лекции по астрономии
план-конспект урока по астрономии (10, 11 класс) на тему

Банщикова Марина Николаевна

материал по астрономии представлен в виде лекций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsii.rar2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 6/23

подробно   презентация

Тема: Пространственная скорость звезд.

Ход урока: 

  1. Опрос учащихся. 

У доски:

1) Параллактический способ определения расстояния.

2) Определить расстояние через блеск ярких звезд.

3) Решение задач из домашней работы №3, №4, №5 - показать решения.

Остальные:

1) На компьютере найти яркие звезды и охарактеризовать их.

2) Задача 1: Во сколько раз Сириус ярче чем Альдебаран?

3) Задача 2: Одна звезда ярче другой в 16 раз. Чему равна разность их звездных величин?

4) Задача 3: Параллакс Альдебарана 0,05". Сколько времени свет от этой звезды идет до нас? 

  1. Новый материал. 

   В 720г И. Синь (Китай)  впервые высказывает догадку о перемещении звезд. Дж. Бруно также утверждал, что звезды движутся.

   В 1718г Э. Галлей (Англия) открывает собственное движение звезд, исследуя и сравнивая каталоги Гиппарха (125г до НЭ) и Дж. Флемстида (1720г) установил, что за 1900 лет некоторые звезды переместились почти на 10 (например Процион - α М. Пса).

   К концу 18 века измерено собственное движение 13 звезд, а В. Гершель в 1783г открыл , что Солнце также движется в пространстве.

 

Пусть μ - угол, на который сместилась звезда за год (собственное движение - "/ год).

Из рисунка по теореме Пифагора υ= √(υr2τ2), где υr- лучевая скорость (по лучу зрения), а υτ- тангенциальная скорость ( лучу зрения). 

   Так как  r =a , то с учетом смещения μ  r.μ =a.μ/π; но r.μ/ 1год=υ , тогда подставляя числовые данные получим тангенциальную скорость υτ =4,74.μ/π (форм. 43)

   Лучевую скорость υr  определяют по эффекту Х. Доплера (Австрия), установившего в 1842г, что длина волны источника изменяется в зависимости от направления движения.  υr =∆λ.с/λо. 

Приближение источника - смещается к Фиолетовому (знак "-").

Удаление источника - смещается к Красному (знак "+").

   Первым измерил лучевые скорости нескольких ярких звезд  в 1868г У. Хеггинс (Англия).

    Самая быстро перемещающаяся по небу звезда ß Змееносца (летящая Барнарда, открыта в 1916г Э. Барнард (США)),  m=9,57m ,  r=1,828 пк , μ =10,31" , красный карлик. Ее  лучевая скорость=106,88км/с, пространственная (под углом 38°)=142км/с. После измерения собственных движений > 50000 звезд, выяснилось, что самая быстрая звезда неба в созвездии Голубя (μ Col) имеет пространственную скорость=583км/с. 

 

III . Закрепление материала.

1. Пример №10 (стр. 135) - просмотреть

2.Самостоятельно: Из предыдущего урока для своей звезды найти пространственную скорость (взяв из таблицы r) и я называю μ  и υr . Найти и определить координаты звезды по ПКЗН.

Звезда

μ

υr

Звезда

μ

υr

Звезда

μ

υr

Звезда

μ

υr

Альдебаран

0,199

+54

Бетельгейзе

0,029

+21

Кастор

0,254

+5,2

Регул

0,249

+6

Альтаир

0,661

-26

Вега

0,350

-14

Поллукс

0,628

+3

Ригель

0,002

+21

Антарес

0,025

-3

Денеб

0,002

-4,5

Полярная

0,046

-17

Сириус

1,339

-8

Арктур

2,279

-5,3

Капелла

0,434

+30

Процион

1,258

-4,1

Спика

0,054

+1

 

3. Самостоятельная работа №12 

Итог: 

 1. Что такое собственное движение звезды?

2. Какую скорость мы называем пространственной, тангенциальной, лучевой? Как они находятся?

3. В чем заключается эффект Доплера?

4. Оценки.

Дома: §23, вопросы стр. 135


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку астрономии (физики) по теме "Физические методы исследования в астрономии"

Данную презентацию можно использовать на уроках физики (в теме "Атомы и звезды", 9 класс) и астрономии. Использую этот материал на занятиях курса по выбору "Занимательная Вселенная" (9 класс). Презент...

Разработка урока по астрономии.Введение в астрономию 11 класс

Разработка урока по астрономии.Введение в астрономию 11 класс...

Рабочая программа кружка по астрономии "Удивительная астрономия"

В школьной программа мало времени уделяется изучению астрономии. Но тем не менее астрономия-одна из важнейших наук, является неотъемлемой частю становления мировоззрения учащихся. Поэтому необходимо д...

Методическая разработка раздела образовательной программы «Астрономия» Виды деятельности учащихся различных степеней самостоятельности при изучении «Астрономии»

В настоящее время курс астрономии в школе, к сожалению, обделен вниманием и буквально задвинут на задворки школьной программы. Мне кажется это несправедливо. Астрономия нужна именно с точки зрения соо...