Рабочая программа по Астрономии
рабочая программа по астрономии (11 класс) на тему
Рабочая программа по астрономии создана на основе авторской программы В.М. Чаругина для работы в средней общеобразовательной школе и расчитана на 35 учебных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_astronomiya.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, учебного плана ГБОУ школы №594, примерной программы основного общего образования по астрономии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1) программа: учебно-методическое пособие В.М.Чаругин- М.: «Просвещение», 2018;
2) учебник: «Астрономия. 11 класс». В.М.Чаругин - М.: «Просвещение», 2018;
3) пособие для учителя: Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» автора В.М.Чаругин - М.: «Просвещение», 2018.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что содержание и методический аппарат данной программы обеспечивают выполнение требований, представленных в ФГОС ООО. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения астрономии, которые определены Федеральным государственным стандартом основного общего образования (2010 г.)
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, а также учитывает возрастные особенности обучающихся и
особенности данного классного коллектива, уровень их подготовки по астрономии,
специфику образовательного учреждения.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА СОСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
1) Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3) Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4) Положение о разработке образовательной и рабочей программы ГБОУ школы №594 Московского района Санкт-Петербурга.
- ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане на изучение предмета «Астрономия» на уровне основного общего образования предусмотрено 35 часов.
В 11 классе на изучение предмета отводится 1 час в неделю.
Общее количество часов в год - 35 часов.
Срок реализации рабочей программы – один учебный год.
Рабочая программа составлена на 35 часов (из них 0 часов резервных).
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Рабочая программа имеет целью сформировать современную естественнонаучную картину мира, раскрывать развитие представлений о строении Вселенной как о длительном и сложном пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Способствует решению следующих задач изучения астрономии на ступени основного общего образования:
1) понимание роли астрономии среди других наук, для формирования научного мировоззрения, развития космической деятельности человечества и развития цивилизации,
2) формирование представлений о месте Земли и Человечества во Вселенной; понимание особенностей методов научного познания в астрономии;
3) объяснение причин наблюдаемых астрономических явлений;
4) формирование интереса к изучению астрономии и развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с астрономией.
Ключевая идея курса астрономии заключается в знакомстве выпускников с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и формировании научного мировоззрения.
Специфика курса астрономии требует особой организации учебной деятельности школьников в форме наблюдений.
Естественнонаучное образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона естественнонаучного образования связана с формированием различных способов деятельности, духовная – с интеллектуальным развитием человека.
Практическая полезность астрономии обусловлена тем, что учащиеся учатся понимать сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений, знакомятся с научными методами и историей изучения Вселенной, получают представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях.
Без базовой астрономической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как астрономия позволяет выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам, постоянно апеллирующим к Космосу.
Обучение астрономии дает возможность развивать у обучающихся представление о красоте мироздания, смысле существования и развития науки, человека и человечества, показать, на каком основании делается вывод о возможной уникальности нашей цивилизации и почему в связи с этим возрастает ответственность нынешнего поколения людей не только за выживание человечества, но и за его дальнейшее мирное и устойчивое развитие.
Астрономическое образование вносит свой вклад в общее естественнонаучное образование.
Изучение курса ведется по классно-урочной системе с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Типы уроков, используемые при реализации данной программы:
- урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
- урок закрепления знаний;
- урок комплексного применения знаний, умения и способов деятельности;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся;
- комбинированный урок.
Формы организации обучения:
- фронтальные;
- групповые (звеньевые, бригадные, групповые и дифференцированно-групповые);
- индивидуальные.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается
применение следующих педагогических технологий обучения:
- Организации самостоятельной работы
- Учебно-исследовательской деятельности
- Научно-исследовательской деятельности
- Развития критического мышления
- Информационные
- Проблемно-диалогового обучения
- Организации группового взаимодействия
- Рефлексивного обучения
- Оценки достижений
- Самоконтроля
Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке: проблемно-диалоговые и информационные методы.
Для оценки достижений обучающихся при реализации данной программы используются следующие виды и формы контроля:
- контрольная работа;
- тест;
- взаимоконтроль;
- самоконтроль.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ, Положением о промежуточной аттестации, утвержденным в ГБОУ школе №594Московского района Санкт-Петербурга в форме: итоговой контрольной работы.
«Портрет выпускника основной школы»
(ФГОС ООО – Стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника):
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и
деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.