Методическая разработка по теме "Свойства степени с целым показателем" 8 кл автор Макарычев
методическая разработка по алгебре (8 класс)

Сидоренко Наталья Петровна

Урок по обобщению и закреплению пройденного  материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Степень с целым показателем и её свойства» 8 класс.

Учитель:Н.П.Сидоренко

Тип урока: урок  обобщения  и систематизации знаний.

Цели урока:

обобщить и систематизировать знания учащихся о степени с целым показателем; закрепить и усовершенствовать навыки применения свойств степени с целым показателем; подготовка содержательной базы для сдачи ГВЭ

Задачи:

Образовательная - формировать умение планировать свою деятельность при решении задач;  умение контролировать свою деятельность при решении задач; умение рассуждать, обобщать, делать выводы;  умение выполнять задания вычислительного и аналитического характера на всех этапах урока;

Развивающая - развивать навыки выполнения простейших преобразований выражений, содержащих степени с целым основанием.

Воспитательная - воспитание воли, умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности, формировать самооценку знаний, критическое отношение к себе, творческую активность, аккуратность, дисциплину, внимание, расширять представление об окружающем мире.

Оборудование: компьютер, презентация, учебник, оценочные листы, карточки-задания для выполнения индивидуальной самостоятельной работы.

Планируемые результаты:

Личностные:  умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры.

Метапредметные:  умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.

Предметные: 

1)Учить формулировать свойства степени.

2)Организовать отработку знаний свойств степени с целым показателем.

3)Обеспечить формирование навыков самоконтроля обучающихся.

4)Развивать речевые умения – строить логически выстроенные высказывания; коммуникативные умения – высказывать и аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения обучающихся.

Эпиграф:

“Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь”.

                                                                                                   (М.В.Ломоносов)

Ход урока

1. Организационный этап.

Учитель. Добрый день, дорогие ребята!

Тем, кто учит математике,

Тем, кто учит математику,

Тем, кто знает и любит математику,

И тем, кто ещё не знает, что он любит математику,

Работать сегодня на уроке всем.

2. Актуализация изучения темы.

  • Выдающийся французский философ, ученый Блез Паскаль утверждал: «Величие человека в его способности мыслить».
  • Как вы думаете,  какая тема нашего урока?
  • Степень .
  • Но не просто степень. А какая степень?
  • Степень с целым  показателем.
  • Сегодня  по данной теме последний урок и какие же цели вы себе поставите?
  • (Повторить. Уточнить. Обобщить. Применить знания по данной теме. Развить умение применять  их в более сложных упражнениях.)

  • Запишем число. Тему « Степень с целым показателем и её свойства». Классная работа.

  • «Знания собираются по крупинкам, как  вода в долине»

Устная работа

1.     Дайте определение степени с целым показателем. (Степенью числа а с целым  показателем п,  называется произведение п множителей, каждый из которых равен а.)

2.     Как называется число, которое возводим в степень? (Число, которое возводим в степень, называют основанием)

3.     Как называется число, в которое возводим степень? (Число, в которое возводим степень, называют показателем)

4.     Какое число получаем при возведении в степень положительного числа? (При возведении в степень положительного числа получаем положительное число)

5.     Какое число получаем при возведении отрицательного числа с четным показателем? (При возведении отрицательного числа с четным показателем получаем положительное число)

6.     Какое число получаем при возведении отрицательного числа с нечетным показателем? (При возведении отрицательного числа с нечетным показателем получаем отрицательное число)

В 8 классе мы изучаем степень с каким показателем? С целым. А это что за числа? (………-3,-2,-1,0,1,2,3,…..)

1)Вспомним действия с целыми числами

Примеры: 1)    2)  - 7 + 5 = - 23     3)  = 10  4) = 4

5) – 14 – 6 = - 20    6)  = 15   7) = 11   8)   9)  

2)Взгляните на число.  

 Как вы думаете, это положительное или отрицательное число?

"Не верь глазам своим" - сказал бы Кузьма Прутков тому, кто считает это число отрицательным. И сейчас мы разберемся, что вообще означает такая запись. 

Известный математик К. Вейерштрасс сказал: «Нельзя быть математиком, не будучи поэтом в душе». И пусть следующие стихи не идут ни в какое сравнение с творчеством А.С.Пушкина, но многим из вас они будут полезны при решении упражнений, связанных с понятием степени с отрицательным целым показателем. У вас у каждого это стихотворение на парте – можете использовать его как памятку при выполнении заданий.

Если минус нам не нравится,

С этим горем можно справиться:

Знак меняем в показателе,

Степень пишем в знаменателе,

Сверху ставим единичку.

Получается? Отлично!

3) Историческая справка(её нам приготовила  Алена)

 Отрицательные показатели степени ввел еще в 15 веке математик Шюке. Англичанин Джон Валлис впервые рассмотрел вопрос о целесообразности употребления отрицательных показателей. Исаак Ньютон стал применять их систематически. В одном из писем в 1676 г. Ньютон указал: "Как алгебраисты вместо АА, ААА и т.д. пишут А2, А3 и т.д., так я ... вместо 1/а, 1/а2, 1/а3 пишу а-1, а-2, а-3и т.д ( небольшая призентация)

-  Какие действия со степенями вы знаете?

4)  Повторение свойства степеней:

а)У доски работают двое,  (все на листах), пишут свойства.

б) Работа с тренажером (презентация).Учащиеся  работают по очереди.

5)Выполнить вычисление:

            а-4 а15=                                   а12а-4=

         а-124=                                   а18:а-9=

        (а2)-5=                                     (а4)-8=

        (а-2в3)6=                                  (а6в4)-3=

6) Творческое задание. Решите математическую шифровку. В ней спрятан год рождения очень известного человека (устно): 8°        (1/7)-1                           (1/3)-2                             (1/9)-1    
                                                      1        7                                       9                                        9

Это год рождения А.С. Пушкина.

7) Физкультминутка    

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело

8) Закрепление материала.

-Выполняя задания, ученик допустил ошибки. Какие свойства, правила не знает ученик? Обсудите  самостоятельно, Обсудите в парах. Обсудите вместе.

  1. 35 . 38=340       2)81=1   3)24 + 22=26     4)(2а)5=2а5    5)(х2)38    6) 35*38=340;  

7) 52* 53=105;       8)  310:32=55      9) (2а)5=2а5;   10) (х2)3 = х8;     11) (а)3*(а2)4 =  а14.

-  Итак, пришло время проверить ваши знания:

Тест

Реши и выбери верный ответ, обведи его кружочком:

1.Найдите значение выражения               

2. Найдите значение выражения               

3. Найдите значение выражения                   

4.Представьте выражение в виде степени       

          

                                                                                                                                                                             

                                             

5. Вычислите значение выражения              

                         

                                         

5) Самооценка ученика, оценка учителя

6) Рефлексия

7)Домашняя работа №1211



Предварительный просмотр:

Маршрутная карта  по теме «Свойства степени с целым показателем».

Ученицы(ка)      8 класса      

                                         (фамилия, имя)

-  Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению на начало урока и отметь его.

 

Задания к  уроку:

1.Актуализация знаний:  а) Повторить понятия степень;  свойства степени; (презентация)

б)Устная работа: Вспомним действия с целыми числами

Примеры: 1) -3-8=      2)  - 7 + 5 =      3)  =     4) =    5) – 14 – 6 =

6)  =     7) =      8) -6+9=           9) -8+22=

в) Записать свойства степеней:

г) Вспомнить определение степени с отрицательным показателем, 

 а затем работа с тренажером по очереди.(презентация).

2.Выполнить вычисление письменно:

            а ̄ 4 а15=                                   а12а ̄ 4=

         а ̄124=                                   а18:а ̄ 9=

        (а2) ̄ 5=                                     (а4) ̄ 8=

        (а ̄ 2в3)6=                                  (а6в4) ̄ 3=

3)Творческое задание. Решите математическую шифровку. В ней спрятан год рождения очень известного человека: 8° ;   8°        (1/7)-1                           (1/3)-2                             (1/9)-1    

4) Закрепление материала.

Выполняя задания, ученик допустил ошибки. Какие свойства, правила не знает ученик? Обсудите  самостоятельно, Обсудите в парах. Обсудите вместе.

  1. 35 . 38=340       2)81=1   3)24 + 22=26     4)(2а)5=2а5    5)(х2)38    6) 35*38=340;  

7) 52* 53=105;       8)  310:32=55      9) (2а)5=2а5;   10) (х2)3 = х8;     11) (а)3*(а2)4 =  а14.

      5. Самооценка _____________________             6. Оценка учителя __________________

  -  Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению после пройденного урока и отметь его.

 

  • ».
  • «Книга-книгой, а мозгами двигай».
  • «Усердие все превозмогает».
  • «Кто ищет, тот всегда найдёт»
  • «Тяжело в учении – легко в бою»

                   ТЕСТ

1. 2х(х-1)

А) 2х2 – 1  Б) 2х2 – 2х   В) 3х2 – 2х

2. 5в (а-в) + 5в2

А)  а      Б) 5ав      В) 5ав +10в2 

3. 3(х+1) - 2(х-1)

А) 5х+2    Б) х+2    В) х

4) 4у2 – 2у(у+3)

А) у2-3      Б) 2у2-3    В)   2у2+3  

 

                   ТЕСТ

1. -3х(2х-1)

А) -6х2–1  Б) -6х-1 В) -6х2 +3х  

2. 8в(2а-в) + 8в2

А)  2а      Б)  16ав +16в2 В) 16ав

3. 3(х-4) - 2(х-4)

А) 5х+8    Б) х-8     В) х

4) 3у3 – 3у(у2+3у)

А) 3у2       Б) 6у3+3у2  В) -9у2         

 

                   ТЕСТ

1. -2х(4х-2)

А) -8х2+4х Б)-8х2–4х   В) 8х2 –2

2. 5а (а-2в) + 10ав

А)  5а2      Б) 5а2+20в      В) 6а  

3. 2(х2+1) - 3(х2-1)

А) –х2+5    Б) х2+5    В) –х2

4) 6у4 – 2у3(2у+2)

А) 2у4-4у3      Б) 2у4+2   В) 4у4-4у3 

5) х2(2х+1) + х( х-1)

А) 2 х3+2х2       Б) 2х3+2     В) 2х3 

                   ТЕСТ

1. 2х(х-1)

А) 2х2 – 1   Б) 2х2 – 2х   В) 3х2 – 2х

2. 5в(а-в) + 5в2

А)  а      Б) 5ав      В) 5ав +10в2 

3. 3(х+1) - 2(х-1)

А) 5х+2    Б) х+5    В) х

4) 4у2 – 2у(у+3)

А) у2-3      Б) 2у2-6у    В)   2у2+3  

 

 

                   ТЕСТ

1. 2х(х-1)

А) 2х2 – 1   Б) 2х2 – 2х   В) 3х2 – 2х

2. 5в(а-в) + 5в2

А)  а      Б) 5ав      В) 5ав +10в2 

3. 3(х+1) - 2(х-1)

А) 5х+2    Б) х+5    В) х

4) 4у2 – 2у(у+3)

А) у2-3      Б) 2у2-6у    В)   2у2+3  

                   ТЕСТ

1. -2х(4х-2)

А) -8х2+4х   Б)-8х2–4х   В) 8х2 –2

2. 5а (а-2в) + 10ав

А)  5а2      Б) 5а2+20в      В) 6а  

3. 2(х2+1) - 3(х2-1)

А) –х2+5    Б) х2+5    В) –х2

4) 6у4 – 2у3(2у+2)

А) 2у4-4у3      Б) 2у4+2    В) 4у4-4у3 

5) х2(2х+1) + х( х-1)

А) 2х3+2х2-х       Б) 2х3+2     В) 2х3 

                   ТЕСТ

1. -2х(4х-2)

А) -8х2+4х   Б)-8х2–4х   В) 8х2 –2

2. 5а (а-2в) + 10ав

А)  5а2      Б) 5а2+20в      В) 6а  

3. 2(х2+1) - 3(х2-1)

А) –х2+5    Б) х2+5    В) –х2

4) 6у4 – 2у3(2у+2)

А) 2у4-4у3      Б) 2у4+2    В) 4у4-4у3 

5) х2(2х+1) + х( х-1)

А) 2х3+2х2-х       Б) 2х3+2     В) 2х3 

 

                  ТЕСТ

1. -3х(2х-1)

А) -6х2–1   Б) -6х-1    В) -6х2 +3х  

2. 8в(2а-в) + 8в2

А)  2а     Б) 16ав +16в2    В) 16ав

3. 3(х-4) - 2(х-4)

А) 5х+8     Б) х-8     В) х-4

4) 3у3 – 3у(у2+3у)

А) 3у2       Б) 6у3+3у2     В) -9у2         

 

 

                  ТЕСТ

1. -3х(2х-1)

А) -6х2–1   Б) -6х-1    В) -6х2 +3х  

2. 8в(2а-в) + 8в2

А)  2а     Б) 16ав +16в2    В) 16ав

3. 3(х-4) - 2(х-4)

А) 5х+8     Б) х-8     В) х-4

4) 3у3 – 3у(у2+3у)

А) 3у2       Б) 6у3+3у2     В) -9у2         

 

 

         

               

     

 

                                                         

 

 

       

       

         Математическая зарядка

Одночлен – «руки вверх»

Многочлен – «руки перед собой»

Другое выражение – «руки в стороны»

       

         Математическая зарядка

Одночлен – «руки вверх»

Многочлен – «руки перед собой»

Другое выражение – «руки в стороны»

       

         Математическая зарядка

Одночлен – «руки вверх»

Многочлен – «руки перед собой»

Другое выражение – «руки в стороны»

       

         Математическая зарядка

Одночлен – «руки вверх»

Многочлен – «руки перед собой»

Другое выражение – «руки в стороны»

 

 

II Графический диктант.  ( ^ - да,  —   нет)

     (Составление маршрута путешествия)

   Верно ли утверждение, определение, свойство?

  1. Одночленом называют сумму числовых и буквенных множителей.  
  2. Числовой множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называют коэффициентом одночлена.
  3. В результате умножения одночлена на одночлен получается одночлен.
  4. Степенью одночлена называют разность показателей степеней переменных  
  5.  Сумма нескольких одночленов называется многочленом.
  6. В результате умножения одночлена на многочлен получается многочлен.
  7. Степенью многочлена стандартного вида называют сумму степеней всех входящих в него одночленов.  
  8. Чтобы умножить одночлен  на многочлен, нужно умножить этот одночлен на каждый член   многочлена и полученные произведения сложить.
  9. Одночлены, входящие в состав многочлена и имеющие одинаковые числовые множители называют подобными членами многочлена.  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка . Система логопедических игр для развития речевого дыхания. (автор: учитель-логопед ГБДОУ№87 Фрунзенского р-на СПб А. Д. Луковникова)

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно...

Методическая разработка урока "Свойства степени с натуральным показателем"

Урок проводится после изучения темы «Свойства степени с натуральным показателем».Тип урока: урок применения знаний и умений.Формы работы: устная  и письменная форма работы, коллективная, группова...

Методическая разработка раздела «Музыка и литература» образовательной программы: «Музыка» (Автор Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская) 5 класс

-Раздел раскрывает метапредметные связи (музыка, литература)-Раздел продолжает формировать музыкальную культуру учащихся...

Методическая разработка урока по теме "Сложение целых чисел"

Методическая разработка урока математики в 6 классе, содержащая подробный конспект с использованием игровых технологий....

Методическая разработка по теме "Степенная функция 10 класс"

Подробная разработка раздела программы "Степенная функция" по учебнику Колягина Ю.М. 10 класс...

Методическая разработка открытого урока по теме «Целое уравнение и его корни»

Методическая разработка открытого урока по теме  «Целое уравнение и его корни»    Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о целых уравнениях и методах...