательной задачей;
  •   выявлять   проблемы   в   различных   областях   знаний;
  •   выдвигать обоснованные гипотезы их решения, ставить эксперименты;
  •   делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств;
  •   статистически обрабатывать данные, полученные опытной  и   экспериментальной проверкой;
  •   генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформления результатов;
  •   работать   в   коллективе,   решая   познавательные,   творческие задачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные  роли;
  •    владеть искусством и культурой коммуникации.

Создание условий для приобретения обучающимися

позитивного социального опыта

             Решение проблемы слияния процесса обучения и воспитания вижу в организации исследовательской, активной познавательной деятельности учащихся не только на уроках.

    Основой моего педагогического кредо в учебно – воспитательном процессе стали принципы личностно – ориентированного подхода:

  • принцип самоактуализации;
  • принцип индивидуальности;
  • принцип субъектности;
  • принцип выбора;
  • принцип творчества и успеха;
  • принцип доверия и поддержки.

Такой выбор подхода в воспитании школьников связан с желанием содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств, формированию положительной Я – концепции.

    Результатом положительного воздействия на школьников личностно-ориентированного подхода является высокий и хороший уровень воспитанности обучающихся,   отсутствие правонарушений, высокий уровень развития самоуправления в классе, их активное участие в мероприятиях различного уровня.

          Организуя воспитательный процесс, во время проведения классных часов опираюсь на характерные черты личностно – ориентированного классного часа, отличающие его от традиционной формы проведения.

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

Считаю, что учебный процесс эффективен в освоении знаний и умственного развития только тогда, когда он способствует организации познавательной деятельности учащихся.  Главная задача на уроке –  вызвать у ученика интерес к предмету и пробудить желание заниматься им в дальнейшем. Существует много путей и способов решения этой задачи.

Любая, используемая учителем технология, должна, на мой взгляд,  реализовывать основные принципы педагогической деятельности.

  1. Принцип объединения разнородных элементов знаний по предмету в систему, предполагающий создание удобной системы для познавательной, аналитической и проектной деятельности.
  2. Принцип формирующего воздействия образовательного процесса, предполагающий формирование общесистемных и предметно –системных стереотипов мышления.
  3. Принцип комплексности образовательного процесса и наглядных средств, предполагающий включение этапов познания, переживания и оценки изучаемого знания, поддержку познавательной деятельности в предметной, речевой и моделирующей формах.
  4. Принцип инструментальности, предполагающий обеспечение поддержки управления учебной познавательной деятельностью с помощью дидактических средств.
  5. Принцип системности, предполагающий соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов.

Одна из них - использование информационных технологий. Применение компьютерных информационных технологий в процессе изучения основ наук способствует повышению эффективности учебного процесса в области овладения умением самостоятельного извлечения и представления знаний; самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения. В своей практике, наряду с  иллюстративно  – объяснительными методами обучения, использую широкий спектр разнообразных видов учебной деятельности, ориентированных на активное использование информационных технологий в качестве инструмента познания, исследования, конструирования.

В преподавании математики использую возможности компьютера на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Одной из форм  являются  уроки – лекции с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Особенностью применения компьютерных презентаций является сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд – фильма, что позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.

Возможность использования компьютера в процессе обучения зависит от наличия программных средств учебного назначения. Они могут обеспечивать изучение определенных предметных областей или поддерживать различные виды учебной деятельности. Это так называемые педагогические программные средства. К ним относятся обучающие программы, программы - тренажеры, контролирующие, информационно –справочные, моделирующие, демонстрационные, учебно – игровые и другие виды программ. Большой наглядный материал, разборчивость, четкость изображения, разнообразное расположение текста на экране – все это увеличивает эффективность восприятия информации.

Информационные технологии  позволяют решить еще одну проблему. Ученики на уроках бойко анализируют условие задачи, решают её, а при выполнении контрольной работы значительная часть класса не может решить ей аналогичную, не говоря уж о задаче творческого характера. И это понятно: на уроке они ориентировались на указания учителя, а самостоятельно организовать свои действия могут далеко не все. Причём, если при традиционном обучении учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников в классе главным образом по конечному результату, то при использовании компьютерных технологий учитель имеет возможность проконтролировать каждый шаг работы каждого из учеников в классе с помощью специальных программ. В режиме тренажера такие продукты указывают на ошибки учащегося, сообщают правильный ответ, а также необходимый теоретический материал по данной теме.

Кроме этого, учитель, используя ИКТ,  может создать собственные демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся, учитывая их особенности усвоения знаний.

 Обучающие компьютерные программы позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса математики на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально – логического и образного мышления. Такие разработки позволяют дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизируют познавательный интерес учащихся, развивают их творческие способности, стимулируют умственную деятельность.

Кроме того, стараюсь помочь школьникам научиться методам преобразования интеллектуальной энергии в творческую. Для этого, на мой взгляд, ученики, прежде всего, должны владеть знаниями по научной (рациональной) организации труда. Ребята с удовольствием и интересом прислушиваются к рекомендациям, как лучше запоминать, как правильно организовать информацию. Им интересно узнавать, каковы особенности мышления, памяти, воображения, каким образом сочетаются сознательные и подсознательные действия по усвоению материала. Иначе говоря, в процессе уроков я пытаюсь научить их учиться в соответствии с объективными законами развития личности, а также с учетом индивидуальных особенностей. Помогаю не просто механически усвоить большой объем знаний по предмету, но также и сформировать  потребность к саморазвитию, повысить учебную мотивацию.

        Большую пользу в решении поставленных проблем оказывает применение технологии проблемного обучения. Постепенное овладение учениками системой творческих умственных действий приводит к накоплению умений, навыков, опыта таких действий, изменения качества самой умственной деятельности, к выработке научного мышления.

       В основу организации процесса проблемного обучения я ставлю принцип поисковой учебно – познавательной деятельности  ученика, принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых способов применения знаний на практике,  при различных условиях создаю проблемные ситуации различных уровней сложности, все это направлено на развитие гибкости мышления, самостоятельности ума, активизацию познавательной активности школьников.

При работе над проектом ребята исследуют, изучают понятийный аппарат по теме, накапливают информационную базу, которую черпают как из традиционных источников (книг, научных журналов, периодической печати), так и из сети Интернет, образовательных дисков, электронных справочников и энциклопедий.

Еще один путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог. Его суть заключается в том, что я пошагово, через систему посильных вопросов и заданий, подвожу учеников к формированию темы урока.  В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни). Но последний вопрос обязательно будет связан с обобщением, а ответом на него станет формулировка темы урока.

Третий путь постановки учебной проблемы – сообщение темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема. Для этого использую метод «яркого пятна», который заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, похождение любимого героя, фрагмента из художественной литературы).

 Хорошая материально  – техническая база, современный компьютерный класс, оснащение кабинетов математики компьютерами и программным обеспечением, наличие локальной сети в школе позволяют широко использовать информационно – коммуникационные технологии.

Компьютер на уроке - это педагогическая реальность, которая твердо вошла в нашу жизнь, при этом я рассматриваю компьютер как еще одно дополнение к процессу обучения, а не заменяющее учителя и учебник средство обучения.

Мультимедийная  система помогает обеспечить:

  •  наглядность материала, в том числе, за счет звука, цвета, движения;
  • ускорение темпа урока;
  • свободу постоянного экспериментирования с целью улучшения методики преподавания;
  • последовательный характер обучения за счет планомерного накапливания наглядных электронных пособий, позволяющих с легкостью в любой момент вернуться к уже знакомым, эмоционально

окрашенным образам пройденного материала.

  Большим успехом среди обучающихся пользуются тесты с использованием персонального компьютера. Это вызывает интерес школьников, экономит время на уроке и повышает мотивацию к обучению. Тестирование с помощью контролирующей программы проводится на базе компьютерного или мобильного класса, что позволяет работать с каждым учеником на его интеллектуальном уровне, не вызывая отрицательных эмоций со стороны учеников.  Контролирующая программа  дидактическое средство, обеспечивающее в сжатые сроки качественный и объективный всеобъемлющий и диагностический контроль  усвоения изучаемого материала. Основное предназначение контролирующих программ  в короткие сроки выявить уровни знаний у всех учеников по любому объему учебного материала  разделам, главам, темам.

Выявление и оценка знаний с использованием контролирующих программ имеет неоспоримые преимущества.

Во первых, колоссальная экономия времени. За один урок без использования компьютеров учитель сможет оценить 5 6 среднеуспевающих учеников. За то же время, но с использованием компьютеров, все обучающиеся подвергнутся проверке знаний.

Во вторых, ученик проявляет полную самостоятельность в работе:  сам высвечивает вопрос на экране дисплея, сам обдумывает его, сам формулирует или  выбирает ответ на него, причем каждый – в своем, индивидуальном, темпе.

В третьих, особое психологическое состояние школьников. Оно проявляется в  отношении к компьютеру, в радости (при получении отличной оценки), в огорчении (при получении плохой оценки).

Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере

Новый век характеризуется периодом перехода к информационному обществу, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и  реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.  В таком обществе от человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Для того чтобы сделать школу конкурентоспособной на рынке образовательных услуг, она должна производить востребованный продукт. Таким продуктом может стать информационная культура и компьютерная грамотность учащихся. Сегодня существует большой спрос на грамотных специалистов, способных находить и обрабатывать информацию, решать различные задачи с использованием компьютера.

            Нет сомнений, в современном мире любой выпускник школы должен уметь быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию из Интернета, работать с базами данных, обладать другими подобными навыками. Говоря о требованиях к условиям реализации основных образовательных программ, в качестве обязательных атрибутов учебного процесса мы называем компьютерные классы, подключенные к Интернету, мультимедийные проекторы, доступ к электронным библиотекам и базам данных.

Для того чтобы сдвинуть эту махину нужны специалисты, а значит, для начала, учителя, которые смогут воспитать этих специалистов.

            Нужно максимально учесть то, что абсолютно необходимо современному человеку для успешной деятельности.  Для того чтобы достичь цели и выполнить задачи программы, необходимо, чтобы «заработали» и стали воплощаться в жизнь проекты.

При построении информационного пространства школы применяются такие подходы, при которых мы пытаемся максимально объединить усилия специалистов, осуществляющих эксплуатацию отраслевого программного обеспечения различных производителей, исключив дублирование функций (что характерно для горизонтальной интеграции), а также разрабатываем новые решения в случае отсутствия удовлетворяющих требованиям интеграции готовых решений.

Например, в создании и эксплуатации портала школы участвуют все субъекты образовательного процесса.

  1. Каждый учитель – как создатель презентации, разработчик уроков учебно-методические комплексов.
  2. Каждый ученик – при выполнении домашних заданий с использованием ПК, презентации, участие в конкурсах, в том числе Интернет – конкурсах.
  3. Родители – как источник новостей, эксперты, и для обеспечения обратной связи.
  4. Администрация школы – генератор идей, осуществляющий контроль, оценка, управление, корректировка программ.
  5. Системный администратор – обеспечивает техническую поддержку.
  6. Тьюторы – обучают педагогов, родителей, участвуют в наполнении сайта.

Не думаю, что благодаря новым информационным технологиям мы вправе требовать от учеников достижения неких сверхрезультатов в образовательном процессе. Однако новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Не случайно ФГОС второго поколения – и в этом принципиальное отличие от предшествующих разработок – во главу угла ставит личностный результат образования.

Я убеждена, что электронные ресурсы – разумеется, выверенные с научной и методической точки зрения, – целесообразно использовать в рамках учебно – методических комплексов, включающих в себя как учебники и другие материалы на бумажных носителях, так и электронное сопровождение, размещенное на компакт – дисках и в Интернете.

Важно лишь помнить, что все хорошо в меру.

Нельзя допустить, чтобы то, что было задумано как благо и помощь, стало бы тормозом в развитии, самоцелью или приносило бы вред здоровью.

Для успешного перехода процесса компьютеризации школ в информатизацию образовательного процесса необходимо выполнение очень многих условий.  Главное же из них – педагогический коллектив должен быть готов психологически и интеллектуально к работе со сложной компьютерной, офисной и мультимедийной техникой.

И в заключении, мне бы хотелось сказать о том,  что учитель перестает быть учителем, когда перестает учиться. Для того чтобы быть современным педагогом, не отставать от своих учеников и коллег, находясь в непрерывном профессиональном развитии, в системе прохожу курсовую подготовку, участвую в работе семинаров, посещаю конференции, обобщаю собственный опыт на различном уровне.

И на будущее – логическим продолжением обеспечения непрерывности собственного профессионального развития становится апробация в профессиональном сообществе собственной системы работы. Обобщение и распространение педагогического опыта в различных формах: открытых мероприятий (уроков и внеурочной деятельности), публикации в педагогических и научных изданиях, сотрудничество и социальное взаимодействие с различными структурами, участие в педагогических конференциях и семинарах и других формах.

Работа в школе, если она не просто способ зарабатывания денег, становится стилем жизни, способом мышления.  

Учитель математики СОШ  № 1

г. Нижнекамск

Васильева С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в преподавании математике

Инновационные технологии в преподавании математики...

Инновационные и информационные технологии в преподавании математики

Инновационные и информационные технологии в преподавании математики...

Использование инновационных технологий в преподавании математики

Инновационные  технологии-алгоритм последовательных действий, в системе вытекающих одно из другого, направленных на получение положительного конечного результата, альтернативные технологии, связа...

план самообразование учителя математики "Применение инновационных образовательных технологий в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС»

Тема ориентирована на ФГОС второго поколения. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Совершенствование качества обучения и воспитания...

Статья на тему "Инновационные технологии в преподавании предмета технология"

Задача системы образования: делать все возможное для достижения образовательных результатов...

Инновационные технологии в преподавании образовательной линии «Технология»

Информационные технологии повышают эффективность и качество процесса обучения, активизируют познавательную деятельность обучающихся, обеспечивают интеллектуальное развитие школьников....

Программа самообразования по теме: «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании математики в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения»

Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования, поэтому самообразование - это необходимое условие профессиональной деятельности. Совершенствование качества обучени...