элективные учебные предметы
рабочая программа по астрономии (9 класс) по теме

 Семенова Светлана Николаевна

элективные учебные предметы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_astronomiya.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма»

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«Занимательная астрономия»

Учитель физики

МОУ СОШ №5

Семенова С.Н.

Надым

Модифицированная программа  спецкурса

«Занимательная астрономия»

для обучающихся 8 классов общеобразовательных учреждений

1.Пояснительная записка

Модифицированная программа спецкурса «Занимательная астрономия» составлена на основе авторской программы «Наблюдательная астрономия», автора Т.Л. Пархоменко.

 Характеристика и обоснование актуальности программы

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений – длительный процесс, который  начинается в старшем дошкольном возрасте  и продолжается в течение всего времени обучения в школе (с максимальным использованием для этого пропедевтических курсов «Окружающий мир», 1-4 классы, и «Природоведения», 5 класс, а затем и систематического курса физики).

Основной упор при изучении курса астрономии  сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии. В данной программе основными разделами являются: «Видимое движение светил», «Законы движения небесных тел», «Звездные системы», «Солнце», «Природа тел Солнечной системы».

Курс астрономии знакомит учащихся со спецификой предмета и методов астрономической науки, содержит элементарные сведения по практической астрономии и,  главное, привлекает внимание учащихся к полезности и увлекательности наблюдений звездного неба.

Содержательная часть данной программы имеет свои особенности. Например, методы астрофизических исследований  не выделяются в отдельный раздел курса. Самое общее понятие о них дается в разделе "Природа тел Солнечной системы", а в основных разделах курса о них упоминается в связи с рассмотрением конкретных проблем. Свое отражение и основные достижения космонавтики, которые наиболее наглядно можно показать при изучении планет и их спутников.

Учитывая мировоззренческую ценность достижений внегалактической астрономии и космологии, программа предусматривает ознакомление учащихся с многообразием галактик, особенностями радиогалактик и квазаров, с крупномасштабной структурой Вселенной, расширением Метагалактики, космологическими моделями и гипотезой "горячей Вселенной".

В программе акцент  сделан на подчеркивание накопленного астрономией огромного опыта эмоционально-целостного отношения к миру, ее вклада в становление и развитие эстетики и этики в историю духовной культуры человечества.

На уроках астрономии есть возможность привлечь внимание к красоте мироздания, смыслу существования и развития науки, человека и человечества.

Формы и методы реализации программы

Ведущим методом в изложении материала учителя являются информационно-развивающие и творчески - репродуктивные   методы с опорой на самостоятельную добычу знаний  через дополнительную литературу, использование информационных технологий, он предполагает огромную самостоятельную работу учащихся по предмету. 

В основе каждого занятия лежит практическая работа обучающегося по изучению  астрономии. В результате этого школьник изучит то, что ему  интересно и полезно.

Каждая тема завершается практическим выходом в виде: защиты проектных работ и демонстрацией  самостоятельно выполненных презентаций на выбранную тему.

Представление о той или иной науке формируется на основе воззрений более или менее далекого прошлого. Человека всегда интересовал вопрос о том, как устроен окружающий мир и какое место он в нем занимает. У большинства народов еще на заре цивилизации были сложены особые – космологические мифы, повествующие о том, как из первоначального хаоса постепенно возникает космос (порядок), появляется все, что окружает человека: небо и земля, горы, моря и реки, растения и животные, а также сам человек.

Астрономия тесно связана со многими науками. И прежде всего с физикой и математикой, достижения которых она широко использует. Для современной физики космическое пространство представляет собой природную лабораторию, в которой вещество находится в самых разнообразных условиях – от сильно разреженного газа в пространстве между галактиками до сверхплотных состояний в нейтронных звездах, при температурах, как близких к абсолютному нулю вдали от звезд, так и достигающих десятков и сотен миллионов градусов в их недрах. В  случае астрономии различие между реальной ситуацией и традиционным представлением, на мой взгляд, особенно велико. При слове "астроном" мало у кого возникает образ современного ученого, разрабатывающего оборудование для исследовательских спутников, или проводящего сложнейшие расчеты на мощнейших суперкомпьютерах, или образ теоретика, вооруженного всем арсеналом современной физики и математики. Скорее перед мысленным взором возникает человек, поднимающийся по винтовой лестнице в башню небольшого телескопа, чтобы прильнуть глазом к окуляру. Такое представление отпугивает от астрономии многих талантливых ребят, которые не понимают, что "звездная наука" - прекрасное место для приложения и их талантов программистов, и талантов экспериментаторов, и талантов теоретиков. Обо всем этом нужно помнить учителю и не пытаться создать чрезмерно романтизированный образ астронома и астрономии. Действительность достаточно красива и интересна, чтобы не бежать от нее или не приукрашивать ее более необходимого.

Астрономия начинает изучаться в курсе физики лишь в 11 классе, завершая естественнонаучное образование школьника, однако многочисленные олимпиады, конференции и конкурсы разного уровня диктуют начать астрономическое образование значительно раньше.  Овладевать научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире, учащийся может начать с раннего школьного возраста. Этим было продиктовано создание данной программы факультативного курса.

Актуальность программы связана с совершенствованием форм и методов работы с одаренными детьми. В основу разработки программы курса «Занимательная астрономия» положены следующие методологические подходы: деятельностный, системный, личностно-ориентированный.

Одна из задач курса - показать мир в его эволюции и взаимосвязи макромира и микромира, развитие  творческого мышления учащихся, формирование научного мировоззрения, овладение научными методами познания природы.

Целями элективного учебного предмета являются:

образовательная: получение знаний основ астрономии - системы начальных, общих основных и специальных астрономических знаний, включающий в себя формирование астрономических понятий: об астрономии как науке, основных ее разделах, методах и инструментах познания, основных теориях и законах и о физической природе космических процессов, космических объектов и космических явлений; приобретении умений и навыков применения астрономических знаний на практике.

воспитательная: формирование научного мировоззрения подрастающего поколения в ходе формирования обобщенного научного представления о Вселенной, общих принципах мироздания и системе методов научного познания природы (при раскрытии аспектов выяснения роли и места человека и человечества во Вселенной и отношения "человек-Вселенная"), воспитание нравственности и гуманитарно-эстетических начал.

развивающая: формирование устойчивых познавательных интересов и развития познавательных возможностей учащихся (овладение разнообразными логическими операциями, подведение к более сложным уровням обобщения, переход от формально-логических форм мышления к качественно более высоким, диалектическим и творческим формам и т.д.).

Методы обучения астрономии основаны на общей теории обучения, на раскрытии закономерностей обучения астрономии, определении содержания, форм и способов организации изучения предмета с учетом психологических особенностей учащихся данного возраста и задач их воспитания и развития.

Процесс обучения астрономии в средних учебных заведениях аналогичен процессам обучения другим естественным наукам и представляет собой совокупность последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение основ системы астрономических знаний и формирование научного мировоззрения учащихся, их идейно-нравственное воспитание и приобретение практических навыков применения полученных знаний.

Процесс обучения обусловливается целью астрономического образования подрастающего поколения и характеризуется взаимодействием содержания обучения - основ системы астрономических знаний; преподавания - деятельности преподавателя по созданию мотивов учения у учеников и изложения учебного материала при помощи объяснительно-иллюстративного, проблемного, эвристического и исследовательского методов обучения; школьных астрономических наблюдений, руководства самостоятельной работой школьников, проверке их знаний и умений; учения - разносторонней учебной деятельности учащихся, направленной на приобретение астрономических знаний и включающей в себя умственные и физические действия.

Основными закономерностями и категориями дидактики астрономии являются закон соответствия содержания всех элементов и уровней системы школьного астрономического образования достигнутому уровню развития науки астрономии и принцип структурного единства содержания системы астрономического образования на разных уровнях ее формирования с учетом уровней развития и индивидуальных особенностей учащихся.

2. Содержание программы

Видимое движение светил (10ч.)

Изменение вида звездного неба в течение суток, в течение года. Способы определения географической широты.  Небесные координаты.  Созвездия. Небесная сфера. Изменение вида звездного неба в течение суток. Изменение звездного неба в течение года. Основы измерения времени. Связь времени с географической долготой. Системы счета времени.

Законы движения небесных тел (6 ч.)

Видимые движения планет. Законы Кеплера. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы. Закон Всемирного тяготения. Небесная механика. Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера. Возможности космических исследований.

Звездные системы (4ч.)

Галактика Млечный Путь. Звездные скопления. Галактики, классификация галактик. Скопления галактик. Взаимодействующие галактики. Эволюция Вселенной.

Солнце (4 ч.)

Общие сведения о Солнце. Внешняя атмосфера Солнца: хромосфера и корона. Активность Солнца и ее влияние на Землю. Двойные звезды.

Природа тел Солнечной системы (10 ч.)

Состав и происхождение Солнечной системы. Движение Луны относительно Земли. Физическая природа Луны. Физические свойства больших планет. Основные причины различия физических свойств больших планет. Малые тела Солнечной системы и межпланетная среда. Солнечной системы и межпланетная среда. Физическая природа звезд.  Происхождение планет. Происхождение и эволюция галактик. Жизнь и разум во вселенной.

3. Учебно - тематический план



Занятия


Метод обучения


Средства обучения


Видимое движение светил (10ч.)

1.

Изменение вида звездного неба в течение суток, в течение года.

Информационно - развивающий

Видеофильмы, таблицы по астрономии. Карта звездного неба. Научно – популярная литература. Электронные пособия по астрономии ЦОР

2.

Способы определения географической широты.  

Творчески- репродуктивный

3.

Небесные координаты.  

Информационно - развивающий

4.

Созвездия.

Информационно - развивающий

5.

Небесная сфера.

Творчески- репродуктивный

6.

Изменение вида звездного неба в течение суток

Информационно - развивающий

7.

Изменение звездного неба в течение года

Творчески- репродуктивный

8.

Основы измерения времени

Информационно - развивающий

9.

Связь времени с географической долготой. Системы счета времени

Информационно - развивающий

10.

Решение задач  по теме «Основы измерения времени»

Творчески- репродуктивный


Законы движения небесных тел (6 ч.)

11.

Видимые движения планет. Законы Кеплера.

Информационно - развивающий

Видеофильмы, таблицы по астрономии. Карта звездного неба. Научно – популярная литература. Электронные пособия по астрономии ЦОР

12.

Методы определения расстояний до тел

Творчески- репродуктивный

13.

Всемирного тяготения. Небесная механика

Информационно - развивающий

14.

Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера

Творчески- репродуктивный

15.

Решение задач по теме «Законы Кеплера»

Информационно - развивающий

16.

Возможности космических исследований

Творчески- репродуктивный


Звездные системы (4 ч.)

17.

Галактика Млечный Путь. Звездные скопления.

Информационно - развивающий

Видеофильмы, таблицы по астрономии. Карта звездного неба. Научно – популярная литература. Электронные пособия по астрономии ЦОР

18.

Галактики, классификация галактик. Скопления галактик

Творчески- репродуктивный

19.

Метагалактики

Информационно - развивающий

20.

Взаимодействующие галактики. Эволюция Вселенной.

Творчески- репродуктивный


Солнце (4ч.)

21.

Общие сведения о Солнце. Внешняя атмосфера Солнца: хромосфера и корона.

Информационно - развивающий

Видеофильмы, таблицы по астрономии. Карта звездного неба. Научно – популярная литература. Электронные пособия по астрономии ЦОР

22.

Активность Солнца и ее влияние на Землю. Двойные звезды.

Творчески- репродуктивный

23.

Расстояние до звезд

Информационно - развивающий

24.

Пространственные скорости звезд

Творчески- репродуктивный


Природа тел Солнечной системы (10ч.)

25.

Состав и происхождение Солнечной системы. Малые тела

Информационно - развивающий

Видеофильмы, таблицы по астрономии. Карта звездного неба. Научно – популярная литература. Электронные пособия по астрономии ЦОР

26.

Движение Луны относительно Земли

Творчески- репродуктивный

27.

Физическая природа Луны

Информационно - развивающий

28

Физические свойства больших планет

Информационно - развивающий

29.

Основные причины различия физических свойств больших планет

Творчески- репродуктивный

30.

Солнечной системы и межпланетная среда.

Информационно - развивающий

31.

Физическая природа звезд

Творчески- репродуктивный

32.

Происхождение планет

Информационно - развивающий

33.

Происхождение и эволюция галактик

Информационно - развивающий

34.

Жизнь и разум во вселенной

Творчески- репродуктивный

4.Требования к подготовке учащихся по результатам обучения

 Обучающиеся должны знать:

  1. Что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии.
  2. Что такое созвездие, основные созвездия. Изучить экваториальную систему координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба.
  3. Знать основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли, солнечные и лунные затмения.
  4. Знать физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы, общие характеристики атмосферы, особенности строения поверхности.
  5. Знать закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты. Знать об  открытии комет, вид, строение, орбиты, природу комет, метеоров и болидов, метеорных потоках.
  6. Знать основные понятия: фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность.
  7. Знать о двойных звездах (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд).физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые). Знать о нашей Галактике и  открытии других галактик, определении размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактик и активность ядер галактик, квазары.
  1. Знать о крупномасштабной структуре Вселенной, расширении Метагалактики, гипотезу "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной. 

Обучающиеся должны уметь:

  1. Систематизировать и проводить сравнительный анализ особенностей небесных тел и систем.
  2. Пользоваться картой Звёздного неба.
  3. Самостоятельно работать с дополнительной  справочной, научно-популярной литературой.
  4. Уметь определять расстояния по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины.
  5. Работать в коллективе.
  6. Применять информационные технологии.

 Обучающиеся должны иметь навыки:

  1. Работы с дополнительной литературой.
  2. Работы с CD дисками.
  3. Работы в Интернете.

Персональные компьютеры, в соответствии с целями курса, могут применяться в следующих направлениях:

  1. поиск информации в Интернете;
  2. применение компьютеров как средства представления информации.

Большое число компьютерных программ позволяет только наблюдать за ходом того или иного эксперимента. При этом учащийся не имеет возможности повлиять на его проведение, а может только включить или выключить демонстрацию.

  1. Контроль качества образования

При проведении занятий используются такие формы организации обучения, как лекция, семинары, практические, самостоятельная работа учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная), консультации. Учащиеся находят информацию для подготовки докладов и сообщений, готовят эксперимент, изготавливают необходимое оборудование.

При выполнении лабораторных работ организуется исследовательская деятельность учащихся по экспериментальному установлению зависимостей между величинами. Учащиеся осуществляют все этапы деятельности: постановка задачи, выдвижение гипотезы, организация наблюдений, систематизация наблюдений, выяснение особенностей решения данной задачи, планирование эксперимента, подбор измерительных приборов, сборка установки, наблюдения и измерения, осмысление и анализ результатов измерений, выводы, обработка результатов математическими методами, определение погрешностей опыта, выработка эмпирических зависимостей. При этом в зависимости от уровня владения учащимися исследовательским методом уровень самостоятельности при выполнении  экспериментов и характер помощи со стороны учителя могут быть различными.

6 . Список литературы:

  1. Астрономический календарь – ежегодник, - М.: Наука, 1989.
  2. Бакулин П. И., Кононович Э. В., Мороз В. И. Курс общей астрономии. – М., Наука, 1983.
  3. Воронцов-Вельяминов Б. А. Сборник задач и практических упражнений по астрономии. – Наука, 1974.
  4. Дагаев М. М. Лабораторный практикум по курсу общей астрономии. – М., Высшая школа, 1972.
  5. Дагаев М. М., Демин В. Г., Климишин И. А., Чаругин В. М. Астрономия. – М., Просвещение, 1983.
  6. Куликовский П. Г. Справочник любителя астрономии. – Наука, 1971.
  7. Левитан Е.П., астрономия: Учеб. для общеобразовательных учреждений- М.: Просвещение, 2005.
  8. Малахова Г.И., Стараут Е.К., Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя.- 2-е изд., - М.: Просвещение, 1984.

Полезные адреса сайтов:

http://www.astronet.ru

http://www.college.ru/astronomy/

http://www.ast.rusolimp.ru

http://www.astro-azbuka.info

http://www.astrotime.ru

http://space.rin.ru

http://spacelife.narod.ru

http://naturalhistory.narod.ru

http://solar.tsu.ru/lab/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный учебный предмет для учащихся 10-11 классов по алгебре и началам анализа «Решение сложных и нестандартных задач по математике»

Особенностью элективного учебного предмета является возможность обучения учащихся решению задач, не входящих в программный материал, но широко используемый при сдаче единого государственного экз...

План-конспект занятия элективного учебного предмета «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»

Занятие по теме " ""Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трёхчлена. Задачи о расположении корней квадратного трёхчлена". Форма проведения занятия - поект. Я проводила это занятие в ...

Рабочая программа элективного учебного предмета "Лаборант - эколог"

Данная программа предназначена для обучения в 10-11 классе детей, проявляющих интерес к химии и биологии, и является практикоориентированным курсом в том числе для подготовки обучающихся к сдаче едино...

Календарно- тематическое планирование элективного учебного предмета "Глобальная география"

Изучение курса «Глобальная география» в старших классах позволит интегрировать знания, полученные по другим предметам, максимально использовать общеоб­разовательный и культурологический потенциа...

Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»

В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения...

Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Законы и правила русской орфографии»

Элективный курс «Законы и правила русской орфографии» предназначен для обучающихся 9 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что со...