материалы по алгебре для 11 класса "Комплексные числа"
учебно-методический материал по алгебре (11 класс)
Теоретический и практический материал по теме "Комплексные числа" для учащихся 11 класса. Алгебраическая и тригонометрическая форма комплексных чисел, действия с комлексными числами, записанными в алгебраической и тригонометрической формах. Контрольная работа для проверки усвоения темы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 167.89 КБ | |
| 223.99 КБ | |
| 285.26 КБ | |
| 61.24 КБ | |
| 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие комплексного числа
Комплексное число – это двумерное число.
Оно имеет вид
где и – действительные числа, – так называемая мнимая единица.
Число называется действительной частью () комплексного числа , число называется мнимой частью () комплексного числа .
– это ЕДИНОЕ ЧИСЛО, а не сложение.
Комплексные числа изображаются на комплексной плоскости.
Комплексная плоскость состоит из двух осей:
– действительная ось
– мнимая ось.
Построим на комплексной плоскости следующие комплексные числа:
, ,
, ,
, , ,
Числа , , – это комплексные числа с нулевой мнимой частью.
Числа , , – это, наоборот, чисто мнимые числа, т.е. числа с нулевой действительной частью. Они располагаются строго на мнимой оси .
В числах , , , и действительная и мнимая части не равны нулю. Такие числа тоже обозначаются точками на комплексной плоскости, при этом, к ним принято проводить радиус-векторы из начала координат (обозначены красным цветом на чертеже). Радиус-векторы к числам, которые располагаются на осях, обычно не чертят, потому что они сливаются с осями.
Сложение комплексных чисел
Пример 1
Сложить два комплексных числа ,
Для того чтобы сложить два комплексных числа нужно сложить их действительные и мнимые части:
Для комплексных чисел справедливо правило: – от перестановки слагаемых сумма не меняется.
Вычитание комплексных чисел
Пример 2
Найти разности комплексных чисел и , если ,
Действие аналогично сложению, единственная особенность состоит в том, что вычитаемое нужно взять в скобки, а затем – стандартно раскрыть эти скобки со сменой знака:
.
Рассчитаем вторую разность:
Здесь действительная часть тоже составная:
Умножение комплексных чисел
Пример 3
Найти произведение комплексных чисел ,
Очевидно, что произведение следует записать так:
Раскрываем скобки по правилу умножения многочленов:
Чтобы умножить многочлен на многочлен нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена (надо помнить, что и быть внимательными со знаками)
Как и сумма, произведение комплексных чисел перестановочно, то есть справедливо равенство: .
Деление комплексных чисел
Для выполнения этого действия нам понадобится понятие сопряжённого комплексного числа. Число называют сопряжённым для числа (и наоборот). Таким образом, – это пара сопряженных (по отношению друг к другу) чисел.
Пример 4
Даны комплексные числа , . Найти частное .
Составим частное:
Деление чисел осуществляется методом умножения знаменателя и числителя на сопряженное знаменателю число .
Cмотрим на наш знаменатель: . Сопряженным для него является .
Согласно правилу, знаменатель нужно умножить на , и чтобы ничего не изменилось, домножить числитель на то же самое число :
Далее в числителе нужно раскрыть скобки (перемножить два числа по правилу, рассмотренному в предыдущем пункте). А в знаменателе воспользоваться формулой (помним, что и не путаемся в знаках!!!).
Пример 5
В ряде случаев перед делением дробь целесообразно упростить, например, рассмотрим частное чисел: .
Перед делением избавляемся от лишних минусов: в числителе и в знаменателе выносим минусы за скобки и сокращаем эти минусы: . (ответ: )
Пример 6
Дано комплексное число . Записать данное число в алгебраической форме ( ).
Приём тот же самый – умножаем знаменатель и числитель на сопряженное знаменателю число, то есть на . Далее пользуемся формулой :
– обратите внимание, что исходное и полученное – это одно и то же число.
Пример 7
Даны два комплексных числа , . Найти их сумму, разность, произведение и частное.
Решение:
Найти сумму, разность, произведение и частное комплексных чисел
Найти сумму, разность, произведение и частное комплексных чисел
Найти сумму, разность, произведение и частное комплексных чисел
Предварительный просмотр:
Тригонометрическая форма комплексного числа
- Проверка дз, повторение действий с комплексными числами
Изобразите комплексные числа
- Найдите сумму, разность, произведение и частное: z1 и z2
- Решение уравнений на множестве комплексных чисел
Решить уравнение:
Тригонометрическая форма комплексного числа
Любое комплексное число (кроме нуля) можно записать в тригонометрической форме:
,
где – это модуль комплексного числа, а – аргумент комплексного числа.
Модулем комплексного числа называется расстояние от начала координат до соответствующей точки комплексной плоскости. Попросту говоря, модуль – это длина радиус-вектора, который на чертеже обозначен красным цветом.
Модуль комплексного числа стандартно обозначают: или
По теореме Пифагора легко вывести формулу для нахождения модуля комплексного числа: .
Аргументом комплексного числа называется угол между положительной полуосью действительной оси и радиус-вектором, проведенным из начала координат к соответствующей точке. Аргумент не определён для единственного числа: .
Из геометрических соображений получается следующая формула для нахождения аргумента:
.
Внимание! Данная формула работает только в правой полуплоскости! Если комплексное число располагается не в 1-й и не 4-й координатной четверти, то формула будет немного другой. Эти случаи мы тоже разберем.
Но сначала рассмотрим простейшие примеры, когда комплексные числа располагаются на координатных осях.
Пример 1
Представить в тригонометрической форме комплексные числа: , , , .
1) Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. Очевидно, что . Формальный расчет по формуле: .
Очевидно, что (число лежит непосредственно на действительной положительной полуоси). Таким образом, число в тригонометрической форме: .
Проверка:
2) Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. Очевидно, что . Формальный расчет по формуле: .
Очевидно, что (или 90 градусов). На чертеже угол обозначен красным цветом. Таким образом, число в тригонометрической форме: .
Проверка:
3) Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. Очевидно, что . Формальный расчет по формуле: .
Очевидно, что (или 180 градусов). На чертеже угол обозначен синим цветом. Таким образом, число в тригонометрической форме: .
Проверка:
4) Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. Очевидно, что . Формальный расчет по формуле: .
Аргумент можно записать двумя способами: Первый способ: (270 градусов), и, соответственно: . Проверка:
Однако более стандартно следующее правило: Если угол больше 180 градусов, то его записывают со знаком минус и противоположной ориентацией («прокруткой») угла: (минус 90 градусов), на чертеже угол отмечен зеленым цветом. Легко заметить, что и – это один и тот же угол.
Таким образом, запись принимает вид:
Внимание! Ни в коем случае нельзя использовать четность косинуса, нечетность синуса и проводить дальнейшее «упрощение» записи:
формулы для нахождения аргумента будут разными, это зависит от того, в какой координатной четверти лежит число . При этом возможны три варианта:
1) Если (1-я и 4-я координатные четверти, или правая полуплоскость), то аргумент нужно находить по формуле .
2) Если (2-я координатная четверть), то аргумент нужно находить по формуле .
3) Если (3-я координатная четверть), то аргумент нужно находить по формуле .
Пример 2
Представить в тригонометрической форме комплексные числа:
, , , .
- Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент.
Поскольку (случай 1), то . Таким образом: – число в тригонометрической форме.
- Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент.
Поскольку (случай 2), то – вот здесь нечетностью арктангенса воспользоваться нужно. К сожалению, в таблице отсутствует значение , поэтому в подобных случаях аргумент приходится оставлять в громоздком виде:
– число в тригонометрической форме. - Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент.
Поскольку (случай 1), то (минус 60 градусов).
Таким образом:
– число в тригонометрической форме.
А вот здесь, как уже отмечалось, минусы не трогаем.
Проверка:
– число в исходной алгебраической форме.
- Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. . Поскольку (случай 3), то . Таким образом: – число в тригонометрической форме.
Домашнее задание:
- Выполните сложение, вычитание, умножение и деление комплексных чисел:
- Запишите в тригонометрической форме комплексные числа:
- Решшите уравнение в комплексных числах:
Предварительный просмотр:
Действия с комплексными числами, записанными в тригонометрической форме
Повторение.
Записать числа в тригонометрической форме.
Умножение
При умножении комплексных чисел в тригонометрической форме их модули перемножаются, а аргументы складываются.
Пример 1.
Деление
При делении комплексных чисел их модули делятся, а аргументы вычитаются.
Возведение в степень
Натуральные степени мнимой единицы i.
Задание 1
Пример 3
Задание 2.
Вычислить
;
.
При возведении в степень, большую 2, удобно использовать тригонометрическую форму комплексного числа.
Если комплексное число представлено в тригонометрической форме , то при его возведении в натуральную степень модуль этого числа возводится в степень n, а аргумент умножается на n:
(формула Муавра)
Пример 4
Дано комплексное число , найти .
Сначала нужно представить данное число в тригонометрической форме:
Тогда, по формуле Муавра:
Угол в большинстве случае следует упростить. Для этого нужно избавиться от лишних оборотов. Один оборот составляет радиан или 360 градусов. Выясним сколько у нас оборотов в аргументе . Для удобства делаем дробь правильной: , после чего становится хорошо видно, что можно убавить один оборот: . Надеюсь всем понятно, что и – это один и тот же угол.
Таким образом, окончательный ответ запишется так:
Любители стандартов везде и во всём могут переписать ответ в виде:
(т.е. убавить еще один оборот и получить значение аргумента в стандартном виде).
Хотя – ни в коем случае не ошибка.
Пример 5
Вычислить , если ,
Задание 3
Дано комплексное число , найти . Полученный аргумент (угол) упростить, результат представить в алгебраической форме.
Решение: Представим число в тригонометрической форме: (это число Примера 8). Используем формулу Муавра :
Домашнее задание
- Вычислить:
;
;
; ![]()
- Вычислить
;
.
Предварительный просмотр:
Извлечение корней из комплексных чисел.
Как извлекать квадратные корни из отрицательных чисел:
, , , , и т.д. Во всех случаях получается два сопряженных комплексных корня.
Как извлечь корень из произвольного комплексного числа?
Рассмотрим уравнение , или, то же самое: .
Уравнение вида имеет ровно корней , которые можно найти по формуле:
, где – это модуль комплексного числа , – его аргумент, а параметр принимает значения:
Пример 1
Найти корни уравнения
Перепишем уравнение в виде
В данном примере , , поэтому уравнение будет иметь два корня: и .
Общую формулу можно сразу немножко детализировать:
,
Теперь нужно найти модуль и аргумент комплексного числа :
Еще более детализируем формулу:
,
Подставляя в формулу значение , получаем первый корень:
Подставляя в формулу значение , получаем второй корень:
Ответ: ,
При желании или требовании задания, полученные корни можно перевести обратно в алгебраическую форму.
Пример 2
Найти корни уравнения , где
Сначала представим уравнение в виде :
Если , тогда
Обозначим привычной формульной буквой: .
Таким образом, требуется найти корни уравнения
В данном примере , а значит, уравнение имеет ровно три корня: , ,
Детализируем общую формулу:
,
Найдем модуль и аргумент комплексного числа :
Число располагается во второй четверти, поэтому:
Еще раз детализируем формулу:
,
Корень удобно сразу же упростить:
Подставляем в формулу значение и получаем первый корень:
Подставляем в формулу значение и получаем второй корень:
Подставляем в формулу значение и получаем третий корень:
Очень часто полученные корни требуется изобразить графически:
Как выполнить чертеж?
Сначала на калькуляторе находим, чему равен модуль корней и чертим циркулем окружность данного радиуса. Все корни будут располагаться на данной окружности.
Теперь берем аргумент первого корня и выясняем, чему равняется угол в градусах: . Отмеряем транспортиром и ставим на чертеже точку .
Берем аргумент второго корня и переводим его в градусы: . Отмеряем транспортиром и ставим на чертеже точку .
По такому же алгоритму строится точка
Легко заметить, что корни расположены геометрически правильно с интервалом между радиус-векторами.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа №5
по теме «Комплексные числа»
Вариант 1
- Даны комплексные числа:
,
. Вычислите:
а)
; б)
; в)
; г)
.
- Вычислите: а) (2 - i)(2 + i) - (3 - 2i) + 7; б) i37.
- Представить следующие комплексные числа в тригонометрической форме:
а) 3; б) -5i; в) 1 + i; г)
.
- Комплексные числа представлены в тригонометрической форме:
;
. Вычислите:
; б) 
- Решите уравнения в комплексных числах:
а)
; б) 
Контрольная работа №5
по теме «Комплексные числа»
Вариант 2
- Даны комплексные числа:
,
. Вычислите:
а)
; б)
; в)
; г)
.
- Вычислите: а) (3 + i)(3 - i) - (6 + 2i) + 7; б) i 23.
- Представить следующие комплексные числа в тригонометрической форме:
а) -4; б) 2i; в) 1- i; г)
.
- Комплексные числа представлены в тригонометрической форме:
;
. Вычислите:
; б) 
- Решите уравнения в комплексных числах:
а)
; б) 
Подготовка к контрольной работе
- Даны комплексные числа:
,
. Вычислите:
а)
; б)
; в)
; г)
.
- Вычислите: а) (5 - i)(5 + i) - (7 - 2i) + 4; б) i26.
- Представить следующие комплексные числа в тригонометрической форме:
а) 4; б) -2i; в) 3 + 3i; г)
.
- Комплексные числа представлены в тригонометрической форме:
;
. Вычислите:
; б) 
- Решите уравнения в комплексных числах:
а)
; б) 
Домашнее задание
- Даны комплексные числа:
,
. Вычислите:
а)
; б)
; в)
; г)
.
- Вычислите: а) (4 + i)(4 - i) - (5 + 3i) + 2; б) i 35.
- Представить следующие комплексные числа в тригонометрической форме:
а) -5; б) 3i; в) 4 - 4i; г)
.
- Комплексные числа представлены в тригонометрической форме:
;
. Вычислите:
; б) 
- Решите уравнения в комплексных числах:
а)
; б) 
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 7класс "Степень числа"
Это презентация к уроку алгебры для 7 класса по теме "Степень числа"....

КОНСПЕКТ УРОКА 8 КЛАСС по алгебре "СТАНДАРТНЫЙ ВИД ЧИСЛА"
Школа: МАОУ Абатская СОШ №1.Учитель: Бурмистрова Елена Юрьевна.Класс: 8 класс.Тема урока: Стандартный вид числа.Тип урока: изучение нового материала.Основные цели: ü создать условия для усвоения...
Тематический тренажер для подготовки к ГИА по математике 9 класс, модуль "Алгебра", тема№1 "Числа и выражения. Преобразование выражений".
Для того, чтобы преодолеть нижний порог аттестации, необходима тематическая отработка знаний, умений и навыков ключевых тем алгебры. Данный материал подготовлен для отработки вычислительных навыков, н...
Тематический тренажер для подготовки к ГИА по математике 9 класс, модуль "Алгебра", тема№1 "Числа и выражения. Преобразование выражений".
Для того, чтобы преодолеть нижний порог аттестации, необходима тематическая отработка знаний, умений и навыков ключевых тем алгебры. Данные материалы взяты из официальный изданий ФИПИ и МИОО, учебнико...
Тематический тренажер для подготовки к ГИА по математике 9 класс, модуль "Алгебра", тема№1 "Числа и выражения. Преобразование выражений".
Для того, чтобы преодолеть нижний порог аттестации, необходима тематическая отработка знаний, умений и навыков ключевых тем алгебры. Данный материал взят из официальных изданий ФИПИ и МИОО, учебников,...

Разработка урока в 9 классе по алгебре по теме "Числа. Выражения. Преобразования"
Тема: Числа. Выражения. Преобразование. 9-й класс Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели урока: ·...

4.4. Наличие собственных опубликованных материалов (методических разработок, в том числе электронные публикации)
1. Опубликованная Методическая разработка по теме "Программа наставническва в организациях дополнительного образования" размещена на сайте Регионального модельного центра дополнительно...

























































































































































































































































