Методическая разработка урока по теме "Сложение целых чисел"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Методическая разработка урока математики в 6 классе, содержащая подробный конспект с использованием игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_tselyh_chisel.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 6 классе на тему

 «Сложение  целых чисел».

Руссева Людмила Ивановна

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

-  способствовать формированию у учащихся умения складывать                                                                                                                                             целые числа, используя игру в цветные кубики;                                                         - развивать умение классифицировать  и устанавливать логические связи;

- способствовать рефлексии собственной деятельности.

Ход   урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

На доске слова, которые надо разделить на две группы: выигрыш, проигрыш, отдал, взял,  прибыль, доход, расход, тепло, мороз.

По каким признакам вы разделили слова на группы? ( «+», «-»). На предыдущих уроках вы познакомились с отрицательными числами.  Чему мы научились? (сравнивать, изображать на координатной прямой). Сегодня на уроке мы продолжим работу с  целыми числами.  Какие числа называют целыми? Какие числа называют натуральными?

Учитель предлагает выполнить следующее задание (слайд 1).

-15;  +10;  -3,2;  2;  -7;  0;  -4;  9,3;  +7

Назовите:

1. отрицательные числа

2. натуральные числа.

3. положительные числа.

4. целые числа.

5. противоположные числа.

6. наибольшее целое число.

7. наименьшее целое число.

3. Мотивация к учебной деятельности

  • Какие задания можно придумать с числами данного ряда?        (Сложить, вычесть, умножить, разделить). Вы умеете сложить два отрицательных числа?
  • Чему вы хотели бы научиться на уроке?

(Складывать целые числа).

  • Какова тема урока?  Запишите её в тетрадь.

( «Сложение целых чисел»).

  • Сформулируйте цель урока.

Научиться складывать  целые числа.

  • Как вы думаете, как складываются отрицательные числа?

4.Операционально-деятельностный этап.

Учитель предлагает задание:  В наших опытах белый кубик будет показывать выигрышное число очков, а чёрный – проигрышное.                                                                         1.Используя знаки «+» и «-», запишите число очков для каждого случая (слайд 3).

2.С двумя белыми кубиками выполнили несколько опытов

.Найдите в каждом случае получившуюся сумму очков. Запишите сумму очков для каждого случая(слайд4)

                                         3.Найдите сумму: (слайд 7)

  • (+3) + (+4)                  
  • (+5) + (+2)
  • (+3) + (+1)
  • (+5) + (+4)
  • (-3) + (-4)
  • (-4) + (-6)
  • (-3) + (-2)
  • (-4) + (-5)

           

4.   Заполнить пропуски (карточки у учащихся на партах)

(+5) + (+6) = …                         (- 1) + ( …) = -5

(…) + ( +5) = +8                        (-3) + (…) = -8

(…) + ( +9) = +10                      (…) + ( -4) = - 7

                        Сделайте вывод:

      (+) + (+) =                                  (-) + (-) =                

  • Выигрыш да выигрыш — получится …
  • Проигрыш да проигрыш — получится …

5.Бросили два кубика разных цветов. Запишите сумму для каждого случая.

(слайд 5)       Найдите сумму.

                           (-5)+ (+3) = (-2)

(слайд 6)

                                 (-3)+(+6)=(+3)

6. Используя  карточки, учащиеся составляют примеры на сложение целых чисел .Может оказаться, что на двух разноцветных кубиках выпало одинаковое число очков. Чему равна сумма в этом случае? Затем выполняют задания на заполнение пропусков. Восстановите стертые записи:

(-4)+(+4)=…   ; (-4)+(+5)= …   ;

(…)+(+3)= -2  ; (-5)+(…)= -9    ;

(+6)+(…)=+11 ;  (-3)+(…)=0    ;

Каким числом может быть сумма чисел с разными знаками? От чего зависит знак суммы?

 Формулируют правило сложения отрицательных и положительных чисел.

1. сумма двух  положительных чисел - положительна, сумма двух отрицательных чисел - отрицательна.

2. сумма двух чисел с разными знаками может быть как отрицательной так и положительной; знак суммы зависит от того какое слагаемое «перевесило».  

5 этап. Первичное закрепление. Выполняем задание из учебника№739,№ 740.

6 этап. Самостоятельная работа.

Вариант 1                             Вариант 2

  1. (+7)+(-15)                    1)  (-7)+(-23)      
  2.  (-8)+(-20)                    2)  (+16)+(-9)
  3.  (-23)+(+11)                 3)  (+12)+(-12)
  4.  (+25)+(-25)                 4)  (-26)+(+14)
  5. 5)  (-13)+(+17)             5)   (-15)+(+24.

 взаимопроверка по ответам на слайде.        

7.Рефлексивно – оценочный этап.

  • Пришло время подвести итог нашей работы.
  • Чему мы научились на уроке?      

(Складывать отрицательные и положительные числа )

  • Каким числом  является сумма положительных чисел?
  • Каким числом является сумма отрицательных чисел?
  • Сумма  противоположных чисел.
  • Как определить, каким числом _ положительным или отрицательным – является сумма двух чисел с разными знаками?
  •  Вот как индийский математик Брахмагупта (VII – в) излагал правило сложения отрицательных чисел: «Сумма двух долгов есть долг».
  • Что он имел в виду?      

(При сложении отрицательных чисел результат – отрицательное число)

  • Что важно запомнить с урока?

(Правило сложения целых чисел)

  • Над чем еще надо поработать?          

выполнили мы намеченные цели?

  • Оцените свою деятельность на  уроке.

.
Учитель предлагает учащимся продолжить предложение:
Сегодня на уроке  я чувствовал себя…

 Запишите домашнее задание №742,№757.Сообщение на тему: «Когда впервые  начали использовать отрицательные числа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Десятичная запись дробных чисел"

Конспект урока "Десятичная запись дробных чисел" с использованием ЭОР...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Сложение целых чисел"

На данном уроке учащимся предлагается совершить путешествие по улицам сказочного математического города, на которых их ждут испытания в виде решения нестандартных, творческих задач...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Методическая разработка урока математики "Деление натуральных чисел" 5 класс

Коснспект урока с приложением презентации к уроку и физкультминутки...

Методическая разработка урока по математике "Целые числа" 6 класс и презентация "Математический калейдоскоп"

Разработка содержит: 1. Технологическую карту урока-игры.2. Презентацию "Математический калейдоскоп" ....

Методическая разработка урока по теме: ««Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками.»

Материал содержит конспект урока комплексного применения знаний  в 6 классе....