Урок математики «Решение квадратных уравнений. Цифры и факты Великой Отечественной войны»
план-конспект урока по алгебре (8 класс)
Предварительный просмотр:
Урок математики «Решение квадратных уравнений. Цифры и факты Великой Отечественной войны»
80 - летию Великой Победы посвящается
«Решение квадратных уравнений. Цифры и факты Великой Отечественной войны»
Класс: 8 Предмет: алгебра
Урок: обобщения и систематизации знаний
Форма проведения: игра
Цель: отработка знаний, умений и навыков решения квадратных уравнений посредством расширения знаний учащихся о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Задачи урока:
- закрепить и обобщить знания учащихся по решению квадратных уравнений различного вида, различными способами;
- выработать умение применять рациональный способ решения квадратных уравнений;
- расширить знания учащихся о цифрах и фактах ВОВ.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметный результат: знать формулы корней квадратного уравнения; теорему Виета; уметь решать квадратные уравнения разными способами. Метапредметные УУД:
Познавательные: уметь работать по правилу, алгоритму, прогнозировать, анализировать, концентрировать внимание на главном.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли;
Регулятивные: уметь планировать свою деятельность, контролировать, корректировать и оценивать ее.
Личностные УУД: формирование учебной мотивации, необходимость приобретения новых знаний; воспитание любви и уважения к истории, гордости за страну, за свою малую родину, за свой народ, уважение к памяти героев Великой Отечественной войны.
Методы обучения:
- по характеру учебной деятельности: эвристический;
- по степени активности педагога и учащихся: активный (вектор взаимодействия учитель = ученик);
- по источникам учебного материала: словесный, наглядный, практический;
-по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы проверки и оценивания, получения новых знаний.
Приемы обучения: тестирование, работа по карточкам, построение фигуры на графике, взаимопроверка, самопроверка.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативная, игровая, тестовая
Межпредметные связи: русский язык, история, география, краеведение.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, жетоны, «Орден знаний», карточки с заданиями ( №1, №2, домашнее задание, рефлексия), плакат «Помним! Гордимся» для расшифровки закодированных слов
Ход урока
I. Организационный этап
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
#1052;отивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока
Звучит песня «День Победы» (музыка Д.Тухманова, сл.В.Харитонова).
– Ребята, о чем эта песня?
+ О Победе в ВОВ
- Победа. Сколько в этом слове отваги, сил, дней огневых, и слез, и радости и боли, воспоминаний дорогих! Сегодня наш урок тесно связан с цифрами и фактами Великой Отечественной Войны.
- Мы проведем урок по теме «Решение квадратных уравнений» в виде игры «Знаток квадратных уравнений».
Каждый из вас будет бороться за это звание.
За правильные ответы будете получать жетоны в виде медалек. («У кого окажется самое большее количество жетонов, тот и станет Знатоком квадратных уравнений и получит Орден знаний) Итак, сегодня мы с вами должны вспомнить и повторить ранее изученные способы решения квадратных уравнений. Всем желаю удачи!
- Девизами нашего урока станут выражение современного польского математика Станислава Коваля «Уравнение – это золотой ключ, открывающее все математические сезамы» и золотые слова, которые живут в наших сердцах: «Помним! Гордимся!»
III. Актуализация знаний
- Начнем с проверки домашнего задания. Дома вы решали уравнения. На моем столе ключи. Называя ответы уравнений, найдите зашифрованную букву.
В | О | С | Е | М | Ь | Д | Е | С | ||||
-0,5;5 | +2;-2 | -3;3 | 0,5;4 | 1 | -2;1 | 13;-13 | корней нет | 2020 | ||||
Я | Т |
|
| |||||||||
+1;-1 | 0; | 0; 1/6 | -√6; √6 | |||||||||
В | (х-5) (х+ ½) =0 | 5; - 0,5 |
О | х2+х – 2 = 0 | - 2 ; 1 |
С | х2 = 9 | - 3 ; 3 |
Е | 2х2-9х+4=0 | ;4 |
М | ( х – 1)2 = 0 | 1 |
Ь | m2 – 4 = 0 | + 2 ; - 2 |
Д | х2 =169 | 13;-13 |
Е | Ζ2 + 81 = 0 | корней нет |
С | Х2 - 9х -18 =0 | 3;6 |
Я | 80 + у2 = 81 | ± 1 |
Т | 9х2 = 0 | 0 |
6х2 – х = 0 | 0; 1/6 | |
х2 = 6 | ± √6 |
– Какое слово мы сложили из букв?
+ восемьдесят
- Ребята, как вы считаете, что означает число 80
+ 80 лет со дня Великой Победы
– Совершенно верно. В этом году исполнилось 80 лет со дня Победы советского народа над фашистской Германией. Поэтому, 2025 год в РФ объялен Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и Годом защитника Отечества.
Обратите внимание на логотип празднования 80 –летия Победы ВОВ, на котором изображены скульптура «Родина-мать зовет!», георгиевская лента, слово «Победа» и цифра «80».
Образ Родины-матери, призывающей своих сыновей и дочерей на битву с врагом, стал символом несокрушимости духа нашего народа.
- Статистика потерь во время Великой Отечественной войны потрясает и ужасает. Вы только вдумайтесь в эти цифры…
Людские потери
В годы Великой Отечественной войны страна потеряла более 27 млн человек.
По данным Министерства Обороны России безвозвратные потери в ходе боевых действий составили 8 860 400 советских военнослужащих.
Пропали без вести и попали в плен 3 396 400 военнослужащих.
Всего в годы войны из Башкортостана на фронт ушли более 710 тысяч человек, из них около 300 тысяч, то есть почти половина, погибли. Еще почти 50 тысяч вернулись инвалидами.
9190 человек из Ермекеевского района участвовали в Великой Отечественной войне. 4007 не вернулись с поля боя. Вечная слава и низкий поклон им.
Имущественные потери
За годы войны на советской территории было разрушено более 1710 городов и посёлков городского типа, более 70 тысяч сел и деревень;
32 тысячи промышленных предприятий, разгромлены 98 тысяч колхозов и 1876 совхозов.
В целом материальные потери СССР оцениваются суммой около 2 трлн 600 млрд рублей.
Несмотря на такие огромные потери, наша страна одержала победу.
Страна процветает. Делается все, чтобы вы – дети учились в прекрасных школах и не знали ужасов войны. Имели возможность получать знания.
#1054;бобщение и систематизация знаний/ Начнем с разминки для ума.
- Какое название имеет уравнение второй степени?
- От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
- Когда начался XXI век?
- Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D больше 0?
- Что значит решить уравнение?
- Как называется квадратное уравнение, у которого первый коэффициент - 1?
- Сколько раз в году встает солнце?
- Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше 0?
- Есть у любого слова, у растения и может быть у уравнения?
- Назовём виды квадратных уравнений.
- Хорошо. Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять виды квадратных уравнений. Вашему вниманию предлагается тест, в котором записаны пять уравнений. Напротив каждой колонки вы ставите плюс, если оно принадлежит к данному виду
Карточка №1 тест “Виды квадратных уравнений”
Ф.И._____________ | полное | неполное | приве- денное | неприве- денное | Общий балл |
1. х2 - 36 = 0 |
|
|
|
|
|
2. у2 + 112у = 0 |
|
|
|
| |
3. х2 + 8х + 78 = 0 |
|
|
|
| |
4. –х2 + 2х +4 = 0 |
|
|
|
| |
5. 4х2 + 5х + 4 = 0 |
|
|
|
|
Ребята выполняют работу, а затем меняются листочками и по ключу проверяют ответы, оценивая работу товарища (ключ к тесту на слайде)
Критерий оценивания:
Нет ошибок – 2 жетона.
1 – 2 ош. – 1 жетона.
Больше 2 ошибок - 0
- Молодцы. С видами квадратных уравнений мы разобрались. Продолжаем работу по карточке №1
Главным военным вкладом республики в победу стало создание многочисленных воинских формирований
Назовите наибольший корень первого уравнения?
+6 - Что же нам скажут факты войны?
+6 –стрелковых дивизий было сформировано в нашей республике для отправки на фронт.
- Чему равен коэффициент а в 5 уравнении?
+4 Было сформировано 4 кавалерийских дивизий
- Чему равен коэффициент в во 2 уравнении?
+112
Из кавалерийских дивизий в боевых действиях принимала участие только одна — знаменитая 16-я гвардейская (112-я) Башкирская кавалерийская дивизия. Ее полностью сформировали в конце 1941 года из жителей республики.
Дивизия прошла путь от реки Волга до реки Эльбы свыше четырех тысяч километров, части пополнялись резервами (в 1943 году), дважды почти полностью обновлялись. Орденами и медалями награждено 3860 воинов дивизии.
112-я Башкирская кавалерийская дивизия стала единственным кавалерийским соединением Красной Армиии.
- Чему равен коэффициент с в третьем уравнении?
+78
78 воинов 112 дивизии были удостоены звания Героя Советского Союза и пять человек стали полными кавалерами ордена Славы.
- Найдите сумму коэффициентов 5 уравнения
+13
создано+13 отдельных артиллерийских полков. Такова статистика цифр
/Учащиеся по два человека вызываются к доске и комментируют решение/
х² -36 = 0. 5х² - 10х =0 х² - 6х +9 = 0 4х² - 4х + 1 = 0
- Решим с помощью квадратного уравнения задачу.
Периметр прямоугольного корпуса танка Т – 34 равен 18 м. Найдите стороны прямоугольного корпуса, если его площадь равна 18 м2.
/Ученик решает задачу на доске и комментирует/
Решение: По условию периметр прямоугольного корпуса равен 18 м, значит Р= 2(а+в)=18, тогда полупериметр равен Р/2= а+в=9 (м).
Пусть одна сторона прямоугольного корпуса равна х м, тогда вторая сторона (9-х) м. По условию задачи площадь прямоугольного корпуса 18 м2.
Составим и решим уравнение с помощью теоремы Виета
х ( 9-х)= 18 х2 – 9х + 18=0 D= 4 Х1= 3 х2=6
Ответ: 3м; 6 м.
- В действительности, ребята, ширина танка Т – 34 – равна 3 метра, длина чуть больше 6 м.
Танки Т-34 стоят на постаментах во многих городах России. Наверное, это самый распространённый танк-памятник в нашей стране.
Причём стоят памятники «тридцатьчетвёрки» не только в городах, находившихся в зоне боевых действий, но и в глубоком тылу.
парк победы. Г. Уфа
Один из легендарных танков сохранился в Караидельском районе.
Он сражался в битве на Курской дуге. Т-34 является самым известным советским танком. Выпускался серийно с 1940 года. Караидельский Т-34 – участник военного парада в Уфе.
В республике это единственный Т-34 на ходу.
VII. Применение знаний и умений в новой ситуации
- А теперь проведем небольшую самостоятельную работу.
Карточка №2 Решите квадратные уравнения, запишите его корни, отметьте точки на координатной плоскости. Соедините точки: А с В, затем точки А и С; теперь Д с Е; затем Д с С; и наконец Е с В. ( приняв меньший корень – х1, больший корень – х2)
х 2 - 8х = 0 | А(х1, х2) | точка 1 |
х 2 + 12х + 35 = 0 | В (х2 , х1) | точка 2 |
х 2 + 2х - 35 = 0 | С (х2 , х1) | точка 3 |
х 2 + 4х - 21 = 0 | Д(х1, х2) | точка 4 |
х 2 - 10х + 21 = 0 | Е (х2 , х1) | точка 5 |
Ключ учителя
А ( 0;8) В (-5; -7) С (5;-7) Д (-7;3) Е ( 7;3)
- Ребята, что у вас получилось? +Звезда
- Да, звездочка. Именно пятиконечной звездой рубино – красного цвета - Орденом красной звезды награждали людей за большие заслуги в деле обороны СССР как в военное, так и в мирное время, в обеспечении государственной безопасности.
В период Великой Отечественной войны орденом Красной Звезды было произведено более 2 миллионов 860 тысяч награждений.
Пришло время подвести итоги нашей игры. Подсчитаем жетоны и выявим «Знатока квадратных уравнений». Вручаем победителю «Орден Знаний»
VIII. Домашнее задание.
Домашняя работа творческого характера (задание на карточке)
IX. Рефлексия
-Ребята, в заключение урока предлагаю вам побыть стрелками. Перед каждым из вас лежит карточка с мишенью. Поставьте знак у тех слов, которые вам больше всего подходят по окончании урока. Разрешаю сделать 4 выстрела.
- Сегодня у нас был необычный урок математики. В эти дни, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! И понимаем, что за всё, что мы имеем - в нашей жизни, мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить. Мирного нам всем неба над головой! Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Графическое решение квадратных уравнений"
Рассматриваем различные способы графического решения кводратных уравнений....
презентеция к уроку по истории России " Советский тыл в годы Великой Отечественной войны""
Данная презентация разработана к уроку истории 9 кл. по теме "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...
План конспект урока по математике "Решение квадратных уравнений по формулам" для 8 класса
Ислледование количества корней квадратного уравнения в зависимости от знака дискриминанта D и нахождение их с помощью формул....

Урок обобщающего разноуровневого повторения в 9 классе Тема урока: "Способы решения квадратных уравнений"
Урок разработан для учащихся 9 класса МОУ СОШ №1.Анализ результатов диагностических краевых работ показывает, что в каждой краев...

Интегрированный урок математики и истории в 8 классе по теме " Отечественная война 1812 года в цифрах и диаграммах" .
Представленный урок - урок повторения и обобщения знаний по истории и алгебре. В ходе урока учащиеся через диаграммы , решения задач,примеров,уравнений знакомятся с интересным историческим...

Конспект урока по математике и истории 5 класс "Числа в Великой Отечественной войне"
Конспект урока по математике и истории 5 класс "Числа в Великой Отечественной войне"...

Урок математики «Решение квадратных уравнений. Цифры и факты Великой Отечественной войны»
Презентация.Урок математики «Решение квадратных уравнений. Цифры и факты Великой Отечественной войны» ...
