Числовые выражения
методическая разработка по алгебре (7 класс)
Цель урока: Повторить и углубить умение учащихся находить значения числовых выражений, составленных из рациональных чисел с помощью знаков сложения, вычитания, умножения и деления
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 265.49 КБ | |
| 18.76 КБ | |
| 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Числовые выражения» (7 класс)
Н.М. Слюнькова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя общеобразовательная школа №5»
Цели урока:
- Повторить и углубить умение учащихся находить значения числовых выражений, составленных из рациональных чисел с помощью знаков сложения, вычитания, умножения и деления;
- Учащиеся должны знать, что выражение, содержащее действие деление на нуль, не имеет смысла.
- Развить познавательный интерес учащихся к изучению нового предмета.
- Развить мышление, память, речь, совершенствовать вычислительные навыки учащихся, умение работать в оптимальном темпе.
Оборудование: ПК, мультимедийная установка; карточки с домашнем заданием (Приложение 1).
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний полученных в курсе математики 5-6 классов.
Формы работы: фронтальная, коллективная, самостоятельная работа.
Ход урока
1. Организационный момент (2-4 минуты)
Поздравить учащихся с началом нового учебного года.
Прочитать высказывание Мордковича «Наша задача – помочь вам овладеть алгебраическими методами, ваша задача – не противиться обучению, с готовностью следовать за нами, преодолевая трудност». (Слайд 1)
2. Что изучает алгебра? (диалог учителя (У) и учеников)
У.: Какой предмет мы изучали в прошлом году?
Ученики: Математику.
У.: Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Поэтому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
У.: Чем мы занимались на уроках математики?
Ученики: Проводили вычисления с целыми и дробными числами, решали уравнения, задачи, строили фигуры в координатной плоскости. (Слайд 2)
У.: Все это составляло содержание предмета «Математика». Этот предмет подразделяется на огромное число самостоятельных дисциплин: алгебра, геометрию, теорию вероятностей, математический анализ, теорию игр и т. д. Мы приступаем к изучению алгебры. Вы уже дома познакомились с учебником. Чем он отличается, например, от учебника литературы? (Слайд 3)
Ученики: В нем много цифр и букв, причем букв латинских.
У.: Мы с вами помним, что буквы нам помогают записывать свойства действий над числами в удобной для запоминания форме. Говорят: «Высказанное утверждение записано на математическом языке». Например, переместительное свойство умножения: от перестановки множителей произведение не меняется (a · b = b · a ). Вспомните, как найти расстояние, зная время и скорость. (Слайд 4)
Ученики: Чтобы найти расстояние, надо время умножить на скорость.
У.: Записываем это короче: s = v · t. То есть буквы помогают записывать в виде формул правила для нахождения значений интересующих нас величин. Чем еще алгебра отличается, например, от арифметики? В арифметических задачах по известным правилам находят неизвестное число. В алгебре неизвестную величину обозначают буквой. Эта неизвестная величина и данные в условии задачи связываются между собой уравнением, из решения которого и находится неизвестная величина. Отдельные алгебраические понятия и приемы решения задач возникли несколько тысяч лет назад в древних государствах – Вавилоне и Египте. О состоянии математических знаний в те века можно судить по древним рукописям (папирусам), найденным на местах древних городов. (Слайд 5)
Около 4000 лет назад в Вавилоне и в Египте ученые уже умели составлять линейные уравнения, с помощью которых они решали самые разнообразные задачи землемерия, строительного искусства и военного дела. Например, в Британском музее хранится задача из папируса Ринда (его называли также папирусом Ахмеса), относящегося к периоду 2000 – 1700 гг. до н. э.: «Найти число, если известно, что от прибавления к нему 2/3 его и вычитания от полученной суммы ее трети получается число 10». Решение этой задачи сводится к решению линейного уравнения:
(Слайд 6,7)
В VII в. до н. э. греки усвоили достижения египтян в математике. В начале IX в. (830 год) хорезмийский ученый Мухаммед-бен-Муса ал-Хорезми написал книгу «Хисаб алджабр вал-Мукабала» («Метод восстановления и противопоставления») – это была первая книга по алгебре. Она имеет особое значение в истории математики как руководство, по которому долгое время обучалась вся Европа. В ней он впервые рассмотрел методы и приемы алгебры.
Ал-джебр
(перенос слагаемых)
При решении уравненья,
Если в части одной,
Безразлично какой,
Встретится член отрицательный,
Мы к обеим частям,
С этим членом сличив.
Равный член придадим,
Только с знаком другим,—
И найдем результат, нам желательный!
Вал-мукабала
(приведение подобных)
Дальше смотрим в уравненье,
Можно ль сделать приведенье,
Если члены есть подобны,
Сопоставить их удобно.
Вычитая равный член из них,
К одному приводим их. (Слайд 8)
С момента написания этой книги алгебра становится самостоятельной наукой. Само слово «алгебра» произошло, вероятно, от слова «ал джебр», что означает «восстановление». Словом «алгебра» в арабском языке называлось искусство врача восстанавливать сломанную руку или ногу. Хирурга у арабов называли алгебраистом. Таким образом, математика позаимствовала это слово из медицины. (Слайд 8)
Дальнейшее развитие алгебры происходило в основном в Индии (до XII в.) и в Средней Азии (до XV в.). Алгебру до XVII в. условно называли риторической (словесной). Дело в том, что тогда не существовало единых условных знаков «+», «-», «а2» и многих других которые используем мы. Условие задачи, все действия и ответ записывали полностью словами. Для удобства запоминания иногда эта запись делалась в стихах. Математические символы вводились постепенно. Так знак равенства «=» введен английским ученым Р. Рикордом в 1557 г., знаки «:» и «*» - немецким математиком Лейбницем в конце XVII в. , скобки – XVI в. Математические символы дали возможность ученым разных стран понять друг друга. В формировании алгебры как науки большие заслуги принадлежат французским ученым Франсуа Виету и Рене Декарту. В течение XVIII-XX в. из алгебры выросли новые математические науки: алгебра многочленов, векторная алгебра. Науки эти изучаются в высшей школе.
В школьной алгебре задачи решают путем составления уравнений, изучают сами уравнения, связи между величинами (некоторые из этих связей называются функциями). При этом используются буквы, выражения с буквами подвергаются различным преобразованиям (тождественным преобразованиям). Но за всеми этими буквами чаще всего скрываются числа. (Слайд 9)
Иногда говорят: «Алгебра держится на четырех китах: на уравнении, числе, тождестве, функции». Алгебра, к изучению которой мы приступаем, дает человеку возможность не только выполнять различные вычисления, но и учит его делать это как можно быстрее, рациональнее. (Слайд 10)
3. Устные упражнения.
- Найдите сумму чисел -3,7 и 6,7 (отв. 3);
найдите произведение чисел
(отв.
);
найдите разность чисел 2 и 3
(отв. -1
).
Повторить правила выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями и рациональными числами.
- Я задумал три числа. Найдите первое, если известно, что число, противоположное ему, равно 6. Найдите второе, если число обратное ему равно 3. Найдите третье, если известно, что, умножив его на
получится 1.
(отв. -6;
;
).
- Вычислите:
(Слайд 11, 12)
- Изучение новой темы.
При решении многих задач приходится над заданными числами производить арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Но часто, прежде чем доводить до конца каждое из этих действий, удобно заранее указать порядок (план), следуя которому надо производить эти действия. Этот план сводится к тому, что по данным задачи с помощью чисел, знаков действий и скобок составляется числовое выражение.
Примеры:
Если в числовом выражении выполнить все указанные в нем действия, то в результате получим число, про которое говорят, что оно равно данному числовому выражению.
Так первое числовое выражение равно 2, второе равно тоже 2, третье же равно 0.
Определение 1: Запись, составленная из чисел с помощью арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень) называет числовым (арифметическим) выражением.
Числовое выражение может состоять из одного числа.
Определение 2: Значением числового выражения называется число, полученное в результате выполнения указанных в числовом выражении действий. (Слайд 13)
Определение 3: Два числовых выражения, соединенные знаком «=», образуют числовое равенство. Если значения левой и правой частей числового равенства совпадают, то равенство называют верным, в противном случае – неверным.
Примеры: - верное числовое равенство;
6 + 12 · 3 = (6 + 12) · 3 - неверное числовое равенство, так как 42 ≠54. (Слайд 14)
Скобки помогают установить порядок действий. При этом предполагается, что все действия возможно осуществить. Всегда возможно произвести сложение, вычитание и умножение любых чисел. А вот делить одно число на другое можно, только если делитель не равен нулю: на нуль делить нельзя. Если в данном выражении на некотором этапе вычислений требуется делить на нуль, то это выражение не имеет смысла.
Примеры: Эти выражения не имеют смысла.
(Слайд 15)
Повторить порядок выполнения действий в числовом выражении. Повторить правила выполнения действий с дробями.
5. Закрепление изученного материала.
Пр. №1 Установите, какие из следующих выражений имеют смысл и какие не имеют. Для имеющих смысл найдите числа, которым они равны.
(Слайд 16)
Пр. №2. Записать в виде равенства и проверить, верно ли оно:
а) 20% от числа 240 равны 62 (240 · 0,2 = 62 не верно);
б) число 18 составляет 3% от числа 600 (18 = 0,03 · 600 не верно);
в) произведение чисел 15
и 5 составляет 11% от числа 700 ( 15
* 5 = 0,11*700 верно);
г) четвертая часть числа 18 равна 5% от числа 90 верно (
верно);
д) число 111:3 равно 10% от числа 370 (111 : 3 = 0,1 · 370, верно);
е) 650% от числа 12 равны 77 (6,5 · 12 = 77 78 ≠ 77, не верно). (Слайд 17)
Пр. №3 Вычислить:
(Слайд 18, 19)
6. Домашнее задание: Приложение 1. (Слайд 20)
7. Подведение итогов урока (Слайд 21,22)
Предварительный просмотр:
Домашнее задание:
Вычислите:
- ;
- ;
- .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Есть о математике молва, Что она в порядок ум приводит. Поэтому хорошие слова Часто говорят о ней в народе.
S = v· t a · b = b · a
Вавилон Египет
Около 4000 лет назад в Вавилоне и в Египте ученые уже умели составлять линейные уравнения, с помощью которых они решали самые разнообразные задачи землемерия, строительного искусства и военного дела. В Британском музее хранится задача из папируса Ринда (его называли также папирусом Ахмеса)
В Британском музее хранится задача из папируса Ринда (его называли также папирусом Ахмеса) Найти число, если известно, что от прибавления к нему 2/3 его и вычитая от полученной суммы ее трети получается число 10.
« Хисаб Ал-джебр Вал-мукабала » («Метод восстановления и противопоставления») – это была первая книга по алгебре. Ал-джебр При решении уравненья, Если в части одной, Безразлично какой, Встретится член отрицательный, Мы к обеим частям, С этим членом сличив. Равный член придадим, Только с знаком другим,— И найдем результат, нам желательный! Вал-мукабала Дальше смотрим в уравненье, Можно ль сделать приведенье, Если члены есть подобны, Сопоставить их удобно. Вычитая равный член из них, К одному приводим их.
Алгебра уравнение число тождество функция Алгебра, к изучению которой мы приступаем, дает человеку возможность не только выполнять различные вычисления, но и учит его делать это как можно быстрее, рациональнее.
Тема урока: «Числовые выражения» Повторить и углубить умение учащихся находить значения числовых выражений; Запомнить, что выражение, содержащее действие деление на нуль, не имеет смысла; Развить познавательный интерес учащихся к изучению нового предмета. Цели урока:
устно Вычислите: 6 7 10 80 289 72 8 5 8100 170
Запись, составленная из чисел с помощью арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень) называет числовым (арифметическим) выражением . 2 2 0 Значением числового выражения называется число, полученное в результате выполнения указанных в числовом выражении действий. Изучение темы
Два числовых выражения, соединенные знаком «=», образуют числовое равенство . Если значения левой и правой частей числового равенства совпадают, то равенство называют верным , в противном случае – неверным . верное неверное Изучение темы
Если в данном выражении на некотором этапе вычислений требуется делить на нуль, то это выражение не имеет смысла . Изучение темы
Киоск задач №1 Установите, какие из следующих выражений имеют смысл и какие не имеют. Для имеющих смысл найдите числа, которым они равны. а) б) в) не имеет смысла -3/7 54/95
№2 Записать в виде равенства и проверить, верно ли оно: Киоск задач а) 20% от числа 240 равны 62 б) число 18 составляет 3% от числа 600 в) произведение чисел 15,4 и 5 составляет 11% от 700 г) четвертая часть числа 18 равна 5% от числа 90 д ) число 111:3 равно 10% от числа 370 е) 650% от числа 12 равны 77
Киоск задач №3 Вычислить: а) б) в)
г) Киоск задач д )
Домашнее задание 1. 2. 3.
Итоги урока О каких выражения мы сегодня говорили? Какое выражение называется числовым? Что называют значением числового выражения? Что такое числовое равенство? Какие виды равенств вы знаете? Когда числовое выражение не имеет смысла?
Спасибо за урок. Творческих успехов Вам В новом учебном году!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вычисление и преобразование числовых выражений.
Тренировочные задания собранные в данной презентации с целью подготовки к КДР, могут быть полезны при организации повторения....

урока математики на тему "Числовые выражения"
2 урок в изучении темы «Числовые выражения». На уроке использованы игровые моменты, материал о нашем городе Санкт-Петербурге, задания, выполнение которых связано с владением компьютерных т...

Самостоятельная работа по теме:Числовые выражения.7 класс
Разноуровневая самостоятельная работа по алгебре в 7 классе по теме:"Числовые выражения"...
7класс Алгебра Уроки 1_2 Числовые выражения
7класс Алгебра Уроки 1_2 Числовые выражения...
7класс Алгебра Урок 3 Числовые выражения
7класс Алгебра Урок 3 Числовые выражения...
Технологическая карта урока "Числовые выражения. Сравнение числовых выражений. Математический диктант"
Урок объяснения новых знаний, формирования умений и навыков....











