Рабочая программа по астрономии, 11 класс
рабочая программа по астрономии (11 класс) на тему

Ануфриева Марина Алексеевна

Рабочая программа по астрономии содержит в себе календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon astronomiy_2017_11cl.doc571.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Лобаскинская средняя школа»

Атяшевского района Республики Мордовия

«Согласовано»

Руководитель МО

____________________Абросимова Г.В.

Протокол № __ от «_____»_______         201   г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Лобаскинская СШ» ______________ Русяев.С.В.

Приказ № __ от «__         » ___201  г

Рабочая программа по астрономии

11 класс

базовый уровень

на 2017-2018 учебный год

Составитель:

Ануфриева Марина Алексеевна,

учитель физики первой

квалификационной категории.

с. Лобаски,

2017г.


  1. Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета.

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Цели и задачи изучения астрономии.

При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:

  • понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
  • познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
  • получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
  • осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
  • ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
  • выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.

Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.

 Место учебного предмета в учебном плане.

Изучение курса рассчитано на 34 часа. Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности, планет, необходимо учитывать условия их видимости.

 

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:

в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на до-

стижение личного счастья, реализацию позитивныхжизненных перспектив, инициативность, креатив-

ность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить

жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в про-

цессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства,

собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим

событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей

и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловечески-

ми ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и без-

опасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физиче-

скому и психологическому здоровью;

в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность,

способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности

к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к слу-

жению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гор-

дости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение

государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государ-

ственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным

фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традици-

ям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу — граждан-

ственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осозна-

ющего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно при-

нимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические

ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и

свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собствен-

ных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права

и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного

права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,

основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего ме-

ста в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, го-

товность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность

обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интере-

сы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно

значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомо-

щи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,

религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национа-

лизма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, националь-

ным признакам и другим негативным социальным явлениям;

• в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение

на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультур-

ном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопони-

мания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценно-

стей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,

мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в

том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответствен-

ное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение

оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том

числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе ус-

воения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосер-

дия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрос-

лыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других ви-

дах деятельности;

• в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной

культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость на-

уки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых до-

стижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об

устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,

на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной

профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к род-

ной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических про-

цессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов,

умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим

вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение к

миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;

• в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений

уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор

будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обуча-

ющихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,

общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к

труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение

к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполне-

ние домашних обязанностей.

Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами

универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образова-

тельной деятельности и жизненных ситуациях;

• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для дости-

жения поставленной ранее цели;

• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

• определять несколько путей достижения поставленной цели;

• выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективностт расходования ресурсов и

основываясь на соображениях этики и морали;

• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жиз-

ни и жизни окружающих людей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках

• использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в ин-

формационных источниках противоречий;

• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и по-

знавательные) задачи;

• искать и находить обобщенные способы решения задач;

• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении

действий и суждений другого;

• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности

широкого переноса средств и способов действия;

• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны

других участников и ресурсные ограничения;

• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учите-

лем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно;

ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и

подчиняться) 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри об-

разовательной организации, так и за ее пределами);

• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды

в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных

и письменных) языковых средств;

• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания

реального и виртуального);

• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;

• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знако-

мой, так и перед незнакомой аудиторией;

• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаи-

модействия, а не личных симпатий;

• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других лю-

дей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных

суждений.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Астрономия, ее значение и связь с другими науками

Астрономия, ее связь с другими науками.Структура и масштабы Вселенной. Особенности

астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Демонстрации.
1. портреты выдающихся астрономов;
2. изображения объектов исследования в астрономии.

Практические основы астрономии

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различ-

ных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклип-

тика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Демонстрации.

  1. географический глобус Земли; 
  2. глобус звездного неба;
  3. звездные карты;
  4. звездные каталоги и карты;
  5. карта часовых поясов;
  6. модель небесной сферы;
  7. разные виды часов (их изображения);
  8. теллурий.

Строение Солнечной системы

Развитие представлений о строении мира.Геоцентрическая система мира. Становление гели-

оцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сиде-

рический (звездный) периоды обращения планет.Законы Кеплера. Определение расстояний и раз-

меров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием

сил тяготения. Определение массы небесных тел.Движение искусственных спутников Земли и кос-

мических аппаратов в Солнечной системе.

Демонстрации.

  1. динамическая модель Солнечной системы;
  2. изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;
  3. портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;
  4. схема Солнечной системы;
  5. фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.

Природа тел Солнечной системы

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двой-

ная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Пла-

неты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, боли-

ды и метеориты.

Демонстрации.

  1. глобус Луны;
  2. динамическая модель Солнечной системы;
  3. изображения межпланетных космических аппаратов;
  4. изображения объектов Солнечной системы;
  5. космические снимки малих тел Солнечной системы;
  6. космические снимки планет Солнечной системы;
  7. таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;
  8. фотография поверхности Луны.

Солнце и звезды

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмос-

фера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный па-

раллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диа-

грамма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационар-

ные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Демонстрации.

  1. диаграмма Герцшпрунга – Рассела;
  2. схема внутреннего строения звезд;
  3. схема внутреннего строения Солнца;
  4. схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;
  5. фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;
  6. фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;
  7. фотоизображения Солнца и известных звезд.

Строение и эволюция Вселенной

Наша Галактика. Ее размеры и структура.Два типа населения Галактики. Межзвездная сре-

да: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галак-

тики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхско-

пления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Неста-

ционарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расшире-

ния Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Демонстрации.

  1. изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;
  2. схема строения Галактики;
  3. схемы моделей Вселенной;
  4. таблица - схема основных этапов развития Вселенной;
  5. фотографии звездных скоплений и туманностей;
  6. фотографии Млечного Пути;
  7. фотографии разных типов галактик.

Жизнь и разум во Вселенной

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.

Поиски жизни на планетах Солнечной системы.Сложные органические соединения в космосе. Со-

временные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.

Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом.

  1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
  2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп.

  1. Рельеф Луны.
  2. Фазы Венеры.
  3. Марс.
  4. Юпитер и его спутники.
  5. Сатурн, его кольца и спутники.
  6. Солнечные пятна (на экране).
  7. Двойные звезды.
  8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
  9. Большая туманность Ориона.
  10. Туманность Андромеды.

Тематическое планирование.11 класс, (34 часа, 1час в неделю)

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности

Количество часов теории

Контрольные работы

АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Раз-

витие астрономии было вызвано практическими

потребностями человека, начиная с глубокой

древности. Астрономия, математика и физи-

ка — их развитие в тесной связи друг с другом.

Структура и масштабы Вселенной.

Наземные и космические приборы и методы

исследования астрономических объектов.

Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая

астрономия

Поиск примеров, подтверждающих

практическую направленность астро-

номии.

Применение знаний, полученных

в курсе физики, для описания устрой-

ства телескопа. Характеристика пре -имуществ наблюдений, проводимых

из космоса

2

-

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (5 ч)

Звездная величина как характеристика осве-

щенности, создаваемой звездой.

Согласно шкале звездных величин разность на

5 величин, различие в потоках света в 100 раз.

Экваториальная система координат: прямое

восхождение и склонение. Использование

звездной карты для определения объектов,

которые можно наблюдать в заданный момент

времени.

Высота полюса мира над горизонтом и ее за-

висимость от географической широты места

наблюдения. Небесный меридиан. Кульми-

нация светил. Определение географической

широты по измерению высоты звезд в момент

их кульминации.

Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон

эклиптики к небесному экватору. Положение

Солнца на эклиптике в дни равноденствий

и солнцестояний. Изменение в течение года

продолжительности дня и ночи на различных

географических широтах.

Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее

единственный естественный спутник.

Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны.

Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца.

Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений.

Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь — система счета длительных промежутков времени.

История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль.

Контрольная работа № 1

по теме «Практические основы астрономии».

Тема проекта или исследования:

«Определение скорости света по наблюдениям

моментов затмений спутника Юпитера».

Наблюдения (невооруженным глазом):

«Основные созвездия и наиболее яркие звез-

ды осеннего, зимнего и весеннего неба. Из-

менение их положения с течением времени»,

«Движение Луны и смена ее фаз»

Применение знаний, полученных

в курсе географии, о составлении карт

в различных проекциях.

Работа со звездной картой при органи-

зации и проведении наблюдений.

Характеристика отличительных осо-

бенностей суточного движения звезд

на полюсах, экваторе и в средних ши-

ротах Земли, особенностей суточного

движения Солнца на полюсах, эквато-

ре и в средних широтах Земли.

Изучение основных фаз Луны.

Описание порядка смены фаз Луны,

взаимного расположения Земли, Лу-

ны и Солнца в моменты затмений.

Анализ причин, по которым Луна

всегда обращена к Земле одной сторо-

ной, необходимости введения часо-

вых поясов, високосных лет и нового

календарного стиля.

Объяснение причин, по которым зат-

мения Солнца и Луны не происходят

каждый месяц.

Подготовка и выступление с презента-

циями и сообщениями

4

1

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч)

Геоцентрическая система мира Аристотеля —

Птолемея. Система эпициклов и дифферентов

для объяснения петлеобразного движения

планет. Создание Коперником гелиоцентриче-

ской системы мира. Роль Галилея в становле-

нии новой системы мира.

Внутренние и внешние планеты. Конфигура-

ции планет: противостояние и соединение.

Периодическое изменение условий видимости

внутренних и внешних планет. Связь синоди-

ческого и сидерического (звездного) периодов

обращения планет.

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение ско-

рости движения планет по эллиптическим ор-

битам. Открытие Кеплером законов движения

планет — важный шаг на пути становления

механики. Третий закон — основа для вычис-

ления относительных расстояний планет от

Солнца.

Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные

размеры тел Солнечной системы.

Подтверждение справедливости закона тя-

готения для Луны и планет. Возмущения в

движении тел Солнечной системы.

Открытие планеты Нептун. Определение мас-

сы небесных тел. Масса и плотность Земли.

Приливы и отливы.

Время старта КА и траектории полета к плане-

там и другим телам Солнечной системы. Вы-

полнение маневров, необходимых для посадки

на поверхность планеты или выхода на орбиту

вокруг нее.

Практическая работа с планом Солнечной Системы

Контрольная работа № 2

по теме «Строение Солнечной системы».

Тема проекта или исследования:

«Конструирование и установка глобуса Набокова».

Наблюдения (в телескоп): «Рельеф Луны»,

«Фазы Венеры», «Марс», «Юпитер и его спутники», «Сатурн, его кольца и спутники»

Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов

и дифферентов.

Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигу-

рациях.

Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Объяснение механизма возникновения

возмущений и приливов.

Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними.

Решение задач

6

1

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 ч)

Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их

природы на основе этой гипотезы.

Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа.

Результаты исследований, проведенных

автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны.

Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по размерам, массе и средней плотности.

Планеты земной группы и планеты-гиганты.

Их различия. Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе.

Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее

время. Эволюция природы планет. Поиски

жизни на Марсе.

Химический состав и внутреннее строение

планет-гигантов.

Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников.

Сходство природы спутников с планетами

земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец.

Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет.

Кометное облако Оорта.

Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения.

Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные,

железокаменные.

Практическая работа

«Две группы планет Солнечной системы».

Контрольная работа № 3

по теме «Природа тел Солнечной системы».

Тема проекта или исследования:

«Определение высоты гор на Луне по способу Галилея

Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, клас-

Сификация объектов определения понятия «планета».

Сравнение природы Земли с природой Луны на основе знаний из курса географии

Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы, причин существующих

различий, процессов, происходящих в комете при изменении ее расстояния

от Солнца.

Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения, внешнего вида астероидов и комет.

На основе знаний законов физики объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет,

описание природы планет-гигантов,

описание и объяснение явлений метеора и болида.

Описание и сравнение природы планет земной группы.

Участие в дискуссии.

Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними.

7

1

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч)

Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы.

Грануляция. Солнечная корона.

Обнаружение потока солнечных нейтрино.

Значение этого открытия для физики и астрофизики.

Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные

сияния и другие геофизические явления,

влияющие на радиосвязь, сбои в линиях

электропередачи. Период изменения солнечной активности.

Звезда — природный термоядерный реактор.

Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр — светимость». Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их состав и возраст.

Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость».

Затменно-двойные звезды.

Вспышки новых — явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд.

Зависимость скорости и продолжительности

эволюции звезд от их массы. Вспышка сверхновой — взрыв звезды в конце ее эволюции.

Конечные стадии жизни звезд: белые карлики, нейтронные звезды (пульсары), черные дыры.

Проверочная работа

«Солнце и Солнечная система».

Контрольная работа № 4

по теме «Солнце и звезды».

Темы проектов или исследований:

«Определение условий видимости планет в текущем учебном году», «Наблюдение солнечных пятен с помощью камеры-обскуры», «Изучение солнечной активности по на-

блюдению солнечных пятен», «Определение температуры Солнца на основе измерения солнечной постоянной», «Наблюдение метеорного потока», «Определение расстояния до удаленных объектов на основе измерения

параллакса», «Изучение переменных звезд

различного типа».

Наблюдения (в телескоп): «Солнечные пятна»

(на экране), «Двойные звезды»

На основе знаний законов физики описание и объяснение явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце.

Описание: процессов, происходящих при термоядерных реакциях про-

тон-протонного цикла; образования пятен, протуберанцев и других прояв-

лений солнечной активности на основе знаний о плазме, полученных в курсе

физики.

Характеристика процессов солнечной

активности и механизма их влияния на Землю.

Определение понятия «звезда».

Указание положения звезд на диаграмме «спектр — светимость» согласно их характеристикам.

Анализ основных групп диаграммы

«спектр — светимость».

На основе знаний по физике: описание пульсации цефеид как автоколебательного процесса; оценка времени свечения звезды по известной массе запасов водорода; описание природы

объектов на конечной стадии эволюции звезд.

Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними.

Решение задач

5

1

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (4 ч)

Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные

рукава Галактики. Вращение Галактики и

проблема «скрытой» массы. Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные

туманности — остатки вспышек сверхновых звезд.

Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности,

размеры, масса, количество звезд. Сверх-

массивные черные дыры в ядрах галактик.

Квазары и радиогалактики.  Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик.

Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Крас-

ное смещение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно. Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение.

Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Тема проекта или исследования:

«Исследование ячеек Бенара».

Наблюдения (в телескоп): «Звездные скопле-

ния (Плеяды, Гиады)», «Большая туманность Ориона», «Туманность Андромеды»

Описание строения и структуры

Галактики, процесса формирования

звезд из холодных газопылевых об-

лаков.

Изучение объектов плоской и сфери-

ческой подсистем

Объяснение на основе знаний по женн-

ке различных механизмов радиоизлу-

чения.

Определение типов галактик.

Применение принципа Доплера для

объяснения «красного смещения»..

Доказательство справедливости зако-

на Хаббла для наблюдателя, располо-

женного в любой галактике.

Подготовка презентаций и сообщений

и выступление с ними.

4

-

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (1ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.

Поиски жизни на планетах Солнечной

системы. Сложные органические соедине-

ния в космосе. Современные возможности

радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем

существовании.

Тема проекта или исследования:

«Конструирование школьного планетария»

Подготовка презентаций и сообщений

и выступление с ними. Участие в дискуссии

1

-

Итого:

30

4

Календарно-тематическое планирование

11 класс (1 час в неделю, всего — 34 часа).

№ и тема

урока

Содержание

урока

Вид деятельности учащихся

план

факт

АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ (2 ч)

1. Что изучает астрономия.

Астрономия, со связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия. математика и физика развивалнсь в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной.

Поиск примеров, подтверждающих

практическую направленность аст-

рономии

2 Наблюдения — основа астрономии.

Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Применение знаний, полученных в

курсе физики, для описании устройства телескопа. Характеристика

преимуществ наблюдений, проводимых из космоса

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (5 ч)

3.Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени.

Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации.

Подготовка презентации об истории

названий созвездий и звезд.

Применение знаний, полученных в

курсе географии, о составлении карт

в различных проекциях.

Работа со звездной картой при орга-

низации и проведении наблюдений.

Характеристика отличительных

особенностей суточного движения

звезд на полюсах, экваторе и в сред-

них широтах Земли

4. Годичное движение Солнца. Эклиптика.

Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и  солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах.

Характеристика особенностей су-

точного движения Солнца на полю-

сах, экваторе и в средних широтах

Земли

5. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

Луна — ближайшее к Земле небесное тело. ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц —период полной смены фаз Луны. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений.

Изучение основных фаз Луны.

Описание порядка их смены.

Анализ причин, по которым

Луна всегда обращена к Земле

одной стороной.

Описание взаимного расположения

Земли, Луны и Солнца в моменты

затмений.

Объяснение причин, по которым за-

тмения Солнца и Луны не происхо-

дят каждый месяц

  1. 6.Время и календарь.

Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь — система счета длительных промежутков времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль.

Подготовка и презентация сообще-

ния об истории календаря.

Анализ необходимости введения

часовых поясов, високосных лет

и нового календарного стиля

7.Контрол. работа № 1

по теме «Практические основы астрономии».

Контрольная работа «Практические основы астрономии».

Подготовка к  работе.

Повторение:

—основных вопросов тем;

—способов решения задач;

—приемов практической работы

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч)

8. Развитие представлений о строении мира.

Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира.

Подготовка и презентация сообще-

ния о значении открытий Коперни-

ка и Галилея для формирования

научной картины мира.

Объяснение петлеобразного движе-

ния планет с использованием эпи-

циклов и дифферентов

9. Конфигурации планет. Синодический период.

Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет.

Описание условий видимости пла-

нет, находящихся в различных кон-

фигурациях.

Решение задач на вычисление звезд-

ных периодов обращения внутрен-

них и внешних планет

10. Законы движения планет     Солнечной системы.

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца.

Анализ законов Кеплера, их значе-

ния для развития физики и астроно-

мии.

Решение задач на вычисление рас-

стояний планет от Солнца на основе

третьего закона Кеплера

11. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы. План Солнечной системы в масштабе 1 см к 30 млн км с указанием положения планет на орбитах согласно данным «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год.

Решение задач на вычисление рас-

стояний и размеров объектов

Построение плана Солнечной систе-

мы в принятом масштабе с указани-

ем положения планет на орбитах.

Определение возможности их на-

блюдения на заданную дату

12. Открытие и применение закона всемирного тяготения.

Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы

Решение задач на вычисление мас-

сы планет.

Объяснение механизма возникнове-

ния возмущений и приливов

13. Движение искусственных спутников, космических аппаратов (КА) в Солнечной системе.

Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выход на орбиту вокруг нее.

Подготовка и презентация сообще-

ния о КА, исследующих природу тел

Солнечной системы

14. Контрол. работа № 2

по теме «Строение Солнечной системы».

Контрольная работа «Строение Солнечной системы».

Подготовка к  работе.

Повторение:

—основных вопросов тем;

—способов решения задач;

—приемов практической работы

с планом Солнечной системы

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 ч)

15. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы.

Анализ основных положений совре-

менных представлений о происхож-

дении тел Солнечной системы

16.. Земля и Луня — двойная планета.

Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности —  моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны.

На основе знаний из курса геогра-

фии сравнение природы Земли с

природой Луны.

Объяснение причины отсутствия у

Луны атмосферы. Описание основ-

ных форм лунной поверхности и их

происхождения.

Подготовка и презентация сообще-

ния об исследованиях Луны, прове-

денных средствами космонавтики

17. Две группы планет

Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по размерам, массе и средней плотности. Планеты земной группы и планеты – гиганты. Их различия.

Анализ табличных данных, призна-

ков сходства и различий изучаемых

объектов, классификация объектов

18. Природа планет земной группы

Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе.

На основе знаний физических зако-

нов объяснение явлений и процес-

сов, происходящих в атмосферах

планет. Описание и сравнение

природы планет земной группы.

Объяснение причин существующих

различий. Подготовка и презента-

ция сообщения о результатах иссле-

дований планет земной группы

19. Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?».

Обсуждение различных аспектов проблем, связанных с существованием парникового эффекта и его роли в формировании и сохранении уникальной природы Земли.

Подготовка и презентация сообще-

ния по этой проблеме. Участие

в дискуссии

20. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет.

Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников. Сходство при роды спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец.

На основе знаний законов физики

описание природы планет-гигантов.

Подготовка и презентация сообще-

ния о новых результатах исследова-

ний планет-гигантов, их спутников

и колец. Анализ определения поня-

тия «планета»

21. Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы).

Метеоры, болиды, метеориты.

Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта.

Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения.

Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные.

Описание внешнего вида астеро-

идов и комет.

Объяснение процессов, происходя-

щих в комете, при изменении ее рас-

стояния от Солнца.

Подготовка и презентация сообще-

ния о способах обнаружения

опасных космических объектов

и предотвращения их столкновения

с Землей

На основе знания законов физики

описание и объяснение явлений ме-

теора и болида.

Подготовка сообщения о падении

наиболее известных метеоритов

22.

Контрол. работа № 3

по теме «Природа тел Солнечной системы».

Контрольная работа «Природа тел Солнечной системы».

Подготовка к  работе.

Повторение:

—основных вопросов тем;

—способов решения задач;

—приемов практической работы

с планом Солнечной системы

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч)

23. Анализ выполнения контрольной работы № 3.  Солнце, состав и внутреннее строение.

Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики.

На основе знаний физических зако-

нов описание и объяснение явлений

и процессов, наблюдаемых на Солнце.

Описание процессов, происходя-

щих при термоядерных реакциях

протон-протонного цикла

24. Солнечная активность и ее влияние на Землю.

Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности.

На основе знаний о плазме, получен-

ных в курсе физики, описание обра-

зования пятен, протуберанцев и

других проявлений солнечной ак-

тивности.

Характеристика процессов солнеч-

ной активности и механизма их

влияния на Землю

25. Физическая природа звезд.

Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр — светимость».  Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их состав и возраст.

Определение понятия «звезда».

Указание положения звезд на диа-

грамме «спектр — светимость»

согласно их характеристикам.

Анализ основных групп диаграммы

26. Переменные и нестационарные звезды.

Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды.  Вспышки Новых —явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд.  

На основе знаний по физике описа-

ние пульсации цефеид как авто-

колебательного процесса. Подготовка сообщения о способах

обнаружения «экзопланет» и полу-

ченных результатах

27.  Эволюция звезд.

Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Вспышка Сверхновой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики. нейтронные звезды (пульсары), черные дыры.

На основе знаний по физике оценка

времени свечения звезды по извест-

ной массе запасов водорода; для

описания природы объектов на ко-

нечной стадии эволюции звезд

28. Контрол. работа № 4

по теме «Солнце и звезды».

Контрольная работа «Солнце и звезды».

Подготовка к  работе.

Повторение:

—основных вопросов тем;

—способов решения задач;

—приемов практической работы

с планом Солнечной системы

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (4 ч)

29. Наша Галактика.

Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой массы».

Описание строения и структуры

Галактики.

Изучение объектов плоской и сфе-

рической подсистем.

Подготовка сообщения о развитии

исследований Галактики

30. Наша Галактика.

Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек Сверхновых звезд.

На основе знаний по физике объяс-

нение различных механизмов ра-

Диоизлучения

Описание процесса формирования

звезд из холодных газопылевых об-

лаков

31. Другие звездные системы — галактики.

Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик.

Определение типов галактик.

Подготовка сообщения о наиболее

интересных исследованиях галак-

тик, квазаров и других далеких объ-

ектов

32. Космология начала XX в.

Основы современной космологии.

Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод Л. Л. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно.

Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение рас ширения Вселенной. «Темная энергия» и антитя- готение.

Применение принципа Доплера для

объяснения «красного смещения».

Подготовка сообщения о деятель-

ности Хаббла и Фридмана.

Доказательство справедливости за-

кона Хаббла для наблюдателя, рас-

положенного в любой галактике

Подготовка и презентация сообще-

ния о деятельности Гамова и лауреа-

тов Нобелевской премии по физике

за работы по космологии

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 ч).

33. Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе.

Подготовка и презентация сообще-

ния о современном состоянии науч-

ных исследований по проблеме су-

ществования внеземной жизни во

Вселенной.

Участие в дискуссии по этой пробле-

ме

34.. . Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Подготовка и презентация сообще-

ния о современном состоянии науч-

ных исследований по проблеме су-

ществования внеземной жизни во

Вселенной.

Участие в дискуссии по этой пробле-

ме

  1. Методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса, цифровые образовательные ресурсы.

Методическое обеспечение учебного процесса.

  1. Воронцов-Вельяминов, Б. А., Страут, Е. К. Астрономия. 11 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2017.
  2. Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова,   Е. К. Страута. М.: Дрофа, 2017.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Наглядные пособия.

  1. Вселенная.
  2.  Другие галактики.
  3. Звезды.
  4. Луна.
  5. Малые тела Солнечной системы.
  6. Наша Галактика.
  7. Планеты земной группы.
  8. Планеты-гиганты.  
  9. Солнце.

              10. Строение Солнца.

Технические средства.

  1. Глобус Луны.
  2. Звездный глобус.
  3. Интерактивная доска.
  4. Карта Венеры.
  5. Карта Луны.
  6. Карта Марса
  7. Компьютер.
  8. Модель небесной сферы.
  9. Мультимедийный проектор.
  10. Подвижная карта звездного неба.
  11. Принтер.
  12. Спектроскоп.
  13. Телескоп.
  14. Теллурий.

Цифровые образовательные ресурсы.

Программы-планетарии.

  1. CENTAURE (www.astrosurf.com).
  2. VIRTUAL SKY(www.virtualskysoft.de), ALPHA.
  3. Celestia (https://celestiaproject.net).

 Интернет-ресурсы.

  1. Stellarium — бесплатная программа для просмотра звездного неба, виртуальный планетарий.
  2. WorldWide Telescope — программа, помогающая любителям астрономии исследовать Вселенную.

. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика  и астрономия " для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу  к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...

Рабочая программа по астрономии 11 класс , УМК Воронцов-Вельяминов Б.А.

Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018./...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс». Календарно-т...