Рабочая программа по Астрономии
рабочая программа по астрономии (11 класс) на тему

Екатова Алина Юрьевна

Рабочая программа по астрономии создана на основе авторской программы В.М. Чаругина для работы в средней общеобразовательной школе и расчитана на 35 учебных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_astronomiya.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, учебного плана ГБОУ школы №594, примерной программы основного общего образования по астрономии.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

1) программа: учебно-методическое пособие В.М.Чаругин- М.: «Просвещение», 2018;

2) учебник: «Астрономия. 11 класс». В.М.Чаругин - М.: «Просвещение», 2018;

3) пособие для учителя: Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» автора В.М.Чаругин - М.: «Просвещение», 2018.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что содержание и методический аппарат данной программы обеспечивают выполнение требований, представленных в ФГОС ООО. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения астрономии, которые определены Федеральным государственным стандартом основного общего образования (2010 г.)

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, а также учитывает возрастные особенности обучающихся и

особенности данного классного коллектива, уровень их подготовки по астрономии,

специфику образовательного учреждения.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА СОСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

1) Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  

2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;  

3) Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4) Положение о разработке образовательной и рабочей программы ГБОУ школы №594  Московского района Санкт-Петербурга.  

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане на изучение предмета «Астрономия» на уровне основного общего образования предусмотрено 35 часов.

В 11 классе на изучение предмета отводится 1 час в неделю.

Общее количество часов в год - 35 часов.

Срок реализации рабочей программы – один учебный год.

Рабочая программа составлена на 35 часов (из них 0 часов резервных).

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Рабочая программа имеет целью сформировать современную естественнонаучную картину мира, раскрывать развитие представлений о строении Вселенной как о длительном и сложном пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.

Способствует решению следующих задач изучения астрономии на ступени основного общего образования:

1) понимание роли астрономии среди других наук, для формирования научного мировоззрения, развития космической деятельности человечества и развития цивилизации,

2) формирование представлений о месте Земли и Человечества во Вселенной; понимание особенностей методов научного познания в астрономии;

3) объяснение причин наблюдаемых астрономических явлений;

4) формирование интереса к изучению астрономии и развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с астрономией.

Ключевая идея курса астрономии заключается в знакомстве выпускников с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и формировании научного мировоззрения.

        Специфика курса астрономии требует особой организации учебной деятельности школьников в форме наблюдений.

Естественнонаучное образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.

Практическая сторона естественнонаучного образования связана с формированием различных способов деятельности, духовная – с интеллектуальным развитием человека.

        Практическая полезность астрономии обусловлена тем, что учащиеся учатся понимать сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений, знакомятся с научными методами и историей изучения Вселенной, получают представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях.

Без базовой астрономической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как астрономия позволяет выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам, постоянно апеллирующим к Космосу.

Обучение астрономии дает возможность развивать у обучающихся представление о красоте мироздания, смысле существования и развития науки, человека и человечества, показать, на каком основании делается вывод о возможной уникальности нашей цивилизации и почему в связи с этим возрастает ответственность нынешнего поколения людей не только за выживание человечества, но и за его дальнейшее мирное и устойчивое развитие.

Астрономическое образование вносит свой вклад в общее естественнонаучное образование.

Изучение курса ведется по классно-урочной системе с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Типы уроков, используемые при реализации данной программы:

  • урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
  • урок закрепления знаний;
  • урок комплексного применения знаний, умения и способов деятельности;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся;
  • комбинированный урок.

Формы организации обучения:

  • фронтальные;
  • групповые (звеньевые, бригадные, групповые и дифференцированно-групповые);
  • индивидуальные.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается

применение следующих педагогических технологий обучения:

  • Организации самостоятельной работы
  • Учебно-исследовательской деятельности
  • Научно-исследовательской деятельности
  • Развития критического мышления
  • Информационные
  • Проблемно-диалогового обучения
  • Организации группового взаимодействия
  • Рефлексивного обучения
  • Оценки достижений
  • Самоконтроля

Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке: проблемно-диалоговые и информационные методы.

Для оценки достижений обучающихся при реализации данной программы используются следующие виды и формы контроля:

  • контрольная  работа;
  • тест;
  • взаимоконтроль;
  • самоконтроль.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ, Положением о промежуточной аттестации, утвержденным в ГБОУ школе №594Московского района Санкт-Петербурга в форме: итоговой контрольной работы.


«Портрет выпускника основной школы»

(ФГОС ООО – Стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника):

-  любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

-  осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

-  активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

-  умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и

деятельности, способный применять полученные знания на практике;

-  социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с  нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

-  уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать

взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

-  осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

-  ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.