Решение сложных математических задач
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Бушмелева Марина Олеговна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение сложных математических задач» ориентирована на обучающихся 9 классов и  разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе федеральной образовательной программы основного общего образования, с учетом примерной программы воспитания.

Программа курса носит обобщающий характер и направлена на закрепление умений и навыков, полученных в 7-9 классах средней школы, а также на расширение и углубление теоретических знаний по математике.

Содержание курса предполагает научить учащихся подбирать наиболее разумный ответ, формирует нестандартное мышление и математическую зоркость.

Актуальность курса обусловлена его практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при сдаче ОГЭ, а в дальнейшем ЕГЭ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_slozhnyh_matematicheskih_zadach.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение сложных математических задач» ориентирована на обучающихся 9 классов и  разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе федеральной образовательной программы основного общего образования, с учетом примерной программы воспитания, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 7 им. А. В. Мокроусова с углублённым изучением английского языка» на 202-2025 учебный год.

Программа курса носит обобщающий характер и направлена на закрепление умений и навыков, полученных в 7-9 классах средней школы, а также на расширение и углубление теоретических знаний по математике.

Содержание курса предполагает научить учащихся подбирать наиболее разумный ответ, формирует нестандартное мышление и математическую зоркость.

Актуальность курса обусловлена его практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при сдаче ОГЭ, а в дальнейшем ЕГЭ.

Цель: Программа курса «Подготовка к ОГЭ по математике», ориентирована на:

1. подготовку обучающихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами; оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении курса математики и подготовке к экзаменам.

2.Приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной школы.

3.  Решение различных по степени важности и трудности задач.

4. Объективную независимую процедуру оценивания учебных достижений обучающихся.

Задачи:

  1. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.
  2. Дать ученику возможность проанализировать свои способности;
  3. Помочь ученику выбрать профиль в дальнейшем обучении в средней школе.
  4. Повторить, обобщить и углубить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы;
  5. Расширить знания по отдельным темам курса «Математика 5-6», «Алгебра 7-9» и «Геометрия 7-9»;
  6. Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
  7. Компенсация недостатков в обучении математике.

Курс предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд метапредметных связей и направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.

Методы и формы обучения

- обучение через опыт и сотрудничество;

- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

- работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий – метод проектов;

- личностно-деятельностный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Для работы с учащимися применимы такие формы работы, как лекция и семинар, с использованием интернет-ресурсов, видеоуроков.

Место в учебном план МБОУ «СОШ № 7 им. А. В. Мокроусова с углублённым изучением английского языка»: программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Алгебра.

1.Числа, числовые выражения, проценты. Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями. Применение свойств для упрощения выражений. Тождественно равные выражения. Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по проценту.

2. Буквенные выражения. Выражения с переменными. Тождественные преобразования выражений с переменными. Значение выражений при известных числовых данных переменных.

3. Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби. Одночлены и многочлены. Стандартный вид одночлена, многочлена. Коэффициент одночлена. Степень одночлена, многочлена. Действия с одночленами и многочленами. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Способы разложения многочлена на множители. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей. Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ой степени, степень с рациональным показателем и их свойства.

4.Уравнения и неравенства. Линейные уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. Неравенства с одной переменной. Система неравенств. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод.

5. Прогрессии: арифметическая и геометрическая числовые последовательности. Разность арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы n членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.

6.Функции и графики. Понятие функции. Функция и аргумент. Область определения функции. Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке.

Функция, убывающая на отрезке. Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций. Графики степенных функций. Чтение графиков функций.

7. Текстовые задачи. Текстовые задачи на движение и способы решения. Текстовые задачи на вычисление объема работы и способы их решений. Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения.

8. Элементы статистики и теории вероятностей. Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая характеристика. Сбор и группировка статистических данных. Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило 7умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей.

Геометрия

9. Треугольники. Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний

треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.

10. Многоугольники. Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники.

11. Окружность. Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Площадь круга.

12. Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ГИА-9

Результаты обучения:

  1. Сформированная база знаний в области алгебры, геометрии.
  2. Устойчивые навыки определения типа задачи и оптимального способа ее решения независимо от формулировки задания
  3. Умение работать с задачами в нетипичной постановке условий.
  4. Умение работать с тестовыми заданиями.
  5. Умение правильно распределять время, отведенное на выполнение заданий

Ожидаемые результаты:

- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для итоговой аттестации в форме ОГЭ;

- развитие логического мышления, математического мышления и интуиции, необходимых для продолжения образования;

- формирование навыков самообразования, критического мышления, самоорганизации и самоконтроля, умения находить, формулировать и решать проблемы.

Система оценки достижений учащихся: предполагается выполнение тренировочных работ, участие в пробном экзамене. 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Задание

Тема

Кол-во

 часов

I

Модуль «Алгебра», 1 часть. Базовый уровень

11

Числа и вычисления

1

Алгебраические выражения

1

Анализ таблиц, графиков. Графики функций

1

Уравнения, неравенства и их системы

2

Простейшие текстовые задачи. Расчёт по формулам.

1

Элементы теории вероятностей.

1

Арифметическая и геометрическая прогрессии

1

Задачи практического содержания из блока № 1-5

3

       II

Модуль «Геометрия», 1 часть. Базовый уровень

5

Треугольники, четырёхугольники, многоугольники и их элементы

2

Окружность, круг и их элементы

1

Площади фигур

1

Фигуры на квадратной решётке. Анализ геометрических высказываний

1

III

Обобщающее повторение. Тестирование.

1


КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Дата проведения

По плану

Факт

I

Модуль «Алгебра», 1 часть. Базовый уровень

Числа и вычисления

Алгебраические выражения

Анализ таблиц, графиков. Графики функций

Уравнения и их системы

Неравенства и их системы

Простейшие текстовые задачи. Расчёт по формулам.

Элементы теории вероятностей.

Арифметическая и геометрическая прогрессии

Задачи практического содержания из блока № 1-5

Задачи практического содержания из блока № 1-5

Задачи практического содержания из блока № 1-5

       II

Модуль «Геометрия», 1 часть. Базовый уровень

Треугольники, четырёхугольники, многоугольники и их элементы

Окружность, круг и их элементы

Площади фигур

Фигуры на квадратной решётке. Анализ геометрических высказываний

III

Обобщающее повторение.

Решение тренировочных вариантов

Решение тренировочных вариантов


Учебно-методическое обеспечение:

  1. И.В.Ященко, А.Л. Семенов, А.С.Трепалин: ОГЭ(ГИА-9) -2024. Математика. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов.

М.: Издательство «Экзамен», 2024 г.

  1. Ященко И.В., Шестакова С.А... ОГЭ (ГИА-9) 2015. Математика. 3 модуля. Типовые текстовые задания/И.В. Ященко, С.А. Шестоков... Издательство «Экзамен», Москва 2024
  2. Макарычев Ю.Н. Алгебра, 7кл: учебник для общеобразовательных организаций   /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под редакцией С.А. Теляковского. -: Прсвещение,2022
  3. Макарычев Ю.Н. Алгебра, 8 кл: учебник для общеобразовательных организаций   /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под редакцией С.А. Теляковского. -: Прсвещение,2022
  4. Макарычев Ю.Н. Алгебра, 9 кл: учебник для общеобразовательных организаций   /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под редакцией С.А. Теляковского. -: Прсвещение,2022

Перечень сайтов

https://fipi.ru портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.

https://oge.sdamgia.ru Образовательный портал для подготовки к экзаменам

https://100ballnik.com/ подготовка к ОГЭ СтатГрад

http://www. edu. ru - Центральный        образовательный портал, содержит

нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование алгоритма ветвления при решении физико-математических задач на Паскале

Материал содержит разбор задач физико-математической направленности, для решения которых необходимо использовать ветвление. Среда программирования - язык Паскаль. Предназначен для использования на уро...

Рабочая программа факультативного курса по алгебре «Решение текстовых математических задач» в 8 классе

Данный факультативный курс сможет удовлетворить потребности учеников, склонных к более глубокому изучению математики, а также дает возможность проявиться каждому ученику. Преподавание факультатива стр...

Помощь в решении физико-математических задач в ОГЭ география №13

Краткое разъяснение решение задач в задании №13 ОГЭ...

Памятка к решению текстовых математических задач

При изучении математики самым трудным является решение текстовых задач, а также оформление этого решения. Эту проблему помогают решить семь вопросов, которые дают верное направление решению любой зада...

Дополнительные построения при решении сложных геометрических задач.

В структуру выпускного экзамена ЕГЭ по математике профильного уровня входит геометрическая задача на доказательство повышенной сложности, требующая от обучающихся всестороннего знания планиметрии. Важ...