Рабочая программа по астрономии 11 класс
календарно-тематическое планирование по астрономии (11 класс) по теме

Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_astronomii_11_klass.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Заместитель директора школы по УВР

__________Калиева Ж.А.


«____»____________2012 г.

Утверждаю

 Директор МБОУ «Карагачская  СОШ»

    __________Кострова Т.В.


 «___»_________2012 г.

Рабочая программа учебного курса

«Астрономия»

для 11 класса

Составитель: учитель физики

Исупов А. А.

2012-2013 учебный год

Рабочая программа по астрономии для 11 класса (базовый уровень).

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования  МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2001).

Рабочая программа по астрономии ориентирована на использование базового учебника Астрономия 11 класс, Е. П. Левитан, 2010 г .

На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании рабочей программа по астрономии предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

 - Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

 - Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной  деятельностей;

 - Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теориифизики. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физикии обеспечивающие развитие учебно-познавательной ирефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития физическихпроцессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

В соответствии с этим реализуется модифицированная программа  «Астрономия 11 класс»,  Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, в объеме 34 часов.

Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  физики.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий, поэтапного формирования умения решать задачи.

На ступени полной, средней школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат)  определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

 Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата.

Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении  универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому  мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала — от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема  изучения  физических процессов «всеобщее — общее— единичное».

Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с  источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации.

Специфика целей и содержания изучения астрономии на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера (на базе кабинета медиапрограмм с интерактивной доской).

Требования к уровню подготовки учащихся  11 класса (базовый уровень)

должны знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

должны уметь:

использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

решать задачи на применение изученных астрономических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.

Содержание курса

I. Введение в астрономию (2 ч)

Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии).

II. Практические основы астрономии (6 ч)

Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).

III. Строение солнечной системы (7 ч)

Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).

IV. Физическая природа тел солнечной системы (6 ч)

Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Лунь! (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).

V. Солнце и звезды (5 ч)

Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля"). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).

VI. Строение и эволюция Вселенной (7 ч)

Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).

Календарно-тематическое планирование. Астрономия. 11класс

Тема урока

Тип урока

Содержание

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Д/З

Дата

План

Факт

Введение в астрономию

1/1

Предмет астрономии.

Звездное небо

Урок изучения нового материала

Что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии. Что такое созвездие, основные созвездия

Тест

§ 1§ 2

2/2

Изменение вида звездного неба в течение суток

Комбинированный урок

Небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил

Фронтальный опрос

§ 3. упр. 3 (4)

3/3

Изменение вида звездного неба в течение года

применение знаний и умений

Экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба

Самостоятельная работа

§ 4. упр. 3 (3).

4/4

Способы определения географической широты

Комбинированный урок

Высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой.

Взаимопроверка

§ 5. упр.З (5)

5/5

Основы измерения времени

Комбинированный урок

Связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении

Фронтальный опрос

§ 6

6/6

Контрольная работа № 1 Введение в астрономию

Урок контроля

Введение в астрономию

Контрольная работа

§ 6

Строение Солнечной системы

7/1

Видимое движение планет. Развитие представлений о Солнечной системе

Урок изучения нового материала

Петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет. Астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения

Самостоятельная работа

§ 7, § 8

8/2

Законы Кеплера — законы движения небесных те

Комбинированный урок

Три закона Кеплера

Тест

§ 9

9/3

Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера

применение знаний и умений

Закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона

Решение задач

§ 10

10/4

Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел

Комбинированный урок

Определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы

Тест

§ 11

11/5

Контрольная работа № 2«Строение Солнечной системы»

Урок контроля

Строение Солнечной системы

Контрольная работа

§ 11

Физическая природа тел Солнечной системы

12/1

Система «Земля — Луна»

Урок изучения нового материала

Основные движения Земли, форма Земли. Луна — спутник

Земли.  Солнечные и лунные затмения.

Тест

§ 12

13/2

Природа Луны

Комбинированный урок

Физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные

породы.

Тест

§ 13

14/3

Планеты земной группы

Комбинированный урок

Общая характеристики атмосферы, поверхности

Фронтальный опрос

§14 3(1)

15/4

Планеты-гиганты

Комбинированный урок

Общая характеристика, особенности строения, спутники

Самостоятельная работа

§ 15 3(2)

16/5

Астероиды и метеориты

Кометы и метеоры

Комбинированный урок

Закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс

астербидов. движение астероидов, физические характеристики астероидов,

метеориты. Открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет,

метеоры и болиды, метеорные потоки.

Самостоятельная работа

§ 16, § 17 3(2)

17/6

Контрольная работа № 3«Физическая природа тел Солнечной системы»

Урок контроля

Физическая природа тел Солнечной системы

Контрольная работа

Солнце и звезды

18/1

Общие сведения о Солнце

Урок изучения нового материала

Вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость,

температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав

Фронтальный опрос

§ 18

19/2

Строение атмосферы Солнца

Комбинированный урок

Фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная

активность.

Тест

§19(1)

20/3

Источники энергии и внутреннее строение Солнца

Комбинированный урок

Протон -протонный цикл, понятие о моделях внутреннего

строения Солнца.

Самостоятельная работа

§ 20

21/4

Солнце и жизнь Земли

Комбинированный урок

Перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце — Земля»

Тест

§ 21

22/5

Расстояние до звезд

Комбинированный урок

Определение расстояний по годичным параллаксам,

видимые и абсолютные звездные величины

Решение задач

§ 22

23/6

Пространственные скорости звезд

применение знаний и умений

Собственные движения и тангенциальные скорости звезд,

эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд

Решение задач

§23

24/7

Физическая природа звезд

Комбинированный урок

Цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности

Фронтальный опрос

§ 24

25/8

Связь между физическими характеристиками звезд

Комбинированный урок

Диаграмма «спектр—светимость», соотношение «масса— светимость», вращение звезд различных спектральных классов

Тест

§ 24

26/9

Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды

Комбинированный урок

Оптические и физические двойные звезды, определение

масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд. Цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и

сверхновые.

Взаимопроверка

§25 3(3), § 26 3 (2)

27/10

Контрольная работа № 4«Солнце и звезды»

Урок контроля

Солнце и звезды

Контрольная работа

Строение и эволюция Вселенной

28/1

Наша Галактика Другие галактики

Урок изучения нового материала

Состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение. Открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары

Тест

§ 27,28§ 29

29/2

Метагалактика

Комбинированный урок

Системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной.

Фронтальный опрос

§ 30

30/3

Происхождение и эволюция звезд

Комбинированный урок

Возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд.

Фронтальный опрос

§ 31

31/4

Происхождение планет

применение знаний и умений

Возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет.

Тест

§ 32

32/5

Жизнь и разум во Вселенной

Комбинированный урок

Эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций

§ 33

33/6

Контрольная работа № 5«Строение и эволюция Вселенной»

Урок контроля

Строение и эволюция Вселенной

Контрольная работа

34

Астрономическая картина мира

Заключительная лекция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика  и астрономия " для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу  к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...

Рабочая программа по астрономии 11 класс , УМК Воронцов-Вельяминов Б.А.

Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018./...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс». Календарно-т...

Рабочая программа по астрономии, 11 класс

Рабочая программа по астрономии содержит в себе календарно-тематическое планирование....