Алгебра 9 класс. Тема урока "Графический способ решения систем уравнений"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Урок предназначен для класса, изучающего математику на базовом уровне по учебнику Ю.Н Макарычева под редакцией С.А. Теляковского.

Данный урок – первый из трех в изучении темы «Графический способ решения систем уравнений».

Урок начинается с эпиграфа «Настоящий ученик умеет выводить известное из неизвестного и этим приближается к учителю».                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_graficheskiy_sposob_resheniya_sistem_uravneniy.docx104.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Графический способ решения систем уравнений"

Цели урока:

Образовательные:

- открыть совместно с учащимися новый способ решения систем уравнений;

- закрепить навыки построения графиков элементарных функций;

- формировать потребность приобретения новых знаний;

- создать условия для контроля (самоконтроля) усвоения умений и навыков.

Развивающие:

- развивать математическую речь при комментировании решения;

- развивать самостоятельность и творчество.

Воспитательные:

-воспитывать уважение друг к другувзаимопонимание, уверенность в себе.

Ход урока.

1 – . Организационный момент

Эпиграф: Настоящий ученик умеет выводить известное из неизвестного и этим приближается к учителю.

2. Психологическая установка учащимся:
Наш урок я хотела бы начать словами великого Фалеса:
– Что есть больше всего на свете?
– Пространство (прикрепляю на доске)
- Что быстрее всего на свете?
- Ум (прикрепляю)
- Что мудрее всего?
- Время (прикрепляю)
- Что приятнее всего ?
- Достичь желаемого (прикрепить
).
Учитель желает всем успехов в ходе всего урока.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

А) Какие способы решения систем уравнений вы знаете? (ответы учащихся)

Б) Решить систему уравнений (любым способом) – записаны на доске

1. https://pandia.ru/text/77/425/images/image001_47.gif2.https://pandia.ru/text/77/425/images/image002_40.gif 3.https://pandia.ru/text/77/425/images/image003_26.gif

Решение системы №1: - у доски 1 учащийся

https://pandia.ru/text/77/425/images/image004_24.gif

https://pandia.ru/text/77/425/images/image005_20.gif

https://pandia.ru/text/77/425/images/image006_17.gif

https://pandia.ru/text/77/425/images/image007_15.gifhttps://pandia.ru/text/77/425/images/image008_13.gif
https://pandia.ru/text/77/425/images/image009_11.gif
https://pandia.ru/text/77/425/images/image010_10.gif
https://pandia.ru/text/77/425/images/image011_10.gif
https://pandia.ru/text/77/425/images/image012_7.gif

Ответ (1,5;1,5)

Решение системы №2 https://pandia.ru/text/77/425/images/image013_5.gif

https://pandia.ru/text/77/425/images/image014_6.gif

https://pandia.ru/text/77/425/images/image015_6.gif

https://pandia.ru/text/77/425/images/image016_3.gif

https://pandia.ru/text/77/425/images/image017_4.jpg
https://pandia.ru/text/77/425/images/image018_2.gif
https://pandia.ru/text/77/425/images/image019_3.gif
https://pandia.ru/text/77/425/images/image020_3.gif
https://pandia.ru/text/77/425/images/image021_2.gif
https://pandia.ru/text/77/425/images/image022_3.gif

Ответ (-3;2)

Решение системы 3 вызывает у учащихся затруднение. Известными способами эту систему не решить.

4 - Постановка учебной задачи.

Учащиеся формулируют цель урока: “Научиться решать системы новым способом”. А каким способом, попробуем его определить.

А сначала поработаем устно:

- Вспомните определение графика уравнения с двумя переменными

-  Что называется решением системы? ( решением системы двух уравнений с двумя переменными является пара чисел, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство)

-  Что значит решить систему уравнений .( Решить систему – значит найти все ее решения или доказать, что решений нет.)

 Ребята, вспоминаем недавно изученный графический способ решения уравнений. ( вспоминают алгоритм)

Нельзя ли его применить к решению систем?  Ответы учащихся.

Давайте посмотрим презентацию.

5– Построение проекта выхода из затруднений.

Совместное создание алгоритма решения систем:

При просмотре презентации постарайтесь составить алгоритм решения систем уравнений ещё одним способом .  

  Итак, тема нашего урока «Графический способ решения систем уравнений» записать в тетрадь.

 Вывод: чтобы  решения систем уравнений графическим способом:

  1. Построить в одной системе координат графики уравнений, входящих в систему.
  2. Найти координаты точек пересечения графиков.
  3. Записать ответ.

А теперь давайте составим  алгоритм решения систем уравнений:

- выразить переменную У через Х (если возможно);

- построить график каждого уравнения;

-  найти координаты точки пересечения графиков.

 - Записать ответ.

Координаты любой точки построенного графика являются решением уравнения, следовательно координаты каждой точки пересечения являются решением системы уравнений.

Учащиеся читают записанный алгоритм в тетрадь.

А теперь давайте вернемся к системе № 3.  На доске учащиеся решают систему.

https://pandia.ru/text/77/425/images/image030_0.jpg

Физминутка.

Разомнемся. Выйдите из-за парт. Покажите движением графики уравнений с двумя переменными:
Прямая
Парабола
Окружность
Кубическая парабола
А как показать гиперболу? (крылья бабочки)

6. – Первичное закрепление (работа у доски по учебнику)

Решить графически систему уравнений

2.jpg (26134 bytes)

С помощью графиков решите систему уравнений

https://pandia.ru/text/77/425/images/image034_1.jpg

7. -Самостоятельная работа с самопроверкой. По вариантам. Упражнения взяты из “Сборника заданий для проведения экзамена по алгебре за курс основной школы”

1) Решите графически систему.

1 вар. https://pandia.ru/text/77/425/images/image035_0.gif                                2 вар. https://pandia.ru/text/77/425/images/image036_1.gif

2) С помощью графиков определите: сколько решений имеет система уравнений

1 вар. https://pandia.ru/text/77/425/images/image037_1.gif                                            2 вар. https://pandia.ru/text/77/425/images/image038_1.gif

Решение  – 1 вариант.

https://pandia.ru/text/77/425/images/image039_0.jpg

https://pandia.ru/text/77/425/images/image041_0.jpg

Решение  – 2 вариант

https://pandia.ru/text/77/425/images/image040_0.jpg


https://pandia.ru/text/77/425/images/image042_0.jpg

8.-Итог урока .
9.-Рефлексия.

Рефлексия:
- Если мало чего понятного и придется разбираться ещё раз с этим материалом, то вы у подножья горы;
- Если все предельно понятно, но вы не уверены в своих силах, то вы на пути к вершине;
- Если нет ни каких вопросов, и вы чувствуете власть над данной темой, то вы на пике.

10.-Задание на дом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Графический способ решения систем уравнений"

Урок  по теме "Графический способ решения систем уравнений"  можно провести в классах, где достаточно знают и умеют работать по программе EXSEL.  С целью этого урока является расширить ...

Интегрированный урок алгебры и информатики в 9-м классе по теме: "Графический способ решения систем уравнений"

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний по темам: Графический  способ решения систем уравнений в системе ЭТ (Microsoft Excel). Оборудование и материалы: 12 ПК (установлена операцио...

Использование компьютерных технологий при изучении темы: «Графический способ решения систем уравнений» - алгебра 9 класс Конспект комбинированного урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).

Данное пособие составлено как методическая разработка для проведения уроков по алгебре в 9 классе по теме «Графический способ решения систем уравнений» (в тематическом планировании - 2 часа).Пособие с...

Урок алгебры в 9 классе по теме "Графический способ решения систем уравнений"

Урок закрепления изученного материала по данной теме....

Интегрированный урок алгебры и информатики в 9-м классе по теме: "Графический способ решения систем уравнений"

Интегрированный урок алгебры и информатики в 9-м классе по теме: "Графический способ решения систем уравнений"учитель: Колосовская Елена Викторовна...