Методическая разработка по теме «Предел функции. Вычисление пределов»
методическая разработка по алгебре
Методическая разработка по теме «Предел функции. Вычисление пределов» составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Предлагаемая методическая разработка включает основной теоретический материал по теме «Предел функции», методику нахождения предела функции в условиях неопределенности, решение типовых примеров, задания для самостоятельной работы обучающихся по теме с ответами и варианты проверочной работы.
Тема, рассмотренная в методической разработке, является одной из основных тем дисциплины «Математика» и вспомогательным материалом для изучения других тем. Например, при рассмотрении производной функции и ее приложений.
Методическую разработку можно использовать как на уроках, так и для организации индивидуальной и самостоятельной работы обучающихся, на дополнительных занятиях и консультациях. В качестве дополнительного материала она может быть использована на факультативных занятиях по математике.
Цель методической разработки – помочь обучающимся в освоении материала по теме «Вычисление пределов функций» и получить необходимые практические навыки по применению теоретического материала в условиях конкретного задания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 367 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ М ЕТОДЫ В ПРОФЕССИОНЛЬОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методическая разработка по теме
«Предел функции. Вычисление пределов»
подготовила
преподаватель
математических дисциплин
Сахипгарееа Н.И.
2025
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ПРЕДЕЛ ФУНКЦИИ | 4 |
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ | 6 |
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА | 9 |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ | 10 |
ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка по теме «Предел функции. Вычисление пределов» составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Предлагаемая методическая разработка включает основной теоретический материал по теме «Предел функции», методику нахождения предела функции в условиях неопределенности, решение типовых примеров, задания для самостоятельной работы обучающихся по теме с ответами и варианты проверочной работы.
Тема, рассмотренная в методической разработке, является одной из основных тем дисциплины «Математика» и вспомогательным материалом для изучения других тем. Например, при рассмотрении производной функции и ее приложений.
Методическую разработку можно использовать как на уроках, так и для организации индивидуальной и самостоятельной работы обучающихся, на дополнительных занятиях и консультациях. В качестве дополнительного материала она может быть использована на факультативных занятиях по математике.
Цель методической разработки – помочь обучающимся в освоении материала по теме «Вычисление пределов функций» и получить необходимые практические навыки по применению теоретического материала в условиях конкретного задания.
ПРЕДЕЛ ФУНКЦИИ
Определение предела функции
Рассмотрим функцию на области определения . Возьмем точку и найдем значение функции в фиксированной точке . Если , то , т.е. .
* Число а называется пределом функции при и обозначается: .
*Значение называется предельным значением аргумента.
* Если функция имеет предел в точке , то он единственный.
Бесконечно большие и бесконечно малые функции
* Функция называется бесконечно малой в точке , если ее предел в этой точке равен нулю, т.е. .
* Функция называется бесконечно большой в точке , если ее предел в этой точке равен бесконечности, т.е. .
* Функция, обратная бесконечно малой является бесконечно большой и наоборот:
1) если , тогда .
2) если , тогда .
Свойства пределов
1) . 3) .
2) . 4) , ≠ 0.
5) , где f(x) − элементарная функция.
Вычисление пределов
Нахождение предела функции сводится к подстановке в функцию предельного значения аргумента.
Пример.
Найти пределы:
1) .
2) .
3) .
4) , т.к. и .
Задачи для самостоятельной работы
Найти пределы:
1. 6. 11.
2. 7. 12.
3. 8. 13.
4. 9. 14.
5. 10. 15.
Ответы.
1. 11 2. 2 3. 0 4. 5.
6. ℮ - 1 7. 0 8. 9. – 10.
11. + 12. + 13. 0 14. 0 15. 0
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
* Часто подстановка предельного значения аргумента приводит к выражениям
вида , , которые называются неопределенностями.
* Нахождение предела в этих случаях называется раскрытием неопределенности.
Неопределенность
Неопределенность вида раскрывается путем деления числителя и знаменателя на переменную в старшей степени.
Пример.
Найти пределы:
1)
=.
Делим числитель и знаменатель дроби на переменную в старшей степени − х3.
2) .
Делим числитель и знаменатель дроби на переменную в старшей степени − х.
Для раскрытия неопределенности вида можно использовать правило:
- если степень числителя больше степени знаменателя, то предел равен бесконечности;
- если степень числителя меньше степени знаменателя, то предел равен нулю;
- если степени числителя и знаменателя равны, то предел равен отношению коэффициентов при старших степенях.
Неопределенность
Неопределенность вида раскрывается с помощью алгебраических преобразований, которые приводят к сокращению дроби:
- если функции числителя и знаменателя рациональные, то используется разложение числителя и знаменателя на множители;
- если хотя бы одна из функций − числителя или знаменателя − иррациональная, то числитель и знаменатель дроби умножаются на функцию, сопряженную иррациональной.
Пример.
Найти пределы:
1) = =
Раскладываем числитель и знаменатель на множители. В числителе выносим общий множитель, в знаменателе используем формулу разность квадратов.
2) = =
Раскладываем числитель и знаменатель на множители. В знаменателе находим корни квадратного трехчлена, в числителе используем формулу сокращенного умножения − квадрат разности.
3) = =
=
= .
Т.к. функция знаменателя иррациональная, то числитель и знаменатель дроби умножаются на функцию, сопряженную иррациональной. Для функции сопряженной будет функция .
Неопределенность
Неопределенность вида с помощью различных алгебраических
преобразований сводится к неопределенностям или .
Пример.
Найти пределы:
1) ==.
Приводим дроби к общему знаменателю.
2) = =
=.
Умножаем на функцию, сопряженную данной иррациональной.
Задачи для самостоятельной работы
Найти пределы:
1. 8. 15.
2. 9. 16.
3. 10. 17.
4. 11. 18.
5. 12. 19.
6. 13. 20.
7. 14. 21.
Ответы.
1. 6 2. 0 3. 0,5 4. –12 5. 0,2 6. 7. 5
8. 6 9. 10. − 11. 12. − 7 13. 14. 2
15. 0 16. 0 17. 18. 19. 20. − 21. 0
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
Найти пределы:
Вариант 1
1. 2. 3.
4. 5. 6.
Вариант 2
1. 2. 3.
4. 5. 6.
Вариант 3
1. 2. 3.
4. 5. 6.
Ответы.
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | |
1 | 2 | ||
2 | 0 | 0 | 0 |
3 | |||
4 | ∞ | 0 | 0 |
5 | |||
6 | ∞ | ∞ | ∞ |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
1. Башмаков М.И. Математика. Книга для преподавателя: методическое пособие для НПО, СПО. – М.: Академия, 2013 – 224с.
2. Башмаков М.И. Математика. Задачник: учеб. Пособие для образоват. Учреждений нач. и сред. проф. образования. – М.: Академия, 2013 – 416с.
3. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 – 11 кл. / Под ред. Колмогорова А.Н. – 11 изд. – М.: Просвещение, 2009 – 384 с.
4. Математика для техникумов. Алгебра и начала анализа./ Под ред. Яковлева Г.Н. – М.: Наука, 2008 – 294 с.
5. Пехлецкий И.Д. Математика: Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Академия, 2006 – 241 с.
6. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: учебное пособие, 5–е издание. – М.: Высшая школа, 2009 – 323 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме Логарифмическая функция 10-11кл
Методическая разработка создана в ПК «Живая математика». Разработка содержит: теоретический материал иллюстрированный чертежами; динамические компьютерные чертежи, способ...
Учебно-методическая разработка по теме "Графики функций и их свойства"
Учебно-методическая разработка по теме "Графики функций и их свойства". Подбор заданий для закрепления материала в форме устного счёта вначале урока....

Методическая разработка по теме "Показательная функция"
Разработка методических рекомендаций при итоговом повторении материала в 11 классе...

Методическая разработка по теме: Исследование функции и построение графика функции.
Методическая разработка - конспект урока по теме: Исследование функции с помощью производной и построение графика функции. Урок построен в форме игры., в ходе которой проверяются знания по ...

Методическая разработка по теме "Степенная функция 10 класс"
Подробная разработка раздела программы "Степенная функция" по учебнику Колягина Ю.М. 10 класс...

Методическая разработка по теме Исследование функции с помощью производной
Методическая разработка с презентаций к ней...

Методическая разработка по теме Исследование функции с помощью производной
Разработка и перезентация к ней...































































































































