Рабочая программа 11 класс 2017-2018 уч.г.
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Болдырева Светлана Николаевна

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена  для учащихся 11  класса общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»  на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы среднего (полного) образования по биологии для 10-11 класса базовый уровень «Биология» И. Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. 

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·                освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

·                овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

·                развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;

·                воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

·                использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

 

Срок реализации данной программы 2017 -18 учебный год 34ч. ( 1ч. в неделю)

Место  предмета  в  учебном плане

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часов для обязательного изучения учебного предмета «Биология. 11  класс» на этапе среднего общего образования.  Учебным  планом  МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» на изучение данного предмета отводится  34  часов, из расчета - 1 учеб. час  в неделю.  

Общая характеристика учебного предмета Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

* освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

* ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

* овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

* воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

* приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами  физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметных по своей сущности. В старшей школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:

* основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);

* особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;

* особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

* причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.

Уметь (владеть способами деятельности):

* объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

* изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

* распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

* сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

* определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

* анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

* проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):

* соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;

* оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего;

* оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

В результате изучения предмета уч-ся должны приобрести:

·       знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации, о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами, о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии - клеточной, хромосомной, теории наследственности, эволюционной, антропогенеза, о соотношении социального и биологического в эволюции человека, об основных областях применении биологических знаний в практике сел-го хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окр. среды и здоровья человека;

·       умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека, давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам, работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований, решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат, владеть языком предмета.

Поурочное планирование разработано на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса  биологии  выделено в 11  классе  – 34 часов (1 часав неделю).

 

11 класс

Кол во часов

1

Основы учения об эволюции

15

2

Антропогенез

4

3

Основы экологии

9

4

Эволюция биосферы и человек

5

 

Итого:

34

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Содержание.

Раздел IV   ЭВОЛЮЦИЯ    (20 ч)

Тема 10. Развитие эволюционных идей.
Доказательства эволюции (3 ч)

      Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Тема 11. Механизмы эволюционного процесса (7 ч)

      Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция — эволюционный фактор. Приспособленность — результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 12. Возникновение жизни на Земле (1 ч)

      Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Тема 13. Развитие жизни на Земле (4 ч)

      Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.

Тема 14. Происхождение человека (5 ч)

      Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.
Демонстрации
      Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).
Лабораторные и практические работы
      1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).
      2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).
      3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Раздел V    ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ        (11 ч)

Тема 15. Экосистемы (7 ч)

      Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы (2 ч)

      Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу (2 ч)

      Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.
Демонстрации
      Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».
Лабораторные и практические работы
      1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
      2. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
      3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
      4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
      5. Решение экологических задач.
      6. Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов (полевая работа).
      7. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Календарно-тематическое планирование уроков биологии

п/п

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды контроля

Дата

 план

факт

Раздел IV   ЭВОЛЮЦИЯ

1

Возникновение и развитие эволюционных представлений

Комбинированный

Знать предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

Устный опрос

 

 

2

Работы К.Линнея по систематике растений. Эволюционное учение

 Комбинированный

Знать основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); сущность закономерностей изменчивости;

Отработка понятий, тест

  

3

Предпосылки возникновения учения Дарвина.

Комбинированный

Знать основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); сущность закономерностей изменчивости;

С/р с текстом, вопросы

  

4

Учение Ч.Дарвинв о происхождении видов

Изучение нового материала

Знать возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции.

Сам. работа, вопросы к параграфу.

  

5

Доказательство эволюции

Практикум

Знать доказательства эволюции.

Отчёт

  

6

Вид. Критерии вида. Популяция

Изучение нового материала

Уметь объяснять вид, Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Работа с текстом.

  

7

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

Комбинированный

Понимать роль изменчивости в эволюционном процессе.

Фронтальн. беседа

  

8

Естественный отбор-фактор эволюции.

Изучение нового материала

Знать понятия маскировка. Мимикрия. Дивергенция. Конвергенция.

Отработка понятий

  

9

Формы естественного отбора в популяции

Практикум

Знать Формы естественного отбора в популяции

Отчёт

  

10

Дрейф генов-фактор эволюции

Изучение нового материала

Знать генофонд. Видообразование

Фронтальн. беседа

  

11

Изоляция - эволюционный фактор

Комбинированный

Знать понятия Ароморфоз. Идиоадаптация. дегенерация

Отработка понятий. Тест.

  

12

Приспособленность-результат действия факторов эволюции

Изучение нового материала

Уметь объяснять приспособленность-результат действия факторов эволюции

Отработка понятий. Тест.

  

13

Видообразование

Изучение нового материала

Уметь объяснять видообразование

Фронт. беседа

  

14

Основные направления эволюционного процесса

Изучение нового материала

Уметь объяснять основные направления эволюционного процесса

Тест.

 

.

15

Обобщенное повторение главы

Изучение нового материала

 

 

Конспект.

  

16

Развитие  представлений  о возникновении жизни на Земле

Комбинированный

Биогенез. Абиогенез. Коацерваты. Биохимия.

Сам/ работа с текстом

  

17

Развитие жизни на Земле. Происхождение человека

 Изучение нового материала

Знать понятия рудименты. Атавизмы. Редукция. Антропогенез.

Работа с конспектом, отработка понятий

  

18

Развитие жизни в раннем палеозое

Комбинированный

Уметь объяснять питекантропа, синантропа,  неандертальца

Таблица.

  

19

Развитие жизни в позднем палеозое

Изучение нового материала

Знать строение тела и жизнедеятельность кроманьонца

Таблица.

  

20

Развитие жизни в мезозое

Изучение нового материала

Расы. Расоведение.

Работа с конспектом

  

21

Развитие жизни в кайнозое

Изучение нового материала

Уметь объяснять развитие жизни в кайнозое

устный опрос

  

22

Многообразие органического мира Принципы систематики

Изучение нового материала

Уметь объяснять многообразие органического мира Принципы систематики

устный опрос

  

23

Классификация организмов

Изучение нового материала

Уметь объяснять классификацию организмов

устный опрос

  

Раздел v. Основы экологии

25

Взаимодействие популяций разных видов

Комбинированный

Паразитизм. Симбиоз.

Схема, фронтальная беседа

  

26

Сообщества. Экосистемы

Комбинированный

Уметь объяснять Биоценоз. Сообщество. Продуценты. Редуценты. Консументы.

Отработка понятий, фронтальный опрос

  

27

Поток энергии и цепи питания

Комбинированный

Биомасса. Детрит. Цепь питания

Сам./работа по вариантам.

  

28

Свойства экосистем. Смена экосистем

Комбинированный

Уметь объяснять Свойства экосистем. Смена экосистем

Фронтальная беседа

  

29

Агроценозы

Обобщение и систематизация знаний

Знать биологию агроценозов

Работа с текстом методом инсерта.

  

30

Применение экологических знаний в практической деятельности человека

Изучение нового материала

Уметь применять экологические знания в практической жизни человека.

Индивидуальный опрос

 

 

31

Биосфера. Охрана. Состав  и функции биосферы.

Повторение и закрепление знаний

Знать функции живого вещества в б/сфере, границы б/сферы, знакомство с б/массой поверхности суши; круговороты углерода, азота, влияние деятельности человека на б /сферу.

Работа за круглым столом.

.

 

32

Круговорот химических элементов.

Изучение нового материала

Уметь объяснять круговорот химических элементов.

Сам/работа

 

 

33

Биогеохимические процессы в биосфере

Комбинированный

Биосфера. Живое вещество..

Работа над записями урока

  

34

Влияние деятельности человека на б/сферу. Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний

Уметь объяснять роль человека в сохранении биоравновесия как необходимого условия дальнейшего существования б/сферы, будущее человечества с учётом современного состояния экоситуации. Озоновый слой. Концепция устойчивого развития

Работа с лекционным материалом

  

 

Методическая литература:

Методическое пособие для ученика

·         Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общая биология» под редакцией Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица.

·         Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии : 10-11 кл. : Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С.С. Красновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов. – М. : Просвещение, 2000. – 159 с. : ил.

 

Инструмент по отслеживанию результатов работы

·         Калинова Г.С. Биология : тематические и итоговые контрольные работы : 10 – 11 классы. Дидактические материалы / Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 256 с. : ил. – (Аттестация: школа, учитель, ученик).

 

Учебно-методические пособия для учителя

·         Суматохин С.В. Биология. Поурочные разработки. 10 – 11 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений : базовый уровень (С.В. Суматохин, А.С. Ермакова. – М. : Просвещение, 2010. – 170 с. : ил.

·         С.В. Багоцкий. Вопросы и задачи по биологии. Пособие для учителей. – М. : МИОО, 2005. – 128 с.

 Дополнительная литература:

·         Биология. Весь школьный курс в таблицах / сост. Л.В. Ёлкина. – Минск : Современная школа : Кузьма, 2011. – 4-е изд. – 416 с.

·         Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2011. – 128 стр.

·         Биология. 5-11 классы : внеклассные мероприятия / авт.-сост. А.Ю. Кремень. – Волгоград : Учитель, 2007. – 82 с.

 

Рекомендуемые электронные издания:

·         Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 11 класс.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_11_klass_2017-2018_uch.g.docx38.4 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена  для учащихся 11  класса общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»  на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы среднего (полного) образования по биологии для 10-11 класса базовый уровень «Биология» И. Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.  

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Срок реализации данной программы 2016 -17 учебный год 34ч. ( 1ч. в неделю)

Место  предмета  в  учебном плане

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часов для обязательного изучения учебного предмета «Биология. 11  класс» на этапе среднего общего образования.  Учебным  планом  МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» на изучение данного предмета отводится  34  часов, из расчета - 1 учеб. час  в неделю.  

Общая характеристика учебного предмета Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

* освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

* ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

* овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

* воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

* приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами  физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметных по своей сущности. В старшей школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:

* основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);

* особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;

* особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

* причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.

Уметь (владеть способами деятельности):

* объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

* изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

* распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

* сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

* определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

* анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

* проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):

* соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;

* оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего;

* оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

В результате изучения предмета уч-ся должны приобрести:

  • знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации, о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами, о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии - клеточной, хромосомной, теории наследственности, эволюционной, антропогенеза, о соотношении социального и биологического в эволюции человека, об основных областях применении биологических знаний в практике сел-го хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окр. среды и здоровья человека;
  • умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека, давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам, работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований, решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат, владеть языком предмета.

Поурочное планирование разработано на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса  биологии  выделено в 11  классе  – 34 часов (1 часав неделю).

11 класс

Кол во часов

1

Основы учения об эволюции

15

2

Антропогенез

4

3

Основы экологии

9

4

Эволюция биосферы и человек

5

Итого:

34

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Содержание.

Раздел IV   ЭВОЛЮЦИЯ    (20 ч)

Тема 10. Развитие эволюционных идей. 
Доказательства эволюции (3 ч)

      Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Тема 11. Механизмы эволюционного процесса (7 ч)

      Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция — эволюционный фактор. Приспособленность — результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 12. Возникновение жизни на Земле (1 ч)

      Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Тема 13. Развитие жизни на Земле (4 ч)

      Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.

Тема 14. Происхождение человека (5 ч)

      Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.
Демонстрации
      Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).
Лабораторные и практические работы
      1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).
      2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).
      3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Раздел V    ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ        (11 ч)

Тема 15. Экосистемы (7 ч)

      Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы (2 ч)

      Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу (2 ч)

      Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.
Демонстрации
      Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».
Лабораторные и практические работы
      1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
      2. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
      3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
      4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
      5. Решение экологических задач.
      6. Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов (полевая работа).
      7. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.


Календарно-тематическое планирование уроков биологии

п/п

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды контроля

Дата

 план

факт

Раздел IV   ЭВОЛЮЦИЯ

1

Возникновение и развитие эволюционных представлений

Комбинированный

Знать предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

Устный опрос

2

Работы К.Линнея по систематике растений. Эволюционное учение

 Комбинированный

Знать основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); сущность закономерностей изменчивости;

Отработка понятий, тест

3

Предпосылки возникновения учения Дарвина.

Комбинированный

Знать основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); сущность закономерностей изменчивости;

С/р с текстом, вопросы

4

Учение Ч.Дарвинв о происхождении видов

Изучение нового материала

Знать возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции.

Сам. работа, вопросы к параграфу.

5

Доказательство эволюции

Практикум

Знать доказательства эволюции.

Отчёт

6

Вид. Критерии вида. Популяция

Изучение нового материала

Уметь объяснять вид, Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Работа с текстом.

7

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

Комбинированный

Понимать роль изменчивости в эволюционном процессе.

Фронтальн. беседа

8

Естественный отбор-фактор эволюции.

Изучение нового материала

Знать понятия маскировка. Мимикрия. Дивергенция. Конвергенция.

Отработка понятий

9

Формы естественного отбора в популяции

Практикум

Знать Формы естественного отбора в популяции

Отчёт

10

Дрейф генов-фактор эволюции

Изучение нового материала

Знать генофонд. Видообразование

Фронтальн. беседа

11

Изоляция - эволюционный фактор

Комбинированный

Знать понятия Ароморфоз. Идиоадаптация. дегенерация

Отработка понятий. Тест.

12

Приспособленность-результат действия факторов эволюции

Изучение нового материала

Уметь объяснять приспособленность-результат действия факторов эволюции

Отработка понятий. Тест.

13

Видообразование

Изучение нового материала

Уметь объяснять видообразование

Фронт. беседа

14

Основные направления эволюционного процесса

Изучение нового материала

Уметь объяснять основные направления эволюционного процесса

Тест.

.

15

Обобщенное повторение главы

Изучение нового материала

Конспект.

16

Развитие  представлений  о возникновении жизни на Земле

Комбинированный

Биогенез. Абиогенез. Коацерваты. Биохимия.

Сам/ работа с текстом

17

Развитие жизни на Земле. Происхождение человека

 Изучение нового материала

Знать понятия рудименты. Атавизмы. Редукция. Антропогенез.

Работа с конспектом, отработка понятий

18

Развитие жизни в раннем палеозое

Комбинированный

Уметь объяснять питекантропа, синантропа,  неандертальца

Таблица.

19

Развитие жизни в позднем палеозое

Изучение нового материала

Знать строение тела и жизнедеятельность кроманьонца

Таблица.

20

Развитие жизни в мезозое

Изучение нового материала

Расы. Расоведение.

Работа с конспектом

21

Развитие жизни в кайнозое

Изучение нового материала

Уметь объяснять развитие жизни в кайнозое

устный опрос

22

Многообразие органического мира Принципы систематики

Изучение нового материала

Уметь объяснять многообразие органического мира Принципы систематики

устный опрос

23

Классификация организмов

Изучение нового материала

Уметь объяснять классификацию организмов

устный опрос

Раздел v. Основы экологии

25

Взаимодействие популяций разных видов

Комбинированный

Паразитизм. Симбиоз.

Схема, фронтальная беседа

26

Сообщества. Экосистемы

Комбинированный

Уметь объяснять Биоценоз. Сообщество. Продуценты. Редуценты. Консументы.

Отработка понятий, фронтальный опрос

27

Поток энергии и цепи питания

Комбинированный

Биомасса. Детрит. Цепь питания

Сам./работа по вариантам.

28

Свойства экосистем. Смена экосистем

Комбинированный

Уметь объяснять Свойства экосистем. Смена экосистем

Фронтальная беседа

29

Агроценозы

Обобщение и систематизация знаний

Знать биологию агроценозов

Работа с текстом методом инсерта.

30

Применение экологических знаний в практической деятельности человека

Изучение нового материала

Уметь применять экологические знания в практической жизни человека.

Индивидуальный опрос

 

31

Биосфера. Охрана. Состав  и функции биосферы.

Повторение и закрепление знаний

Знать функции живого вещества в б/сфере, границы б/сферы, знакомство с б/массой поверхности суши; круговороты углерода, азота, влияние деятельности человека на б /сферу.

Работа за круглым столом.

.

32

Круговорот химических элементов.

Изучение нового материала

Уметь объяснять круговорот химических элементов.

Сам/работа

33

Биогеохимические процессы в биосфере

Комбинированный

Биосфера. Живое вещество..

Работа над записями урока

34

Влияние деятельности человека на б/сферу. Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний

Уметь объяснять роль человека в сохранении биоравновесия как необходимого условия дальнейшего существования б/сферы, будущее человечества с учётом современного состояния экоситуации. Озоновый слой. Концепция устойчивого развития

Работа с лекционным материалом

Методическая литература:

Методическое пособие для ученика

  • Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общая биология» под редакцией Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица.
  • Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии : 10-11 кл. : Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С.С. Красновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов. – М. : Просвещение, 2000. – 159 с. : ил.

 

Инструмент по отслеживанию результатов работы

  • Калинова Г.С. Биология : тематические и итоговые контрольные работы : 10 – 11 классы. Дидактические материалы / Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 256 с. : ил. – (Аттестация: школа, учитель, ученик).

 

Учебно-методические пособия для учителя

  • Суматохин С.В. Биология. Поурочные разработки. 10 – 11 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений : базовый уровень (С.В. Суматохин, А.С. Ермакова. – М. : Просвещение, 2010. – 170 с. : ил.
  • С.В. Багоцкий. Вопросы и задачи по биологии. Пособие для учителей. – М. : МИОО, 2005. – 128 с.

 Дополнительная литература:

  • Биология. Весь школьный курс в таблицах / сост. Л.В. Ёлкина. – Минск : Современная школа : Кузьма, 2011. – 4-е изд. – 416 с.
  • Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2011. – 128 стр.
  • Биология. 5-11 классы : внеклассные мероприятия / авт.-сост. А.Ю. Кремень. – Волгоград : Учитель, 2007. – 82 с.

 

Рекомендуемые электронные издания:

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 11 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы на 2017-2018 учебный год.

Рабочие программы на 2017-2018 учебный год....

Рабочая программа за 2017-2018 учебный год

Рабочая программа с 5 по 7 классы за 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа за 2017-2018 учебный год

Рабочая программа за 2017-2018 учебный год...

Рабочие программы на 2017-2018 год

В данном разделе размешенны программы на текущий учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2017-2018 учебный год по алгебре и началам анализа среднего общего образования 11 класс

Нормативные акты и учебно - методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.·       Федеральный компонент государственного стандарта сре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2017-2018 учебный год по геометрии среднего общего образования 11 класс

Нормативные акты и учебно - методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.·       Федеральный компонент государственного стандарта сре...

Рабочая программа на 2017 – 2018 учебный год обучающегося 8 класса (надомное обучение).

Рабочая ПРОГРАММА на 2017 – 2018 учебный год обучающегося 8 класса (надомное обучение)....