Программа экспериментальной работы Тема: «Отработка элементов функциональной грамотности на уроках математики и информатики»
методическая разработка по алгебре (7 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа экспериментальной работы
Тема: «Отработка элементов функциональной грамотности на уроках математики и информатики»
Сроки реализации: Сентябрь 2025 г. – Май 2028 г. (3 учебных года)
Авторы: Калинина Ж.А., учитель математики, Латышов Д.Р., учитель информатики МОУ « Лямбирская СОШ №2»
Базовые классы: 7-9 классы
База эксперимента: Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
« Лямбирская Средняя Общеобразовательная Школа №2»
1. Научное обоснование и актуальность:
Контекст вызова: Современное общество (экономика знаний, цифровизация) требует от выпускников функциональной грамотности (ФГ) – способности эффективно применять знания в реальных жизненных ситуациях для решения широкого круга задач. Международные исследования (PISA) фиксируют недостаточный уровень ФГ у российских школьников, особенно в области математической грамотности и решения проблем в цифровой среде.
Понятие ФГ (в контексте программы): Интегративная способность:
Математическая грамотность: Применять математические концепции, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений в различных контекстах.
Читательская грамотность: Понимать, использовать, оценивать текстовую информацию (включая цифровую) для достижения целей.
Естественнонаучная грамотность: Использовать научные знания для выявления вопросов, получения новых знаний, объяснения явлений.
Финансовая грамотность: Принимать обоснованные решения в отношении финансовых ресурсов.
Креативное мышление: Генерировать идеи, находить нестандартные решения.
Глобальные компетенции: Анализировать локальные, глобальные и межкультурные проблемы.
Цифровая грамотность: Безопасно и эффективно использовать цифровые технологии для решения задач, коммуникации, создания контента.
Синергия математики и информатики: Предметы обладают уникальным комплементарным потенциалом для формирования ФГ:
Математика: Дает фундаментальные понятия (число, функция, вероятность, логика), модели, алгоритмы мышления. «Слабое место»: часто оторвана от практики.
Информатика: Предоставляет инструменты (электронные таблицы, СУБД, языки программирования, среды моделирования) для прикладного применения математических знаний, визуализации, анализа данных, автоматизации. Формирует цифровую грамотность и компетенции 21 века. «Слабое место» : может терять фундамент без связи с математикой.
Актуальность: Объединение усилий математики и информатики через призму ФГ позволяет:
- Преодолеть разрыв между теорией (математика) и практикой (информатика).
- Создать естественные, мотивирующие контексты для применения знаний (анализ данных соцсетей, оптимизация расходов, моделирование процессов, оценка достоверности информации).
- Развивать критическое мышление, алгоритмическое мышление, компьютерное моделирование как ключевые компоненты ФГ.
- Эффективнее готовить учащихся к жизни в цифровом обществе.
Проблема: Отсутствие системной межпредметной координации между математикой и информатикой для целенаправленного формирования ФГ. Задания часто носят разрозненный характер, не демонстрируя целостность применения знаний.
Гипотеза исследования: Целенаправленная разработка и внедрение системы межпредметных заданий и методических приемов, интегрирующих содержание математики и информатики в контексте решения практико-ориентированных задач, будет способствовать:
1. Повышению уровня сформированности ключевых компонентов функциональной грамотности (математическая, читательская, финансовая, цифровая) у учащихся.
2. Развитию умения применять комплекс знаний (математика + информатика) для анализа, моделирования и решения реальных жизненных ситуаций.
3. Формированию устойчивой мотивации к изучению обоих предметов через осознание их практической взаимосвязи и значимости.
4. Повышению профессиональной компетентности учителей в области межпредметной интеграции и формирования ФГ.
2. Цель эксперимента:
Разработка, апробация и оценка эффективности методической системы формирования функциональной грамотности учащихся на основе интеграции содержания и методов преподавания математики и информатики в основной школе.
3. Задачи эксперимента по годам:
Учебный год | Этапы | Ключевые задачи |
2025/2026 | 1. Подготовительно-проектировочный | 1. Анализ ФГОС, ПООП, научно-методической литературы по ФГ, межпредметной интеграции (математика-информатика). 2. Разработка диагностического инструментария для оценки ФГ (входная диагностика). 3. Проведение входной диагностики уровня ФГ уч-ся. 4. Анализ УМК по математике и информатике на предмет потенциала для ФГ и возможностей интеграции. 5. Определение тем и разделов программ, наиболее подходящих для интеграции. 6. Разработка концепции банка межпредметных заданий на ФГ. 7. Составление детального плана-графика эксперимента. | |
2026/2027 | 2. Практико- внедренческий | 1. Создание банка межпредметных заданий (математика+информатика), направленных на отработку элементов ФГ. 2. Разработка серии интегрированных уроков/учебных модулей/проектов (на основе выбранных тем). 3. Апробация разработанных заданий и методических материалов в учебном процессе. 4. Организация совместной работы МО учителей математики и информатики (семинары, мастер-классы, открытые уроки, взаимопосещения). 5. Проведение промежуточной диагностики уровня ФГ уч-ся. 6. Текущий мониторинг и коррекция методики (на основе наблюдений, обратной связи). | |
2027/2028 | 3. Аналитико-обобщающий | 1. Проведение итоговой диагностики уровня ФГ уч-ся. 2. Сравнительный анализ данных входной, промежуточной и итоговой диагностик. 3. Оценка эффективности методической системы и конкретных заданий/форм работы. 4. Обобщение педагогического опыта 5. Разработка методических рекомендаций для учителей математики и информатики по формированию ФГ через интеграцию. 6. Формирование итогового банка межпредметных заданий и сценариев. 7. Диссеминация результатов (публикации, выступления на конференциях, семинары для коллег). 8. Подготовка итогового отчета. | |
4. Объект исследования:
Процесс формирования функциональной грамотности учащихся основной школы.
5. Предмет исследования:
Методика формирования функциональной грамотности на основе интеграции содержания и методов обучения математике и информатике.
6. Методы исследования:
- Теоретические: Анализ психолого-педагогической, методической литературы, нормативных документов (ФГОС ООО, ПООП). Сравнительный анализ УМК. Систематизация, моделирование методической системы. Проектирование межпредметных заданий и модулей.
- Эмпирические.
- Диагностические: Тестирование (адаптированные задания PISA, авторские тесты на ФГ, включая цифровые компоненты). Анкетирование (уч-ся – мотивация, самооценка ФГ; учителей – трудности, запросы). Анализ продуктов деятельности уч-ся (решения комплексных задач, проекты, программы, модели). Наблюдение (уроков, групповой работы, защиты проектов).
- Формирующие: Педагогический эксперимент. Апробация авторских методических материалов.
- Статистические: Математическая обработка данных диагностик (расчет средних значений, динамики, t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни для оценки значимости различий). Качественный анализ результатов.
7. Критерии и показатели эффективности:
1. Динамика уровня ФГ:
- Результаты диагностик (входная, промежуточная, итоговая) по ключевым компонентам (матем. грамотность, читательская в контексте задач, финансовая, цифровая).
- Качество выполнения межпредметных заданий (умение использовать знания и инструменты обоих предметов).
- Умение применять знания для решения новых практических задач, требующих ИКТ.
2. Сформированность методической системы:
- Наличие, объем, качество и востребованность банка межпредметных заданий.
- Качество и реализуемость разработанных интегрированных уроков/модулей/проектов.
- Уровень межпредметной координации в работе МО.
3. Мотивация и образовательные результаты:
- Результаты анкетирования уч-ся (интерес к предметам, понимание их связи, самооценка практических умений).
- Динамика учебных достижений по математике и информатике (как косвенный показатель).
4. Профессиональное развитие учителей:
- Активность участия в экспериментальной работе, разработке материалов.
- Отражение интеграции и ФГ в рабочих программах и календарно-тематическом планировании.
- Результаты анкетирования учителей (удовлетворенность, рост компетенций).
8. Ожидаемые результаты и продукты:
- Для учащихся: Повышение уровня математической, читательской, финансовой и цифровой грамотности. Развитие умения интегрировать знания из математики и информатики для решения комплексных практических задач. Формирование навыков критического анализа информации, компьютерного моделирования, алгоритмического мышления. Повышение мотивации и осознание практической значимости изучаемых предметов.
- Для учителей: Повышение компетентности в области формирования ФГ и межпредметной интеграции. Овладение технологиями разработки и использования межпредметных заданий. Банк межпредметных заданий по математике и информатике для формирования ФГ (классифицированный по темам, классам, компонентам ФГ, уровням сложности).
- Для ОУ: Методические рекомендации «Интеграция математики и информатики для формирования функциональной грамотности учащихся». Сборник сценариев интегрированных уроков/учебных модулей/проектов. Комплекс диагностических материалов для оценки уровня ФГ с межпредметным компонентом. Аналитический отчет с доказательством эффективности методики.
- Обобщенный педагогический опыт, публикации, выступления.
9. Ресурсное обеспечение:
- Кадровое: Учителя математики, информатики, зам. директора по УВР, IT-специалист (при необходимости), школьный психолог (диагностика).
- Информационно-методическое: Научная и методическая литература, ресурсы ФИОКО, ФИПИ, сайт PISA, образовательные платформы (РЭШ, МЭШ, Учи.ру и др.), УМК по математике и информатике.
- Материально-техническое: Компьютерные классы, проекторы, интерактивные доски, ПО (электронные таблицы, среды программирования, СУБД, геоинформационные системы), доступ в Интернет, принтеры.
- Нормативно-правовое: Устав ОУ, Положение об инновационной/экспериментальной деятельности, приказ о проведении эксперимента, рабочие программы по предметам.
10. Список литературы (Базовый):
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО, Приказ Минпросвещения № 287 от 31.05.2021).
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (Одобрена ФУМО 18.03.2022).
3. Материалы международного исследования PISA. Официальный сайт OECD: [https://www.oecd.org/pisa/], Банк заданий ФИОКО: [https://fioco.ru/].
4. Формирование функциональной грамотности обучающихся: методические рекомендации для педагогов / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2022. (Или аналогичные региональные/федеральные сборники).
5. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. и др. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. — М.: НИУ ВШЭ, 2018.
6. Хасан Б.И., Сергоманов П.А., Федоренко Е.Ю. Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики. - М.: Ленанд, 2019.
7. Интеграция в обучении математике и информатике: Сборник статей / Сост. [Редакторы]. – М.: [Издательство], [Год]. (Поиск актуальных сборников).
8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Методика преподавания в условиях реализации ФГОС. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20XX. (Акцентировать разделы о применении знаний, проектах).
9. Методика преподавания математики в средней школе (Учебное пособие). Авторы: [Напр., Виленкин Н.Я., Мордкович А.Г. и др. или более современные авторы]. – Гл. о прикладной направленности, задачах с практическим содержанием.
10. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. (О цифровых инструментах и сотрудничестве).
11. Горячев А.В. Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер. – М.: Баласс, 20XX. (Пример УМК, ориентированного на практику).
12. Современные статьи в журналах: "Информатика в школе", "Математика в школе", "Народное образование", "Школьные технологии" (по темам: ФГ, интеграция математики и информатики, практико-ориентированные задания, PISA).
13. Ресурсы ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" по функциональной грамотности: [https://instrao.ru/].
11. Приложения (Разрабатываются в ходе эксперимента):
- Детальный план-график на 3 года (с разбивкой по месяцам/четвертям). Образцы диагностических материалов (тесты, анкеты для уч-ся и учителей). Примеры межпредметных заданий из банка. Конспекты интегрированных уроков / Описания учебных модулей / Положения о проектах. Формы протоколов наблюдений уроков, анализа работ учащихся. Шаблоны для аналитических справок по этапам.
Тема урока: Анализ роста цен на продукты и подсчет инфляции. (математика + информатика)( пример урока)
Класс: 7-8
Время: 2 академических часа (90 минут)
Цель: Сформировать умение применять математические методы (проценты, среднее арифметическое, построение графиков) и инструменты информатики (электронные таблицы, визуализация данных) для анализа реальных экономических данных (цены на продукты, инфляция) и принятия обоснованных выводов.
Элементы функциональной грамотности, отрабатываемые на уроке:
1. Математическая: Расчет процентов, средних значений, интерпретация числовых данных, построение и чтение графиков.
2. Читательская: Понимание таблиц, извлечение информации из текстовых описаний задач, формулировка вопросов на основе данных.
3. Финансовая: Понимание понятия "инфляция", "потребительская корзина", анализ динамики цен, осознание влияния инфляции на бюджет.
4. Цифровая: Работа с электронными таблицами (Excel, Google Таблицы), построение диаграмм, визуализация данных, эффективный поиск информации (домашнее задание).
5. Критическое мышление: Анализ достоверности данных (источник?), выявление причинно-следственных связей, оценка результатов.
Оборудование:
Компьютеры с доступом в интернет (1 на пару/маленькую группу).
Установленное ПО: MS Excel или Google Таблицы.
Проектор, интерактивная доска.
Раздаточный материал: Таблица с ценами на продукты за 2 года (см. пример ниже).
Доступ к сайту Росстата (или заранее распечатанный фрагмент с официальной инфляцией за нужный период).
Ход урока:
1. Мотивация и постановка проблемы (10 мин):
Учитель (Математика): "Ребята, вы часто слышите от родителей фразы: 'Опять все подорожало!' или 'Деньги как вода утекают!'? Как вы думаете, о чем они говорят?" (Обсуждение: цены растут, на ту же сумму можно купить меньше).
Учитель (Информатика): "А как точно узнать, насколько подорожали продукты? Можно ли это посчитать? Как наглядно показать рост цен?" (Подводим к идее анализа данных и визуализации).
Совместно: Формулируем проблему: "Насколько выросли цены на основные продукты за последний год? Как это повлияло на семейный бюджет?"
Вводим ключевые понятия: "Потребительская корзина" (набор типичных товаров), "Инфляция" (общий рост цен).
2. Актуализация знаний (Математика) (10 мин):
Учитель (Математика): Быстро повторяем необходимые математические инструменты:
Как найти процентное изменение? `((Новая цена - Старая цена) / Старая цена) * 100%`
Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?
Какие типы графиков (диаграмм) мы знаем и для чего они используются? (Столбчатые, линейные – для показа изменений во времени).
Практика (устно): "Молоко стоило 70 руб., теперь 80 руб. На сколько % подорожало?" (Ответ: ~14.3%).
3. Работа с данными (Информатика + Математика) (40 мин):
Раздаем таблицу (Пример):
продукт | цена(год назад), руб | цена(сейчас),руб | рост цены, руб | рост цены, % |
молоко | 70 | 80 | 10 | 14.29 |
хлеб | 35 | 40 | 5 | 14.29 |
яйца(10 ш) | 75 | 90 | 15 | 20 |
катофель(1 кг) | 30 | 35 | 5 | 16.67 |
курица(1 кг) | 200 | 250 | 50 | 25 |
условная корзина | 410 | 495 | 85 | 20.73 |
Задание 1 (Математика, Индивидуально/в парах):
1. Рассчитайте рост цены в рублях для каждого продукта.
2. Рассчитайте рост цены в процентах для каждого продукта. (Округлить до 2 знаков после запятой).
3. Рассчитайте суммарную стоимость условной "корзины" год назад и сейчас.
4. Рассчитайте общий процент роста стоимости корзины (это будет *личная* оценка инфляции для этого набора).
5. Вопрос для размышления (Читательская грамотность): Какой продукт подорожал больше всего? Меньше всего? Почему, как вы думаете? (Обсуждение в парах).
Задание 2 (Информатика, Работа в парах/малых группах за ПК):
1. Создайте электронную таблицу (Excel/Google Таблицы), перенесите в нее данные из раздатки (Продукт, Цена год назад, Цена сейчас).
2. С помощью формул рассчитайте столбцы "Рост в руб." и "Рост в %". (Закрепление математики в цифровой среде).
3. Рассчитайте суммарную стоимость корзины и общий % роста с помощью формул (`СУММ`, формула % роста для итоговой суммы).
4. Постройте 2 диаграммы:
Столбчатая диаграмма: "Рост цен на продукты (%)". (Наглядно показывает разницу в росте по продуктам).
Линейная диаграмма: Изменение стоимости "корзины" во времени (2 точки: год назад и сейчас). (Наглядно показывает общую тенденцию).
5. Вопрос для размышления (Критическое мышление): Насколько надежны эти данные? Откуда они могли быть взяты? (Обсуждение: опрос родителей, условные данные, сайт магазина). Как можно проверить достоверность?
4. Сравнение с реальностью и выводы (Финансовая грамотность) (15 мин):
Учитель (Информатика/Математика): Показывает на проекторе официальные данные Росстата об инфляции за последний год (заранее подготовленный скриншот с их сайта).
Задание 3 (Совместное обсуждение):
1. Сравните ваш рассчитанный % роста "корзины" (условная инфляция) с официальной инфляцией от Росстата. Почему они могут отличаться? (Обсуждение: разный набор продуктов в корзине, разные регионы, разные магазины, методика расчета Росстата сложнее).
2. Финансовый вывод: Если зарплата за год выросла меньше, чем на ваш % инфляции (или официальный), что это значит для покупательной способности семьи? (На ту же зарплату можно купить меньше товаров).
3. Как можно использовать этот анализ? (Планировать бюджет, сравнивать цены в магазинах, понимать экономические новости).
5. Рефлексия и Домашнее задание (10 мин):
Рефлексия (Устно):
Что нового узнали?
Какие математические и информационные навыки пригодились?
Где в реальной жизни вы можете применить этот анализ?
Было ли сложно? Что было самым интересным?
Домашнее задание (Выбор на основе интересов):
Вариант 1 (Исследователь): Собери реальные цены на 5-7 основных продуктов в вашем магазине сегодня. Сравни с ценами, которые найдешь в старых чеках родителей (или узнай у них примерные цены год назад). Проведи аналогичный анализ (ручной или в таблице). Сделай краткие выводы.
Вариант 2 (Аналитик): Найди на сайте Росстата (или в надежном новостном источнике) данные об официальной инфляции за последний месяц/квартал/год. Подготовь короткое сообщение (3-5 предложений): что показывает этот показатель? Как он изменился? Как это может повлиять на людей?
Вариант 3 (Визуализатор): Используя свои или найденные данные, создай небольшую инфографику (можно в PowerPoint, Canva или просто нарисовать), наглядно показывающую рост цен или уровень инфляции. Добавь краткие пояснении.
Практическая Сила этого урока:
1. Про Жизнь, а не про абстракции: Анализирует боль всех семей – рост цен. Делает математику и информатику релевантными и понятными.
2. Связывает Дисциплины: Показывает, как формулы из математики оживают в таблицах и диаграммах информатики для решения одной задачи.
3. Развивает Критику: Заставляет задуматься: "Откуда данные?", "Насколько они точны?", "Почему цифры Росстата и мои могут отличаться?".
4. Учит Финансовой Грамотности: Объясняет инфляцию не как термин из учебника, а как явление, бьющее по кошельку. Формирует понимание покупательной способности.
5. Дает Инструменты: Навыки работы с таблицами и визуализацией данных – ключевая компетенция в любой современной профессии.
6. Предлагает Выбор (ДЗ): Учитывает интересы учеников – исследование, анализ, творчество.
7. Пробуждает Любопытство: "А сколько на самом деле выросли цены у нас?" (ДЗ-исследование).
Аннотация к программе экспериментальной работы
«Отработка элементов функциональной грамотности на уроках математики и информатики»
(2025/2026 – 2027/2028 учебные годы)
Насущная потребность современной школы:
В эпоху цифровизации и информационного изобилия школа сталкивается с ключевым вызовом: как научить детей не просто запоминать формулы и алгоритмы, а гибко применять знания в реальной жизни? Международные исследования (PISA) показывают, что традиционные подходы часто не формируют у школьников критического мышления, умения анализировать данные, принимать взвешенные решения на основе математических расчетов и цифровых инструментов. Программа рождается из острой необходимости преодолеть разрыв между теорией и практикой, между школьными предметами и жизнью за стенами класса.
Фокус программы на ученике и учителе.
Эта программа – не просто административный документ. Это инструмент заботы:
1. О ребенке: Она направлена на то, чтобы сделать обучение математике и информатике осмысленным и радостным. Через решение жизненных задач (бюджет семьи, анализ новостной статистики, оценка достоверности информации в сети, создание полезных программ) у учеников естественно формируются уверенность в своих силах и понимание: "Зачем мне это учить?". Программа ведет их от абстракции к практике, развивая не только интеллект, но и критическое мышление, цифровую ответственность и креативность – качества, жизненно необходимые для успеха и благополучия в XXI веке.
2. Об учителе: Она предлагает педагогам не дополнительную нагрузку, а новые смыслы и эффективные инструменты. Программа помогает преодолеть предметную разобщенность, создавая пространство для творческого сотрудничества учителей математики и информатики. Через разработку и апробацию межпредметных заданий и модулей педагоги получают возможность профессионально расти, обогащать свой арсенал методик и видеть реальные плоды своего труда в возросшей мотивации и компетентности учеников. Это забота о профессиональном удовлетворении педагога.
Ключевая "изюминка" и необходимость программы – в осознанном объединении потенциала математики и информатики. Математика дает фундаментальные понятия и логику, информатика – мощные инструменты для их воплощения и анализа реальных данных. Вместе они создают мощный тандем для формирования подлинной функциональной грамотности:
- Не просто решить уравнение, а использовать его для моделирования экономического процесса в электронной таблице.
- Не просто построить график, а проанализировать с его помощью реальную статистику о здоровье или климате, представленную в цифровом виде.
- Не просто написать код, а создать программу, решающую практическую математическую задачу (расчет, оптимизация, визуализация).
Необходимость: Ответ на вызовы времени:
Программа необходима образовательному учреждению, так как:
1. Соответствует стратегическим целям ФГОС: Непосредственно направлена на достижение метапредметных и личностных результатов, формирование универсальных компетенций.
2. Повышает конкурентоспособность выпускников: Готовит их к решению сложных, нестандартных задач в вузе, на работе и в повседневной жизни.
3. Актуализирует содержание образования: Делает уроки математики и информатики релевантными современному миру, повышает мотивацию к учебе.
4. Развивает кадровый потенциал: Создает условия для сетевого взаимодействия и инновационной практики учителей.
Ожидаемый результат: К концу трехлетнего цикла мы увидим не просто сухие цифры в отчетах, а уверенных, мыслящих, мотивированных учеников, способных применять знания из математики и информатики как единый инструмент для понимания и преобразования мира. И вдохновленных учителей, владеющих современными методиками формирования грамотности будущего. Программа – это инвестиция в человеческий капитал школы, шаг к образованию, которое по-настоящему заботится о будущем детей.
Рассмотрено
на заседании Методического совета
МОУ «Лямбирская СОШ№2»
Протокол №1 от 27.08.2025 г.
Директор МОУ «Лямбирская СОШ №2»
__________________Е.В. Аверина
ПРОГРАММА
опытно-экспериментальной работы по теме
«Отработка элементов функциональной грамотности на уроках математики и информатики»
Авторы- составители:
учителя математики и информатики МОУ «Лямбирская СОШ №2»
Калинина Ж.А. ( руководитель), Латышов Д.Р.
2025 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"
Обобщение опыта по работе над методической темой "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"...

Мастер-класс «Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»
Мастер-класс«Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»...
Проектная работа на тему «Формирование функциональной грамотности на уроках математики»
Проектная работа на тему «Формирование функциональной грамотности на уроках математики»...
«Лучший урок по функциональной грамотности» Конспект урока математики в 5 классе на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Конспект урока математики в 5 классе на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»...

«Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»
laquo;Чему учить и как учить?» – это вопрос, который становится особенно актуальным именно в наше время, когда происходят кардинальные изменения в системе школьного образования, ори...
