Рабочая программа элективного учебного предмета "Русский язык. Грамматика русского языка 10класс
статья по русскому языку (10 класс)

Авакова Кристина Абриковна

Рабочая программа

элективного учебного предмета

«Русский язык. Грамматика русского языка»

10 класс

Учитель: Авакова Кристина Абриковна,                                                 учитель русского языка и литературы

филиала МБОУ Пеклинской СОШ Рябчинской СОШ

 

 

 

Принята к реализации педагогическим советом МБОУ Пеклинской СОШ протокол №1 от    .08.2019 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_eup_grya_10_2019-2020.docx93.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ

АДМИНИСТРАЦИЯ ДУБРОВСКОГО РАЙОНА

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПЕКЛИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ РЯБЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

242744, Брянская обл., Дубровский район, с. Рябчи, ул. Озерная, д. 17

Телефон. 8-(48-332)-9-81-35, e-mail: rschs2007@rambler.ru

Рассмотрено

Руководитель районного методического объединения учителей русского языка и литературы

_____________                  Л.А. Коляникова

Протокол № 1

от «28» августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________ В. А. Чесалин

Приказ № 160                            от «29» августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пеклинской СОШ

___________ А. В. Прудников

Приказ №                                     от «___» августа 2019 г.

Рабочая программа

элективного учебного предмета

«Русский язык. Грамматика русского языка»

10 класс

Учитель: Понасова Светлана Михайловна,                                                 учитель русского языка и литературы

филиала МБОУ Пеклинской СОШ Рябчинской СОШ

Принята к реализации педагогическим советом МБОУ Пеклинской СОШ протокол №1 от    .08.2019 г.

2019-2020 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сведения об основных нормативных документах, с учётом которых разработана

Рабочая программа:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
  3. Письмо Минобрнауки России от 07 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
  4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) (с  изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.);
  5. Приказ Минобрнауки от 28.12.2018 г. №345 «О Федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изм. от 08.05.2019 г. №233);
  6. Образовательная программа среднего общего образования филиала МБОУ Пеклинской СОШ Рябчинской СОШ, утвержденной приказом №189 от 29.08.2019 г.
  7. Учебный план филиала МБОУ Пеклинской СОШ Рябчинской СОШ Дубровского района Брянской области 10-11 классы на 2019-2020 учебный год, утвержденного приказом №166 от 29.08.2019 г.
  8. Годовой календарный учебный график на 2019-2020 учебный год, утвержденного приказом №166 от 29.08.2019 г.
  9. Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательной организации, утвержденное приказом от 30.08.2016 г. №84

Сведения об авторской программе:

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе Программы к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А. Мищериной,  6-е издание, Москва, «Русское слово», 2010 год, предназначенной для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне.

Сведения об используемом учебнике:

 учебник Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А. Мищериной, Москва, «Русское слово», 2008.

      Цель изучения элективного учебного предмета — повторение, обобщение и систематизация знаний по синтаксису и пунктуации.

       Общая характеристика элективного учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости — явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в X - XI классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

      Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся..

     Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической  и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.

      Изучаемый в 10 классе материал  рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и  контрольных работ, включающих комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.

 Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

             

           

               Описание места элективного учебного  предмета в  учебном плане школы

Рабочая программа по элективному учебному предмету разработана на основе учебного плана школы, в соответствии с которым  на изучение  в 10 классе выделено 35 часов за счет компонента образовательной организации; 1 час в неделю.

       

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы. Большое количество часов отводится на повторение морфологии, в том числе функционального аспекта раздела (орфографии), на углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам синтаксиса и пунктуации.

        Раздел «Развитие речи» предполагает работу по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи. Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией. Реализация содержания раздела предполагает совершенствование специальных умений и навыков работы с текстом:

- умение оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;

- определять стиль речи;

- умение характеризовать композицию публицистического произведения;

- умение анализировать речевые средства, использованные в тексте.

        Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на формирование универсальных учебных умений и навыков, что способствует успешной подготовке учащихся по другим общеобразовательным предметам.

        Программа данного элективного учебного предмета предполагает использование активных форм организации деятельности обучающихся, коллективного способа обучения, применение развивающих  технологий, дискуссии. Обучающиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания и др.

Итоговый контроль  обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого банка ЕГЭ и сборников по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. 

  1. Тестирование в формате ЕГЭ (задания 1-24).

  1. Синтаксис. 

Словосочетание. Виды и способы связи в словосочетаниях (управление, согласование,   примыкание).

  1. Простое односоставное предложение.

Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное,   безличное. Трудные случаи: нахождение в сложных предложениях односоставных и неполных предложений. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Принципы и функции пунктуации.

Смысловая роль знаков препинания. Знаки  препинания в простом и сложном предложении с союзом И. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Знаки препинания.

Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами. Задания в  формате ЕГЭ.

  1. Знаки препинания 

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Знаки препинания

Знаки препинания при однородных членах предложения. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Трудные случаи пунктуации. 

Тире в простом и бессоюзном предложении. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Трудные случаи пунктуации.

Двоеточие и точка с запятой в бессоюзном предложении. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Знаки препинания

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.  Границы между главным и придаточным предложениями. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Трудные случаи пунктуации.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи: правильно определять грамматические основы предложений и границы между частями в сложном предложении, помнить, что сочинительные союзы могут связывать как члены предложения, так и части сложносочиненного предложения и придаточные в сложноподчиненном предложении. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Сложноподчиненное предложение 

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, неоднородное). Задания в формате ЕГЭ.

  1. Замена придаточной части сложноподчиненного предложения.

Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Цитирование. 

Виды цитирования. Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Авторское употребление знаков препинания. Стилистические синонимы. Предложения с косвенной речью. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Изобразительно-выразительные средства языка 

Изобразительно-выразительные средства языка (умение находить в тексте метафору, сравнение, эпитет, синонимы, антонимы, гиперболу, литоту, олицетворение и др.). Задания в формате ЕГЭ.

  1. Работа с текстом.

Выявление средств выразительности. Задания в формате ЕГЭ (25).

  1. Контроль знаний.

Тестирование в формате ЕГЭ.

  1. Работа с текстом.

Абзацы. Структурирование текста (жанр эссе).

  1. Работа с текстом.

Анализ и редактирование сочинения. Приемы редактирования.

  1. Контроль знаний.

Работа с текстом. Написание рецензии.

  1. Работа с текстом.  

Анализ сочинения. Классификация речевых и грамматических  ошибок.

  1. Итоговый контроль знаний.

Тестирование в формате ЕГЭ.

  1. Результаты тестирования в формате ЕГЭ.

Требования к уровню подготовки обучающихся

        

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

•        связь языка и истории, культуры русского и других народов;

•        смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

•        основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

•        орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

•        осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

•        анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

•        проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

•        использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающеее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

•        извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств  массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

•        создавать устные и письменные монологические и диалогически высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на  материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурно  и деловой сферах общения;

•        применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

•        соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

•        соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

•        использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

•        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

•        развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

•        увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

•        совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

•        самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Всего часов

контрольных работ

развитие речи

1

Тестирование в формате ЕГЭ

2

2

2

Синтаксис. Словосочетание. Виды связи: управление, согласование, примыкание.

1

3

Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное.

2

4

Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И.

1

5

Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами.

2

6

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

2

7

Знаки препинания в предложении при однородных членах с союзами.

2

8

Тире в простом и бессоюзном предложениях.

1

9

Двоеточие в бессоюзном предложении.

1

10

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

1

11

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

2

12

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, неоднородное).

2

13

Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1

14

Цитирование.

1

15

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

1

16

Текст. Средства выразительности.

1

1

17

Контроль знаний. Языковой анализ текста

2

2

18

Текст. Строение текста: абзацы.

1

1

19

Работа с текстом. Анализ сочинения.

2

2

20

Контроль знаний. Работа с текстом. Написание рецензии.

2

2

21

Работа с текстом.  Анализ сочинения.

2

2

22

Итоговый контроль знаний. Тестирование в формате ЕГЭ .

2

2

23

Результаты тестирования в формате ЕГЭ.  Редактирование

1

1

Итого

8 ч.

8 ч.

35 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

П

Ф

1.

Тестирование в формате ЕГЭ

2

2.

3.

Синтаксис. Словосочетание. Виды связи: управление, согласование, примыкание

1

4.

Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное.

2

5.

6.

Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И.

1

7.

Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами.

2

8.

9.

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

2

10.

11.

Знаки препинания в предложении при однородных членах с союзами.

2

12.

13.

Тире в простом и бессоюзном предложениях.

1

14.

Двоеточие в бессоюзном предложении.

1

15.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

1

16.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

2

17.

18.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, неоднородное).

2

19.

20.

Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1

21.

Цитирование.

1

22.

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

23.

Текст. Средства выразительности.

1

24.

Контроль знаний. Языковой анализ текста

2

25.

26.

Текст. Строение текста: абзацы.

1

27.

Работа с текстом. Анализ сочинения.

2

28.

29.

Контроль знаний. Работа с текстом. Написание рецензии.

2

30.

31.

Работа с текстом.  Анализ сочинения.

2

32.

33.

Итоговый контроль знаний. Тестирование в формате ЕГЭ .

2

34.

35.

Результаты тестирования в формате ЕГЭ.  Редактирование

1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Сведения о программно-методическом обеспечении:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Русский язык. Москва, 2004
  2. Примерная программа среднего (полного)  общего образования по русскому языку. Базовый уровень.    
  3. Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» – М.: Русское

слово, 2010.

        

Сведения об используемом УМК:

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 - 11 классы :

Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово», 2008

Сведения о материальном  обеспечении:

       Словари:

  1. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь
  3. Орфоэпический словарь
  4. Грамматический словарь 

Сведения об используемом методическом обеспечении:

Методические пособия:

1.Драбкина С.В., Субботин Д.И.. ЕГЭ. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся.-М.: Интеллект-Центр, 2017

2. ЕГЭ. Русский язык: Типовые экзаменационные варианты: 36 вар./под ред.И.П.Цыбулько.-М.6Издательство «Национальное образование», 2017

3. Русский язык. Сборник заданий под редакцией С.И. Львовой, И.П. Цыбулько.-

М.:ЭКСМО, 2015, 2016, 2017

Интернет-ресурсы:

Открытый банк заданий (ФИПИ)

Сведения об используемом техническом обеспечении:

Компьютер

Проектор

Итоговая контрольная работа

по элективному учебному предмету «Русский язык. Грамматика русского языка»

10 класс

1. (1)Тема мозга неисчерпаема. (2)Так, <…>, выражение «шевелить мозгами» имеет и тривиальный смысл. (3)Японские нейрофизиологи, введя прямо в мозг тончайшие световоды, воочию увидели: нервные клетки действительно «шевелятся» — совершают движение наподобие амёб; и чем напряжённее работа мысли человека, тем это движение живее.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Тема мозга неисчерпаема, нейрофизиологи занимаются его изучением.
  2. Японские нейрофизиологи установили, что нервные клетки движутся и чем напряжённее думает человек, тем их движение активнее.
  3. Тончайшие световоды, введённые прямо в мозг, позволили воочию увидеть движение нервных клеток.
  4. Нервные клетки, по наблюдениям японских нейрофизиологов, движутся, и чем напряжённее думает человек, тем их движение активнее.
  5. Японские нейрофизиологи установили, что выражение «шевелить мозгами» имеет и тривиальный смысл.

2. (1)Творчество некоторых художников-анималистов посвящено изображению лошадей. (2)Лошади испокон века были ближайшими помощниками человека, и отношение к коню — кормильцу и верному другу — с глубокой древности было особым. (3) <…> пристальное внимание художников к этим грациозным, красивым и одновременно выносливым животным вполне понятно.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

  1. По-видимому
  2. К сожалению
  3. Поэтому
  4. Потому что
  5. Вряд ли

3. (1)Люди создали надёжное орудие — язык — и с его помощью развили науку и технику, а потом заставили науку и машины улучшать это орудие. (2)Первая серьёзная помощь от механических приспособлений пришла к языку, когда изобрели книгопечатание. (3) <…> случилось около 1450 года, когда немец Иоганн Гуттенберг изобрёл наборные литеры.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРУДИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОРУ́ДИЕ, -я, ср.

  1. Техническое приспособление, при помощи к-рого производится работа или какое-н. действие. О. производства. Сельскохозяйственное о. Орудия труда. Орудия лова (рыбацкие).
  2. перен. Средство для достижения какой-н. цели. О. в руках кого-н. (о том, кто покорно исполняет чью-н. волю).
  3. Общее название артиллерийского оружия (пушка, гаубица, миномёт, мортира и др.). Артиллерийское о. Противотанковое о. Зенитное о.

4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. цепОчка
  2. обеспЕчение
  3. закУпорить
  4. лгАла

5. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

  1. После новогодних поздравлений началась РАЗДАЧА подарков.
  2. Володя — очень ДОВЕРЧИВЫЙ человек, и порой ему это очень мешает.
  3. Неясный свет, ЗЛОВЕЩИЙ и холодный, то утихал, то разгорался.
  4. Директор был очень строгий человек, НЕСТЕРПИМЫЙ к опозданиям и нарушениям.
  5. Гимнаст был среднего роста, КОРЕНАСТЫЙ и широкоплечий.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. свыше ТРЁХСОТ тысяч
  2. ЗАЖГЁМ огоньки
  3. вкусный ФРУКТ
  4. СЛАЩЕ мёда
  5. несколько БАСЕН

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) В конце 19 века существовало мнение, согласно которого 20 век назывался «концом науки».

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) В своём знаменитом романе «Русском лесе» Л. Леонов воспел лесника как основного хранителя русского леса.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) На протяжении веков не только фабриковали и подделывали исторические документы, но и географические карты.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Все, кто стояли в очереди, продолжали молчать.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Рассматривая картину, мне стало интересно, когда она была написана.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение построения предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. забл…стеть
  2. ун…верситет
  3. обм…кнуть
  4. сист…матический
  5. тр…вога

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. и…коренить, …делка, и…подлобья
  2. п…едестал, трёх…этажный, суб…ективно
  3. об…скать, сверх…мпульсивный, за…ндеветь
  4. пр…плюснутый, пр…пятствие, пр…теснение

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

  1. вытерп…в
  2. кресл…це
  3. танц…вать
  4. пол…вые
  5. магни…вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.

  1. брезж…щий
  2. хохоч…щий
  3. стрекоч…щий
  4. держ…щий
  5. пляш…щий

12. В каком ряду НЕ пишется со всеми словами слитно?

  1. в кассе (не) достаёт пяти тысяч рублей; (не) явившийся на ЕГЭ ученик
  2. гулять (не) взирая на дождь; (не) досмотреть фильм до конца
  3. (не) брежный почерк; (не) взлюбил соседа
  4. рукопись (не) отредактирована; (не) зная урока

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

  1. (ПО)ВЕРХУ противоположного берега (В)ПЛОТНУЮ к самому обрыву подступал старый лес.
  2. (В)ПРОЧЕМ, (В)ВИДУ недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции.
  3. (ИЗ)ПОД куста черёмухи выпорхнула коричневая птичка, в которой я ТОТ(ЧАС) узнал соловья.
  4. (С)НАРУЖИ вдоль стены были посажены кусты, ТАК(ЧТО) заглянуть внутрь было нельзя.
  5. Возле домика перед грядками маленького, ЗА(ТО) (НА)РЕДКОСТЬ заботливо возделанного огородика стоял мужчина.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Невелик был стари(1)ый город Тана, улицы в нём были пыль(2)ы, узки, дома не только деревя(3)ые, но также глиня(4)ые и белокаме(5)ые.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

  1. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз и хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней.
  2. Среди луговых трав встречаются и анис и ромашка и зверобой и тысячелистник.
  3. В Японии растут вечнозелёные деревья и кустарники с твёрдыми и блестящими листьями — камелии.
  4. День был совершенно ясный тихий и жаркий.
  5. Солнце стояло прямо над лесом и беспрестанно пекло ему спину и голову.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лёня (1) выхватив видеокамеру (2) стал снимать картины дождя и записывать звуки струй (3) барабанивших по листьям (4) бананового дерева.

17. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Солнце светило довольно ярко (1) однако (2) северный ветер не предвещал потепления. Вовсе некрасивых цветов (3) как известно (4) не бывает.

18. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Могучее дерево (1) в широком размахе (2) которого (3) ничто не напоминало посаженный дедом маленький дубок (4) давало густую тень.

19. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Эта травка цветёт и обновляется всё лето (1) но цветёт она такими мелкими белыми цветочками (2) что их не разглядишь (3) и поэтому (4) когда посмотришь вдоль села (5) ровная яркая зелень ласкает глаз.

20. Прочитайте текст и выполните задания 20-24

(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит. (5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» – мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».(10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю. (15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо. (18)В Думе несколько лет обсуждался «3акон о русском языке». (19)Закон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки. (24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.(33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он приспосабливается к потребностям общества. (36)Если в нашем обществе сегодня существует потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38)За что его ругать? (39)Он отражает состояние общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять.

(По В. Костомарову)

20. Какое утверждение соответствует точке зрения автора, выраженной в тексте?

1) Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.

2) Нужно оберегать язык от каких бы то ни было изменений и сохранять его таким, каким он был в предшествующую эпоху.

3) Негативные изменения в обществе ведут к негативным изменениям в языке.

4) Негативные изменения в языке ведут к негативным изменениям в обществе.

21. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 33 – 40?

1) повествование

2) описание

3) рассуждение и повествование

4) Рассуждение

22. Укажите значение слова ТЩЕТНЫЕ в предложении 23.

1) бесцельные

2) безуспешные

3) старательные

4) вредные

23.Среди предложений 33 – 37 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24.«…Статья известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно лингвистическим, а скорее социальным проблемам. Задача автора – дать объяснение некоторых явлений и их оценку. При этом В.Г. Костомаров часто прибегает к вводным словам, выражающим его отношение к проблеме. Важную роль играют такой приём, как А_____ (например, в предложениях 36 – 37), и троп - Б _____ (в предложениях 1 – 4). Выразить авторскую оценку явлений помогают такие лексические средства, как В_____ («сэндвичи», «ленчи», «дисплеи» в предложении 13), Г _____ («что ни говори», «бог знает что»), риторический вопрос и другие».

Список терминов:

1)метонимия

2)сравнение

3)сравнительный оборот

4)ирония

5)разговорные слова и фразеологизмы

6)заимствованные слова

7)литота

8)риторический вопрос

9)синтаксический параллелизм   

 

Ответы

Ответ

Ответ

1

24

13

2

2

3

14

135

3

2

15

14

4

4

16

123

5

4

17

134

6

2

18

14

7

14235

19

12345

8

4

20

3

9

1

21

4

10

2

22

2

11

4

23

35

12

3

24

9265

Система оценивания работы

Часть 1

За верное выполнение заданий 2–6, 8–14, 16–23 экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.

За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5 баллов.

За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу

МАХ -33 б

«3» - 15 -21 б

«4» - 22 – 27 б

«5» - 28 -33 б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература

Рабочая программа ОУД.01. Русский язык и литература разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерных программ ...

Рабочая программа на учебный курс по предмету «Русский язык» 6-10 классы (II вид)

Рабочая программа на учебный курс по предмету «Русский язык» 6-10 классы (II вид, II вариант ) основного общего образования составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский...

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса...

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии  русского языка»для 11 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.1 Русский язык

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную прогр...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык по профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык  разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и естественно-научного проф...