Воспитание навыков экономической культуры школьников на уроках математики
презентация к уроку по алгебре (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Экономическая образованность и экономическое мышление формируются не только при изучении курса экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе, математике здесь принадлежит особая роль.
Экономическое образование в школьном возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире.
Для формирования экономической культуры необходимо и чрезвычайно важно освоение учащимися основ курса математики.
Рассмотрены некоторые важные условия, стимулирующие развитие экономической культуры у обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Волынкина И.А., учитель математики,
МОУ школа №5 им. Ю.А.Гарнаева
сУИОП г.о. Жуковский 2019г.
В Концепции развития математического образования в Российской Федерации сказано, что «Успех нашей страны в XXIвеке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения… Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация … задач социально-экономического развития Российской Федерации,…»
В связи с коренными изменениями экономического характера в современном обществе, сложившимися рыночными отношениями возникает потребность в организации экономического обучения на уроках математики, так как математика обладает большими возможностями в формировании экономической культуры школьников. От сформированности которой у будущих граждан и подготовленности их к эффективной самореализации в условиях рынка, независимо от рода деятельности, во многом будет зависеть решение проблем экономической стабильности общества.
Экономика и математика связаны между собой уже тысячелетия. Само появление чисел, создание систем счисления и всего того, что ныне составляет основу математики, было вызвано к жизни задачами практики, производства, обмена и торговли. И по мере становления и развития математики укреплялись ее связи с экономикой. Поэтому неудивительно, что и современная экономика широко использует математические методы.
Экономическая образованность и экономическое мышление формируются не только при изучении курса экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе, математике здесь принадлежит особая роль. Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе алгебры VII – XI классов. Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а экономика – могучий инструмент для получения новых знаний.
Экономическое образование в школьном возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Целью экономического образования будет приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы для возможного дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах. Основными задачами являются:
- в сфере обучения – освоение основных понятий современной экономики;
- в сфере самосознания – осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;
- в сфере мотивации – развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка.
Под формированием экономической культуры понимается выработка ясного представления об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности. Формирование экономической культуры неразрывно связано с подготовкой выпускника к жизни, труду, она - одно из необходимых условий становления гражданской позиции личности.
В целостном педагогическом процессе решается ряд задач формирования экономической культуры школьников. Важнейшие из них:
-формирование у учащихся экономического мышления;
-воспитание качеств характера рачительного хозяина-гражданина: бережливости, практичности, хозяйственности;
-овладение элементарными навыками экономического анализа, привычками экономии и расчетливости.
Указанные задачи могут быть решены при соответствующей работе по формированию экономических знаний о труде и производстве, умений и навыков организационно-экономической деятельности, предпринимательства, а также при умелой профессиональной ориентации школьников. Экономическая культура формируется в процессе изучения практически всех учебных предметов.
Для формирования экономической культуры необходимо и чрезвычайно важно освоение учащимися основ курса математики. Причем формирование математической культуры предполагает организацию познавательной деятельности обучающихся, что, в свою очередь, позволит сформировать умения понимать математику и организовать самостоятельное творческое ее изучение, и, таким образом, будут созданы предпосылки к активному применению математических знаний в практической деятельности.
Рассмотрим некоторые, важные, на мой взгляд, условия, стимулирующие развитие экономической культуры у обучающихся.
1. Экономическое образование должно быть непрерывным и реализовываться в различных формах на протяжении всех лет обучения. Изучение детьми экономики в школе не должно противоречить тому, что они будут изучать в вузе.
Очень часто ученик воспринимает экономические знания как достаточно хаотичную смесь из странных понятий, бессмысленных «законов» и решения задач, а не как определенную структурированную систему.
2. Школьный курс математики должен быть пронизан элементами конкретной экономики. Программа по математике должна содержать задачи, знакомящие учащихся с элементами и категориями экономики. Особое значение заслуживают исследовательские задачи экономического характера на оптимальность различных процессов – затрат, ресурсов, транспортных расходов, перевозок, продаж и т.п. Экономические задачи должны решаться доступными для учащихся методами школьной математики.
3. Основы экономических знаний должны формироваться уже в начальной школе. Экономическая линия курса математики может быть реализована как непрерывная - от начальной школы до выпускного класса. В начальной школе при изучении темы «Цена, количество, стоимость» дети могут познакомиться с формированием цены товаров, видами затрат, разными профессиями в сфере торговли.
Обучение математике с экономическим содержанием возможно для изучения школьниками разного возраста. Процесс обучения математике выстраивается по принципу спирали: последовательно на каждой ступени обучения при повторении изученного материала необходимо углублять и расширять учебную информацию и постепенно добавлять новые проблемы
Учащихся младшего школьного возраста надо учить бережному обращению с деньгами, рассказать про способы их зарабатывания и разумной трате, одним словом сформировать экономическое мышление с опорой на практику полученных знаний детьми в быту, а также в стремлении выбрать и понять свою будущую профессию
На уроках математики при изучении, например, нумерации многозначных чисел детям для решения предлагают такие задания:
1) «Прочитайте, сколько семян дает одно растение-сорняк и обозначьте на счетах самое большое число среди данных». Предлагается таблица, в которой указано: «Пастушья сумка – 73 000 семян, полынь – 100 000 семян, осот полевой – 19 000 семян, белена – 446 000 семян». Дети учатся правильно читать, сравнивать многозначные числа. Содержание учебного материала формирует полезные навыки в быту.
Создание ситуаций для игровой деятельности поможет понять пропорциональное отношение понятий «цена», «количество» и «стоимость», а также при решении математических текстовых задач типа: «Карандаш стоит 2 рубля 50 копеек. Сколько надо заплатить за 10 таких карандашей? За 8 карандашей? За 6 карандашей?» Большой интерес у первоклассников вызывают задачи практического решения, например:
1) «Купили 3 десятка белых пуговиц и 2 десятка черных пуговиц. Сколько десятков белых и черных пуговиц купили? Сколько всего белых и черных пуговиц?»
2) Работая в группах, определите последовательность решения задачи «Лена купила брикеты мороженого по 30 рублей. Сколько денег было у Лены, если она истратила их в 4 раза больше, чем у нее осталось?», выслушайте рассуждения каждого и обоснуйте выбор ответа
Развитие элементов творчества предполагает включение ученика в деятельность по созданию нового с использованием соответствующих приемов и их варьирование в зависимости от условия задачи на своем уровне учебной деятельности, например:
1) «Составьте рассказ о том, где в жизни встречаемся с необходимостью выполнять арифметическое действие сложение одинаковых чисел»;
2) «Выполните рисунок о благоустройстве города, составьте вопросы по рисунку, ответы на которые могут быть получены в результате выполнения арифметических действий сложения и вычитания»
Примеры математических заданий можно условно отнести к таким блокам, как «труд-деньги», «деньги, цена, стоимость», «полезные навыки в быту», «реклама». Такие задания, в том числе с региональным содержанием, формируют конкретные математические знания и умения, а также целенаправленно знакомят детей со сложным миром предметов и вещей, человеческих взаимоотношений. Младший школьник на уроках математики получает возможность пропедевтически осмыслить и понять вопросы, связанные с экономикой.
В основной школе в процессе обучения математике происходит увеличение межпредметных связей, на основе которых познаются основные экономические категории и законы, устанавливаются экономические взаимозависимости в окружающей действительности с активным применением различных технологий, в том числе информационных, компьютерных, и творческих заданий с региональным компонентом. Успех обучения математике с параллельным формированием экономической культуры во многом зависит от методов обучения
Приемам анализа экономических ситуаций можно начинать знакомить учащихся, начиная с 5 класса основной школы. Одна из таких возможностей заключается в решении математических задач с социально-экономическим содержанием, посредством которых учащиеся учатся «считать» и «делать» деньги с учетом особенностей региона.
Использование математических задач с экономическим содержанием создает условия для:
а) разъяснения учащимся сущности экономических терминов, используемых в задачах;
б) формирования у учеников некоторых представлений об экономике страны, области, города;
в) воспитания у школьников бережного отношения к национальному богатству;
г) ознакомления учащихся с применением некоторых математических методов в экономике. Школы имеют позитивный опыт проведения таких игр.
При решении практических задач по теме «Цена, количество, стоимость» обучающиеся 5 классов выполняют расчеты, оценивают выгоду той или иной покупки.
Задача. В гипермаркете можно купить картофель на развес по цене 20 руб./кг или в сетках по 10 кг, по цене 150 руб./кг.
А) Во что обойдется 1 кг помидоров в сетке?
Б) Что выгоднее купить 1 сетку или картофель на развес, если нам нужно 5 кг?
Задача. Для различных социальных групп в аптеках города Жуковский существуют скидки на товар. Пенсионеры могут купить товар со скидкой 5 %. Определить стоимость товара, если пенсионер сэкономил 56 рублей.
Задача. Во время акции магазин «Магнит» делает скидку 20 % на фрукты. Сколько рублей стоили сливы до акции, если во время акции за 5 кг слив покупатель заплатил 200 рублей?
Исследовательский домашний проект.
А. Определи семейный бюджет. В течение месяца записывай траты на питание в семье. Какой процент семейного бюджета составляет эта сумма? Это много или мало?
В. Если на твои школьные обеды тратится 1500 рублей, какой процент составляет эта сумма от семейного бюджета? Это много или мало?
Вызывают у обучающихся интерес также задания, связанные с расчётом расходных материалов для проведения тех или иных ремонтных работ (количество обоев, масса краски), расчёта материалов для изготовления швейных изделий (метраж ткани), изделий из дерева (длина доски), расчёт продуктов, необходимых для приготовления того или иного блюда, расчёт выхода готового блюда, расчёт расходов на приобретение продуктов, одежды, обуви.
Преподавание математики с экономической составляющей в задачах в старших классах целесообразно проводить параллельно с экономико-математическими играми, где закрепляются теоретические знания экономики и математики, формируются навыки экономического мышления и предпринимательской деятельности, умения экономических расчетов и планирования. Формы организации работы с учащимися для формирования экономической культуры могут быть различными.
Старшеклассники рассчитывают стоимость потреблённой электроэнергии, стоимость услуг связи, коммунальных услуг и т.д. При этом обучающиеся проводят исследовательскую работу, учатся получать данные, представлять их в удобном виде, анализировать информацию, делать выводы.
В курсе математики можно выделить множество тем, в ходе изучения которых очень легко и интересно можно раскрыть для обучающихся содержательную сторону экономических понятий. На своих уроках я ввожу в виде информации экономическое понятие и предлагаю решить задачу.
Знакомство с понятиями «Акция», «Налог», «Дивиденды», «Банк», «Кредит», «Торговля оптом» и происходит в 5 и 6 классе при изучении темы «Проценты».
Дивиденд – доход от акций или вклада
Банк – финансовое учреждение, которое принимает вклады и выдаѐт займы. Кредит – предоставление денежных средств во временное пользование на условиях возвратности с уплатой процентов.
Прибыль – разница между доходами и затратами на производство товара или услуги.
Налоги – обязательные платежи в пользу государства, взимаемые органами
государственной власти с граждан или фирм из заработной платы или прибыли; основной источник средств, поступающих в государственный бюджет.
Вклад – деньги, отданные на хранение в банк.
Доход – финансовые поступления от всех видов коммерческой деятельности
Расходы – затраты для определённых целей, например, на приобретение товаров и услуг.
Цена – денежное выражение стоимости, полезности и ценности товаров и услуг.
Инфляция – снижение покупательной способности денег и рост общего уровня цен в стране, вызванный увеличением денежной массы.
Предложение – стремление производителя (продавца) предложить к продаже свой товар или услугу в определённом месте и в определённое время.
Экономический рост – увеличение продукции и услуг в целях производственного потребления.
Безработица – наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.
Примеры задач:
Задача. Тетрадь стоит 5 рублей 40 копеек. Какое наибольшее количество тетрадей можно купить на 70 рублей? Как измениться это количество, если цена уменьшится на 10%?.
Задача. Банк начисляет по вкладам 20% годовых. Какую сумму денег можно получить через год, положив на депозитный счет 25000 рублей?
Задача. Мы пришли на оптовый рынок. Розничная цена конфет - 200 руб./кг, а оптовая - на 15% ниже. Сколько мы сэкономим денег при покупке 5 кг конфет?
Задача. Цена на новогодний подарок в розницу - 150 руб., а оптом - на 15% дешевле. Какова выгода от покупки десяти подарков?
Задача. Иванов взял ссуду 100000 руб. под 18% годовых на три года. Сколько он должен будет вернуть денег в банк?
Задача. Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5000 р., а его расходы составили 3000 р. Другой наторговал на 1000 р. меньше, но и затратил своих денег всего 2000 р. Кто выиграл спор?
При изучении темы «Диаграммы» формируется понятие «Доход», «Расход», «Бюджет». Обучающиеся получают задание составить диаграмму «Семейный бюджет». При изучении темы «Дроби» можно предложить детям следующую задачу: «Папа получает 40000 рублей в месяц, а мама – 30000 рублей. Сколько денег они зарабатывают за 1 год? Смогут ли они за три месяца купить телевизор за 20000 рублей, если 2/3 зарплаты уходит на бытовые расходы?»
В 7 классе при изучении темы «Линейная функция» отмечается, что линейная функция в экономике может выражать зависимость между издержками производства и выпуском продукции, между ценой товара и спросом, между нормой прибыли и прибавочной стоимостью, и т. п. Решаются различные задачи по определению себестоимости. Обучающимся даются сведения о выгодности перевозки груза на основе графического решения системы линейных уравнений. Даются примеры вычисления транспортных расходов, амортизационных отчислений и других экономических показателей с помощью понятия функции. Решаются задачи типа:
Задача . Перевозка груза из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 230 км, обходится в 57 рублей, а в пункт С, находящийся на расстоянии 680 км – 118 рублей. Вычислить стоимость перевозки в пункты Д, К, М, расстояние до которых от пункта А 120 км, 750 км, 900 км.
Задача. Себестоимость перевозки груза двумя видами транспорта выражается функциями: С = 0,22х + 5,25 и С = 0,18х + 8,05, где х – расстояние в км, С – транспортные расходы. Определить, какой вид транспорта выгоднее для перевозок и, начиная с какого расстояния.
В 9 классе в темах «Арифметическая и геометрическая прогрессии» экономические знания могут быть расширены в процессе работы с различными экономическими ставками, математическим дисконтированием, банковским учетом векселей и т.д.
Задача. В соответствии с договором фирма с целью компенсации потерь от инфляции была обязана в начале каждого квартала повышать сотруднику зарплату на 3%. Однако в связи с финансовыми затруднениями она смогла повышать ему зарплату только раз в полгода (в начале следующего полугодия). На сколько процентов фирма должна повышать зарплату каждые полгода, чтобы 1 января следующего года зарплата сотрудника была равна той зарплате, которую он получил бы при режиме повышения, предусмотренной договором.
Решение: Пусть а рублей. - зарплата, x - процент повышения зарплаты. Тогда, по плану I квартал: a(1+ 0,03) р.. IV квартал: 4 a(1+ 0,03) р. Фактически: I полугодие a(1+ 0,01x) р. II полугодие 2 a(1+ 0,01x) р. По условию задачи зарплата сотрудника была равна той зарплате, которую он получил бы при режиме повышения, предусмотренного договором, составляем уравнение:
4 2 а(1+ 0,03) = а(1+ 0,01х) х = 6,09 Ответ: на 6,09 %.
В 10 и 11 классах в темах «Обобщение понятия степени» и «Логарифмическая функция» учащиеся продолжат знакомство с наращением по сложной ставке, что позволит им, используя математический аппарат, научится определять срок ссуды и размер процентной ставки. При изучении темы: «Введение в статистику» учащихся можно познакомить с такими экономическими понятиями, как «диверсификация инвестиций» и «дисперсия дохода».
При решении предложенных задач учащиеся знакомятся с экономическими понятиями, выполняют мыслительные операции и арифметические вычисления.
Итак, в системе формирования экономической культуры используются многообразные формы и методы: беседа, рассказ, лекции, решение производственных задач, экскурсии. Большое место уделяется игровым формам проведения занятий в учебной и внеучебной деятельности. Это могут быть деловые игры, подготовка экономического обоснования решения производственных задач, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т.д.
Решение экономических задач вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный математический и экономический запас, закладывает первоначальные основы экономических знаний и способствует развитию качеств личности, необходимых в условиях рыночной экономики.
Решение задач с экономическим содержанием поможет воспитывать чувство патриотизма, развивать способность анализировать ситуацию в реальной жизни и принимать самостоятельные решения.
Систематическое решение экономических задач на уроках математики поможет преодолеть разрыв между потребностями жизни и педагогическим процессом
Таким образом, использование задач с экономическим содержанием на уроках математики превращает обучение в творческий процесс, способствуя более глубокому осмыслению и освоению материала. Полученные обучающимися знания по основам экономики позволяют детям участвовать в экономической жизни своей семьи, помогают усвоить сущность рыночной экономики, формируют способности к экономическому мышлению.
Список использованной литературы
1. Корощенко Н.А., Кушнир Т.И., Шебанова Л.П., Яркова Г.А., Демисенова С.В. Формирование экономической культуры в процессе обучения математике в школе и в вузе // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-13.
2. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 110 с.
3. Математика. ОГЭ-2019.9класс. тематический тренинг:учебно-методическое пособие/под ред. Ф.Ф.Лысенко,С.Ю.Кулабухова.-Ростов н/Д:Легион, 2018.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения… Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация … задач социально-экономического развития Российской Федерации,…» Концепция развития математического образования в Российской Федерации
Цель Основные задачи - в сфере обучения – освоение основных понятий современной экономики; - в сфере самосознания – осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения; - в сфере мотивации – развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка Экономическое образование в школьном возрасте -приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, - создание понятийной основы для возможного дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах
Под формированием экономической культуры понимается -выработка ясного представления об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности. Формирование экономической культуры неразрывно связано с подготовкой выпускника к жизни, труду, она - одно из необходимых условий становления гражданской позиции личности.
Формирование экономической культуры школьников ЗАДАЧИ -формирование у учащихся экономического мышления; -воспитание качеств характера рачительного хозяина-гражданина: бережливости, практичности, хозяйственности; -овладение элементарными навыками экономического анализа, привычками экономии и расчетливости.
Условия, стимулирующие развитие экономической культуры у обучающихся 1 . Экономическое образование должно быть непрерывным и реализовываться в различных формах на протяжении всех лет обучения. Изучение детьми экономики в школе не должно противоречить тому, что они будут изучать в вузе.
Условия, стимулирующие развитие экономической культуры у обучающихся 2 . Школьный курс математики должен быть пронизан элементами конкретной экономики. Программа по математике должна содержать задачи, знакомящие учащихся с элементами и категориями экономики. Особое значение заслуживают исследовательские задачи экономического характера на оптимальность различных процессов – затрат, ресурсов, транспортных расходов, перевозок, продаж и т.п. Экономические задачи должны решаться доступными для учащихся методами школьной математики.
Условия, стимулирующие развитие экономической культуры у обучающихся 3. Основы экономических знаний должны формироваться уже в начальной школе. Экономическая линия курса математики может быть реализована как непрерывная - от начальной школы до выпускного класса
Младший школьный возраст «Прочитайте, сколько семян дает одно растение-сорняк и обозначьте на счетах самое большое число среди данных». Предлагается таблица, в которой указано: «Пастушья сумка – 73 000 семян, полынь – 100 000 семян, осот полевой – 19 000 семян, белена – 446 000 семян».
Младший школьный возраст «Карандаш стоит 2 рубля 50 копеек. Сколько надо заплатить за 10 таких карандашей? За 8 карандашей? За 6 карандашей?»
Младший школьный возраст «Купили 3 десятка белых пуговиц и 2 десятка черных пуговиц. Сколько десятков белых и черных пуговиц купили? Сколько всего белых и черных пуговиц?»
Младший школьный возраст Работая в группах, определите последовательность решения задачи «Лена купила брикеты мороженого по 30 рублей. Сколько денег было у Лены, если она истратила их в 4 раза больше, чем у нее осталось?», выслушайте рассуждения каждого и обоснуйте выбор ответа
Младший школьный возраст 1) «Составьте рассказ о том, где в жизни встречаемся с необходимостью выполнять арифметическое действие сложение одинаковых чисел»; 2) «Выполните рисунок о благоустройстве города, составьте вопросы по рисунку, ответы на которые могут быть получены в результате выполнения арифметических действий сложения и вычитания»
Использование математических задач с экономическим содержанием создает условия для: а) разъяснения учащимся сущности экономических терминов, используемых в задачах; б) формирования у учеников некоторых представлений об экономике страны, области, города; в) воспитания у школьников бережного отношения к национальному богатству; г) ознакомления учащихся с применением некоторых математических методов в экономике.
Основная школа Задача . В гипермаркете можно купить картофель на развес по цене 20 руб./кг или в сетках по 10 кг, по цене 150 руб./кг. А) Во что обойдется 1 кг помидоров в сетке? Б) Что выгоднее купить 1 сетку или картофель на развес, если нам нужно 5 кг?
Основная школа Задача . Для различных социальных групп в аптеках города Жуковский существуют скидки на товар. Пенсионеры могут купить товар со скидкой 5 %. Определить стоимость товара, если пенсионер сэкономил 56 рублей.
Основная школа Задача. Во время акции магазин «Магнит» делает скидку 20 % на фрукты. Сколько рублей стоили сливы до акции, если во время акции за 5 кг слив покупатель заплатил 200 рублей?
Основная школа Исследовательский домашний проект. А. Определи семейный бюджет. В течение месяца записывай траты на питание в семье. Какой процент семейного бюджета составляет эта сумма? Это много или мало? В. Если на твои школьные обеды тратится 1500 рублей, какой процент составляет эта сумма от семейного бюджета? Это много или мало?
Понятия Дивиденд – доход от акций или вклада Банк – финансовое учреждение, которое принимает вклады и выдаѐт займы. Кредит – предоставление денежных средств во временное пользование на условиях возвратности с уплатой процентов. Прибыль – разница между доходами и затратами на производство товара или услуги. Налоги – обязательные платежи в пользу государства, взимаемые органами государственной власти с граждан или фирм из заработной платы или прибыли; основной источник средств, поступающих в государственный бюджет. Вклад – деньги, отданные на хранение в банк. Доход – финансовые поступления от всех видов коммерческой деятельности Расходы – затраты для определённых целей, например, на приобретение товаров и услуг. Цена – денежное выражение стоимости, полезности и ценности товаров и услуг. Инфляция – снижение покупательной способности денег и рост общего уровня цен в стране, вызванный увеличением денежной массы. Предложение – стремление производителя (продавца) предложить к продаже свой товар или услугу в определённом месте и в определённое время. Экономический рост – увеличение продукции и услуг в целях производственного потребления. Безработица – наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.
Основная школа Задача . Тетрадь стоит 5 рублей 40 копеек. Какое наибольшее количество тетрадей можно купить на 70 рублей? Как измениться это количество, если цена уменьшится на 10%?
Основная школа Задача . Банк начисляет по вкладам 20% годовых. Какую сумму денег можно получить через год, положив на депозитный счет 25000 рублей? Задача . Мы пришли на оптовый рынок. Розничная цена конфет - 200 руб./кг, а оптовая - на 15% ниже. Сколько мы сэкономим денег при покупке 5 кг конфет?
Основная школа Задача . Цена на новогодний подарок в розницу - 150 руб., а оптом - на 15% дешевле. Какова выгода от покупки десяти подарков? Задача . Иванов взял ссуду 100000 руб. под 18% годовых на три года. Сколько он должен будет вернуть денег в банк?
Основная школа Задача . Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5000 р., а его расходы составили 3000 р. Другой наторговал на 1000 р. меньше, но и затратил своих денег всего 2000 р. Кто выиграл спор?
Основная школа «Папа получает 40000 рублей в месяц, а мама – 30000 рублей. Сколько денег они зарабатывают за 1 год? Смогут ли они за три месяца купить телевизор за 20000 рублей, если 2/3 зарплаты уходит на бытовые расходы?»
Основная школа Задача . Перевозка груза из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 230 км, обходится в 57 рублей, а в пункт С, находящийся на расстоянии 680 км – 118 рублей. Вычислить стоимость перевозки в пункты Д, К, М, расстояние до которых от пункта А 120 км, 750 км, 900 км.
Основная школа Задача . Себестоимость перевозки груза двумя видами транспорта выражается функциями: С = 0,22х + 5,25 и С = 0,18х + 8,05, где х – расстояние в км, С – транспортные расходы. Определить, какой вид транспорта выгоднее для перевозок и, начиная с какого расстояния.
Основная школа Задача . В соответствии с договором фирма с целью компенсации потерь от инфляции была обязана в начале каждого квартала повышать сотруднику зарплату на 3%. Однако в связи с финансовыми затруднениями она смогла повышать ему зарплату только раз в полгода (в начале следующего полугодия). На сколько процентов фирма должна повышать зарплату каждые полгода, чтобы 1 января следующего года зарплата сотрудника была равна той зарплате, которую он получил бы при режиме повышения, предусмотренной договором.
Основная школа Решение: Пусть а рублей. - зарплата, x - процент повышения зарплаты. Тогда, по плану I квартал: a (1+ 0,03) р.. IV квартал: 4 a (1+ 0,03) р. Фактически: I полугодие a (1+ 0,01 x ) р. II полугодие 2 a (1+ 0,01 x ) р. По условию задачи зарплата сотрудника была равна той зарплате, которую он получил бы при режиме повышения, предусмотренного договором, составляем уравнение: 4 2 а (1+ 0,03) = а (1+ 0,01 х ) х = 6,09 Ответ: на 6,09 %.
ИТОГИ В системе формирования экономической культуры используются многообразные формы и методы: беседа, рассказ, лекции, решение производственных задач, экскурсии. Большое место уделяется игровым формам проведения занятий в учебной и внеучебной деятельности. Это могут быть деловые игры, подготовка экономического обоснования решения производственных задач, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т.д.
ИТОГИ Решение экономических задач вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный математический и экономический запас, закладывает первоначальные основы экономических знаний и способствует развитию качеств личности, необходимых в условиях рыночной экономики. Решение задач с экономическим содержанием поможет воспитывать чувство патриотизма, развивать способность анализировать ситуацию в реальной жизни и принимать самостоятельные решения.
ИТОГИ Систематическое решение экономических задач на уроках математики поможет преодолеть разрыв между потребностями жизни и педагогическим процессом Таким образом, использование задач с экономическим содержанием на уроках математики превращает обучение в творческий процесс, способствуя более глубокому осмыслению и освоению материала. Полученные обучающимися знания по основам экономики позволяют детям участвовать в экономической жизни своей семьи, помогают усвоить сущность рыночной экономики, формируют способности к экономическому мышлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание школьников на уроках математики посредством сообщения им сведений из истории науки
Воспитание школьников на уроках математики посредством сообщения им сведений из истории науки...

Воспитание алгоритмической культуры учащихся на уроках математики
Статья на тему: "Воспитание алгоритмической культуры учащихся на уроках математики"...

Патриотическое воспитание школьников на уроках математики
Статья о том, как на уроках математики можно воспитывать патриотизм у учеников. Приведены задачи, основанные на краеведческом материале села Гостомля и Медвенского района....

Повышение вычислительной культуры школьников на уроках и внеклассных занятиях по математике
Проектная работа...

Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности
Проблемы духовно - нравственного воспитания школьников в современном обществе остаются актуальными и это связано с экономическим, образовательным и духовно-нравственным расслоением, с существованием р...

Формирование культуры логического мышления школьников на уроках математики
В статье поднимается проблема формирования культуры логического мышления школьников на уроках математики. Характеризуются особенности организации образовательной деятельности обучающихся на уроках мат...

Доклад: Воспитание экономически грамотной личности на уроках математики
Финансовая грамотность является одним из основных, жизненных навыков 21-го века для участия в современном обществе. Ребёнок ежедневно вступает в экономические и финансовые отношения при покупке обеда ...
