Главные вкладки

    Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Законы и правила русской орфографии»
    методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

     

    Элективный курс «Законы и правила русской орфографии» предназначен для обучающихся 9 класса.

    Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zakony_i_pravila_russkoy_orfografii_9.docx33.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    "Средняя общеобразовательная школа №12"

    Рабочая учебная программа элективного учебного предмета

     «Законы и правила русской орфографии»

    Класс: 9 А

    Составитель: Толмосова И.А., учитель высшей категории

    г. Нижневартовск

    2014

    1.Пояснительная записка

    Элективный курс «Законы и правила русской орфографии» предназначен для обучающихся 9 класса.

    Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

    Задачи изучения курса:

    • обобщение знаний по русскому языку;  
    • применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста.

    Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  

    Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

    В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

    Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

    В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

      Разработано на основе Примерной программы (основного) общего образования по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский//Программно-методические материалы:Русский язык 5-9 классы/Составитель Л.М.Рыбченкова. – М.:Дрофа,2004.-с.10-62) и методического пособия для учителя: «К пятёрке шаг за шагом» Л.А.Ахременковой – М.: «Просвещение», 1997 г.

                Курс рассчитан на 35 часов.

    Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ.

       

    2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка.

    Личностными результатами изучения являются следующие умения и качества:

    - умение чувствовать красоту и выразительность речи,

    - стремиться к совершенствованию собственной речи; 

    -любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 

    - потребность в чтении; 

    -интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; 

    -интерес к изучению языка; 

    -осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД:

    -составлять план решения учебной проблемы; 

    -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 

    -пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; 

    -извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); 

    -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 

    -пользоваться словарями, справочниками; 

    -устанавливать причинно-следственные связи; 

    - строить рассуждения; 

    -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; 

    -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; 

    -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

    -воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; 

    -осознанно, правильно, выразительно читать вслух; 

    -самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам; 

    -производить звукобуквенный анализ слов; 

    -видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова;  графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; 

    -части речи; производить морфологический разбор всех частей речи; 

    -виды предложения по цели высказывания и интонации; 

    -синтаксический разбор простого и сложного предложений; 

    -читать  тексты разных типов и стилей, осмысливая их, делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой и сложный план, сжато пересказывать текст по плану; 

    -письменно пересказывать текст (писать сжатое изложение текста).

    3. Содержание учебного предмета.

    Тема 1.  Спецификация второй части экзаменационной работы

    Вторая часть экзаменационной работы – содержательный и языковой анализ прочитанного текста. Два типа заданий: задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким ответом (В1 – В14). Задания группы А: глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста; характер смысловых отношений между частями текста; особенности использования лексических средств и средств выразительности. Задания группы В: уровень лингвистической и языковой компетенции, т.е. уровень владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского зыка. Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В.

    Обучающиеся должны знать:

    • основные правила работы с текстом.  

    Обучающиеся должны уметь:

    • различать характер заданий к тексту.  

     

    Тема 2. Изобразительно-выразительные средств речи.

    Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.  

    Обучающиеся должны знать:

    • основные средства выразительности.

    Обучающиеся должны уметь:

    • различать средства выразительности;
    • находить в тексте средства выразительности;
    • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

    Тема 3. Стилистика русского языка

    Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

    Обучающиеся должны знать:

    • основные сведения по стилистике русского языка.  

    Обучающиеся должны уметь:

    • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
    • работать со стилистическими синонимами.

    Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  

            

    Тема 4.  Нормы русской орфографии

    Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

    Обучающиеся должны знать:

    • орфографические правила.

    Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа  

    Тема 5.  Синтаксические и пунктуационные нормы

    Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

    Обучающиеся должны знать:

    • синтаксические и пунктуационные нормы.  

    Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

    4. Учебно – тематическое планирование

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    ДДата

    ЗУН

    обучающихся

    УУД обучающихся

    Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы  

    2

    1

    Спецификация второй части экзаменационной работы  

    1

    Орфографические, пунктуационные нормы,  части речи,  постоянные и непостоянные признаки,  смысловые отношения между словами  в предложениях

    Перерабатывать, преобразовывать информацию

    2

    Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В

    1

    Тема 2. Средства выразительности речи  

    5

    3 -5

     Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности

    3

    Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте. Средства выразительности

    Анализ,

    выбор,

    использование выразительных средств

    6 - 7

    Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня А

    2

    Правописание как аспект письменной речевой деятельности. Орфографические и пунктуационные нормы.

    Сравнивать, анализировать, обобщать,

    делать выводы

    Тема 3.  Стилистика русского языка

    4

    8 - 9

    Стили русского литературного языка. Виды стилистической окраски слов  

    2

    Систематизировать сведения о стилях русского литературного языка

    Уметь создавать тексты,

    оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации

    10 -11

    Тренировочные упражнения по стилистике

    2

    Тема 4. Нормы русской орфографии

    12

    12 -15

    Правописание гласных в корнях слов. Правописание гласных после шипящих и Ц

    4

    Знать основные правила по фонетике, лексике, грамматике, культуре речи; все изученные орфограммы.

    Уметь находить в словах орфограммы, обосновывать их выбор.

    Развитие самостоятельности в работе с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своей учебной деятельности.

    16 - 19

    Правописание приставок. Слитное и раздельное написание НЕ. Правописание суффиксов различных частей речи

    4

    20 - 21

    Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм

    2

    22 - 23

    Практическая работа по орфографическому анализу текста

    2

    Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы

    12

    24

    Словосочетание. Предложение

    1

    Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения,

    производить синтаксический разбор предложения. Правильно расставлять знаки препинания и уметь обосновывать их выбор в соответствии с изученными пунктограммами.

    Умение сравнивать, сопоставлять, группировать, обобщать; рационально запоминать

    25 -26

    Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

    2

    27 -28

    Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения

    2

    29 - 30

    Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении

    2

    31 - 33

    Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения

    3

    34 -35

    Итоговая практическая работа

    2

    Орфографические, пунктуационные нормы,  части речи,  постоянные и непостоянные признаки,  смысловые отношения между словами  в предложениях

    Самоконтроль,

    самоанализ, самооценку выполненной работы

    5. Контроль уровня обученности

     

    В результате изучения курса  русского языка «Законы и правила русской орфографии» ученик должен

    знать/понимать

    • основные правила работы с текстом;
    • основные средства выразительности;
    • основные сведения по стилистике русского языка;
    • орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;

    уметь

    • различать средства выразительности;
    • находить в тексте средства выразительности;
    • анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
    • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
    • работать со стилистическими синонимами;
    • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
    • использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

    6. Учебно-методический комплект, материально-техническое обеспечение образовательного процесса

    Для учителя:

    1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
    2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012  9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
    3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
    4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
    5. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
    6. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
    7. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
    8. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
    9. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
    10.  Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
    11. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2005 год.
    12. Презентация «Подготовка учащихся 9 класса        к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»            
    13. Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»
    14. Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» .

    Для учащихся:

    1. Учебник: Русский язык . 9 класс.  Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год.
    2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский  язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
    3. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения  / Г. К.  Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
    4. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
    5. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
    6. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012  9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
    7. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
    8. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 10 КЛАСС

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К  ЕГЭ10 КЛАСС...

    Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»

    В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения...

    Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс

    Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...

    Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку «Рассуждаем. Пишем.» 9 класс

    Элективный курс русского языка «Рассуждаем. Пишем (Содержание и языковой анализ текста)» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенци...

    Рабочая учебная программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка: культура речи»

    Рабочая учебная программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка:культура речи»...

    Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса

    Курс ориентирован на  подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...