Рабочая программа по Астрономии
рабочая программа по астрономии (10, 11 класс) на тему

Успенская Елена Владимировна

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Астрономия является предметом по выбору и реализуется за счет школьного или регионального компонента. Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе. При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе. Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во - первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №64

Утверждено

Директор школы:

___________М.В. Мошкова

Приказ №_______________

от_________________2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«АСТРОНОМИЯ»

Среднее (полное) общее образование

11 классы

УМК к учебнику Воронцова-Вельяминова Б.А., Страут Е.К.

(базовый уровень) 1

2017-2018 учебный год

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

на заседании МО

«27августа 2017г. протокол №1

Председатель МО______________Зезина М.О.

Рабочая программа

Среднего (полного) общего образования

Базовый уровень

ХI класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по астрономии составлена на основе:

  • Закона Российской Федерации от 2013года «Об образовании».
  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования  по астрономии.
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2017года №506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской федерации от5 марта 2004г. №1089.
  • Примерной программой  среднего (полного) общего образования авторов Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут.
  • Нормативные документы и  образовательная программа МБОУ «СШ№64»

Общая характеристика учебного предмета.

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Астрономия является предметом по выбору и реализуется за счет школьного или регионального компонента. Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе. При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе. Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во - первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АСТРОНОМИИ
Базовый уровень

Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

        Осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

        Приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

        овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звёздного неба в конкретном пункте для заданного времени;

        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников  информации и современных информационных технологий;

        использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

        формирование научного мировоззрения;

        формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (35 часов)

Предмет астрономии

Астрономия, ее значение и связь с другими науками. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Роль астрономии в развитии цивилизации. Геоцентрическая и Гелиоцентрическая  системы. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник земли, полёт Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики

Основы практической астрономии

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы, небесные координаты. Звёздная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звёздного неба. Видимая звёздная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

Законы движения небесных тел

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до Солнечной системы и их размеров. Небесная механика, законы  Кеплера, определение масс небесных тел, движение искусственных небесных тел.

Солнечная система

Происхождение Солнечной системы. Система Земля-луна. Планеты земной группы. Планеты гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

Методы астрономических исследований

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе т свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

Звёзды

Звёзды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Разнообразие звёздных характеристик и их закономерности. Определение расстояний до звёзд. Параллакс Двойные и кратные звёзды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звёзд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звёзды. Коричневые карлики. Эволюция звёзд, её этапы и конечные стадии

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявление солнечной активности; пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

Галактики

Наша Галактика – Млечный Путь. Состав и структура Галактики. Звёздные скопления. Межзвёздный газ и пыль Вращение Галактики. Тёмная Материя.

Строение и эволюция Вселенной

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные чёрные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной .Большой взрыв. Реликтовое излучение. Тёмная Энергия.

Требования к уровню подготовки выпускников

      В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен: знать/понимать: смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звёздная величина. Созвездие, противостояния и соединения планет. Комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета,  спутник, звезда. Солнечная система, Галактика, вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета0, спектральная классификация звёзд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, чёрная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звёздная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:

        приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной. Получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

        описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звёзд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие звёзд, источник энергии звёзд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

        характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров, небесных тел. возможные пути эволюции звёзд различной массы;

         находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе:  Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, лебедь, Кассиопея, Орион, самые яркие звёзды, в том числе: Полярная Звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

        использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны, и звёзд на любую дату и время суток для данного населённого пункта;

        использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

        понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделения её от лженаук;

        оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

               ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

 Выпускник научится:

 •самостоятельно определять цели, ставить и  формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

 •оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

 •сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

•организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

 •определять несколько путей достижения поставленной цели;

•выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективности  расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

•задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

•сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

 •оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

Познавательные универсальные учебные действия.

 Выпускник научится:

•критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

•распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

 •использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

 •осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

 •искать и находить обобщенные способы решения задач;

 •приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

•анализировать и преобразовывать проблемно противоречивые ситуации; •выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

•выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

•менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Коммуникативные универсальные учебные действия.

 Выпускник научится:

 •осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

 •при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в  разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

 •развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

•распознавать конфликт генные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

 •координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);

•согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом решением;

 •представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

•подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

•воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

•точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений. Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по темам.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1 Учебник «Астрономия . Базовый уровень.11класс». авторы Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К., (издательство «Дрофа»;  2017год)

2. Книга для чтения по астрономии. Астрофизика. М. М. Дагаев, В. М. Чаругин, 1988 г.

3. «Что и как наблюдать на звездном небе?», Э. С. Зигель, 1979г.

4. «Астрономия в 11 классе. Методика проведения практических работ», Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1984г

5. «Сборник вопросов и задач по астрономии», под ред. Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1982г.

6. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», статьи по астрономии.

       

       

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №64

Утверждено

Директор школы:

___________М.В. Мошкова

Приказ №_______________

от_________________2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«АСТРОНОМИЯ»

Среднее (полное) общее образование

11 классы

УМК к учебнику Воронцова-Вельяминова Б.А., Страут Е.К.

(базовый уровень) 1

2017-2018 учебный год

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

на заседании МО

«27августа 2017г. протокол №1

Председатель МО______________Зезина М.О.

Иваново 2017г.

 



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по астрономии 11а.б  класс 35часов

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки (знать/уметь)

Домашнее задание

дата

план

факт

Введение

2

1

Предмет астрономии

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Предмет астрономии

§1

2

Наблюдения - основа астрономии

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Предмет астрономии

§2

Практические основы астрономии

7

3

Звезды и созвездия

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Звезды и созвездия

§3

4

Небесные координаты и звездные карты

1

Практикум Лекция, беседа

Смысл понятий Небесные координаты и звездные карты

§4

5

Видимое движение звезд на различных географических широтах

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Видимое движение звезд на различных географических широтах

§5

6

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

§6

7

Движение и фазы Луны.

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Движение и фазы Луны.

§7

8

Затмения Солнца и Луны.

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Затмения Солнца и Луны.

§8

9

Время и календарь

1

Решение задач

Решение задач

§9

Строение Солнечной системы

5

10

Развитие представлений о строении мира

Лекция, беседа

Смысл понятий Развитие представлений о строении мира

§10

11

Конфигурация планет. Синодический период.

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Конфигурация планет. Синодический период.

§11

12

Законы движения планет Солнечной системы

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Законы движения планет

§12

13

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

§13

14

Движение небесных тел под действием сил тяготения

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Закон всемирного тяготения  Возмущения в движении тел Солнечной системы   Масса и плотность Земли Определение массы небесных тел. Приливы. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов к планетам Солнечной системы

§14

Природа тел солнечной системы

6

 

15

Общие характеристики планет

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Общие характеристики планет

§15

16

Солнечная система как  комплекс тел, имеющих общее происхождение

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Солнечная система как  комплекс тел, имеющих общее происхождение

§16

17

Система Земля-Луна

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Земля

Луна

§17

18

Планеты земной группы

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Общность характеристик. Меркурий. Венера. Марс

§18

19

Планеты –гиганты

1

Решение задач

Смысл понятий Общность характеристик планет-гигантов. Спутники и кольца планет-гигантов

§19

20

Планеты – карлики и малые тела

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Планеты-карлики, Кометы, Метеоры, болиды

§20

21

Контрольная работа №1

1

Решение задач

Решение задач

Солнце и звезды

4

22

Солнце – ближайшая звезда

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Энергии и температура Солнца Состав и строение Солнца

Атмосфера Солнца

§21

23

Расстояния до звезд

Решение задач

Смысл понятий 1 Форма и размеры Земли

2.Определение расстояний в Солнечной системе
Горизонтальный параллакс Определение размеров светил

§22

24

Массы и размеры звезд

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Двойные звезды. Определение массы звезд

Размеры звезд. Плотность их вещества

Модели звезд

§23

25

Переменные и нестационарные звезды

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Пульсирующие переменные

Новые и сверхновые звезды

§24

Строение и эволюция  Вселенной

4

26

Наша Галактика

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Млечный Путь и Галактика. Звездные скопления и ассоциации. Межзвездная среда: газ и пыль. Движения звезд в Галактике. Ее вращение

§25

27

Другие звездные системы-  галактики

1

Смысл понятий галактики

§26

28

Основы современной космологии

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Основы современной космологии

§27

29

Контрольная работа №2

1

Лекция, беседа

Решение задач

30

Жизнь и разум во Вселенной

3

Дополнительные задания

§28

Резерв

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год

Рабочая программа+хронограф по астрономии...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика  и астрономия " для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу  к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...