Главные вкладки

    Рабочая программа по астрономии (11 класс):
    Рабочая программа по астрономии 11 класс

    Кузнецова Елена Михайловна

    Рабочая программа по астрономии 11 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_astronomii.doc183 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Новоникитинская средняя общеобразовательная школа»

    «РАССМОТРЕНО»

    на ШМО учителей

    естественно-научного цикла,

    протокол  №1

    от 27.08. 2018 г.

    «СОГЛАСОВАНО»

    зам. директора по УВР

    ______Р.Х. Мартиросян

    «01» сентября 2018 г.

    «ПРИНЯТО»

    на Педагогическом Совете,

    протокол № _______

    от 28.08.2018г.

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Директор

    МБОУ «Новоникитинская СОШ»

    __________Т.И. Стрельникова

    приказ № ____ от 01.09.2018г.

    Рабочая программа

    по  астрономии

    в 11  классе

    базовый уровень

    на 2018 – 2019 учебный год

    Количество часов:

    11 класс — 34 ч (1 час в неделю)

    Учебник 11 класс: Астрономия. Учебник для общеобразовательных организаций / В.М. Чаругин / М.: «Просвещение», 2018.

    2018  г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа составлена на основе:

    • Закона  Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
    • требований Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
    • постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993);
    • устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоникитинская средняя общеобразовательная школа»;
    • основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоникитинская средняя общеобразовательная школа»  на 2018-2019 уч.год;
    • учебного  плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Новоникитинская средняя общеобразовательная школа на 2018-2019 учебный год;
    • положения о рабочей программе педагога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоникитинская средняя общеобразовательная школа».

    В соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 учебный год продолжительность учебного года в 10-11  классах - 34 учебные недели. Следовательно, рабочая программа будет рассчитана на 34 учебных недели, количество часов по классам следующее:

    11 класс — 34 ч (1 час в неделю)

                 Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.

    Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней. Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике. Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет. Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.

    Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:

    — осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

    — приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

    — овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

      — развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

    — использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

    — формирование научного мировоззрения;

    — формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики. 

    Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.

    Содержание учебного предмета.

    Предмет астрономии (2 ч)

     Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Особенности методов познания в астрономии. Практическое  применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

     

    Основы практической астрономии (5 ч)

    Небесная сфера. Особые точки небесной

    сферы. Небесные координаты. Звездные карты, созвездия, использование компьютерных приложений  для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца.

    Видимое движение и фазы Луны.  Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

    Законы движения небесных тел (4 ч).

    Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера.  Определение массы небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

    Солнечная система (6 ч)

    Происхождение Солнечной системы. Система Земля – Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты.

    Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

    Методы астрономических исследований (6 ч)

    Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны  как источники информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принципы их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

    Звезды (6 ч)

    Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояний до звезд,  параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

    Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

    Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)

    Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездные газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.

    Галактики. Строение и эволюция Вселенной (3 ч)

    Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представления о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.


    Тематическое планирование

    №    п/п

    Наименование разделов, тем

    Содержание учебного предмета

    Требования к уровню подготовки

    Предмет астрономии (4 ч )

    1

    Инструктаж по ТБ. Введение: что изучает астрономия.

    Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную.

    Знать, что изучает астрономия; роль наблюдений в астрономии; значение астрономии; что такое Вселенная; структуру и масштабы

    Вселенной. Знать строение Солнечной системы.

    2

    Структура и масштабы Вселенной.

    Особенности методов познания в астрономии

    3

    Далекие глубины Вселенной.

    Звездные карты, созвездия, использование компьютерных приложений  для отображения звездного неба. Видимая звездная величина.

    4

    Строение Солнечной системы.

    Основы практической астрономии (7 ч)

    5

    Звездное небо.

    Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты.Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца.

    Видимое движение и фазы Луны.  Солнечные и лунные затмения.

    Время и календарь.

    Использовать подвижную

    звёздную карту для решения

    следующих задач:

    а) определять координаты

    звёзд, нанесённых на карту;

    б) по заданным

    координатам объектов

    (Солнце, Луна, планеты)

    наносить их положение на

    карту;

    в) устанавливать карту на

    любую дату и время суток,

    ориентировать её и

    определять условия

    видимости светил.

    Знать величины: угловые размеры Луны и

    Солнца; даты равноденствий и

    солнцестояний; угол наклона эклиптики к

    экватору; соотношения между мерами и мерами времени для

    измерения углов; продолжительность года; число звёзд, видимых

    невооружённым взглядом;

    причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца.

    6

    Небесные координаты: горизонтальная система координат.

    7

    Небесные координаты: экваториальная система координат.

    8

    Видимое движение планет и Солнца.

    9

    Система «Земля – Луна».

    Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Структура и масштабы Солнечной системы.

    10

    Движение Луны и затмения.

    Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров.

    11

    Время и календарь.

    История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

    Законы движения небесных тел (5 ч)

    12

     Система мира.

    Небесная механика. Законы Кеплера.  Определение массы небесных тел. Движение искусственных небесных тел. Космические аппараты.

    Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет

    от Солнца и периодов их обращения по третьему закону

    Кеплера.

    13

    Законы движения планет.

    14

    Космические скорости.

    15

    Межпланетные полеты.

    16

    Контрольная работа № 1 «Введение в астрономию».

    Солнечная система (3 ч)

    17

    Анализ к.р. Планеты Солнечной системы.

    Происхождение Солнечной системы.  Масштабы и строение Солнечной системы.

    Планеты земной группы. Планеты-гиганты.  Спутники и кольца планет.

    Система Земля – Луна

    Планеты земной группы.Малые тела солнечной системы  Астероидная опасность. Происхождение Солнечной системы.

    Пользоваться планом

    Солнечной системы и

    справочными данными; определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; находить планеты на небе, отличая их от звёзд.

    18

    Малые тела солнечной системы.

    19

    Современные представление о происхождении Солнечной системы.

    Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны  как источники информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принципы их работы.

    Методы астрономических исследований (1 ч)

    20

    Методы астрономических исследований

    Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

    Применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и

    звёзд.

    Звезды (8 ч)

    21

    Основные характеристики звезд.

    Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.Строение Солнца, солнечной атмосферы.

    Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь.  Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояний до звезд,  параллакс.

    Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов.

    Коричневые карлики.

    Двойные и кратные звезды. Переменные звезды.

    Вспыхивающие звезды.

    Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

    Анализировать диаграммы

    «спектр–светимость» и «масса–

    светимость»; находить на небе звёзды:

    - альфы Малой Медведицы,

    - альфы Лиры,

    - альфы Лебедя,

    - альфы Орла,

    - альфы Ориона,

    - альфы Близнецов,

    - альфы Возничего,

    - альфы Малого Пса,

    - альфы Большого Пса,

    - альфы Тельца

    22

    Внутреннее строение звезд.

    23

    Белые карлики, нейтронные звезды, пульсары и черные дыры.

    24

    Двойные, кратные и переменные звезды.

    25

    Новые и сверхновые звезды.

    26

    Эволюция звезд: рождение, жизнь и смерть звезд.

    27

    Солнце.

    Внутреннее строение и источник энергии Солнца.

    Наша Галактика — Млечный Путь (1 ч)

    28

    Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звездные скопления.

    Сверхмассивная черная дыра в центре в центре Млечного пути.

    Межзвездные газ и пыль. Звездные скопления.

    Состав и структура Галактики. Вращение Галактики. Темная материя.

    Объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд,

    межзвёздного вещества и галактик на небе.

    Галактики. Строение и эволюция Вселенной (7 ч)

    29

    Классификация галактик.

    Активные галактики и квазары. Скопления галактик

    Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики.

    Сверхмассивные черные дыры и активность галактик.

    Знать основные физические

    параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; примерные значения

    следующих величин: основные типы галактик, различия между ними; примерное значение и

    физический смысл постоянной Хаббла;

    возраст наблюдаемых небесных тел; связь закона всемирного

    тяготения с представлениями о

    конечности и бесконечности

    Вселенной. Использовать знания,

    полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами.

    30

    Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии.

    Представления о космологии.

    31

    Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение.

    Эволюция Вселенной. Реликтовое излучение.

    Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной.

    32

    Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия.

    Большой взрыв. Темная энергия. 

    33

    Обнаружение планет около других звезд. Поиск жизни и разума во Вселенной

    Внесолнечные планеты.

    34

    Контрольная работа № 2 «Астрономия – 11»

    (ВПР)

    Проблема существования жизни во Вселенной.

     

    В результате изучения астрономии на базовом  уровне в старшей школе ученик должен

    знать/понимать:  

    • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

    смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

    смысл физического закона Хаббла;

    основные этапы освоения космическогопространства;

    гипотезы происхождения Солнечной системы;

    основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

    размеры Галактики, положение и период

    обращения Солнца относительно центра Галактики;

    уметь

    приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

    описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

    характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

    находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопе, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

    использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

    Приложение 3

    КИМЫ

    Астрономия, 11 класс

    Контрольная работа № 1

    1 вариант

    2 вариант

    1.Как называется 12 зодиакальных созвездий, через который проходит годичный путь Солнца:

    а) млечный путь;

    б) эклиптика;

    в) прямое восхождение;

    г) Вселенная.

    1. Система отсчета, связанная с Солнцем, предложенная Николаем Коперником, называется:

    а) геоцентрическая;

    б) гелиоцентрическая;

    в) центрическая;

    г) коперническая.

    2.У всех планет есть спутники, кроме ..

    А) Меркурий Б) Венера В) Земля Г) Марс

    Д) Юпитер Е) Сатурн Ж) Уран З) Нептун

    2. Самая высокая точка небесной сферы называется …

    А) точка севера. Б) зенит.

    В) надир. Г) точка востока.

    3. Диаметр Солнца больше диаметра Земли в

    А) 109 раз Б) 218 раз В) 312 раз

    3. Возраст Солнца: А) 2 миллиарда лет

    Б) 5 миллиардов лет В) 500 миллионов лет

    4. Годичный параллакс служит для:

    А) определения расстояния до ближайших звезд;

    Б) определения расстояния до планет;

    В) расстояния проходящего Землей за год;

    Г) доказательства конечности скорости света;

    4. . Линия пересечения плоскости небесного горизонта и меридиана называется …

    А) полуденная линия.

    Б) истинный горизонт.

    В) прямое восхождение.

    5. Наблюдая ночью за звездным небом в течение часа вы заметили, что звезды перемещаются по небу. Это происходит потому, что: А) Земля движется вокруг Солнца Б) Солнце движется по эклиптике

    В) Земля вращается вокруг своей оси

    Г) звезды движутся вокруг Земли

    5. Найдите расположение планет-гигантов в порядке удаления от Солнца:

    А) Уран, Сатурн, Юпитер, Нептун

    Б) Нептун, Сатурн, Юпитер, Уран

    В) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

    Г) нет верного ответа

    6.Куб большой полуоси орбиты тела, делённый на квадрат периода его обращений и на сумму масс тел, есть величина постоянная. Какой закон Кеплера ?

    а) первый закон Кеплера; б) второй закон Кеплера;

    в) третий закон Кеплера; г) четвертый закон Кеплера.

    6. Чему равно значение астрономической единицы?

    А) 160млн.км. Б) 149,6млн.км.

    В) 135млн.км. Г) 143,6млн.км.

    6. Расстояние от Земли до Солнца называется: а) световым годом б) парсеком в) астрономическая единица г) годичный параллакс

    6. По каким орбитам движутся планеты?

    А) круговым Б) гиперболическим

    В) эллиптическим Г) параболическим

    7. Назовите основные причины смены времен года:

    А) изменение расстояния до Солнца вследствие движения Земли по эллиптической орбите;

    Б) наклон земной оси к плоскости земной орбиты;

    В) вращение Земли вокруг своей оси;

    Г) перепадами температур

    7. Чем можно объяснить отсутствие у Луны магнитного поля?

    А) слабым притяжением

    Б) медленным осевым вращением

    В) большими перепадами температур

    Г) плохой электропроводностью мантии

    8. Отношение кубов больших полуосей планет равно 64. Чему равно отношение их периодов обращения вокруг Солнца?

    А) 8 Б) 4 В) 16 Г) 2

    8. Отношение кубов полуосей орбит двух планет равно 16. Следовательно, период обращения одной планеты больше периода обращения другой:

    А) в 8 раз Б) в 2 раза В) в 4 раза Г) в 16 раз

    9. Когда Земля вследствие своего годичного движения по орбите ближе всего к Солнцу?

    А) летом Б) в перигелии В) зимой Г) в афелии

    9. Ниже перечислены тела, входящие в состав Солнечной системы. Выберите исключение.

    А) Солнце Б) большие планеты и их спутники В) астероиды Г) кометы Д) метеоры Г) метеориты

    10. К планетам земной группы относятся:

    А) Венера; Б) Юпитер; В) Сатурн; Г) Нептун.

    10. К малым телам Солнечной системы относятся:

    А) звезды Б) кометы В) астероиды Г) планеты

    11. Третий уточненный Закон И.Кеплера используется в основном для определения у звезд:

    А) расстояния Б) периода В) массы Г) радиуса

    11. Сколько времени свет от Солнца идет до Земли?

    А) приходит мгновенно Б) Примерно 8мин

    В) 1св.год Г) около суток

    12. Период времени между двумя новолуниями называется: А) синодический месяц

    Б) сидерический месяц

    В)полный лунный месяц

    Г) календарный месяц

    12. Каждая планета движется так, что радиус — вектор планеты за равные промежутки времени описывает равные площади. Какой зокон Кеплера ?

    а) первый закон Кеплера;б) второй закон Кеплера;

    в) третий закон Кеплера;г) четвертый закон Кеплера.

    13.Известно, что орбита любой планеты представляет собой эллипс, в одном из фокусов которого находится Солнце. Ближайшая к Солнцу точка орбиты называется:

    А) апогей Б) перигей В) апогелий Г) перигелий

    13.Относительно Солнца планеты расположены так:

    а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер. б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран.

    в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

    Итоговое тестирование

    Вариант № 1

    1. Астрономия – наука, изучающая … 
      А) движение и происхождение небесных тел и их систем. 
      Б) развитие небесных тел и их природу. 
      В) движение, природу, происхождение и развитие небесных тел и их систем.
    2. Телескоп необходим для того, чтобы … 
      А) собрать свет и создать изображение источника. 
      Б) собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект. 
      В) получить увеличенное изображение небесного тела.
    3. Самая высокая точка небесной сферы называется … 
      А) точка севера. Б) зенит. В) надир. Г) точка востока.
    4. Аналог широты в географических координатах.
      А) склонение. Б) истинный горизонт. В) прямое восхождение.
    5. Угол, под которым со звезды виден радиус земной орбиты, называется…
      А) параллаксом. Б) звездной величиной. В) астрономической единицей.
    6. Третья планета от Солнца – это … 
      А) Сатурн. Б) Венера. В) Земля.
    7. По каким орбитам обращаются планеты вокруг Солнца? 
      А) по окружностям. Б) по эллипсам, близким к окружностям. В) по ветвям парабол.
    8. Ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты называется … 
      А) перигелием. Б) афелием. В) эксцентриситетом.
    9. Наименьшую температуру поверхности имеют… 
      А) желтые звёзды. Б) оранжевые гиганты В) белые карлики.
    10. Все планеты-гиганты характеризуются … 
      А) быстрым вращением. Б) медленным вращением.
    11. Астероиды вращаются между орбитами … 
      А) Венеры и Земли. Б) Марса и Юпитера. В) Нептуна и Плутона.
    12. Какие вещества преобладают в атмосферах звезд? 
      А) гелий и кислород. Б) азот и гелий. В) водород и гелий.
    13. К какому классу звезд относится Солнце? 
      А) сверхгигант. Б) желтый карлик. В) белый карлик. Г) красный гигант.
    14. На сколько созвездий разделено небо? 
      А) 108. Б) 68. В) 88.
    15. Кто открыл законы движения планет вокруг Солнца? 
      А) Птолемей. Б) Коперник. В) Кеплер. Г) Бруно.
    16. Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения? 
      А) Хромосфера. Б) Фотосфера. В) Солнечная корона.
    17. Звёзды, являющиеся источниками периодических импульсов радиоизлучения называются…

    А) квазары. Б) пульсары. В) чёрные дыры. 

    Вариант № 2

    1. Что такое космология?
      А) наука, изучающая движение и происхождение небесных тел и их систем..
      Б) наука, изучающая строение и эволюцию Вселенной. 
      В) наука, изучающая законы движения небесных объектов.
    2. Парсек – это единица измерения… 
      А) светимости небесных тел. Б) размеров небесных тел.
      В) расстояний между небесными телами.
    3. Самая низкая точка небесной сферы называется … 
      А) точка севера. Б) зенит. В) надир. Г) точка востока.
    4. Аналог долготы в географических координатах.
      А) полуденная линия. Б) истинный горизонт. В) прямое восхождение.
    5. Вспыхивающие в земной атмосфере, влетающие в неё, мельчайшие твёрдые частицы, называются…

    А) метеор. Б) комета. В) метеорит.

    1. Шестая планета от Солнца – это … 
      А) Сатурн. Б) Юпитер. В) Уран.
    2. Видимое движение планет на небе является…
      А) движением по окружностям. Б) петлеобразным движением. В) движением по прямой.
    3. Наиболее удалённая от Солнца точка орбиты планеты называется … 
      А) перигелием. Б) афелием. В) эксцентриситетом.
    4. Какие звёзды имеют наибольшую температуру поверхности?
      А) голубые карлики. Б) жёлтые звёзды. В) красные гиганты.
    5. Состоят из тяжёлых химических элементов… 
      А) планеты - гиганты. Б) планеты земной группы.
    6. Период солнечной активности составляет … 
      А) 10 лет. Б) 12 лет. В) 11 лет.
    7. Какого типа по внешнему виду является галактика Млечный путь?
      А) эллиптическая. Б) спиральная. В) неправильная.
    8. К какому классу звезд относится Бетельгейзе? 
      А) сверхгигант. Б) желтый карлик. В) белый карлик. Г) оранжевый гигант.
    9. Сколько звёзд всего можно наблюдать на небе в течении суток? 
      А) около 2500. Б) около 5000. В) около 10000.
    10. Кто является основоположником гелиоцентрической системы мира? 
      А) Птолемей. Б) Коперник. В) Кеплер. Г) Бруно.
    11. Как называется внешний слой солнечной атмосферы? 
      А) Хромосфера. Б) Фотосфера. В) Солнечная корона.
    12. Небесные объекты, являющиеся источниками мощного радиоизлучения называются…

    А) квазары. Б) пульсары. В) чёрные дыры. 

    Приложение 2

    ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ СРЕЗОВ

    № п/п

    Форма работы

    Тема

    Кол-во часов

    Дата план

    Дата факт

    5 класс

    1

    Контрольная работа

    Введение в астрономию.

    45 минут

    22.12

    2

    Контрольная работа

    (ВПР)

    Астрономия – 11.

    45 минут

    по положе-нию


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по астрономии 11 класс

    Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....

    Рабочая программа по астрономии 11 класс

    Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

    Рабочая программа по астрономии 11 класс , УМК Воронцов-Вельяминов Б.А.

    Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018./...

    Рабочая программа по астрономии 11 класс

    Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс». Календарно-т...

    Рабочая программа по астрономии, 11 класс

    Рабочая программа по астрономии содержит в себе календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа по астрономии 11 класс

    Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эв...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ 11 КЛАСС

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНИКУ АСТРОНОМИЯ 11,Б.А.ВЕЛЬЯМИНОВ...