Система опыта работы по теме «Арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».
материал

Борисова Ирина Александровна

 Данная система опыта работы описывает изучение и практическое обоснование эффективности применения нетрадиционных методов коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_opyta_raboty_borisova_i.a.docx97.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ ВО «Мстерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Система опыта работы по теме

«Арт-терапия  как метод психокоррекции

  в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями»

Педагог-психолог: Борисова Ирина Александровна

Мстера, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Условия возникновения и становления опыта.........................................................2

Актуальность...............................................................................................................4

Ведущая педагогическая идея………………………………………………………4

Теоретическая база опыта…………………………………………………………...4

Практическая значимость………………………………………………….............11

Технология опыта…………………………………………………………………..11

Результативность…………………………………………………………………...20

Адресная направленность………………………..………………………………..24

Список используемых источников....……………………………………………..25

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА

Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка  [1].

Ведущие психологи и психиатры признали данный метод самым эффективным и осторожным способом влияния на психическую сферу человека.  Данная методика способствует расслаблению, снятию стресса, дает возможность раскрыть внутренний мир, помогает преодолеть психологические травмы, кризисные состояния, а также содействует развитию познавательных процессов. Ограничения и противопоказания в данной технике отсутствуют, ее можно использовать в различных направлениях, таких как психотерапия, педагогика, социальная работа.   Коррекционная работа с использованием данного метода может  эффективно проводиться при работе с детьми разного возраста, как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии.

Обучающиеся  с интеллектуальной недостаточностью отличаются  недостаточным уровнем развития высших психический функций, мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера таких детей неустойчива. Они не способны к анализу, синтезу, обобщению, абстракции, мышление у данных детей характеризуется поверхностностью и конкретностью, развитие речи замедлено.  

Поведение детей с интеллектуальными нарушениями проявляется в импульсивности, необдуманности действий, гиперактивности, агрессивности, также они могут быть апатичны, замкнуты.

Результаты диагностических исследований уровня тревожности  показали наличие младших школьников с высоким уровнем тревожности в учреждении, также выявлена агрессивность. Замечено,  что современные дети  зачастую не отличаются эмпатией, не сочувствуют, не пытаются встать на место другого в спорной ситуации, лишь небольшое количество детей пытаются помочь, успокоить.

  Анализ результатов анкетирования педагогов и родителей показал необходимость проведения работы с детьми по развитию эмоционально-волевой сферы.

Цель данной работы – изучить и практически обосновать эффективность применения нетрадиционных методов коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Объектом изучения является процесс применения нетрадиционных методов в коррекционной работе.

Предмет изучения - содержание и организация коррекционный занятий с использованием арт-терапии,  способствующих развитию когнитивной и эмоционально-волевой сфер обучающихся  с интеллектуальной недостаточностью.

Гипотеза: систематическое использование на занятиях арт-терапии, как метода коррекции будет способствовать:

- развитию высших психических функций, мелкой моторики;

- речевому развитию;

- становлению благоприятного эмоционального фона;

-развитию творческих способностей.

Цель работы и выдвинутая гипотеза определили необходимость решения следующих задач:

  1. Изучить теоретическую базу методики  арт-терапии, ее виды.  
  2. Проанализировать и отобрать наиболее подходящие из видов арт-терапии для работы с  труднообучаемыми детьми.
  3. Ознакомиться с опытом работы педагогов, ведущих коррекционную работу с помощью арт-терапии.
  4. Разработать и апробировать коррекционно-развивающие занятия с использованием выбранных видов арт-терапии, применить в работе  и оценить эффективность результатов.  

           Для достижения цели и выполнения поставленных задач, мной был проведен анализ теоретических материалов  по  теме исследования. Были выявлены специфические особенности видов арт-терапии, как средств коррекции эмоциональной и познавательной сферы развития обучающихся  с интеллектуальной недостаточностью.

АКТУАЛЬНОСТЬ

  По данным статистики всех стран мира, количество детей с нарушением интеллекта с каждым годом растет.  Такие дети нуждаются в обязательной коррекции дефектов  развития, для максимально эффективной адаптации в обществе.  Использование арт-терапии в коррекционной работе  демонстрирует положительную динамику в развитии их познавательной и эмоционально-волевой сферы, этим обусловлен ее большой  психокоррекционный эффект.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Ведущей педагогической идеей опыта является возможность использовать инновационные методы и приемы арт-терапии,  как средства коррекции и развития познавательной и эмоционально-волевой сфер обучающихся с недостаточностью интеллекта.  

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества [1]. Кроме этого, арт-терапия является прекрасным способом безопасно для других олицетворить свое эмоциональное состояние.  

Термин «арт-терапия» придумал художник Адриан Хилл в сороковых годах XX века. Он был уверен, что творчество способно помочь людям справиться с депрессиями, фобиями, стрессом, а также облегчить психологическую нагрузку из-за тяжёлых физических заболеваний. Целительный эффект рисования Адриан почувствовал на себе, когда лечился от туберкулёза. Он отмечал, что создание пейзажей улучшает настроение и отвлекает от плохих мыслей. [5].

Большое  влияние  на  развитие  арт-терапии  оказала  также психолог Ханна Якса Квятковская, включившая ее в процесс диагностики  и  лечения  семей.  Работая  в  Национальном  институте  психического  здоровья  (National  Institute  of  Mental Health),  X.  Я.  Квятковская  установила,  что  художественная сессия  с  участием  всех  членов  семьи  действует  терапевтически и укрепляет семейные отношения в целом. Семейные рисунки  предоставляли  большое  количество  диагностической  информации  о  связях  между  членами  семьи  и  о  том, как они видят свои роли в семье [1].

Американский  арт-терапевт  Шон  МакНифф  рассматривает  «исцеляющее  творчество»  как  процесс,  включающий  в себя  ряд  стадий  создания  образа  и  последующей  рефлексии [1].

Данный метод популярен для психологической коррекции невротических и психосоматических нарушений среди детей имеющих проблемы в обучении  и социальной адаптации.

Арт-терапию рассматривают как инструмент эффективной психологической помощи, который помогает формировать здоровую и творческую личность, которая способна к самостоятельной социализации.

Главная цель данного метода коррекции - это гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. 

Несмотря на то, что данная методика была создана художником, терапевтическое рисование не несет в себе цель создание объекта искусства. Особые таланты и навыки являются совсем необязательными, выполненная композиция не будет оцениваться. Рисующий - это главный объект в арт-терапии. Главная цель данного метода коррекции - это гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. 

Задачи арт-терапии:

  • помочь личности сконцентрироваться, ощутить, почувствовать свой внутренний мир;
  • создать комфортные условия для личности, способствуеющие выразить себя в творческой  деятельности;
  • оказать помощь в безопасном выражении отрицательных эмоций;
  • способствовать  развитию высших психических функций;
  • усовершенствовать способности личности к рефлексии.
  • способствовать формированию адекватной самооценки.

Арт-терапия популярна для психологической коррекции невротических и психосоматических нарушений среди детей, имеющих проблемы в обучении  и социальной адаптации.  Большинство среди них - это  дети с интеллектуальными нарушениями.  Эффективность ее применения в работе с такими детьми  обусловлена рядом факторов: обучающиеся с недостаточностью интеллектуального развития не имеют потребности в познании, они обращают внимание на  яркое и необычное. Данный метод коррекции не требует развитых навыков и способностей, а заключается в простоте выполнения композиции, что привлекает детей с нарушениями когнитивной сферы  и не утомляет их, а также способствует развитию мелкой моторики,  познавательных процессов, развитию речи.В ходе коррекционной работы происходит ненавязчивое исцеление психики, создаются условия для творческого самовыражения.  Кроме этого  данный метод коррекции  можно  использовать для диагностических целей. Проанализировав полученное изображение, его формат и цветовую гамму,  можно получить данные об эмоциональном состоянии личности или об отношении его к какому- либо объекту.

Существует несколько причин для проведения  арт-терапии:

  • упрямство;
  • агрессия;
  • страхи; тики, заикание, навязчивости;
  • частая смена настроения;
  • задержки речевого и психического развития;
  • возбудимость или апатичность;
  • застенчивость и неуверенность в себе;
  • гиперактивность [13].

             Исследования психологов показывают, что на занятиях с использованием арт-терапии можно решить такие педагогические задачи как: воспитательные, коррекционные, диагностические, развивающие.

             В процессе занятия создаются условия в которых у обучающихся формируются коммуникативные навыки, сопереживание, бережные взаимоотношения с одноклассниками  и доброжелательные с педагогом. Это совершенствует уровень нравственного  развития детей, происходит усвоение общепринятых правил поведения. Мысли, чувства, желания, ребенок начинает понимать более глубоко.

          Коррекционно-развивающая работа, с использованием данного метода, оказывает положительное влияние на эмоционально-волевую и когнитивную  сферу личности.   Деятельность ребенка на арт-терапевтических занятиях значительно стимулирует развитие мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие высших психических функций. Различные техники арт-терапии благоприятно влияют на психику, делая более устойчивым эмоциональный фон.  Работа в данной технике, за счет своей простоты, как правило,   приводит к ситуации успеха на занятии, это создает условия для  формирования адекватной самооценки у обучающихся с заниженной  самооценкой.

           Результаты  диагностических исследований, полученных с помощью арт-терапевтических методик,  помогают определить эмоциональное состояние ребенка, определить и понять характер взаимоотношений в семье, в классе и определить место каждого обучающегося в коллективе.

Для проведения коррекционной работы с обучающимися можно использовать различные виды арт-терапии:

  • Цветотерапия.

Еще в древности люди использовали хромотерапию (лечение цветом). Они считали, что попадающие на сетчатку глаза цветовые лучи, исцеляюще влияют на весь организм.

     В России яркими представителями цветотерапии являются специалист в области психодиагностики Л.Н. Собчик, психолог Цыганюк И.И., арт-терапевт Эдьконик В.И. [5].

       Целью психологического воздействия с помощью цветотерапии является создание условий для формирования адекватной самооценки, развития  коммуникативных навыков и речевой деятельности, стабилизация психоэмоционального состояния.  

  • Сказкотерапия.

          Коррекционное воздействие происходит  посредством сказок, главный герой которых сам ребенок. Их сценария подразумевает проблемные события,  которые ребенок сам успешно преодолевает. Сказкотерапия признана эффективным приемом в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в когнитивной и поведенческой сфере.

Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи [13].    

  • Песочная терапия, проводится с помощью песка и стола с подсветкой,

объединяет в себе большое количество различных релаксационных упражнений, они способны снять двигательные стереотипы и судорожные движения и имеют колоссальное значение для развития психики ребенка.  Во время игры с песком развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук.  Создавая свою песочную страну, развивает в себе творческие способности и  фантазию.  

  • Терапия водой.

      Является одним из самых приятных для обучающихся способов коррекционного воздействия. Дети всегда тянутся к  воде, она дарит им приятные тактильные ощущения и возможность рецепторам развиваться.  Для коррекционной работы на занятии используется стол-ванночка, фартук, защищающий одежду ребенка, и различные инструменты для осуществления игр,  такие как лейка, сито, игрушки из резины  и пластика, шарики, рыбки, губки из поролона и др. Деятельность с водой поднимает настроение ребенка и тем самым благотворно виляет на эмоциональный фон.

  •        Игротерапия.

           Является психотерапевтическим методом, который направлен на психическое развитие и стабилизацию эмоционального фона, посредством материалов для игр и воображения.

           Ещё в далёком 1913 году Зигмунд Фрейд решил применить эту методику для работы с детьми. Он руководствовался тем, что ребёнок через игру проявляет свою активность и тем самым выявляет пассивные источники переживаний. Далее, почти через 20 лет, его примеру последовала Мелани Кляйн, которая предпочла в данном виде терапии занять роль наблюдателя. В своей работе она практиковала донесение до сознания малышей их собственного поведения и состояния через игру [13].

  • Музыкотерапия.

             Данный прием в арт-терапии  характеризуется  коррекционно-развивающим и релаксационным воздействием на психическое и эмоциональное состояние человека при помощи музыки.  

            О терапии музыкой известно уже несколько столетий. Еще во времена Пифагора, Платона и Аристотеля упоминалось о целебном воздействии музыки. Авиценна – знаменитый врач, применял музыку в лечении заболеваний нервной системы. В современном мире первые серьезные упоминания об использовании музыкотерапии датируются XIX веком, когда французский врач Эскироль начал внедрять прослушивание музыки в психиатрических лечебницах. Тогда доктор опирался лишь на собственную интуицию, но впоследствии терапия получила весомые научные обоснования. В настоящее время она активно используется в психиатрии и прочих сферах [13].

          Этот метод арт-терапии может быть использован в сочетании с другими. Выялено, что применяя этот прием в процессе коррекционной работы можно поспособствовать нормализации эмоционального фона и развитию коммуникативных навыков.          

  • Имаготерапия представляет собой театрализацию процесса психокоррекции

путем разыгрывания между психологом и обучающимся ситуации, травмирующей ребенка с позитивной стороны.

Метод был разработан и предложен советским психотерапевтом И. Е. Вольпертом в 1966 году[7].

 Имаготерапия насчитывает множество методов, подходов, упражнений. Каждый из них можно рассматривать как отдельную методику, но в аспекте имаго каждый метод работает именно с образами[5].      

  • Изотерапия -  это      терапия    с    помощью       рисования,    лепки и   другой

изобразительной деятельности.  

         Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие[5].  

          Данная деятельность позволяет ребенку имеющему ограниченные возможности здоровья выражать свои мысли и чувства, избавиться от внутренних конфликтов.  

        ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

 На данный момент существует множество методов и приемов, способствующих развитию детей: наглядные, словесные,  практические, самостоятельная работа,  работа под руководством педагога и т.д. Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью имеют низкий уровень развития высших психических функций. Эмоционально-волевая сфера таких детей неустойчива, они не имеют потребности в познании, не могут концентрировать внимание длительное время на одной деятельности, быстро утомляются. Кроме того, что в процессе коррекционной работы с ними, необходимо постоянно их стимулировать к деятельности, создавая ситуации успеха, нужно еще и  непрерывно привлекать их внимание,  удерживать интерес. Так как обучающиеся с дефектом психоэмоциональной сферы в основном удерживают внимание на чем-то ярком, необычном,  нужно использовать в коррекционной работе нетрадиционные методы. Такими и являются различные виды арт-терапии, поэтому  их нужно как можно больше включать в процесс коррекции с детьми с недостаточностью интеллектуального развития.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

  В своей психокоррекционной  работе применяю групповую и индивидуальную формы занятия. Групповая  -  проводится с 4-5 обучающимися и позволяет стимулировать развитие коммуникативных навыков и вырабатывать новые способы поведения, способствовать социальной адаптации.

Индивидуальную форму занятия использую при коррекционной работе с гиперактивными детьми или с обучающимися,  имеющими высокий уровень агрессии, так как индивидуальные особенности таких детей не дают им сосредоточиться на предложенной психологом информации в присутствии сверстников, а  невыдержанные  дети зачастую не могут придерживаться правил групповой игры и провоцируют конфликтные ситуации  между  участниками.  

Коррекционные занятия строю по следующей структуре:

  1. Ритуал приветствия - первый этап занятия, характеризуется созданием доброжелательной, доверительной атмосферы, побуждает обучающихся поздороваться, пожелать друг другу хорошего настроения и обратить внимание на положительные качества одноклассников.  Для организации приветствия я использую вербальные и невербальные средства общения.

Например на занятии «Твой друг» применяла такое приветствие, с использованием музыкотерапии (фрагмент занятия «Твой друг»):

Дети рассаживаются на ковре кругом, в центре круга расположена безопасная свеча на батарейках. Звучит спокойная приятна музыка.

Психолог:  Ребята, что вы видите в центре нашего круга? (свеча) Смотрите как колышется пламя свечи, красиво? (да) Предлагаю вам передать каждому по очереди эту свечу, попробуйте почувствовать тепло, которое от нее исходит и подарить частичку этого тепла друг другу, предлагаю вам повернутся к своему соседу справа и передать свечу, посмотреть на него улыбнутся и пожелать счастья!

Обучающиеся передают свечи друг другу, создавая положительный климат в коллективе.

           На занятии «Узнаем друг друга ближе», направленном на развитие коммуникативных навыков и создание условий для формирования положительного климата в коллективе,  использовала для ритуала приветствия арт-терапевтическое упражнение «Мое имя», в ходе него обучающимся раздавались бумажные кружки на которых нужно было изобразить символ своего имени.

         Психотерапевтические индивидуальные занятия с использование песочной терапии начинаются с приветствия песка.

Фрагмент урока «Таинственный песок»:

Педагог:   Мы пришли в этот класс, для того чтобы играть с песком. Мы вежливые, а вежливые люди всегда здороваются при встрече. Может быть поздоровается с песком? (ребенок отвечает положительно) Тогда опусти руки в песок. Что ты почувствовал? (он теплый, прохладный) А каким он тебе  кажется мокрым или сухим? Гладким или шершавым? (ответ ребенка). А сейчас попробуйте перевернуть ладони вверх, каким кажется сейчас песок теплым или прохладным? (ответы обучающегося). Попробуй поздороваться с песком каждым пальчиком.

         Такие приветствия помогают настроиться на занятие, успокоиться.

  1. Вторым этапом на занятии провожу разминку, она предусматривает деятельность, которая воздействуют на эмоциональный фон обучающихся, повышает уровень их активности.  Упражнения выбираю, учитывая эмоциональное состояние группы, которые помогают либо поднимать настроение и растормошить детей или, наоборот,  успокоить и снять эмоциональное возбуждение. Например, предлагаю построиться по  росту, по цвету волос и т.д., для воздействия на группу детей в возбужденном состоянии использую дыхательные гимнастики.

Фрагмент занятия «Самоконтроль»:

Психолог: Ребята, представьте, что вы воздушный шарик, вдыхайте, медленно,  через нос и наполняйте свои легкие  полностью воздухом, а теперь а теперь выдыхайте через рот, представляя, что шарик сдувается.

  1.  Следующим этапом идет основная часть занятия, которая содержит в себе психотехнические упражнения и приемы направленные на реализацию задач данного занятия. В приоритете использую многофункциональные техники, развивающие одновременно познавательные процессы, формирующие социальные навыки и стабилизирующие эмоционально волевую сферу.  

  К примеру, на занятии с элементами арт-терапии, «Атмосфера моря», ребятам было дано задание: пустой, безжизненный, серый аквариум превратить в яркий  кусочек моря, дети прорисовывали ярких рыб на голубом фоне. Тем самым были созданы условия для развития мелкой моторики и высших психических функций. Также в ходе работы применялся психотерапевтический метод -  цветотерапия, так как голубой цвет благотворно влияет на психику, оказывает расслабляющее действие, но в то же время помогает сконцентрироваться.

На данном этапе занятия чередую психофизическое состояние и чередую вид деятельности, например, интеллектуальную игру меняю релаксационным упражнением, а  подвижное состояние перевожу в спокойное.  Упражнения располагаю в последовательности, соответствующей  утомлению детей.

В ходе основной части занятия уделяю время психогимнастике. Этот метод эффективен в  работе с детьми с интеллектуальной недостаточостью, так как направлен на развитие и коррекцию различных сторон психики, развивает словесный язык чувств, поднимает мышечный тонус.  Все физические движения в психогимнастике  выражаются каким-либо образом фантазии, они насыщаются эмоциональным содержанием, объединяя деятельность мышления, эмоций и движения, а команды психолога подключают к этим процессам внутреннее внимание детей. Психогимнастические упражнения на занятиях совмещаю с музыкотерапией, которая помогает обучающимся расслабиться или наоборот внести четкость и ритмичность в движения.

  1. Четвертым этапом занятия является рефлексия. Он необходим для оценки эмоциональных, смысловых и содержательных деталей.  В ходе него выясняю, понравилось ли ребятам занятие, что получилось хорошо, а что плохо. Полученную информацию использую для корректировки следующих занятий. Задавая вопросы по итогу занятия, создаю условия для развития навыков рефлексии, способностей анализировать результат своей работы.

       Часто на данном этапе применяю цветотерапию. Предлагаю оценить ребятам свои успехи на уроке, используя цветные шарики,  как правило выбирая яркий цвет дети выражают положительное отношение к деятельности на занятии, черный или серый обозначает, что не все получилось.  Еще свое отношение к проведенному с ними занятию ребята выражают самостоятельно, рисуя смайлики настроения.

  1. На последнем этапе занятия провожу ритуал прощания. Например, игра «Лучики солнышка»,  в ходе которой по окончанию занятия дети встают вкруг, протягивая руки вперед, соединяют их в центре круга, прикасаясь друг к другу, пытаются почувствовать себя теплыми лучиками солнца. Игра сопровождается спокойной приятной музыкой.  

Корректируя эмоционально-волевую и познавательную сферу гиперактивных обучающихся, проводила следующие занятия с использованием музыкотерапии и  изотерапии, цветотерапии:

Занятие-путешествие «Путешествие на сказочную полянку»,  в ходе него младшие школьники  мысленно переносились на лесную поляну посредством спокойной музыки и упражнений на релаксацию, благодаря этим упражнения снималось мышечное напряжение.  На данном этапе занятия применялась музыка со звуками пения птиц, она помогала отстраниться от реальности и перенять атмосферу лесной поляны.

         Энергичная музыка помогала на занятии для проведения подвижных игр, которые дети младшего школьного возраста очень любят, их  воздействие заключалось  в сплочении коллектива и повышении коммуникативных навыков.  

На данном занятии,  как арт-терапевтический метод,  использовалась техника эбру.  Дети с удовольствием занимались рисованием краской по сгущеной воде. Эта деятельность благотворна влияла на развитие моторики пальцев и кистей рук, что в свою очередь оказывало благотворное влияние на развитие высших психических функций.

В процессе занятия обучающимся предлагалось выполнить  задание в технике эбру «Укрась небо радугой».  Дети,  создавая композицию, использовали яркие цвета, тем самым положительно влияя на психику, как доказывает цветотерапия.

На занятие-путешествии «Нас приветствует Разноцветная страна» обучающиеся путешествовали в сказочную страну, в которой по вине злого волшебника, исчезли все яркие краски и все стало черно-серое. Ребята с радостью украшали тусклые  замки на ватмане бумаги яркими красками, придумывали волшебные цветы и растения, которые могли бы сделать спасенную страну еще красивей.

Итог занятия предусматривал то, что ребята, работая со старанием и положительными эмоциями,  наполнили волшебную страну яркими красками и добротой, которая победила злые намерения темного волшебника. Такое завершение занятия способствовало формированию у детей оптимистичного настроя и уверенности,  что добро всегда победит зло.

Задания, применяемые в ходе занятия,  создавали условия для  развития мелкой моторики, а коллективная работа обучающихся способствовала развитию коммуникативных навыков.

В ходе занятия с арт-терапевтическими техниками совмещаю дыхательную гимнастику. Примером служит занятие «Мой добрый друг». Обучающиеся выполняли задание в нетрадиционной технике рисования трубочками, они карандашом прорисовывали лицо своего друга, на этапе рисования волос ребята просто ставили кляксы, а следующим действием с помощью обычной коктейльной трубочки,  раздували эти кляксы, они расходились в разные стороны, образуя забавные образы.

Фрагмент занятия  «Мой добрый друг»

        Педагог читает ребятам психотерапевтическую сказку о дружбе   «Как  мальчик Петя стал добрым», задает вопросы по прочитанному, обучающиеся обсуждают поступки добрых друзей, из ценность.

Педагог:  Ребята, а у вас есть добрые друзья?

Ответы детей: Да!

Педагог: Закройте глаза и пока я буду считать до 10, представьте своего лучшего друга или подругу.

(дети закрывают глаза)

Педагог: А вы сможете вспомнить, за что вы благодарны своему другу? Какие хорошие поступки он совершил? За что вы его любите?

(дети рассказывают по очереди о своих друзьях, о том какие хорошие поступки они совершили для них)

Педагог: Вы хотели бы отблагодарить их за это? Тогда, я предлагаю, сделать забавный подарок для них,  нарисовав портрет ваших друзей. Вы согласны?

После инструктажа педагога дети приступают к работе. Во время выполнения задания с помощью трубочек,  педагог проводит дыхательную гимнастику.

Выполнение данного задания помогает корректировать нарушения речевого дыхания, способствует выработке диафрагмального дыхания, выработке силы и правильности  распределения  выдоха.

Используемая в основной части занятия сказкотерапия способствует

развитию коммуникативных навыков, эмпатии, выработке нравственных качеств личности,  Работа в нетрадиционной технике рисования успокаивает гиперактивных, тревожных детей, создает благоприятную спокойную атмосферу в группе.

           Вызвало интерес детей занятие с элементами арт-терапии  «Жители аквариума», на котором так же дыхательная гимнастика совмещалась с изотерапией. Его ход предусматривал  рисование фона (аквариума с пузырьками) с помощью мыльных пузырей. Ребята с помощью трубочек выдували воздух  в стаканчики с раствором воды и мыльных пузырей. Они вымещались на лист бумаги и, лопаясь, оставляли интересные следы в виде кругов и это служило фоном. Далее обучающимся предлагалось сделать аквариум веселее, и они рисовали яркие цветные рыбы, в этом заключался метод  цветотерапии.

          С целью выполнения задач коррекционной работы, использую пластилинотерапию. Она является мягким и удобным способом работы с личностью. Этот метод помогает заменить негативные эмоции на позитивные и обрести спокойствие и умиротворение.

          Занятие «Пластилиновое настроение» показало, что детям очень нравится работать с эластичными материалами. В ходе него стимулировалось развитие мелкой моторики, а в следствие этого и всех психических функций. Были созданы условия для развития эмоционально-волевой сферы.

Фрагмент психотерапевтического занятия «Пластилиновое настроение».

На партах у детей расположены заранее припасенные  листы бумаги с изображением тучи, лужи, дождя.

Психолог: Ребята, на парте, перед вами листы, возьмите их и скажите, что же на них изображено?

Ответы детей: Тучка, лужа, дождик.

Психолог: А вы любите такую погоду? Когда идет дождь, холодно, вокруг сыро?

Ответы детей: Нет, не нравится.

Психолог: Какое настроение у вас вызывает такая погода?

Ответы детей: Становится грустно, плохое настроение.

Психолог:  Ребята, а вы хотели чтобы настроение всегда было хорошим?

Ответы детей: Да, хотим.

Психолог: Попробуем тогда эти изображения наполнить цветными красками. Возьмите в руки кусочек пластилина яркого цвета. Какой он на ощупь?

Ответы детей: Твердый, жесткий, не послушный.

Психолог: Да, ребята, он как наше плохое настроение, не хочет ничем заниматься, работать с нами.  А сейчас попробуйте согреть его в ладошках своим теплом. Погрейте его погладьте. Что вы чувствуете в своих руках?

Ответы детей: Тепло, пластилин тоже теплый.

Психолог: А теперь он мягкий?  Мнется? С ним легко работать?

Ответы детей: Да.

Психолог: Наше настроение тоже становится лучше, если мы почувствуем теплоту и ласку другого человека, если нам скажут добрые слова, поблагодарят. А теперь, из мягкого пластилина попробуйте украсить предоставленное вам изображение так, чтобы оно несло нам радость!

После озвучивания педагога правил безопасности при работе с пластилином, дети приступают к работе, дополняя изображения яркой радугой, цветами, солнцем и т.д.

          Итог данного занятия подразумевает, что обучающиеся начинают понимать, что плохое настроение можно превратить в хорошее, благодаря приятным мелочам или добрым делам, словам. А цветотерапия, в свою очередь, оказывала положительное влияние на биологически активные зоны организма, сначала на орган зрения и через зрительный анализатор воздействует на нервную систему.  Благодаря работе с пластилином осуществлялось сенсорное развитие.

          Для диагностической работы направленной на определение характера отношений в семье обучающихся, так же использовала  пластилинографию.  На индивидуальных занятиях в преддверии праздника Пасха, дети выполняли  в даной технике рисунок кулича, украшали его. В процессе выполнения задания психолог задавал вопросы о членах семьи, о традициях, о том вместе ли ребенок с родителями проводит праздник,  как они готовятся к нему.  Благодаря арт-терапевтическому  эффекту дети расслаблялись, а  их ответы помогали определить климат в семье, характер отношений. Кроме этого работа с пластилином благотворно влияла на развитие мелкой моторики.

            Психотерапевтическое  занятие «Цветок настроения»  предусматривало в себе рисование  цветов нетрадиционным  способом - пальчиковой живописью. Ребятам очень понравилось данная деятельность, так как технология выполнения композиции увлекательна,  проста и не длительна, а результат удивляет своей красочностью, яркостью. Благодаря тактильным ощущениям, которые дарят бумага и приятная по консистенции гуашь, происходит снижение возбудимости, восприятие окружающей действительности изменятся в положительную сторону. Мышцы рук укрепляются, что благотворно влияет на письменные навыки, концентрация внимания и мышечная координация улучшаются.

            В коррекционной работе  использую нетрадиционные техники рисования, они вызывают большой интерес у детей, активизируя потребность к познанию.  Все яркое и необычное притягивает внимание детей с интеллектуальной недостаточностью. Техники квиллинг и айрис фолдинг на занятиях помогали развивать мелкую моторику познавательные процессы. На занятиях все обучающиеся были увлечены своим делом, дисциплина не нарушалась, эмоциональная обстановка была благоприятной. Даже возбудимые, гиперактивные дети были сосредоточены на работе.  

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Работа, проведенная по описанным мной методикам,  положительно влияет на развитие высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, способствует развитию речи.

Мной была проведена диагностическая работа, по исследованию младших школьников за 3 года.

1. Диаграмма исследования уровня тревожности показали следующие результаты: 

2. Диаграмма исследования уровня агрессивности показали следующие результаты:

3. Диаграмма исследования уровня развития мышления:

4. Диаграмма исследования уровня развития  внимания:

5. Диаграмма исследования уровня развития  памяти:

6. Диаграмма исследования коммуникативных навыков:

Анализируя результаты исследований,  можно сделать вывод о том, что коррекционно-развивающая работа с использованием методов арт-терапии оказывает эффективное воздействие на развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер.

 Уровень развития мышления, внимания памяти младших школьников  стал выше.  Уровень тревожности значительно снизился, а обучающихся с высоким уровнем агрессивности не выявилось.

Было замечено улучшение в речевом развитии,  обучающиеся стали лучше говорить, их речь стала более связной. Это привело к активности на занятиях. Дети стали более внимательно относится к деятельности, требующей творческого подхода.  Уровень развития мелкой моторики стал выше.      

Результаты проведенной работы также показали улучшение эмоционального климата  в исследуемой группе. Уровень конфликтности снизился. Дети общаются друг с другом с удовольствием, помогают друг другу, сочувствуют.  

Итоги диагностических исследований выявили, что коммуникативные  навыки обучающихся  показывают повышение  своего уровня.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА

Опыт работы по описанной системе применим для педагогов-психологов,  учителей-дефектологов, воспитателей коррекционных школ, ДОУ.

Опыт может быть использован для разработки программы кружка изобразительного искусства.

        Включая в работу данный опыт нужно знать необходимые ключевые моменты:

  • занятия с детьми имеющими высокий уровень агрессивности или гиперактивными желательно проводить в индивидуальной форме;
  • занятия должны строиться по принципу системности;
  • перед занятием  необходимо учитывать эмоциональное состояние каждого обучающегося;
  • итог занятия не подразумевает оценивания работы или критику, обучающийся должен получить удовольствие от процесса работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Акимова О.И. «Формирование социальных компетенций у школьников в условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Глобальный научный потенциал. Профессиональное образование. № 3 (72) 2017. С. 17-19.
  2. Ахметзянова А.И. «Практикум по психологии умственно отсталого школьника»  Palmarium Academic Publishing, 2020. - 534 c.
  3. Быстрова Ю. «Особенности конфликтного поведения умственно отсталых подростков» Palmarium Academic Publishing, 2020. - 276 c.
  4. Вакуленко Л. С. «Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи»  Учебно-методическое пособие, Инфра-М, 2016. - 272 c.
  5. Вольперт И. Е. «Имаготерапия как метод реабилитации при неврозах и психических заболеваниях»,  Вестник психотерапии, 2000. с. 141-147
  6. Ворошнина Л. В. «Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей», Юрайт, 2019. — 291
  7. Выготский Л.С. «К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка»,  МоскваНаука2017. - 184 c.
  8. Выготский Л. С. «Основы дефектологии»,  Лань, 2003. - 654 с.
  9. Выготский Л.С. «Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми», Москва: РГГУ, 2018. - 787 c.
  10. Гаврилушкина О.П. «Ребенок отстает в развитии?»,  Дрофа2019.- 208 c.
  11. Глухов В. П. «Основы специальной педагогики и специальной психологии» Юрайт, 2019. — 295 с.
  12. Евтушенко Е.А.  «Нравственное воспитание умственно отсталых детей с помощью театра», М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 144 c.
  13. Мамайчук И. И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии», Юрайт, 2019. — 318 с.
  14. Медведева Е. А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании», Юрайт, 2017. — 274 с.
  15. Ратанова, Т. А. «Диагностика умственных способностей детей», Москва: РГГУ, 2021. - 168 c.
  16. Соловьева С.В.  «Нарушения поведения умственно отсталых детей»,  М.: Palmarium Academic Publishing, 2021. - 136 c.
  17. Фесенко Ю. А. «Коррекционная психология: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей», Юрайт, 2019. — 250 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

Статья на тему: "Особенности работы учителя адаптивной физкультуры с умственно-отсталыми детьми (с интеллектуальными нарушениями)"

ЭССЕ на тему: "Особенности работы учителя адаптивной физкультуры с умственно-отсталыми детьми (с интеллектуальными нарушениями)"...

Презентация: Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Актуальность - данной темы в том, что  в настоящее время бумажные куклы вновь стали востребованными. Несмотря на то, что наши дети имеют все самое необходимое для развития - конструкторы, пазлы, ...

Приемы и методы работы с детьми ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в условиях инклюзии

В стетье расскрываются приемы и методы работы с детьми ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), которые используются в  моей практике. В условиях инклюзии учителям общеобразовательных школ  буду...

Тема: «Игровые технологии (прием визуально – ритмических рядов) в логопедической работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».

В данной статье представлена презентация опыта по теме: "Игровые технологии (прием визуально – ритмических рядов) в логопедической работе с детьми с интеллектуальными нарушениями"....

«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.

       Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...

«Нейроигры как эффективный метод в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) и ОВЗ »

Нейроигры - телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий;позволяе...