Космический рейс
материал по астрономии по теме

Зеленкова Валентина Денисовна

Разработка внеклассного мероприятия к Дню Космонавтики

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Космический рейс»
игра для учащихся 6 – 8 классов

Ответственные ведущие – учащиеся 8 класса


Оформление: табличка "Космодром".
Плакаты "Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели..."
(К.Э.Циолковский)
"Жить и верить - это замечательно,
Перед нами небывалые пути,
Утверждают космонавты и мечтатели
Что на Марсе будут яблони цвести".
Цель: проверить творческие способности учащихся, познания в области покорения космоса, физические основы космических полетов.
Экипажи формируются из учащихся 5-8-х классов по 7-8 человек. Каждый класс готовит своего космонавта (костюмы, эмблемы, макет космического корабля из дерева, картона).

12 апреля наша страна в отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать "что тут особенного"?
Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра - эра освоения космоса.
12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле "Восток" совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.
Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности.
В этом созвездии имен одни из самых ярких - имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.
Сейчас вы станете свидетелями космического путешествия двух экипажей. И пусть это не настоящий космический полет, но ведь, возможно, наши сегодняшние "космонавты" через 10-15 лет поведут корабли к другим планетам или будут создавать эти корабли.
Ладонью заслонясь от света,
Сидит мальчишка. Тишина.
И вдруг волшебное: - Ракета
Достигла станции Луна. -
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством: - Порядок. -
Как будто так и быть должно.
Должно быть так, А не иначе.
И удивительного нет, Что это нами,
Нами начат Штурм неразгаданных планет.
Его за скупость не корите:
Мальчишка сдержан потому,
Что продолжение открытий Эпоха вверила ему!

Встречаем экипажи. Наши космонавты прошли строгий отбор.

Представляются экипажи:
Командир корабля...
Бортинженер...., художник....,
Математик...., ученый...
Исследователь...., писатель-фантаст...., астроном... и т.д.
На протяжении всего полета за их работой будет наблюдать Центр управления полетом (жюри) и даст оценку готовности экипажей к выполнению различных заданий.

Экипажам доложить о готовности.
Докладывают: Экипаж корабля_______________ к космическому рейсу готов. Командир экипажа______________
Дорогие члены экипажей, сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие к планете разноцветного Солнца. Во время игры мы выясним, чья команда лучше знает историю покорения космоса, физику космических полетов.
Очень многое будет зависеть от вашей организованности, внимания, быстроты реакции к командам с Земли.
Вас, как и настоящих космонавтов, ждут неожиданности. Будьте готовы к ним.

А сейчас возьмем интервью у болельщиков.
- Какими, на ваш взгляд, должны быть космонавты?
(Смелые, выносливые, находчивые, любознательные, трудолюбивые, сообразительные...).
Именно таких мы отправляем сегодня в космический полет. Но все-таки экипажи должны пройти последнюю проверку на Земле.
Скажите, с какой целью вы хотите слетать в космос?
Без чего бы вы не могли обойтись в космосе? Что бы вы обязательно взяли с собой? (Комнатный цветок, своих домашних животных, любимую книгу и пр.).

1-й этап. Проверим физическую подготовку.
а) по 2 члена экипажа крутятся 5 раз, глядя на правую вытянутую руку, затем идут вдоль прямой. Такую проверку проходят все члены экипажа.
б) Во время полета срочно нужно перейти из одного отсека в другой. (Кто быстрее всем экипажем пройдет сквозь обруч)
в) Мы выходим в открытый космос. Необходимо быстро одеть своего космонавта: Шлем, скафандр, обувь.
Ну что же, физически вы хорошо подготовлены.

2-й этап. Этот конкурс интеллектуальный. Необходимо ответить на несколько простых вопросов в течение одной минуты:

  1. Самая яркая звезда на небосклоне.
  2. Луна – это планета?
  3. Третью планета в Солнечной системе – это …
  4. Весь обозримый мир называется ….
  5. Самый простейший прибор для наблюдения за звездами – это…

4-й этап. Решите анаграммы и исключите лишнее слово: ЛОВАПОС, РИССУИ, ИРОНО, КАРАТЕ.

Игра со зрителями. 12 знаменитых созвездий Зодиака – называем их и зарабатываем очки для команд, за которые мы болеем.

3-й этап. А сейчас проверим ваше внимание, наблюдательность. 
На подносе 10 предметов, через 5-7 секунд экипажи должны перечислить предметы и желательно по порядку расположения.

5-й этап. Метаграммы. Берем слово ЛУНА и, заменяя в нем всего одну букву, составляем новые слова. Чья цепочка слов окажется длиннее.

 Игра со зрителями. Как власти относились к мечте о космическом путешествии? 1848 год. Скромная фраза в отделе хроники газеты «Московские губернские ведомости». Тогда эти строчки и не могли привлечь ничье внимание. Символическими они стали в наши дни, когда попали на глаза историкам. А написано там было следующее: «Мещанина Никифора Никитина за крамольные речи о полете на луну сослать в отдаленное поселение». Сейчас это место известно всем как стартовая площадка и называется … (Байконур)

6-й этап Минутная готовность. 6, 5, 4, 3, 2, 1... ПУСК
1. Экипажи, наступила перегрузка. Примите срочно меры, чтобы легче ее перенести (принимают положение, полулежа на стульях).
2. Космические корабли вышли на заданную траекторию. Самочувствие юных космонавтов хорошее.
ВНИМАНИЕ! НЕВЕСОМОСТЬ.
(Экипажи изображают свое поведение в космическом корабле).
3. Первыми словами Юрия Гагарина с орбиты были: "Красота-то какая! Как прекрасна наша планета!" Задание художникам: изобразите вид из космоса на нашу планету. (Рисунки передать в ЦУП).
4. Любуясь нашей планетой в иллюминатор, остальные члены экипажа определяют местность, над которой они пролетают. Наносят на карту названия рек, озер, островов, морей, океанов (каждому экипажу дается контурная карта).

Игра со зрителями. Самыми знаменитыми астрономами в истории человечества были Клавдий Птоломей, Николай Коперник, Джордано Бруно, Исаак Ньютон, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Тихо Браге и многие другие.
1. Назовите мне российского ученого неастронома, определившего в составе Солнца новый химический элемент. (Ломоносов)
2. Кому из перечисленных ученых принадлежат слова «А все-таки она вертится!» (Галилей)
3. Жизнь этого человека была смутной и трагичной. Родившись недоношенным, он трижды умирал, от него дважды отказывались родители, бросая на произвол судьбы. Первый раз – в день рождения, второй – во время эпидемии чумы. Но он каким-то чудом сумел выкарабкаться. Этот несчастный никогда не знал, что значит быть сытым. Современники знали его как придворного астролога императора Рудольфа II. А астрономией он занимался в свободное время. Математик и азартный игрок, философ и религиозный фанатик, исследователь и писатель фантаст, он вывел 3 важнейших астрономических закона, которыми мы пользуемся до сих пор. Кто же это? (Кеплер)

7-й этап. А теперь немного истории, как вы изучили Солнечную систему, знаете ли вы своих предшественников? Кто даст больше ответов?
1. Кто первый разработал принцип реактивного движения?
а) Кибальчич.  б) Циолковский   в) Ньютон   г) баба Яга
2. Малые планеты называются
а) астероиды   б) аденоиды   в) карлики    г) спутники
3. Сколько длился полет Гагарина?
а) несколько минут  б) 108 минут   в) сутки   г) неделю
5. Кто первым вышел в открытый космос?
а) Юрий Гагарин   б) Алексей Леонов  в) Валентина Терешкова  г) Нил Армстронг
6. Сколько планет в Солнечной системе?
а) 5   б) 9    в) 10    г) 12   (Седна, открыта в июле 2005 года)
6. Можно ли на Луне пользоваться компасом?
а) да     б) нет    в) только на светлой стороне   г) только на темной стороне
7. По какой яркой звезде можно ориентироваться на местности
а) по Луне   б) по Сириусу    в) по Полярной звезде    г) по Солнцу

Игра со зрителями. Мы тоже ответим на вопросы.
1. Небесное тело, сгоревшее в атмосфере, называется ...  (Метеор)
2. Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой? (Нет, невесомость).
3. Смогут ли два космонавта, вышедшие в открытый космос, разговаривать друг с другом обычным способом? (Нет воздуха)
4. Почему в космическом корабле космонавты находятся в состоянии невесомости? (Нет притяжения).
5. А знаете ли вы, что названия двух спутников Марса по-русски означает страх и ужас. А как они называются на астрономическом языке? (Фобос и Деймос)

Загадки
1. Летит жар-птица, хвостом гордится (комета).
2. Днем спит, ночью глядит. (Луна)
3. Планета Солнечной системы мое начало составляет -
    Нет для фантастов лучшей темы, она их тайной привлекает.
   А слог второй под Новый год - любовно люди украшают.
   Что в целом, отгадает тот, кто город Франции узнает. (Марсель)
4. Болельщикам задание на время игры: из букв слова "космонавтика" составить самое длинное слово.

И, наконец можно подвести итог вашей совместной работы. Программу полета наши космонавты выполнили полностью. С благополучным возвращением!
Центр управления полетом подведет итоги полета, назовет победителей, вручит награды.
"Космонавт" читает стих.
Когда последний закруглен виток.
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в свеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо, всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.
Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но прежде всего - чисто человеческий. Завоевание космоса только начинается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Космический рейс

Классный час для учащихся 5-8 классов, посвященный Дню Космонавтики....

Сценарий внеклассного мероприятия "Космический рейс"

Данная разработка - это интегрированное мероприятие по нескольким учебным предметам (биология, география, история, математика) рассчитано на учащихся с ОВЗ специальных коррекционных образовательных уч...

"Космический рейс"

Цель: проверить творческие способности учащихся, познания в области покорения космоса, физические основы космических полетов....

Космический рейс

Классный час для 3-5 классов. В апреле очень часто проводятся мероприятия посвященные дню космонавтики. Этот классный час в формате игры можно провести и как для учеников начальной школы 3-4 класс, та...

конспект спортивно- игровой программы "Космический рейс"

Мероприятие приурочено к отмечаемому 12 апреля Дню космонавтики...

«Космический рейс: на пути к ЗОЖ»

Внеурочное занятие в форме квеста разработано с целью закрепления ЗУН по теме «Здоровый образ жизни»....

Игровой урок "Станция "Космический рейс"

В ходе игрового урока школьники проверят свои знания о космосе, Конкурсные задания посвящены Дню космонавтики - 12 апреля....