Методическая разработка . Система логопедических игр для развития речевого дыхания. (автор: учитель-логопед ГБДОУ№87 Фрунзенского р-на СПб А. Д. Луковникова)
методическая разработка

Луковникова Анастасия Дмитриевна

 

   Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Забавные игры для развития речевого дыхания у детей в домашних условиях.

 ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ:

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку

дыхательная система - это не что иное, как энергетическая база для речевой

системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Недостатки детского дыхания можно преодолеть:

1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.

Упражнения необходимо проводить  только в игровой форме, не забываем,

что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания,

необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют

его, а неправильное выполнение их может вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует

иметь ввиду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго

соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох -

с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот,

а не через нос, как это следует делать вне речевого акта.  Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных

игр: сдувание снежинок, бумажек, пушинок со стола, с руки;

направленное дуновение на легкие шарики, карандаши, свечи, на плавающих в тазу уточек, кораблики , всевозможные вертушки и прочие легкие игрушки;

надувание  надувных игрушек, воздушных шаров,  мыльных пузырей;

   Уважаемые родители, предлагаю вам некоторые игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей:

Игровые упражнения для развития дыхания.

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

        

«Чья птичка дальше улетит?»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

 Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Родитель и ребенок становятся напротив птичек. По сигналу: «Птички полетели!» они дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Победит тот, чья птичка улетит дальше.

        

«Бабочка – лети»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

 Родитель подносит ребенку листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.

«Одуванчики»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Игру можно проводить на даче или в парке. Ребенок дует на одуванчики, чтобы слетели все пушинки.

        

«Бабочка»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

 Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует на бабочку, чтобы она полетела (бабочка на ниточке прикреплена к прямоугольной рамке с ручкой).

«Чей кубик поднимется выше?»

Цель: развивать диафрагмальное дыхание.

Ребенок лежит на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Ребенок делает глубокий вдох через нос, и выдыхают через рот, а взрослый смотрит, как высоко поднимется кубик.

«Капитаны»

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

В центре на маленьком столе большой таз с водой. Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краю таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер «П-п-п..». Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Ребенок дует, сидя на маленьком стульчике, придвинутом к столу.          

«Мобиль»  - пособие на котором в зависимости от сезонов меняются детали,  на которые ребенку предлагается подуть (осенью– на листочки; зимой – на снежинки; весной– на цветочки;

летом – на цветы и бабочки).

«Воздушный футбол»

Цель: развитие направленного  сильного, плавного выдоха.

Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из кубиков конструктора.

Ход игры:

Сегодня, ребята, мы проводим соревнование - кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.

Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х],

то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеяная.

«Самый быстрый карандаш»

Цель: развитие длительного  плавного выдоха.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: перед ребенком, сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем  карандаш. Сначала сами показываем ребенку, как дуть на карандаш, чтобы он  скатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем, сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

«Остуди чай!»

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: стаканчики из цветного картона.

Ход игры:

Сегодня гости вы мои и  чаем всех я угощаю,

а чтобы не обжечься вам , дуть я вам предлагаю!

Также можно использовать упражнения на развитие речевого дыхания,

которые подобраны в соответствии с лексической темой:

Тема "Посуда, пища" Развитие речевого дыхания и голоса

«Пьем коктейль через трубочку»

(Вдох.)Вытянуть губы узкой « воронкой ». (Выдох.)

Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).

«Пыхтящий чайник».

Произносить: «Пых -пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»

Тема «Бытовая техника и инструменты»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса

Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной

машины.

«Дж-дж-дж-дж-дж-дж»,

«Дз-з-з-з-з-з».

Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу»—«Вжи-вжа-вжо».

Тема «Весна»

Диалог Зимы и Весны. Говорит Весна:

—Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ:

—Нет! Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда:

—С крыши капает вода?

—Да! Да! Да! Да!

—Тают горки во дворах?

—Ах! Ах! Ах! Ах!

—А на речке треснул лед?

—Вот так!

- Так вот!

Тема «Дикие животные жарких стран»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса

Слон пьет воду: вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счет «раз», «два»,

«три»), затем выдох (под счет от «одного» до «пяти»).

Рычание тигра и тигренка: раскатисто произносить звук р-р-р-р:

тигр —громко, низким голосом, тигренок —тихо, высоким голосом.

Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и эмоцией

(испуг, радость, удивление).

Тема «Дикие животные»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса

Ежики принюхиваются. Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.)

«Кто как голос подает» Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых».

«Разговор Лисы и Зайца»

-«Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, зайка, где ты был?»

—«В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»

Тема «Дом»

«Приколачиваем» оконные рамы. «Сверлим» дырки дрелью.

Произносить на одном выдохе звуки: «Тт-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги:

«Та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук».

Шагаем по этажам: произноситм слова «первый, второй, тртий, четвертый, пятый, повышая

голос, сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице); понижая голос (спускаемся).

Произносить предложения с разной интонацией: «Ах, какой дом!», «Какой

это дом?», «Вот такой дом!».

Тема "Домашние животные"

Развитие речевого дыхания и

Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте.

Корова: «Му-у-у-у-у, молока кому?» (Громко, низким голосом.)

Телёнок: «Му-у-у-у-у». (Тихо, высоким голосом.) Кошка: «Мяу-мяу-

мяу». (Громко, низким голосом.)

Котенок: «Мяу-мяу-мяу». (Тихо, высоким голосом.)

Разговор Теленка и Котенка. «Мле-мли-мля», «Мяу-мяу-мяу» «Пли-пля-пле».

Тема «Домашние птицы"

Развитие речевого дыхания и голоса. Птичьи голоса.

Произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса.

Курица: «Ко-ко-ко-ко». Цыплята: «Пи-пи-пи-пи-пи». Курица: «Куд-кудах, гулаю в кустах».

Утка: «Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?»

Тема «Зима»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: «Ш-ш-ш-Ш» Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

Тема "Овощи"

Развитие речевого дыхания и голоса

Разговоры овощей.

Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца

(обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный,

красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо».

Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».

Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

Тема «Семья»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса

Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!»

Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту».

Тема «Транспорт»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса

Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.

Насос: произнесение звука с-с-с-с-с

Машины Едут по мокрой мостовой: произнесение слогов:«Ша-шу-ши-шо».

Гудит поезд. Произнесение слога «ту-у на одном выдохе:«Ту-ту-ту-ту».

Сигналит машина.Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».

Тема «Фрукты»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса

Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы).Вдох через нос, выдох  через рот.

Сбор урожая. Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция —стоя прямо. Поднять руки

—вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз—выдох.

Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фа-фу, фы-фу!»

Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-премного фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)

Разговоры фруктов.

Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов.

Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу-фа-фу!» Вишни просят Скворцов не клевать их:

«Пта-пты-пто, пта-пту-пты». Яблоки падают на траву: « Бам-бом-бум!»

Тема «Человек»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса. Развитие переключаемости органов артикуляции

Плач ребенка: произносить звук «а» -громко, тихо, шепотом, затем в одной тональности.

Мама качает малыша. Произносить: «А-а-а-а-а».

Эхо: Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у!» (Громко.) Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у!» (Тихо.)

«Малыш учится говорить»: Произносить по подражанию любые слоги: «мна-мно, мны-мну, ди-дя-дю»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Игры и упражнения для развития ренченвого дыхания...

Методическая разработка. Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Старшего дошкольного возраста. Тема: «Наша одежда. Пересказ рассказа В.Чаплиной «Белка»».

Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей: потребность в одежде присуща только людям. Учить дифференцировать одежду по сезонам. Дать понятие о национальное одежде и привести примеры....

Методическая разработка системы упражнений для развития языковой и речевой компетенции учащихся по теме Проблемы экологии. Экологическая политика Франции.

В 9 классе происходит дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих. Представленная система упражнений способствует совершенствованию языковой и речево...

Методическая разработка системы упражнений для развития языковой и речевой компетенции учащихся по теме Наука

В 9 классе происходит дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих. Представленная система упражнений способствует совершенствованию языковой и речево...

«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»

Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ»УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫПедагогические цели:...