Урок алгебры по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии», 9 класс
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Урок изучения новой темы.
Цель урока: Изучение понятия «прогрессия», виды прогрессий, их определение, свойства, формула n-го члена.
Во время урока обучающиеся познакомятся с определением арифметической и геометрической прогрессии. Рассмотрят свойства прогрессий. В ходе решения практических задач выведут формулу п-го члена арифметической прогрессии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Боровская Татьяна Андреевна
учитель математики и экономики
МОУ «Седановская СОШ»
Алгебра 9 класс
Цель урока: Изучение понятия «прогрессия», виды прогрессий, их определение, свойства, формула n-го члена.
Задачи урока:
- Определение понятий арифметической и геометрической прогрессии, формирование умений работать с формулой n-го члена прогрессии.
- Изучить определение арифметической и геометрической прогрессии; вывести формулу n-го члена; сформировать навыки применения формулы при решении упражнений.
- Развивать математическое мышление – умение применять ранее изученный материал о последовательностях; умение выстраивать логическую цепочку доказательств, аргументировать способ решения. Формирование грамотной математической речи.
- Воспитание самостоятельности, трудолюбия, внимания, чувства ответственности и общематематической культуры.
Планируемые результаты:
Предметные
Обучающиеся научится:
- распознавать арифметическую и геометрическую прогрессию;
- применять формулы n-го члена прогрессии в ходе решения практических задач;
- находить неизвестный член прогрессии;
- применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- аргументировать своё решение, выбирать задания, соответствующие знаниям, излагать информацию, обосновывая свой собственный подход.
Личностные
- контролировать процесс и результат учебной математической деятельности формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности;
- формирование устойчивого интереса к творческой и индивидуальной деятельности;
- учится проявлять самостоятельность в различных видах деятельности;
- работать над осознанием ответственности за общее дело;
- формирование установки на здоровый образ жизни.
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математической задачи.
Метапредметные
Регулятивные - формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
Познавательные - умение проводить исследование, анализировать, сравнивать, извлекать из личного опыта, дифференцировать, делать выводы;
- оценивать результаты своей деятельности;
- умение структурировать полученную информацию, выбирать главное;
- умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности
Коммуникативные - умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности предметной и интеллектуальной.
- формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию, извлекаемую, в том числе из субъектного опыта, в словесной, символической формах;
-распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
Тип урока: Урок первичного изучения материала, систематизация полученных знаний.
Форма урока (вид): традиционная с элементами проблемного, исследовательского и практического обучения.
Методы обучения:
- Традиционные: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный – при решении упражнений.
- Нетрадиционные: проблемный (при построении выведения определений и формул); частично-поисковый (при работе над формулой n-го члена и при выполнении заданий на повторение), исследовательский (вывод формул).
Формы работы учащихся: Групповая работа (в парах), фронтальная и индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация.
Средства обучения: контрольный дидактический материал, включающий задания разного уровня сложности для проверки уровня усвоения учебного материала.
План урока:
1. Организационный этап.
Проверка готовности обучающихся.
2. Повторение пройденного материала.
Выполнение заданий по карточке (ОГЭ № 11, заполнение бланков).
3. Актуализация знаний.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Введение в тему занятия - постановка проблемы, формулирование цели, учебных задач урока.
4. Основной этап.
Изучение новой темы. Вывод формул.
5. Работа письменно.
Закрепление полученных знаний – выполнение заданий на решение практических задач.
6. Подведение итогов урока.
Проверь себя.
Рефлексия. Синквейн.
Оценка деятельности.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Здравствуйте, ребята!
Каждый новый день, тем более весенний - повод для радости, интересных встреч (сегодня на уроке у нас присутствую гости) и повод удивительных открытий.
Предлагаю вам сегодня на уроке открыть что-то новое, интересное, удивительное в мире математики.
Вам сегодня на уроке понадобится рабочая тетрадь, ручка.
Отройте тетрадь, запишите сегодняшнее число. Классная работа.
2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
По традиции предлагаю начать урок с повторения изученного материала. На предыдущих уроках мы завершили изучение темы «Функции и их свойства». Эта тема встречается в ОГЭ – задание № 11. Сейчас вам необходимо выполнить задание по карточке и занести свои ответы в бланк. На выполнение задания 5 минут.
Проверьте свои ответы, оцените работу.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
На доске записаны (на карточках) различные последовательности. Ребятам необходимо увидеть закономерность разделить их на группы.
- 1, 2, 3, 4, 5…
- 1; 0,1; 0,01; 0,001; 0,0001…
- 10, 14, 18, 22, 26…
- 9, 9, 9, 9…
- -5, -10, -20, -40, -80…
- 1,
- -2, -4, -6, -8, -10…
Задание заключалось в классификации этих последовательностей. Классифицировать последовательности они могли по-разному, в зависимости от правил составления той или иной последовательности. При проверке выполнения задания рассматриваются все возможные варианты и обсуждаются.
В результате обсуждения получены две группы последовательностей, от учащихся требуется сформулировать правило, по которому они составлены.
Молодцы! Вы разделили последовательности на две группы, каждая из которых имеет своё название.
Подписать последовательности.
И так тема нашего урока «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Что мы будем делать на уроке?
Цель урока: Изучить понятия «прогрессия», виды прогрессий, их определение и свойства.
Мы будем сегодня: узнавать что-то новое, изучать, выводить формулы, применять их на практике.
Мотивация изучения нового материала вытекает из потребностей обучающихся более детально изучить полученные группы последовательностей.
4. ОСНОВНОЙ ЭТАП
4.1. Вывод определения арифметической и геометрической прогрессии, работа над определением.
ИСТОРИЯ
Термин «прогрессия» имеет латинское происхождение (progression) и означает «движение вперед» (как слово «прогресс»). Этот термин впервые был введен римским автором Боэцием, жившем в 6 веке.
Этим термином в математике прежде называли всякую последовательность чисел, построенную по такому закону, который позволяет неограниченно продолжать эту последовательность в одном направлении.
Первые из дошедших до нас задачи на прогрессии связаны с запросами хозяйственной жизни и общественной практики, как, например, распределение продуктов, деление наследства и т.д.
На связь между прогрессиями первый обратил внимание великий Архимед.
Выделяют два важных частных вида прогрессий – арифметическая и геометрическая – эти названия сохранились с древних времён.
Так что же такое арифметическая и геометрическая прогрессия? Давайте разбираться подробно.
Мы с вами распределили последовательности на две группы. Заметили отличия.
Арифметическая прогрессия | Геометрическая прогрессия |
1) 1, 2, 3, 4, 5… d = 1 2) 10, 14, 18, 22, 26… d = 4 3) -2, -4, -6, -8, -10… d = -2 4) 9, 9, 9, 9, 9… d = 0 | 1) 1; 0,1; 0,01; 0,001… q = 0,1 2) -5, -10, -20, -40, -80… q = 2 3) 1, q = 4) 9, 9, 9, 9… q = 1 |
Определение: Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом. Другими словами, это числовая последовательность а1, а2, а3,…,аn, в которой для любого натурального n выполняется условие: an+1 = an + d, где d – некоторое число. d = an+1 – an – разность арифметической прогрессии. | Определение: Геометрической прогрессией называется последовательность отличных от нуля чисел, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число. Иначе говоря, это числовая последовательность b1, b2, b3,…, bn, в которой для любого натурального n выполняются условия: bn+1 = bn * q, где b, q – некоторые числа, не равные нулю. – знаменатель геометрической прогрессии |
4.2. Свойства арифметической прогрессии
Сегодня предлагаю более подробно рассмотреть АРИФМЕТИЧЕСКУЮ ПРОГРЕССИЮ
Давайте рассмотрим наши последовательности.
1) 1, 2, 3, 4, 5… d = 1
2) 10, 14, 18, 22, 26… d = 4
3) -2, -4, -6, -8, -10… d = -2
4) 9, 9, 9, 9, 9… d = 0
Мы видим, что в каждой последовательности d имеет разный знак. Что заметили?
СВОЙСТВА ПРОГРЕССИИ
- Если в арифметической прогрессии разность положительна (d>0), то прогрессия является возрастающей.
- Если в арифметической прогрессии разность отрицательна (d<0), то прогрессия является убывающей.
- В случае, если разность равна нулю (d=0) и все члены прогрессии равны одному и тому же числу, последовательность называется стационарной.
4.3. Вывод формул n-го члена арифметической прогрессии.
Для решения некоторых задач по физике, геометрии, биологии, химии, экономике, строительному делу используются формулы арифметической и геометрической прогрессии.
Например, вы решите оформить вклад в банке, то проценты по вкладу будут начисляться по схемам сложных и простых процентов. Простые проценты – увеличения первоначального вклада в арифметической прогрессии, сложные проценты – увеличение в геометрической прогрессии.
В этом году вам предстоит сдавать экзамен. В задании № 14 вам предстоит применить знания на нахождение прогрессии.
Давайте рассмотрим одну из задач.
ЗАДАЧА № 1
В амфитеатре 10 рядов. В первом ряду 25 мест, а каждом следующем на 3 места больше, чем в предыдущем. Сколько мест в восьмом ряду амфитеатра?
Нам нужно посчитать а8.
a1 = 25; d = 3.
a2 = 25+ 3 = 28
а3 = 28 + 3 = 31
а4 = 31 + 3 = 34 и т. д.
a1;
a2 = a1 + d
а3 = а2 + d = a1 + 2d
а4 = а3 + d = a1 + 3d
аn = а1 + d(n – 1) – формула n-го члена арифметической прогрессии
Воспользуемся формулой для арифметической прогрессии:
A8 = a1 + (8 − 1)⋅d = 25 +7 ⋅ 3 = 46.
Ответ: 46
5. РАБОТА ПИСЬМЕННО
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Стр. 151 № 575, № 577.
Предлагаю вам решить ещё несколько задач из жизни (КАРТОЧКА).
ЗАДАЧА № 2
При проведении опыта вещество равномерно охлаждали в течение 10 минут. При этом каждую минуту его температура уменьшалась на 6∘C. Найдите температуру вещества в градусах Цельсия через 4 минуты после начала опыта, если начальная температура вещества составляла − 7∘ C. (Источники: Банк ФИПИ)
РЕШЕНИЕ:
а1 = -7; d = - 6.
Нам нужно посчитать а5, воспользуемся формулой для арифметической прогрессии:
a5 = a1 + (5 − 1)⋅d = −7 + 4 ⋅(− 6) = −7 − 24 = −31.
Ответ: -31
ЗАДАЧА № 3
Витя решил сделать садовую лестницу с таким расчетом, чтобы нижняя ступенька имела длину 50 см, а каждая из следующих 12 ступенек была на 2 см короче предыдущей. Какой длины должна быть верхняя ступенька лестницы?
Дано: ; ; .
Найти:
Решение:
Ответ: 26 сантиметров.
ЗАДАЧА № 4
Курс воздушных ванн начинают с 15 мин. в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1 час 45 минут?
Дано: а1= 15 мин; d = 10; an = 1ч 45 мин = 105 мин.
Найти: n = ?
Решение:
an = a1+ d · (n - 1)
105 = 15 + (n – 1) · 10
105 = 15 +10 n – 10
-10n = 15 – 10 – 105
-10n = -100
n = 10
Ответ: 10 дней
ЗАДАЧА № 5
3 марта на лужайке из-под снега показались три цветка. Каждый следующий день цветов появлялось на одно и то же количество больше, чем в предыдущий. Сколько цветов появилось из-под снега через 5 дней, если 4 марта на лужайке было 5 цветков.
РЕШЕНИЕ:
а1 = 3; а2 = 5.
d = а2 – а1 = 5 – 3 = 2
Нам нужно посчитать а6, воспользуемся формулой для арифметической прогрессии:
A6 = a1 + (6 − 1)⋅d = 3 + 5 ⋅ 2 = 13.
Ответ: 13 цветков.
Какой это будет день? Международный женский день.
Поздравляю всех девочек и наших педагогов с наступающем праздником. Всем весеннего настроения, счастья, море внимания и цветов.
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Проверь себя
Истинно или ложно каждое высказывание?
1. В арифметической прогрессии 2,4; 2,6; … разность равна 2.
2. В геометрической прогрессии 0,3; 0,9; … третий член равен 2,7
3. 11-ый член арифметической прогрессии, у которой равен - 0,2
4. Последовательность чисел, кратных 5, является геометрической прогрессией.
5. Последовательность степеней числа 3 является арифметической прогрессией.
Проверка ответов
- + + - -
Что мы сегодня научились делать?
Домашняя работа.
Рефлексия
СИНКВЕЙН
1-я строка – _________________________________(тема называется одним словом – обычно существительным).
2-я строка – _________________________________________ (описание темы в двух словах – два прилагательных).
3-я строка – _________________________________________________(описания действия в рамках этой темы - три глагола).
4-я строка – ________________________________________________(фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме урока).
5-я строка – _____________________________________(существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы).
Мы сегодня только познакомились с арифметической и геометрической прогрессией. Мы будем работать по этой теме ещё несколько уроков.
Ну, а сегодня мне хотелось сказать всем большое спасибо.
Приложение
ЗАДАЧИ
№ 1. В амфитеатре 10 рядов. В первом ряду 25 мест, а каждом следующем на 3 места больше, чем в предыдущем. Сколько мест в восьмом ряду амфитеатра?
№ 2. При проведении опыта вещество равномерно охлаждали в течение 10 минут. При этом каждую минуту его температура уменьшалась на 6∘C. Найдите температуру вещества в градусах Цельсия через 4 минуты после начала опыта, если начальная температура вещества составляла − 7∘ C.
№ 3. Витя решил сделать садовую лестницу с таким расчетом, чтобы нижняя ступенька имела длину 50 см, а каждая из следующих 12 ступенек была на 2 см короче предыдущей. Какой длины должна быть верхняя ступенька лестницы?
№ 4. Курс воздушных ванн начинают с 15 мин. в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1 час 45 минут?
№ 5. 3 марта на лужайке из-под снега показались три цветка. Каждый следующий день цветов появлялось на одно и то же количество больше, чем в предыдущий. Сколько цветов появилось из-под снега через 5 дней, если 4 марта на лужайке было 5 цветков.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Истинно или ложно каждое высказывание?
1. В арифметической прогрессии 2,4; 2,6; … разность равна 2.
2. В геометрической прогрессии 0,3; 0,9; … третий член равен 2,7
3. 11-ый член арифметической прогрессии, у которой а1 = - 4,2; d = 0,4, равен -0,2.
4. Последовательность чисел, кратных 5, является геометрической прогрессией.
5. Последовательность степеней числа 3 является арифметической прогрессией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" в 9 классе
В презентации содержатся материалы к обобщающему уроку по алгебре в 9 классе по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" ....
Методическая разработка урока математики в 9 классе по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Цель урока: формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенцийЗадачи урока:дидактические: систематизировать знания по теме арифметическая и геометрическая прог...

Урок алгебы в 9 классе по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия"
Урок алгебры в 9 классе по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии». На данном уроке обобщаются и закрепляются знания обучающихся по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия». П...

Технологическая карта урока алгебры 9 класс тема "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Урок алгебры в 9 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта урока содержит основные этапы урока обобщения, задания для фронтальной, индивидуальной и самостоятельной гр...

Урок обобщение по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Закрепление умений решать задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии, развивать навыки самостоятельной работы; умений оценивать работу товарищей; анализировать работу. Воспитывать самостояте...

Конспект урока по алгебре в 9-м классе на тему: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Урок обобщения исистематизации знаний по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия"...

Урок исследование по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" ( 9 класс)
Арифметическая и геометрическая прогрессии...











