Устная работа на занятиях математики в системе СПО (из опыта работы)
статья по алгебре (11 класс)

Козловских Екатерина Валерьевна

Подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми компетенциями, является одной из основных задач учреждений СПО. Выпускники должны уметь грамотно и самостоятельно решать производственные задачи на основе своих знаний и умений и нести ответственность за результаты своей деятельности. Математика - это универсальный междисциплинарный язык, позволяющий изучать и описывать производственные объекты и процессы. Роль математики в формировании мышления обучающихся незаменима и наиболее актуальна в свете компетентностного подхода в образовании. Для специалистов технического профиля математика является фундаментальной основой профессиональной подготовки.

Обучение математике на основе индивидуальных особенностей ребенка способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и развитию их вычислительных навыков.   Обучение вычислениям вносит специфический вклад в развитие основных психических функций учащихся, способствуя развитию скорости мышления, внимания, памяти. Вычисления – основа для формирования умения пользоваться алгоритмами, логическими рассуждениями. Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т. д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений.

Данная тема в настоящее время актуальна, т. к. научиться быстро и правильно выполнять устные и письменные вычисления в начальной школе необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе; по математике обязательный экзамен в выпускных классах в форме ГИА; во многих учебных заведениях после окончания школы математика - один из главных предметов, является основой для технического образования; вычислительные навыки необходимы в практической жизни каждого человека, и в рыночных условиях математическая грамотность тоже необходима.

Основа математического образования закладывается впервые 5-6 лет обучения. В системе СПО, полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Кроме того, вычисления активизируют память учащихся, их внимание, стремление к рациональной организации деятельности.

В группах есть обучающиеся, для которых достижение уровня обязательной подготовки определенной стандартом математического образования – непростая задача, во многом из-за низкого уровня вычислительной культуры вчерашних школьников. Многие обучающиеся, которые поступают на 1 курс в наше образовательное учреждение, имеют недостаточно сформированные обще учебные умения и навыки, невысокий уровень обученности, низкий мотивационный компонент к учебно-познавательной деятельности, не любят этот предмет. Такие обучающиеся, при отсутствии своевременной помощи преподавателя, обречены на неуспеваемость в обучении. Даже если они хорошо разберутся в новой теме, то все равно при выполнении заданий будут допускать ошибки при вычислениях и в лучшем случаи за свой ответ получат отметку «удовлетворительно».

Еще одна проблема современных обучащихся, которая напрямую связана с вычислительной культурой, – нерациональность вычислений. Нужно обучать школьников не только выбирать и осуществлять рациональный путь выполнения упражнений и решения задачи, но и рационально записывать, то или иное решение. Умение хорошо и быстро считать поможет детям адаптироваться в быту.

Формирование вычислительных умений и навыков традиционно считается одной из самых «трудоемких» тем. Вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков на сегодняшний день является весьма дискуссионным в методическом плане. Широкое распространение калькуляторов ставит необходимость «жестокой» отработки этих умений под сомнение, поэтому многие не связывают хорошее овладение арифметическими вычислениями с математическими способностями и математической одаренностью. Однако внимание к устным арифметическим вычислениям является традиционным для образовательной школы. В связи с этим значительная часть заданий всех существующих сегодня учебников математики направлена на формирование устных вычислительных умений и навыков.

На современном этапе развития образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности студентов, которые способствуют не только формированию прочных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnaya_rabota_na_zanyatiyah_po_matematike.doc2.14 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)

Данный материал  участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....

«Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания» (из опыта работы)

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… »...

Система подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (из опыта работы)

В сообщении говорится о систематической и планомерной работе учителя по подготовке учащихся к устному итоговому собеседованию в 9 классе....

Система опыта работы по теме «Арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».

Данная система опыта работы описывает изучение и практическое обоснование эффективности применения нетрадиционных методов коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности обучающихс...

Статья. Система работы с одаренными школьниками на уроках географии. Из опыта работы

СОВРЕМЕННЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: «ОТКРЫВАЕМ РОССИЮ ЗАНОВО С УЧИТЕЛЯМИ ГЕОГРАФИИ!»Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Зырянов Андрей Владимиро...