Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности
статья по математике на тему

Райтузова Наталья Сергеевна

Проблемы духовно - нравственного воспитания школьников в современном обществе остаются актуальными и это связано с экономическим, образовательным и духовно-нравственным расслоением, с существованием разнообразия представления о человеке и его предназночении в жизни. Математическое образование нельзя сводить только к передачи определенного набора знаний, оно должно всесторонне воспитывать гражданина своей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Райтузова Н.С., учитель математики

ГБОУ СОШ № 416 Петродворцового района

Санкт-Петербурга

 Духовно- нравственное воспитание школьников

на уроках математики  и во внеурочной деятельности

 

          В соответствии с ФГОС второго поколения и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе должно осуществляться в ходе привлечения всех уроков и внеурочных занятий. Каждый предмет обладает уникальным, незаменимым ценностно-смысловым потенциалом, который может быть актуализирован и плодотворно задействован.       Духовно-нравственные ценности и смыслы должны пронизывать весь образовательный процесс школы, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности и гражданина.

            В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно

-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи

первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного

Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего,

основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию

федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида

образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся,

воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов,

предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы,обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".

Воспитание и социализация, согласно Стандарту, интегрированы во все виды

деятельности школьника.

          Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в современном обществе остаются   актуальными и это связано с экономическим, образовательным и духовным

расслоением, с существованием многообразия представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания.

        Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.

Воспитание гражданина страны одно из главных условий национального возрождения.   Любовь к Родине – это то чувство, которое мало поддается изменению. Духовно — нравственнное воспитание неразрывно переплетается с патриотическим – это качества человека, коллектива, общества. Закаляются они постепенно, через победы и поражения, открытия и неудачи, вместе со словом учителя входит в жизнь Гражданина.

           Математика – это абстрактный предмет, и поэтому может сложиться впечатление, что он очень неудобен для воспитания вообще, и тем более для духовно - нравственного воспитания. Однако, мы считаем, что математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков, хотя сейчас мы поставлены в такие условия , где на перво место выступают показатели знаний, умений и навыков, удаляя человечесие качества с первых позиций.

Основная часть любого воспитательного процесса в школе - это урок. Каждый урок обогащает учащихся новыми знаниями, расширяет их кругозор.

Я задумалась над тем, какую роль я, как учитель математики, могу сыграть в этом, и как в математике, не отходя от основной цели моего предмета, все-таки попробовать вести линию духовно- нравственного и гражданско-патриотического  воспитания.  Оказалось, легко найти материал на военную тему, на краеведческую тему, который можно использовать на уроках истории, русского языка, литературы, но готовых задач по математике очень мало.  ? где брать?

В педагогических ВУЗах вводится новая дисциплина «История математики» российской и зарубежной. Надеемся, что появятся и задачи в школьном курсе.. А пока их мизерное количество.

  Анализ учебных программ и учебников для средней и старшей школы по математике позволяет сделать вывод о том, что в содержании учебного предмета заложены минимальные возможности для осуществления патриотического воспитания. Так, например, в учебнике «Геометрия 7-9» только один портрет Пифагору, одна сноска Фалес Милетский- древнегреческий ученый, старая русская мера длины «аршин» и «сажень» и одна задача с прикладным содержанием о расстоянии от  Москвы до  Санкт-Петербурга и город Тверь считать лежащим на одной прямой между ними. Немного лучше дело обстоит в новом учебнике по алгебре с грифом «ФГОС», где появилась рубрика «Диалог об истории», там можно прочитать  и увидеть портреты многих ученых математиков, в частности и вклад русских ученых в математическое образование.  Например, в главе «Приближенные вычисления» Можно увидеть портрет Алексея Николаевича Крылова, знаменитого русского математика и механика -кораблестроителя, прочитать о педагоге -математике Владимире Модестовиче  Брадисе, а созданные им  в 1921 году математические четырехзначные таблицы были незаменимы на уроках математики вплоть до 80-ых годов 20-го века. Им на смену пришли логарифмическая линейка и затем уже микрокалькуляторы. Многие бабушки и дедушки наших учеников могли ими пользоваться,а некоторых, логарифмическая линейка хранится дома и ребята как драгоценную реликвию приносили в школу, а я им показывала как можно ей пользоваться.

        Для того, чтобы достичь поставленных целей и воспитать патриотов своего края, своей Родины, людей, неравнодушных, «болеющих» за её будущее, в процессе обучения необходимо решать задачи о крае (исторических, географических, биологических, искусствоведческих, экологических, которые являются злободневными в нашем регионе и т.д.); 
• Пробудить познавательный интерес, бережное отношение к родному краю, его флоре и фауне, культурному наследию; воспитать уважение к предкам и согражданам; заложить отношение собственной причастности к судьбе своего края; 
      На уроках математики можно использовать задачи, составленные на культурно-краеведческом материале Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Числовые данные должны быть  взяты из научной, справочной, художественной литературы, задачи составлены интересно и познавательно

    Краеведческие задачи служат эффективным средством развития личностных универсальных учебных действий обучающихся. Урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять, заучивать формулы, а побуждают чувства сопричастности к величию своей страны, к ее красоте, природному богатству, истории.  Решение задач, включающих исторические сведения, факты, данные, способствует развитию кругозора обучающихся и познавательного интереса к предмету.

Проблемой прикладной направленности в математике интересуюсь уже несколько лет. За это время накопился немалый опыт работы в этом направлении.  УМК , где  сочетается практика и теория, качества, необходимые современному учебнику. Разработан план проведения экскурсий 5-7 классов совместно с методическим отделом  ГМЗ «Петергоф»

  1. 1.Разнообразный мир линий. Площади. Единицы площади. Обзорная экскурсия.
  2. 2. Геометрические тела и их изображения. Работы придворных архитекторов. Дизайн сада.
  3. 3. Прямые на плоскости и в пространстве. Архитектура и искусство Нижнего парка.
  4.  4. Симметрия. Симметрия Нижнего парка.
  5. 5. Отношения и пропорции. Золотое сечение и Петергоф.
  6. 6. Геометрия садов и парков Петергофа.

 По возможности провожу уроки практических задач, где ребята учатся выполнять математическое моделирование и выполнять измерения на местности.  Знакомство с «математикой в Петергофе» прослеживается регулярно на уроках математики.                                                  

При изучении темы «Комбинаторика. Теория вероятности» ребята сами придумывают задачи для самостоятельной работы. Вот некоторые из них:

  1. На праздновании фонтанов  в Петергофе пиротехники приобрели 10 красных, 10 синих, 10 зеленых и 10 желтых ракет. Сколько различных салютов (соцветий) может получиться, если запускать по 3 ракеты одновременно? а) цвета повторяются; б) цвета не повторяются.
  2. На экскурсию в Большой дворец прибыли 3 русскоязычные и 5 иностранных групп туристов. Какова вероятность, что первая, произвольно выбранная  группа будет русской?
  3. От Большого дворца ко дворцу Монплезир в Нижнем парке Петергофа ведут три дорожки. Сколько различных маршрутов можно предложить туристам? а) путь обратно может повторяться: б) не повторяется.

 После прохождения темы «Параллельность прямых» , ребятам предлагаю составить кроссворд, чайнворд , филворд и  пр.

Обращение к историческим событиям создают эмоциональный подъем в классе. Даже неинтересная тема способна увлечь школьников, если учитель сумеет связать с ней такие факты, которые вызовут светлые чувства у слушателей. Например:

  • При подготовке к Семинару «Использование фонда музея»  на уроках математики появились новые задачи
  • 6 класс. Тема «Отношения». Группе ребят накануне предлагаю измерить ширину оконного проема в определенной рекреации здания. Раздаю фотографию здания школы. В глазах неподдельный интерес. Ставлю задачу: определить высоту здания. Работа завертелась. Вдруг становятся ясными слова «Масштаб, пропорция, отношения»
  • 5 класс. Урок математики. Рассматриваю вопрос объема параллелепипеда.Раздаю фотографию северной части здания школы. Немного истории времен ВО войны. Ребятам предлагается восстановить  разрушенную часть здания. Восстановить кладку, подсчитав число кирпичей. А ведь это здание твоей родной школы. Возникают вопросы. Составляем список:  «что знаем;  что надо узнать; как это сделать»

 Такие задачи не позволяют быть равнодушными на уроке, заставляют принимать активное участие в их решении.Краеведческие задачи служат эффективным средством развития личностных универсальных учебных действий обучающихся. Урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять, заучивать формулы, а побуждают чувства сопричастности к величию своей страны, к ее красоте, природному богатству, истории.  Решение задач, включающих исторические сведения, факты, данные, способствует развитию кругозора обучающихся и познавательного интереса к предмету.

      Конечно, урок является основной формой организации труда, но немаловажное значение отводится внеурочной деятельности, внеклассной работе, где ребенок может раскрыться как организатор, провести исследовательскую работу, заняться проектной деятельностью.

 Проект «Изменения во времени» В ходе работы ребята увлеклись исследовательской работой по изменению облика здания, которое является памятником архитектуры начала XX века. Много времени провели в музее. Результатом работы было выступление группы ребят на  «Гейченовских чтениях», с сообщением «Изменения во времени» , где одна из задач работы была сформулирована как «Умение использовать экспозиции музея для решения практических задач». Исследовательская деятельность  была продолжена в работах «Математика эпохи М.В.Ломоносова», «Высотные доминанты Петергофа», «Модная геометрия», «Корней Чуковский , математика и Петергоф», «И.С. Щепанский — воин, математик, гражданин» и другие работы 
        
 Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика. 

        Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и среднего общего образования.

Цели внеурочной деятельности связаны с созданием условий для проявления и развития интересов ученика на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность  позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ученика; учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся; накопить опыт творческой деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащегося являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа в сфере образования. Изучение традиционной народной культуры способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся, поскольку обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма и гражданской ответственности. В силу этого сегодня необходимы усилия по воссозданию разрушенного механизма передачи традиционной культуры и фольклора подрастающему поколению.

           Для каждого человека, в какой бы стране он ни родился, к какому бы народу ни принадлежал, важно знать об истории происхождения своего рода, традициях и семейных устоях,  культуре своего народа. Человеку важно и интересно узнать, какой был уклад народной жизни, что волновало наших дедов и прадедов.

          Через слова, через родной язык дети учатся понимать и любить жизнь, окружающую природу, людей. И ничто так не помогает им в этом как народное творчество: песни, частушки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки, приметы, сказки.

С учащимися нашей школы проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков сверстников. Мы с ребятами участвовали в городской игре межмузейного проекта «Большая регата» и вышли в финал. Принимали участие в городском конкурсе  «Знатоки истории и литературы», где заняли почетное III место, регулярно принимаем участие в фестивале военно-патриотической песни, в научно-исследовательских конференциях «Старт в науку», «Война. Блокада. Ленинград», принимали участие в открытом городском конкурсе проекте исследовательской деятельности учащихся «Музей открывает фонды»,где 2 наши работы заняли призовые места игре «Зарница», ведется проектная и исследовательская работа.

        Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Среди  эффективных форм нравственного воспитания используются классные часы, торжественные линейки, радиолинейки,  мероприятия,         посвященные военным годовщинам, литературные чтения, конкурсы чтецов, оформление литературных стенгазет, смотр военно-патриотической песни, готовятся работы о ветеранах . При проведении таких открытых мероприятий, классных часов учащиеся приобретают более чувственно-эмоциональный, личностно-значимый характер, эмоционально реагируют на события тех военных лет. На таких примерах можно воспитывать не только чувство гордости у молодежи, но и чувство сопричастности героическому прошлому.

Чувство Родины  начинается с отношения к семье, к самым близким людям — к маме, папе, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В этой связи А.С. Макаренко отмечает, что родители воспитывают детей собственным примером, всей системой своей жизни, а не только тогда, когда ведут с детьми беседы . Именно в семье начинают формироваться моральные ценности, основные принципы и нормы поведения человека.

В школе была разработана экскурсионная программа, которая задает тематику   всех экскурсии. Работает школьный музей, который  является центром духовно-нравственного гармоничного воспитания личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно –исторических традиций России. Для достижения  цели духовно-нравственного воспитания решаются следующие задачи:

воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к

героической истории Российского государства;

формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных

общечеловеческих и христианских ценностей;

раскрытие культурных и духовно-нравственных традиций русского народа;

физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни;

координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном

воспитании детей;

развитие ученического самоуправления

Одним из самых важных проявлений культуры человека является чувство любви к родному городу. Родина есть только у того, кто ее любит.

Гражданин – это нравственный человек, способный подняться до интересов всего общества, умеющий не только пользоваться своими гражданскими правами, но и подчиняться законам общества.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. Нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

        Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом и обеспечение его на высоком эффективном уровне предполагает наличие у педагогов воспитательной компетентности, также активное привлечение родителей к организации духовно-нравственного воспитания своих детей через внеурочную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы и методы духовно-нравственное воспитание школьников на уроках естественно - научного цикла

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. ...

Приемы и методы духовно-нравственное воспитание школьников на уроках естественно - научного цикла

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. ...

«Духовно- нравственное воспитание школьников на уроках химии»

Рамышления о духовно-нравственном воспитании учащихся...

«Духовно- нравственное воспитание школьников на уроках химии»

Рамышления о духовно-нравственном воспитании учащихся...

Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках литературы в 6 классе.

В данной статье я старалась обратить внимание на актуальность темы и возможности решения вопроса на уроках литературы в 6 классе....

Система духовно - нравственного воспитания школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Приводится обобщение опыта по системе духовно - нравственного воспитания школьников на уроках и во внеурочной деятельности...

Духовно-нравственное воспитание школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность

Духовно - нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет им найти свое место в жи...