конспект урока: Арифметическая прогрессия
план-конспект урока по алгебре

Раднаева Раиса Геннадьевна

Ввести понятия арифметической прогрессии; рекуррентной формулы и формулы n-го члена; характеристическое свойство, которым обладают члены арифметических прогрессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_arifmeticheskaya_progressiya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бортойская средняя общеобразовательная школа»

                             

                                 

 

Тема: «Арифметическая прогрессия»

(Алгебра, 9 класс)

Автор: Раднаева Р.Г.

учитель математики МБОУ «Бортойская СОШ»

        

у. Бортой, 2022 г

Класс:9

Название курса: Алгебра

Название темы: Арифметическая прогрессия

Автор: Раднаева Раиса Геннадьевна

УМК:  Учебник Алгебра 9 класс А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

Тема: «Арифметическая прогрессия»

Цели урока: Формирование понятия арифметической прогрессии как одного из видов последовательностей, введение рекуррентной формулы и формулы n-го члена.

 Задачи урока:
Образовательные - ввести понятия арифметической прогрессии; рекуррентной формулы и формулы n-го члена; характеристическое свойство, которым обладают члены арифметических прогрессий.

Развивающие - вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.

Воспитательные - содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.

УДД:

Познавательные: освоение  нового способа деятельности, применение способов действий (формул) к новым ситуациям.

Личностные: формирование мотивации, развитие познавательного интереса, осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: работа с информацией, работа  в коллективе, в группе, умение грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: таблица «Арифметическая и геометрическая прогрессии»; индивидуальные карточки.

 

Структура урока:

1.Организационный этап.

2. Новая тема

3. Закрепление

4. Самостоятельная работа

5. Подведение итога и домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Новая тема

Откройте тетради и запишите новую тему урока «Арифметическая прогрессия».

Прежде чем пройти новую тему, повторим предыдущую тему. Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

  1. Что называется числовой последовательностью?
  2. Как можно задать числовые последовательности?
  3. Какой способ называется рекуррентным?

  Из всех числовых последовательностей особо выделяют две. Их назвали прогрессиями. В силу своих особенностей, или закономерностей, одну прогрессию назвали арифметической, другую – геометрической. Слово «прогрессия» (с латинского) буквально означает «движение вперёд» (как и слово «прогресс»). Задачи на обе прогрессии встречаются у вавилонян, в египетских папирусах, в древнекитайском трактате «Математика в 9 книгах».

Теперь рассмотрим следующие числовые последовательности:

                                                      1,2,3, ……..

2004, 2008, 2012, 2016, ….

                                                      -5, -7,-9,-11, ….

Ответьте на вопрос: Что характерно для этих числовых последовательностей?

  В этих последовательностях каждый последующий член отличается от предыдущего на одно и то же число. Такие последовательности называются арифметическими прогрессиями. Теперь попробуйте сформулировать определение арифметической прогрессии.

Определение: Арифметическая прогрессия – это числовая последовательность, в которой каждый последующий член, начиная со второго, отличается от предыдущего на одно и то же число.

  Теперь, используя определение, запишем рекуррентную формулу арифметической прогрессии.

аn+1  = аn   +  d,

где аn – предыдущий член,

 аn+1-последующий член,  

 d – разность арифметической прогрессии

d = аn+1  -  аn

Используя рекуррентную формулу, решаем N715

Теперь решим такую задачу: Найдите а100, если задано a1=5 и d=-2.

Как вы думаете, каким образом проще найти значение а100?

Удобно ли применять рекуррентную формулу?

Для того, чтобы найти а100, надо знать формулу n-го члена арифметической прогрессии. Давайте выведем эту формулу.

                    a2=a1+d

                    a3=a2+d=a1+d+d=a1+2d

                    a4=a3+d=a1+2d+d=a1+3d

                     ……………………………

аn  = а1 + (n – 1) d –формула n-го члена арифметической прогрессии

Используя данную формулу, решаем N717; 719

  1. Закрепление

Выполните самостоятельную работу.

Самостоятельная работа

  1. Найдите четыре первых члена арифметической прогрессии, первый член которой равен 2,8 и разность равна -3,2.
  2. В арифметической прогрессии (an) известны а1= -1,2 и d=3. Найдите:

а) а4                    б) а8                 в) а40

3. Найдите разность и двадцатый член арифметической прогрессии  -5, -7, -9,…

4. Подведение итогов

5. Домашнее задание: Выучить определение и формулы; решить N 716, 718


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока "Арифметическая прогрессия"

Презентация урока "Арифметическая прогрессия" для 9-х классов....

Презентация к открытому уроку "Арифметическая прогрессия" по алгебре в 9 классе

Это урок повторения формул арифметической прогрессии и формирование навыков  работы с ними. Выполнен в виде презентации. Содержит все этапы урока: проверка домашнего задания, повторение формул, п...

Конспект урока "Арифметическая прогрессия"

Данная разработка  может быть использована по программе 9 класса любого действующего учебника по алгебре из Федерального комплекта. Поскольку прогрессии изучаются только в 9 классе, и больше прог...

Урок "Арифметическая прогрессия"

Урок по алгебре в 9 классе.Тема   урока  «арифметическая прогрессия».Цель урока: Сформировать понятие арифметической прогрессии, формулы   n-го члена арифметической прог...

Конспект урока: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (алгебра, 9 класс)

Обобщение и систематизация знаний по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия", развитие математического мышления учащихся и вычислительных навыков, воспитание интереса к математике...

Конспект урока "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Цель урока: сформировать представление об арифметической и геометрической прогрессии; вывести формулу  n-го члена арифметической и геометрической прогрессии, закрепить   при решении...

Методическая разработка урока "Арифметическая прогрессия"

Методическая разработка урока "Арифметическая прогрессия. Обобщающий урок по данной теме....