Анализ педагогической деятельности Петрушиной В.В.
методическая разработка по астрономии

Петрушина Валентина Владимировна
«Использование информационных коммуникационных технологий на учебных занятиях» Эпоха информационного общества, основой которого становятся знания, их производство, передача и усвоение, предъявляет новые требования к системе образования, ее моделям, методам и формам, позволяющим на качественно новом уровне подготовить студентов к будущей трудовой деятельности. Информация превращается в основной предмет человеческого труда, изменяет содержание самого процесса труда, расширяет участие работника в принятии решений. Студент, овладевая основами своей специальности, усваивают не только определенное количество знаний, но и навыки творческой профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_petrushina.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта преподавателя математики высшей квалификационной категории

ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

Петрушиной Валентины Владимировны

 «Использование информационных коммуникационных  технологий на учебных занятиях»

Эпоха информационного общества, основой которого становятся знания, их производство, передача и усвоение, предъявляет новые требования к системе образования, ее моделям, методам и формам, позволяющим на качественно новом уровне подготовить студентов к будущей трудовой деятельности. Информация превращается в основной предмет человеческого труда, изменяет содержание самого процесса труда, расширяет участие работника в принятии решений. Студент, овладевая основами своей специальности, усваивают не только определенное количество знаний, но и навыки творческой профессиональной деятельности.

Основная цель профессиональной деятельности, согласно стандарту педагога:

 - организация деятельности студентов по освоению знаний; формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность;

-  обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования;

- создание педагогических условий для профессионального и личностного развития студентов, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования;

-    методическое обеспечение реализации образовательных программ.

В настоящее время в России происходят глобальные преобразования во всех областях науки и образования, поэтому повышаются требования к жизни, к воспитанию, к образованию, и естественно, к выпускникам и к качеству их знаний, умений, навыков. И как следствие к преподавателям и качеству преподавания учебных дисциплин.

Введен новый курс учебной дисциплины «Астрономия» в среднем профессиональном образовании,  как самостоятельный учебный предмет, в котором должна соблюдаться строгая логическая последовательность изложения материала, и как аппарат для широкого применения. Изучение астрономии в среднем профессиональном образовании направлено на формирование общих компетенций (ОК): самоорганизации, самообучения, информационному, коммуникативному. Общие компетенции  формируются в процессе учебной и внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов при изучении предмета. При этом общая компетенция понимается как совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обусловливают познавательную активность обучающихся. Формирование общих компетенций является основой реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения для учреждений среднего профессионального образования.

Выбор приемов и методов формирования и развития общих компетенций является актуальным и важным для эффективной организации учебной и внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов. Традиционный подход к обучению не всегда в полной мере позволяет это реализовать. Для решения этих задач, необходимо в структуру занятия включать компоненты, которые присущи активным методам обучения. Использование на учебных занятиях по астрономии активных методов обучения помогает формировать не просто знания, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения. При освоении специальностей среднего профессионального образования естественно-научного, технических профилей математика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. Программа учебной дисциплины ориентирована на достижение следующих целей:

 - обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления астрономии;

- обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении вариативных задач;

- обеспечение сформированности представлений об астрономии как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

 Исходя из концепции развития образования в Российской Федерации очень важно понимать, что изучение дисциплины играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности, логическое мышление.

Для того чтобы управлять познавательной деятельностью студентов, необходимо сформировать у них нужную мотивацию, которая в свою очередь, зависит от потребностей. Каждому необходимо подбирать свою мотивацию, свои стимулы, которые заставят его работать.

        Таким образом, требования к качеству знаний  студентов в современных условиях, предопределило выбор темы моей проблемы и основные направления деятельности:

- усвоение структуры тестовых технологий;

- использование ИКТ для систематизации знаний и умений;  

-систематическое использование Интернет-ресурсов, организация исследовательской работы, внедрение проектной технологии;

-вовлечение студентов в сознательную деятельность (по самостоятельному изготовлению презентаций с помощью компьютерных средств и средств мультимедиа);

- использование различных программных средств тестового контроля на уроках математики  My Test,  тесты на EXEL с правом проверки результатов, в Power Point.

- использование Интернет ресурсов (при выполнении проектов, исследовательских работ, творческих заданий, при написании рефератов, при поиске необходимой информации и т.п.)  не только педагогом, но и студентами.

        Педагогическая идея:

        - применение информационных коммуникационных  технологий в процессе преподавания учебных дисциплин;

        - повышение качества обучения  естествознания,  астрономии, математике развитие  логического мышления за счет использования информационной  технологии, внедрения проектной деятельности в образовательный процесс;

        - формирование содержания образования и способов деятельности  студентов  в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускнику;  

        -  приоритет самостоятельной деятельности студентов.

        Концепция изменений:

        Повышение качества подготовки обучающихся посредством применения современных информационных технологий, использования Интернет-ресурсов.

     Развитие  познавательной активности и  самостоятельной деятельности студентов средствами ИКТ.

     В образовательный процесс вводятся:

        - система  работы в группах;

        -  создание презентаций;

         - создание проектов и исследовательских работ;

        - создание тестовых заданий;

        - участие в Интернет-олимпиадах и конкурсах.        

        Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма):

        - положительные мотивы учения, интерес обучающихся к предмету,  индивидуализация и дифференциация обучения, творческая активность, благоприятный микроклимат в коллективе, предоставление свободы выбора действий, эмоциональность;

       - создание мультимедийных презентаций  по астрономии, естествознанию, математике как средства наглядности при изучении  программного материала;

        - наличие электронных учебников и обучающих курсов, непрерывное повышение уровня профессионализма преподавателя;  

        - использование инновационных технологий обучения и воспитания;

        - наличие компьютера в кабинете преподавателя;

        - достижение компьютерной грамотности, освоение информационных технологий,  знакомство с Интернет-ресурсами;

        - приобретение  навыков создания презентаций с помощью программы Power Point, проведение учебных занятий с использованием ЦОРов.

 

        Результат изменений:

- внедрение элементов ИКТ в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся, повысить темп урока;

- управление обучением с помощью компьютера приводит к резкому повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности обучающихся;

- положительная динамика уровня обученности;

- рост активности обучающихся на уроках и во внеурочной познавательной деятельности;

- рост числа участников и призеров предметных олимпиад и конкурсах;

- выраженный интерес обучающихся к предмету, развитие практических навыков самостоятельной работы, поиска информации по предложенной теме, умений работать в группе для достижения общей цели;

- обучающиеся овладели навыками создания мультимедийных презентаций по всем учебным дисциплинам;

- повысился уровень информационной компетенции обучающихся.

Описание моего инновационного опыта

Современный студент живет в мире электронной культуры. Меняется роль преподавателя, он должен стать координатором информационного потока. Педагог, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать ИКТ в преподавании. Основной целью применения ИКТ является: развитие мышления, формирование приёмов мыслительной деятельности как основных процессов, необходимых для успешного обучения. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении, появилась возможность изменить традиционное проведение урока, сделать урок более насыщенным, ярким, увлекательным, запоминающимся.

 Ковылкинский аграрно-строительный колледж является учебным заведением, в котором преподаваемые мной учебные дисциплины базовыми и естественно - научными, поэтому знания  для будущих специалистов имеет большое значение.

Применять информационные технологии на учебных занятиях можно, используя компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой электронные учебники, учебные пособия, лабораторные практикумы, системы тестирования знаний, системы на базе мультимедиа – технологий. Каждое практическое занятие сопровождается большим количеством конкретных примеров использования цифровых образовательных ресурсов и связи с будущей специальностью. При этом у преподавателя появляется возможность проявить творческий подход к организации учебного занятия, к разработке своих оригинальных дидактических материалов.

Свой опыт использования информационных технологий я начала с презентаций, созданных в программе Microsoft Power Point и тестовой оболочки «Краб», тестов на Exel. На занятиях по математике, астрономии, естествознании компьютерная презентация помогает в удобной, наглядной форме представить учебный материал, по астрономии наглядность и творчество. В любой момент  можно вернуться к предыдущим слайдам, повысить концентрацию внимания обучающихся, увеличить темп занятия.

     Одной из инноваций для образования являются интерактивные электронные доски, кардинально преобразующие педагогические технологии. С появлением интерактивной доски, упростилось создание презентаций. Теперь во время урока на доске с помощью специального карандаша можно изменить модель, ее цвет, переносить объект, в другое место экрана, установить связь между объектами, добавить или удалить объект, создавать простые, быстрые изменения в подготовленном материале. Интерактивная доска позволяет обучающимся принимать активное участие, так как любое неверное решение можно легко исправить. Благодаря интерактивности и наглядности, группу легко вовлечь в познавательную деятельность. Например, при изучении темы из цикла «Исследование функций с помощью производной», можно показать, с помощью цвета, где функция возрастает, где убывает, изменить построение графика, его расположение и многое другое, на занятиях по астрономии создавать звездную карту по теме «Созвездия».  

      С помощью редактора электронных таблиц Microsoft Excel очень интересно и увлекательно строить графики функций и выполнять несложные вычисления. На втором курсе студенты специальности: «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственных машин и механизмов» проводят исследования графиков функций в Excel и самостоятельно делают выводы зависимости графиков от коэффициентов (графики токов, напряжений, намагниченности металлов). Данные работы проводятся совместно с преподавателем электротехники. Интересные проекты и презентации выполняют студенты второго курса "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений" по теме "Многогранники" и «Вычисление площадей с помощью интеграла».

       Большие возможности открываются у преподавателя  при использовании электронных учебных пособий. Совместное применение текстовой и звуковой информации, графики, видеофрагменты, анимации, это содействует усилению эмоционально-личностного восприятия студентами нового материала. Применение электронного учебника позволяет повысить интерес к предмету математики. Таким образом, обучающийся становится активным соавтором учебного занятия, организует собственную работу, одновременно контролируя себя.

При изучении математики мною используются следующие обучающие программы: «Живая геометрия», "Соответствие", «Тригонометрические функции числа" и др.

По астрономии: «Астронет» — популярный и удобный в использовании портал по астрономии, который содержит новости космоса, научные статьи и глоссарий, Электронная библиотека астронома-любителя.

        Анализ результативности

Работая над данной проблемой можно подвести итоги, нельзя не заметить положительной динамики, которая прослеживается в интересе студентов к процессу обучения, как в колледже, так и на предприятии при прохождении производственной (преддипломной) практики. Изменяется отношение обучающихся к своей выбранной профессии.

Качество знаний обучающихся за 3 года по результатам итоговой аттестации

Период

Всего студентов

Оценки

Успеваемость

Кач-во знаний

«2»

«3»

«4»

«5»

2016

120

-

43

69

9

100

65

2017

120

-

45

65

10

100

62,5

2018

120

-

43

65

12

100

64,2

Проделанная мною работа позволяет сделать вывод о том, что применяемые методы обучения на учебных занятиях сыграли положительную роль в знаниях и умениях. Об этом свидетельствуют результаты знаний.

Применение ИКТ открывает перспективное направление в обучении. Вместе с тем необходимо понимать, что использование только Интернет-технологий на уроке математики не решает моментально всех проблем преподавателя. Необходимо соблюдать принцип «в нужном месте, в нужное время, в нужном объеме».

Практика использования ИКТ на учебных занятиях показала, что повышается не только эффективность обучения, но и создается  более продуктивная атмосфера на занятии: студент вовлекается  в разнообразную, эмоциональную, насыщенную  деятельность, 
значительно повышается его заинтересованность  в изучаемом материале. Как сказал великий Эйнштейн: "Умеет учить тот, кто учит интересно".  Если  в традиционном обучении основными являются руководящая, информационная, контролирующая функции обучения, то  в  обучении в условиях информационной среды увеличиваются возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей, т.е.  повышается  интерес детей к изучаемому предмету за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы представления материала; усиливается мотивация самостоятельного  обучения, развития критического мышления; раскрываются творческие способности и интересы  каждого ребенка, и что очень важно, осуществляется подготовка детей к жизни в условиях информационного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"

В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог...

анализ педагогической деятельности

анализ пед. деятельности учителя....

Анализ педагогической деятельности

 Анализ педагогической деятельностиучителя иностранного языка   первой квалификационной категории Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения «Овгортская Общеобразовательная Школа-Интерн...

Форма анализа педагогической деятельности за год педагога дополнительного образования

Форма анализа педагогической деятельности за год педагога дополнительного образования...

презентация " Диалектический подход к анализу педагогической деятельности."

Презентация содержит рекомендации по составлению аналитической справки в период   проведения аттестации педагога.Включает содержание и структуру справки, краткую характеристику описываемых критер...

Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары Мугуддиновны Изобразительная деятельность 2019-2020 уч. год

Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары МугуддиновныИзобразительная деятельность2019-2020 уч. год «Мир состоит из множества соединенийкрасок и света. И...