Рабочая программа по астрономии 2017-2018 гг
рабочая программа по астрономии (11 класс) на тему

Осолихин Юрий Валерьевич

Рабочая программа по астрономии 2017-2018 гг

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rp_fk_gos_astronomiya_2017-2018_gg_osolihin.zip92.07 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА

СТАТУС РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Настоящая  рабочая программа составлена в соответствии со ст. 28  Закона  Российской  Федерации  от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», Законом Свердловской области от 15 июля  2013 года № 78 – ОЗ «Об образовании в  Свердловской области».

 В основу ее разработки положены:

  • Письмо Минобрнауки №ТС194/08 от 20.06.2017
  • Приказ Минобрнауки №506 от 7.06.2017 «О внесении изменений в ФК ГОС»
  • Письмо Минобрнауки №ТС194/08 от 20.06.2017 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»
  • Е.К. Страут, Примерная программа по астрономии, Дрофа-Вентана, 2017 г.;
  • Образовательная программа МКОУ «Шамарская средняя общеобразовательная школа № 26».  

 Рабочая  программа (далее - РП) по учебному предмету «Астрономия» выполняет следующие основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

СТРУКТУРА  РП.

Рабочая программа содержит следующие разделы:

  • Пояснительная записка. В этом разделе определены статус и структура РП; дана общая характеристика учебного предмета и его место в учебном плане школы; указано основное содержание учебного предмета на данном этапе обучения согласно ФК ГОС; определены формы организации учебной деятельности учащихся, учебно–методическое обеспечение образовательного процесса и  возможности коррекции РП;
  • Тематическое планирование учебного материала по содержательным линиям курса с распределением учебных часов по отдельным темам, указанием соответствующего содержания ФК ГОС и требований к подготовке обучающихся по изучению каждой темы;
  • Календарно-тематическое планирование учебного материала по содержательным линиям курса с распределением учебных часов по отдельным урокам;
  • Требования к уровню подготовки обучающихся в результате изучения курса астрономии в соответствии с ФК ГОС;
  • Критерии оценивания образовательных достижений обучающихся.

Общая характеристика

 учебного предмета «Астрономия»

     Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.

Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.

Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.

Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет. Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.

 Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:

 осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

 приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

 овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

 использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

 формирование научного мировоззрения;

 формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Среднее (полное) общее образование – третья, завершающая ступень общего образования.

Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциациии индивидуализации.Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

- формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе, готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности;

- дифференциация и индивидуализация обучения с широкими и гибкими возможностями построения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями;

- обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Учебный предмет «Астрономия» в федеральном компоненте ГОС представлен на двух уровнях – базовом и профильном.Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер,однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Мы в нашей школе реализуем базовый уровень преподавания  астрономии.

Место учебного предмета в учебном плане.

Изучение курса рассчитано на 35 часов в 11 классе.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Предмет астрономии

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.* 1 История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Строение Солнечной системы

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

Законы движения небесных тел

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Солнце и звезды

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. АтмосфераСолнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

Наша Галактика — Млечный Путь

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

Строение и эволюция Вселенной

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом

 Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

 Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп

 Рельеф Луны.

 Фазы Венеры.

 Марс.

 Юпитер и его спутники.

 Сатурн, его кольца и спутники.

 Солнечные пятна (на экране).

 Двойные звезды.

 Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

 Большая туманность Ориона.

 Туманность Андромеды.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен знать/понимать

• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика,

Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнеч- ная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

 смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

 смысл физического закона Хаббла;

 основные этапы освоения космического пространства;

 гипотезы происхождения Солнечной системы;

 основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

 размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь

 приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

 описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

 находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

 использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Учебно-методическое обеспечение

образовательного процесса.

1. Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018.

2. Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут ,«Астрономия. Базовый уровень. 11 класс». — М. : Дрофа, 2018.

Возможности коррекции РП.

Рабочая программа подвергается коррекции в случае изменения требований Государственного образовательного стандарта, изменения Базисного учебного плана.Может быть подвергнуто коррекции количество аудиторных часов, установленное тематическим и календарно - тематическим планированием. Увеличение их на изучение какой-то конкретной темы (или урока) может быть осуществлено за счет резервного времени и обусловлено степенью успешности освоения учащимися данного учебного материала.