Конспект урока по астрономии « Система экваториальных координат»
план-конспект урока по астрономии (11 класс)

Смирнова Светлана Георгиевна

Цель урока: Повторить понятия небесной сферы, высоты, азимута светила. Сформировать понятия небесного меридиана, небесного экватора, склонения, прямого восхождения. Привить умения определять экваториальные координаты светила и применять полученные знания при решении качественных задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_ekvatorialnyh_koordinat.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  астрономии  « Система экваториальных  координат»

                                                                                                                 11класс

                                                            Учитель Смирнова С.Г.

                                                            г. Саранск, МОУ «Луховский лицей»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: Повторить понятия небесной сферы, высоты, азимута светила. Сформировать понятия небесного меридиана, небесного экватора, склонения, прямого восхождения. Привить умения определять экваториальные координаты светила и применять полученные знания при решении качественных задач 

Задачи урока:

Образовательные: повторить понятия из курса географии : географические координаты  (показать примеры на земном глобусе), ось вращения Земли, северный ,южный полюса Земли, земной экватор

Развивающие: провести аналогию между элементами земного глобуса (земной экватор, меридианы, параллели)  и небесной сферы, развивать внимание и речь, совершенствовать навыки самостоятельной работы. Привить умение применять экваториальные  координаты светил при решении качественных задач

Воспитательные  формировать целостное представление обучающихся о мире (природе, обществе и самом себе), о роли и месте астрономии в системе наук.

Оборудование:  модель небесной сферы, карта звездного неба (демонстрационная на доске),подвижные карты звездного неба ( раздаточный материал), компьютер учителя, мультимедийный проектор, диск «Астрономия»

Ход урока

1. Орг.момент

2. Организация внимания учащихся

Тема нашего урока: «Система экваториальных координат»

Сегодня мы повторим,  как определяются географические координаты и проведем аналогию с экваториальными координатами светил.

3. Актуализация опорных знаний.

 Повторим основные элементы небесной сферы и покажем их на модели

1.Небесная сфера

2.Отвесная линия

3.Плоскость истинного горизонта

4.Зенит Z, надир Z

5.Вертикал

6.Полуденная линия

7.Точка севера N, точка юга S

8.Альмукантарат

9.Высота светила над горизонтом

10.Азимут

Изучение нового материала

Координаты звезд в горизонтальной системе  координат изменяются из-за суточного вращения Земли, так как в них начало отсчета привязано к вращающейся Земле (точка юга S и точка Q лежат на небесном меридиане). Значит, для того, чтобы координаты звезд не изменялись из-за суточного вращения, необходимо выбрать точку отсчета, неподвижную относительно звезд и участвующую в суточном вращении. В качестве такой точки отсчета была выбрана точка весеннего равноденствия, и система координат, в которой звезды не изменяют свои координаты из-за суточного вращения, называется экваториальной системой координат, которую мы рассмотрим

Демонстрация. Модель небесной сферы, земной глобус

Первая экваториальная система координат

Основной плоскостью является плоскость небесного экватора, началом отсчета - точка Q. Координатами являются склонение и часовой угол (рис. 6).

http://images.astronet.ru/pubd/2002/03/19/0001175354/ris6.gif

Первая экваториальная система координат

Склонение светила, http://images.astronet.ru/pubd/2002/03/19/0001175354/img7.gif - это угловое расстояние от небесного экватора до светила, отсчитываемое по кругу склонения. Склонение изменяется в пределах от -90o до 90o, причем светила с http://images.astronet.ru/pubd/2002/03/19/0001175354/img8.gif 0 находятся к северу от экватора, а с http://images.astronet.ru/pubd/2002/03/19/0001175354/img9.gif 0 - к югу от него. Реже вместо склонения используется полярное расстояние, p, - это угловое расстояние от светила до полюса. 

http://images.astronet.ru/pubd/2002/03/19/0001175354/img10.gif

(2)

Часовой угол, t, - это дуга небесного экватора между небесным меридианом и кругом склонения светила. Отсчитывается от точки Q по часовой стрелке. Изменяется в пределах от 0o до 360o в градусной мере или от 0h до 24h в часовой мере (360oсоответствует 24h, 1h - 15o, 1m - 15', 1s - 15").

Координаты звезд в горизонтальной и первой экваториальной системах координат изменяются из-за суточного вращения Земли, так как в них начало отсчета привязано к вращающейся Земле (точка юга S и точка Q лежат на небесном меридиане). Значит, для того, чтобы координаты звезд не изменялись из-за суточного вращения, необходимо выбрать точку отсчета, неподвижную относительно звезд и участвующую в суточном вращении. В качестве такой точки отсчета была выбрана точка весеннего равноденствия, и система координат, в которой звезды не изменяют свои координаты из-за суточного вращения, называется второй экваториальной системой координат.

Вторая экваториальная система координат

Большой круг небесной сферы, по которому в течение года кажущимся образом перемещается центр Солнца вследствие годичного обращения Земли вокруг Солнца, называется эклиптикой. Эклиптика наклонена к экватору под углом http://images.astronet.ru/pubd/2002/03/19/0001175354/img11.gif. Точки пересечения эклиптики с экватором называются точками равноденствий. Та точка, в которой Солнце переходит из южной части небесной сферы в северную, называется точкой весеннего равноденствия http://images.astronet.ru/pubd/2002/03/19/0001175354/img12.gif, а противоположная - точкой осеннего равноденствия http://images.astronet.ru/pubd/2002/03/19/0001175354/img13.gif.

Во второй экваториальной системе координат основной плоскостью, как и в первой, является плоскость небесного экватора, а началом отсчета - точка весеннего равноденствия (рис. 7). Первой координатой также является склонение http://images.astronet.ru/pubd/2002/03/19/0001175354/img7.gif. Второй координатой, прямым восхождением http://images.astronet.ru/pubd/2002/03/19/0001175354/img3.gif, является дуга небесного экватора от точки весеннего равноденствия до круга склонения светила, отсчитываемая против часовой стрелки. Как и часовой угол, прямое восхождение измеряется в часовой мере.

http://images.astronet.ru/pubd/2002/03/19/0001175354/ris7.gif

Вторая экваториальная система координат

Закрепление. Решение качественных задач

1.С помощью ПКЗН (подвижной карты звездного неба) определить экваториальные координаты звезд

-альфа-Тельца

-бета-Ориона

-альфа Большого Пса

2.Звезда находится над горизонтом половину суток. Каково ее склонение?

Ответ: Для всех широт - это звезда с \( \delta \)=0, на экваторе - любая звезда.

3.Может ли светило за сутки пройти через точки востока, зенита, запада и надира?

Ответ: Такое явление происходит на экваторе Земли со звездами, находящимися на небесном экваторе.

4. Две звезды имеют одно и то же прямое восхождение. На какой географической широте обе звезды восходят и заходят одновременно?

Ответ: На экваторе Земли.

На дом. Конспект урока, п. 4  учебника «Астрономия»  (Воронцов-Вельяминов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по астрономии в 11 классе "Большие планеты Солнечной системы"

Предоставленый материал по астрономии по теме "Большие планеты Солнечной системы" сформирует у учащихся общее представление о больших планетах в Солнечной системе, а также о делении...

Конспект урока по астрономии "Небесная сфера. Звёздное небо."

Конспект урока астрономии, содержащий презентацию, раздаточный материал,и, непосредственно, сам конспект занятия....

План-конспект урока по астрономии 11 класс.Модель «горячей Вселенной»

Урок разработан по учебнику астрономии Чургина В.М....

Конспект урока по астрономии 11 класс

Планеты земной группы. Далекие планеты....

Конспект урока по астрономии "Система Земля-Луна"

Задачи урока: рассмотреть физические условия на Луне, рельеф, породы, внутреннее строение. Ознакомить с исследованиями Луны и их значением, строением и фазами Луны, сформировать  понятия: &l...

Конспект урока по астрономии « Система горизонтальных координат. Высота и азимут светила»

Цель урока: Сформировать понятия небесной сферы, высоты, азимута светила. Привить умения применять полученные знания при решении качественных задач Задачи урока:Образовательные: повторить по...

Конспект урока по астрономии "Малые тела Солнечной системы"

Конспект открытого урока по астрономии в 11 классе...