Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Законы и правила русской орфографии»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

 

Элективный курс «Законы и правила русской орфографии» предназначен для обучающихся 9 класса.

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakony_i_pravila_russkoy_orfografii_9.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №12"

Рабочая учебная программа элективного учебного предмета

 «Законы и правила русской орфографии»

Класс: 9 А

Составитель: Толмосова И.А., учитель высшей категории

г. Нижневартовск

2014

1.Пояснительная записка

Элективный курс «Законы и правила русской орфографии» предназначен для обучающихся 9 класса.

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

Задачи изучения курса:

  • обобщение знаний по русскому языку;  
  • применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  

Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

  Разработано на основе Примерной программы (основного) общего образования по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский//Программно-методические материалы:Русский язык 5-9 классы/Составитель Л.М.Рыбченкова. – М.:Дрофа,2004.-с.10-62) и методического пособия для учителя: «К пятёрке шаг за шагом» Л.А.Ахременковой – М.: «Просвещение», 1997 г.

            Курс рассчитан на 35 часов.

Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ.

   

2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка.

Личностными результатами изучения являются следующие умения и качества:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи,

- стремиться к совершенствованию собственной речи; 

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 

- потребность в чтении; 

-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; 

-интерес к изучению языка; 

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД:

-составлять план решения учебной проблемы; 

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; 

-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); 

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 

-пользоваться словарями, справочниками; 

-устанавливать причинно-следственные связи; 

- строить рассуждения; 

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; 

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; 

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; 

-осознанно, правильно, выразительно читать вслух; 

-самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам; 

-производить звукобуквенный анализ слов; 

-видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова;  графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; 

-части речи; производить морфологический разбор всех частей речи; 

-виды предложения по цели высказывания и интонации; 

-синтаксический разбор простого и сложного предложений; 

-читать  тексты разных типов и стилей, осмысливая их, делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой и сложный план, сжато пересказывать текст по плану; 

-письменно пересказывать текст (писать сжатое изложение текста).

3. Содержание учебного предмета.

Тема 1.  Спецификация второй части экзаменационной работы

Вторая часть экзаменационной работы – содержательный и языковой анализ прочитанного текста. Два типа заданий: задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким ответом (В1 – В14). Задания группы А: глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста; характер смысловых отношений между частями текста; особенности использования лексических средств и средств выразительности. Задания группы В: уровень лингвистической и языковой компетенции, т.е. уровень владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского зыка. Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В.

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.  

Обучающиеся должны уметь:

  • различать характер заданий к тексту.  

 

Тема 2. Изобразительно-выразительные средств речи.

Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.  

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.  

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  

        

Тема 4.  Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа  

Тема 5.  Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.  

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

4. Учебно – тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

ДДата

ЗУН

обучающихся

УУД обучающихся

Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы  

2

1

Спецификация второй части экзаменационной работы  

1

Орфографические, пунктуационные нормы,  части речи,  постоянные и непостоянные признаки,  смысловые отношения между словами  в предложениях

Перерабатывать, преобразовывать информацию

2

Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В

1

Тема 2. Средства выразительности речи  

5

3 -5

 Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности

3

Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте. Средства выразительности

Анализ,

выбор,

использование выразительных средств

6 - 7

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня А

2

Правописание как аспект письменной речевой деятельности. Орфографические и пунктуационные нормы.

Сравнивать, анализировать, обобщать,

делать выводы

Тема 3.  Стилистика русского языка

4

8 - 9

Стили русского литературного языка. Виды стилистической окраски слов  

2

Систематизировать сведения о стилях русского литературного языка

Уметь создавать тексты,

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации

10 -11

Тренировочные упражнения по стилистике

2

Тема 4. Нормы русской орфографии

12

12 -15

Правописание гласных в корнях слов. Правописание гласных после шипящих и Ц

4

Знать основные правила по фонетике, лексике, грамматике, культуре речи; все изученные орфограммы.

Уметь находить в словах орфограммы, обосновывать их выбор.

Развитие самостоятельности в работе с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своей учебной деятельности.

16 - 19

Правописание приставок. Слитное и раздельное написание НЕ. Правописание суффиксов различных частей речи

4

20 - 21

Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм

2

22 - 23

Практическая работа по орфографическому анализу текста

2

Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы

12

24

Словосочетание. Предложение

1

Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения,

производить синтаксический разбор предложения. Правильно расставлять знаки препинания и уметь обосновывать их выбор в соответствии с изученными пунктограммами.

Умение сравнивать, сопоставлять, группировать, обобщать; рационально запоминать

25 -26

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

2

27 -28

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения

2

29 - 30

Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении

2

31 - 33

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения

3

34 -35

Итоговая практическая работа

2

Орфографические, пунктуационные нормы,  части речи,  постоянные и непостоянные признаки,  смысловые отношения между словами  в предложениях

Самоконтроль,

самоанализ, самооценку выполненной работы

5. Контроль уровня обученности

 

В результате изучения курса  русского языка «Законы и правила русской орфографии» ученик должен

знать/понимать

  • основные правила работы с текстом;
  • основные средства выразительности;
  • основные сведения по стилистике русского языка;
  • орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;

уметь

  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами;
  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
  • использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

6. Учебно-методический комплект, материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для учителя:

  1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
  2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012  9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
  3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
  4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
  5. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
  6. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
  7. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
  8. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
  9. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
  10.  Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
  11. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2005 год.
  12. Презентация «Подготовка учащихся 9 класса        к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»            
  13. Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»
  14. Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» .

Для учащихся:

  1. Учебник: Русский язык . 9 класс.  Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год.
  2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский  язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
  3. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения  / Г. К.  Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
  4. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
  5. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
  6. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012  9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
  7. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
  8. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 10 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К  ЕГЭ10 КЛАСС...

Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»

В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения...

Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс

Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...

Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса

Курс ориентирован на  подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...

Рабочая программа элективного учебного предмета "Русский язык. Грамматика русского языка 10класс

Рабочая программаэлективного учебного предмета «Русский язык. Грамматика русского языка»10 классУчитель: Авакова Кристина Абриковна,...