РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.1 Русский язык
рабочая программа по русскому языку

Ивина Любовь Николаевна

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по профессиям технического профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_yazyk_tehnicheskiy_profil.docx74.12 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Торгово-промышленный техникум имени Л.Б. Ермина в г. Зверево»

(ГБПОУ РО «ТПТ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.1 Русский язык

по профессии

среднего профессионального образования

технического профиля

на базе основного общего образования

        

форма обучения – очная

г. Зверево, 2021 г.

Одобрена:

на заседании методического совета

Протокол № _____

от «___» _____________ 2021 г.

Утверждаю:

Зам. директора по УПР

________ Скворцова М.Н.

Председатель _________Е.М. Луцак

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык разработана на основе требований:

  • На основании Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. От 19.12.2016);
  • Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
  • Примерной программы общеобразовательной дисциплины Русский язык и литература. Русский язык, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 2 от 26. 03. 2015);
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «об утверждении федерального государственного стандарта среднего образования» с изменениями и дополнениями от 29 июня 2017 года;
  • Примерной основной образовательной программы среднего общего образования. //Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
  • Уточнений к рекомендациям по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015 г.) // Одобрено Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.

Организация – разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Торгово-промышленный техникум имени Л.Б.Ермина в г.Зверево» (ГБПОУ РО «ТПТ»)

Разработчик:

Ивина Л.Н.  – преподаватель высшей квалификационной категории                  

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

     

20

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-    ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ     УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

24

      30

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

1.1. Область применения программы

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по профессиям технического профиля.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). Реализуется с первого семестра 2021 года по четвертый семестр 2023 года.

1.2. Общая характеристика учебной дисциплины

    Изучение учебной дисциплины Русский язык направлено на достижение, личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. В образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

      Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.

      Формирование лингвистической (языковедческой) компетенции проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

    Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

     Содержание        учебной        дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.

1.3. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

учебная дисциплина «Русский язык» является учебным предметом обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

1.4. Результаты освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

  • воспитание        уважения        к        русскому        (родному)        языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
  • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
  • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметных:

  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка применение знаний о них в речевой практике;
  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
  • сформированность умений учитывать исторический,  историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых
  • аргументированных устных и письменных высказываниях; владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
  1. Профильная составляющая (направленность) учебной дисциплины Русский язык

    Для наполнения профессионального и регионального компонента конкретным содержанием в рабочей программе предусмотрено: в теме «Язык и речь» в рамках аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы предусматривается рассмотреть вопросы, связанные с образованием современного русского литературного языка; в теме «Лексика» рассматриваются значения профессиональных терминов; в теме «Морфемика, словообразование» в рамках аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы предусматривается определение способов образования профессионализмов. Профилизация обучения русскому языку осуществляется путём включения в тексты заданий с терминами в зависимости от профиля профессионального образования.

1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: 

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов;

- с внеаудиторной самостоятельной работой максимальной учебной нагрузки обучающегося 170 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов;

самостоятельной работы обучающегося 56 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

114

лекции, уроки

102

в том числе:

 практические занятия

12

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

(2 семестр)

Промежуточная аттестация в форме экзамена

 (4 семестр)

2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы с внеаудиторной самостоятельной работой

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

170

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

114

лекции, уроки

102

в том числе:

 практические занятия

12

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

56

в том числе:

     индивидуальный проект

18

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

(2 семестр)

Промежуточная аттестация в форме экзамена

 (4 семестр)

2.3. Тематический план и содержание общеобразовательной учебной дисциплины

«Русский язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

1 курс

Введение

Содержание

2

Наука о русском языке. Язык как средство общения.  Русский язык в современном мире. Значение русского языка при освоении профессий СПО.

2

1

Тема 1

Язык и речь. Функциональные стили речи

Содержание

12

2

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. 

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста.

2

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Функциональные стили речи и их особенности.

2

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

 Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

2

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.

2

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Культура речи.

2

Практическое занятие № 1.

Лингвистический анализ текста.

2

Тема 2

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Содержание

10

2

Фонетические единицы. Звук и фонема. Фонетический разбор слова.

Соотношение буквы и звука. Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи.

2

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.

Фонема и орфорграмма. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

2

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь и Ъ.

2

Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.

2

Практическое занятие № 2.

Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.

2

3

Тема 3

Лексикология и фразеология

Содержание

12

2

Слово в лексической системе языка.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

2

Синонимы, антонимы, паронимы и их изобразительные возможности.

2

 Происхождение лексики современного русского языка.

Лексика с точки зрения ее употребления.

2

Активный и пассивный словарный запас.

2

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексические и фразеологические словари.

2

Практическое занятие № 3

Лексический и фразеологический анализ слова.

2

3

Тема 4

Морфемика, словообразование, орфография

Содержание

18

2

Состав слова. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

2

Понятия производной и производящих основ. Словообразовательный анализ слова.

2

Способы словообразования.  Формообразование. Понятие об этимологии.

2

Практическое занятие № 4.

Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ слов.

2

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

2

Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.

2

Правописание сложных слов.

2

Контрольная работа № 1 по темам «Лексикология и фразеология», «Морфемика, словообразование, орфография»

2

3

                                            Дифференцированный зачет

2

3

2 курс

Тема 5

Морфология и орфография

Содержание

32

2

Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

2

Имя существительное. Правописание имен существительных. Морфологический разбор имени существительного.

2

Имя прилагательное.  Правописание прилагательных.

2

Имя числительное. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

2

Местоимение.  Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения

2

Глагол. Правописание глаголов.  Морфологический разбор глагола.

2

Причастие как особая форма глагола. Морфологический разбор причастий.

2

Деепричастие как особая форма глагола. Морфологический разбор деепричастий. Правописание НЕ с причастиями и деепричастиями.

2

Наречие. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Правописание наречий.

2

Практическое занятие № 5.  Морфологический разбор самостоятельных частей речи.

2

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов

2

Союз как служебная часть речи. Правописание союзов.

2

Частицы. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание частиц.

2

Правописание частицы не и ни с разными частями речи.

2

Морфологический разбор служебных частей.

2

Контрольная работа № 2 по теме: «Морфология и орфография»

2

3

Тема 6

Синтаксис и пунктуация

Содержание

28

2

Основные принципы русской пунктуации. Словосочетание.  Виды связи слов в словосочетании

2

Простое предложение. Структура простого предложения

2

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

2

Второстепенные члены предложения.

2

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными и неоднородными членами предложения. Предложения с обособленными членами.  Знаки препинания при обособленных членах предложения.

2

Предложения с обращениями. Предложения с вводными конструкциями.

2

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.

2

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

2

Сложноподчиненное предложение с одним придаточным и несколькими придаточными.

2

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным и несколькими придаточными.

2

Бессоюзное сложное предложение.

2

Способы передачи чужой речи.

2

Практическое занятие № 6. Синтаксический разбор предложений.

2

Контрольная работа № 3 по теме «Синтаксис и пунктуация»

2

3

2.4. Тематический план и содержание общеобразовательной учебной дисциплины

«Русский язык» с внеаудиторной самостоятельной работой

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

1 курс

Введение

Содержание

2

Наука о русском языке. Язык как средство общения.  Русский язык в современном мире. Значение русского языка при освоении профессий СПО.

2

1

Тема 1

Язык и речь. Функциональные стили речи

Содержание

12

2

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. 

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста.

2

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Функциональные стили речи и их особенности.

2

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

 Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

2

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.

2

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Культура речи.

2

Практическое занятие № 1.

Лингвистический анализ текста.

2

Домашняя самостоятельная работа

Выполнение домашнего задания, работа с конспектами

Внеаудиторная самостоятельная работа

4

3

Внеаудиторная самостоятельная работа №1

Подготовить сообщение по теме: «Стилистика и синонимия средств языка», «Культура речи. Нормы русского языка».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа №2

Подготовить сообщение по теме: «Функциональные стили речи и их особенности».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа №3

Подготовить публичное выступление на тему: «Моя профессия».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа №4

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Профессия, которую я выбрал».

1

Тема 2

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Содержание

10

2

Фонетические единицы. Звук и фонема. Фонетический разбор слова.

Соотношение буквы и звука. Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи.

2

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.

Фонема и орфорграмма. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

2

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь и Ъ.

2

Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.

2

Практическое занятие № 2.

Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.

2

3

Домашняя самостоятельная работа

Выполнение домашнего задания, работа с конспектами

Внеаудиторная самостоятельная работа

4

3

Внеаудиторная самостоятельная работа №5

Выявить закономерности функционирования фонетической системы русского языка. Сопоставление устной и письменной речи

2

Внеаудиторная самостоятельная работа №6

Подготовить сообщение «Русское письмо и его эволюция», «Письмо и орфография», «Принципы русской орфографии».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа №7

Сделать словарик ударений (не менее 50 слов).

1

Тема 3

Лексикология и фразеология

Содержание

12

2

Слово в лексической системе языка.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

2

Синонимы, антонимы, паронимы и их изобразительные возможности.

2

 Происхождение лексики современного русского языка.

Лексика с точки зрения ее употребления.

2

Активный и пассивный словарный запас.

2

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексические и фразеологические словари.

2

Практическое занятие № 3

Лексический и фразеологический анализ слова.

2

3

Домашняя самостоятельная работа

Выполнение домашнего задания, работа с конспектами

Внеаудиторная самостоятельная работа

4

3

Внеаудиторная самостоятельная работа №8 Подготовить сообщение «Вклад М.В. Ломоносова в изучение русского языка», «Диалекты нашего края».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа №9

Написать сочинение-миниатюру на публицистическую тему: «Люби и охраняй природу».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа №10

Подготовить сообщение на тему «В.И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа №11

Подготовить презентацию по теме: «Фразеология русского языка»

1

Тема 4

Морфемика, словообразование, орфография

Содержание

18

2

Состав слова. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

2

Понятия производной и производящих основ. Словообразовательный анализ слова.

2

Способы словообразования.  Формообразование. Понятие об этимологии.

2

Практическое занятие № 4.

Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ слов.

2

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

2

Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.

2

Правописание сложных слов.

2

Контрольная работа № 1 по темам «Лексикология и фразеология», «Морфемика, словообразование, орфография»

2

3

                                            Дифференцированный зачет

2

3

Домашняя самостоятельная работа

Выполнение домашнего задания, работа с конспектами

Внеаудиторная самостоятельная работа

6

3

Внеаудиторная самостоятельная работа №12

Подготовить презентацию по теме: «Правописание приставок при - / - пре – ».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа №13

Подготовить презентацию по теме: «Правописание чередующихся гласных в корнях слов».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа №14

Подготовить презентацию по теме: «Этимология на службе у орфографии», «Способы образования слов в русском языке», «Вклад Л.В. Щербы в изучение русского языка».

2

2 курс

Тема 5

Морфология и орфография

Содержание

32

2

Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

2

Имя существительное. Правописание имен существительных. Морфологический разбор имени существительного.

2

Имя прилагательное.  Правописание прилагательных.

2

Имя числительное. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

2

Местоимение.  Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения

2

Глагол. Правописание глаголов.  Морфологический разбор глагола.

2

Причастие как особая форма глагола. Морфологический разбор причастий.

2

Деепричастие как особая форма глагола. Морфологический разбор деепричастий. Правописание НЕ с причастиями и деепричастиями.

2

Наречие. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Правописание наречий.

2

Практическое занятие № 5.  Морфологический разбор самостоятельных частей речи.

2

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов

2

Союз как служебная часть речи. Правописание союзов.

2

Частицы. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание частиц.

2

Правописание частицы не и ни с разными частями речи.

2

Морфологический разбор служебных частей.

2

Контрольная работа № 2 по теме: «Морфология и орфография»

2

3

Домашняя самостоятельная работа

Выполнение домашнего задания, работа с конспектами

Внеаудиторная самостоятельная работа

10

3

Внеаудиторная самостоятельная работа №15

Подготовить презентации по теме: «Имя существительное»

1

Внеаудиторная самостоятельная работа №16

Подготовить презентации по теме: «Правописание н и нн в различных частях речи».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа №17

Сопоставить лексического и грамматического значения слов.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа №18

Подготовить презентации по теме: «Правописание частиц не и ни с разными частями речи».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа №19

Составить словосочетания, предложения, тексты (устные и письменные) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа №20

Подготовить презентации по теме: «Части речи в русском языке»

2

Внеаудиторная самостоятельная работа №21

Написать сочинение в жанре эссе на морально-этическую тему.

3

Тема 6

Синтаксис и пунктуация

Содержание

28

2

Основные принципы русской пунктуации. Словосочетание.  Виды связи слов в словосочетании

2

Простое предложение. Структура простого предложения

2

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

2

Второстепенные члены предложения.

2

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными и неоднородными членами предложения. Предложения с обособленными членами.  Знаки препинания при обособленных членах предложения.

2

Предложения с обращениями. Предложения с вводными конструкциями.

2

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.

2

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

2

Сложноподчиненное предложение с одним придаточным и несколькими придаточными.

2

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным и несколькими придаточными.

2

Бессоюзное сложное предложение.

2

Способы передачи чужой речи.

2

Практическое занятие № 6. Синтаксический разбор предложений.

2

Контрольная работа № 3 по теме «Синтаксис и пунктуация»

2

3

Домашняя самостоятельная работа

Выполнение домашнего задания, работа с конспектами

Внеаудиторная самостоятельная работа

10

3

Внеаудиторная самостоятельная работа №22

Подготовить презентации по теме: «Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи».

Подготовка реферата «Роль словосочетания в построении предложения», «Синонимия простых предложений», «Синонимия сложных предложений», «Использование сложных предложений в речи»

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа №23

Выписать из произведений художественной литературы примеры словосочетаний с различными связями слов.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа №24

Подготовить презентации по теме: «Из истории русской пунктуации».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа №25

Составить таблицу «Пунктуация в БСП».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа №26

Выписать из произведений художественной литературы по три предложения: ССП, СПП, БСП и с разными видами связи.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа №27

Определить вид предложений по цели высказывания и по интонации в отрывке художественного произведения М. Шолохова «Тихий дон».

1

Выполнение индивидуального проекта

18

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Содержание

обучения

Характеристика основных видов учебной

деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Введение

  • Извлекать                из        разных источников        и преобразовывать информацию        о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;        
  • характеризовать        на        отдельных        примерах взаимосвязь  языка,  культуры  и  истории  народа  — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;
  • составлять   связное   высказывание   (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;        
  • приводить примеры,  которые  доказывают,  что изучение  языка  позволяет  лучше  узнать  историю  и культуру страны.
  • Определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;        
  • вычитывать разные виды информации; проводить языковой  разбор  тексов;  извлекать  информацию  из разных источников (таблиц, схем),преобразовывать                информацию;
  • строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека.

Язык и речь.

Функциональные

стили речи

  • Выразительно читать        текст,        определять тему, формулировать основную        мысль художественных текстов, функциональный тип речи;                
  • вычитывать разные виды информации;        
  • характеризовать   средства   и   способы   связи

предложений в тексте;                                

  • выполнять лингвостилистический        анализ текста;
  • определять авторскую  позицию  в  тексте;  высказывать свою точку зрения по проблеме текста;                        
  • характеризовать        изобразительно-выразительные средства   языка, указывать   их   роль   в   идейно-художественном содержании текста;                                
  • составлять связное  высказывание  (сочинение)  в устной         и письменной форме        на        основе проанализированных текстов;
  •         определять эмоциональный настрой текста;
  •         анализировать речь с точки зрения правильности, точности,  выразительности,  уместности  употребления языковых средств;
  •         подбирать   примеры   по   теме   из   изучаемых художественных произведений.        
  • Оценивать   чужие   и   собственные   речевые высказывания разной функциональной направленности с        точки        зрения соответствия  их        коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;
  • исправлять  речевые  недостатки,  редактировать текст;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;
  • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
  • Различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
  • анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;
  • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор;
  • подбирать тексты разных функциональных типов стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию).

Фонетика,

орфоэпия,

графика,

орфография

  • Проводить    фонетический    разбор;   извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;        
  • извлекать        необходимую        информацию        из мультимедийных        орфоэпических        словарей и справочников;   использовать   её   в   различных   видах деятельности;                
  • строить рассуждения с целью анализа проделанной работы
  • определять        круг        орфографических        и пунктуационных правил,         по        которым следует ориентироваться в конкретном случае;
  • проводить операции  синтеза  и  анализа  с  целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;
  • извлекать        необходимую информацию         из орфоэпических  словарей  и  справочников;
  •  опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись).

Лексикология   и

фразеология

  • Аргументировать        различие лексического        и грамматического  значений  слова;
  •  опознавать  основные выразительные   средства   лексики   и   фразеологии   в публицистической  и  художественной  речи  и  оценивать, объяснять особенности употребления лексических средств  в  текстах  научного  и  официально-делового стилей  речи;  извлекать  необходимую  информацию  из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей   синонимов,   антонимов,   устаревших   слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников,        в        том        числе        мультимедийных;
  • использовать   эту   информацию   в   различных   видах деятельности;
  • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);                 

Морфемика,

словообразование,

орфография

  • Опознавать,   наблюдать   изучаемое   языковое явление, извлекать его из текста;        
  • Проводить морфемный,   словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;                
  • извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;        
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;                
  • опознавать        основные выразительные средства словообразования  в художественной  речи  и оценивать их;                                
  • извлекать                необходимую информацию        из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
  • использовать        этимологическую   справку для объяснения  правописания  и  лексического  значения слова.         

Морфология        и

орфография        

  • Опознавать,    наблюдать    изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
  • проводить  морфологический,  орфографический, пунктуационный анализ        
  • извлекать  необходимую  информацию  из  таблиц, схем учебника по изучаемой теме; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;                        
  • определять                круг орфографических и пунктуационных правил,        по        которым следует ориентироваться в конкретном случае;        
  • проводить  операции  синтеза  и  анализа  с  целью обобщения  признаков,  характеристик,  фактов  и  т.д.;
  • подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;                                
  • составлять монологическое высказывание в устной или   письменной   форме   на   лингвистическую   тему;
  • анализировать  текст  с  целью  обнаружения  изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
  • извлекать        необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе
  • определять  роль  слов  разных  частей  речи  в тестообразовании.                        

Синтаксис        и

пунктуация        

  • Опознавать,        наблюдать        изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения  текстообразующей  роли,  проводить  языковой разбор(фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический,  синтаксический,  орфографический,  пунктуационный);
  • комментировать ответы товарищей;
  • извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
  • составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, по заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;
  • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
  • определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;
  • составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
  • производить синонимическую замену синтаксических конструкций;
  • составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме на лингвистическую тему;
  • пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
  • составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам.

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

     Для освоения программы учебной дисциплины «Русский язык» в ГБПОУ РО «ТПТ»         учебный кабинет удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

      В        кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по русскому языку, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

    В        состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык» входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя; наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов. писателей и др.);
  • информационно-коммуникативные средства; экранно-звуковые пособия;
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
  • библиотечный фонд.

    В        библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях. Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой по вопросам языкознания и др. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык» обучающиеся имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по        русскому языку.

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

  • Русский язык среди других языков мира.
  • Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
  • Языковой портрет современника.
  • Молодежный сленг и жаргон.
  • Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.
  • А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
  • Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
  • Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
  • Язык и культура.
  • Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи.
  • Вопросы экологии русского языка.
  • Виды делового общения, их языковые особенности.
  • Языковые особенности научного стиля речи.
  • Особенности художественного стиля.
  • Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
  • Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
  • СМИ и культура речи.
  • Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
  • Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
  • Текст и его назначение.
  • Типы текстов по смыслу и стилю.
  • Русское письмо и его эволюция.
  • Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
  • Антонимы и их роль в речи.
  • Синонимия в русском языке.
  • Типы синонимов. Роль синонимов в организации         речи.
  • Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
  • Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
  • В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
  •         Строение русского слова.
  • Способы образования слов в русском языке.
  • Исторические изменения в структуре слова.
  • Учение о частях речи в русской грамматике.
  • Грамматические нормы русского языка.
  • Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).
  • Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).
  • Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
  • Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
  • Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление.
  • Слова-омонимы в морфологии русского языка.
  • Роль словосочетания в построении предложения.
  • Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
  • Синтаксическая роль инфинитива.
  • Предложения с однородными членами и их функции в речи.
  • Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
  • Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
  • Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
  • Синонимика простых предложений.
  • Синонимика сложных предложений.
  • Использование сложных предложений в речи.
  • Способы введения чужой речи в текст.
  • Русская пунктуация и ее назначение.
  • Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для студентов

Основные источники:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.
  2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.
  3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: электронный учебно-методический комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.
  4. Русский язык: учебник / Рачеева Л.А. — Москва: КноРус, 2022. — 411 с. — ISBN 978-5-406-08366-6. — URL: https://book.ru/book/942393
  5. Русский язык. Практикум: учебное пособие / Рачеева Л.А. — Москва: КноРус, 2022. — 203 с. — ISBN 978-5-406-08356-7. — URL: https://book.ru/book/942509
  6. Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 10 класса общеобразовательной школы. – М.: 2014
  7. Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 11 класса общеобразовательной школы. – М.: 2014
  8. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО – М.: 2015.
  9. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. – М.: 2013
  10. Голуб, И.Б. Секреты русского языка. О сложном увлекательно и просто: учебное пособие / Голуб И.Б. — Москва: КноРус, 2021. — 274 с. — ISBN 978-5-406-02825-4. — URL: https://book.ru/book/936283
  11. Голуб, И.Б. Русский язык: справочник / Голуб И.Б. — Москва: КноРус, 2020. — 189 с. — ISBN 978-5-406-00444-9. — URL: https://book.ru/book/933953 (дата обращения: 11.11.2021).

Для преподавателей

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413». Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
  3. Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
  4. Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: методическое пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М.: 2012
  5. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М.: 2010

Словари

  1. Горбачевич  К.С.  Словарь  трудностей  современного  русского  языка.  –СПб. 2003

  1. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: 2001

  1. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: 2008 Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: 2005 Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: 2004.

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М.: 2006

  1. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв. ред.), И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп.—М.: 2004
  2. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. –М.: 2005
  3. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М.: 2006.

  1. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М.: 2006

  1. Фразеологический словарь русского языка / Д. Э. Розенталь, В. В. Краснянский. — М.: 2011

Интернет – ресурсы

  1.  http://eor.it.ru/eor/ - учебный портал по использованию ЭОР

  1. http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме

  1. http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание» http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык».

  1. Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации,

  1. контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе
  2. www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)
  3. www.metodiki.ru – «Методики»; www.posobie.ru –«Пособия»
  4. www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы
  5. http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/– Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»
  6. http://spravka.gramota.ru – Справочная служба русского языка http://slovari.ru/dictsearch – Словари. ру. http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota– Учебник грамоты http://www.gramota.ru/– Справочная служба http://gramma.ru/EXM– Экзамены. Нормативные документы
  7. http://learning-russian.gramota.ru – Электронные пособия по русскому языку для школьников

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения занятий, устного и письменного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися практических занятий, внеаудиторной (самостоятельной) работы, включая индивидуальные задания, проекты (исследования).

Результаты обучения

(личностные, предметные, метапредметные)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
  • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
  • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка;
  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • способность к речевому самоконтролю, оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования.
  • Оценка устных и письменных ответов, оценка отчетов индивидуальной работы на практических занятиях № 1-6 и в ходе самостоятельной домашней работы;
  • Тестирование;
  • Оценка выступлений с дополнительной информацией, сообщениями, докладами, рефератами;
  • Оценка выполнения заданий по карточкам.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка.
  • Оценка устных и письменных ответов, оценка отчетов индивидуальной работы на практических занятиях № 1-6 и в ходе самостоятельной домашней работы;
  • Тестирование.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
  • письменная проверка;
  • наблюдение и оценка на практических занятиях № 1-6;
  • индивидуальный опрос;
  • оценка в ходе выполнения исследовательской и проектной работы студента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература

Рабочая программа ОУД.01. Русский язык и литература разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерных программ ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 09.02.06 Сетевой и системный администратор 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и сист

    Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raq...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная безопасность

   Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование

   Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 08 «Родной язык» основной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ

   Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык по профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык  разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и естественно-научного проф...