Конспект урока по астрономии 11 класс
план-конспект урока по астрономии на тему

Жданова Ольга Викторовна

Планеты земной группы. Далекие планеты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Информация о предметной направленности разработки

Предмет

Астрономия

Класс

11 (10)

УМК (программа)

Б. А. Воронцов-Вельяминов. Астрономия 11 (10).

Организация пространства

Программно-техническое обеспечение

Компьютер(-ы) с выходом в Интернет; проектор; экран или интерактивная доска; мобильные устройства учащихся (BYOD) с установленными приложениями для чтения QR-кодов; принтер.

Дидактические материалы

Рисунки (Паззлы-фотографии планет Солнечной системы – распечатать из папки Приложение 3; разрезать каждую на 3-4 части, чтобы число кусочков совпадало с числом учеников в классе).

Таблицы (Характеристики планет Солнечной системы – в случае отсутствия у учащихся мобильных устройств, распечатать по одной таблице на парту).

Задания (Листы с источниками информации – распечатать из папки Приложение 4).

Презентации (Презентация к уроку.pptx; презентации, сопровождающие выступления учащихся – папка Приложение 7).

Видео (видеоролики о планетах Солнечной системы указаны в источниках информации – папка Приложение 4).

Карточки-задания (Вопросы о планетах Солнечной системы – Приложение 5 распечатать на каждого ученика).

Критерии оценивания выступления (Приложение 6 – распечатать не менее 7 листов).

Оборудование

глобусы планет, карты поверхностей планет

Дополнительные ресурсы

Листы красной и зеленой цветной бумаги (разрезать лист на 4 части; выдать ученикам по 1 листу каждого цвета).

Бейджи (распечатать карточки для бейджей из папки Приложение 1 – на каждого ученика).

Картинки космонавта (из папки Приложение 1) распечатать на каждого ученика, с обратной стороны приклеить магнит.

Фотографии планет (распечатать, повесить на доску).

Учебные материалы

Воронцов-Вельяминов, Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 237 с.

Формы организации познавательной деятельности

индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы обучения

частично-поисковые

Список литературы, используемой для разработки занятия

1. Воронцов-Вельяминов, Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 237 с.

2. Малахова, Г. И. Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя. / Г. И. Малахова, Е. К. Страут. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.

3. Гусев Е. Б., Сурдин В. Г. Расширяя границы Вселенной: история астрономии в задачах: Учебно-методическое пособие для учителей астрономии и физики и студентов физико-математических факультетов вузов. – М.: МЦНМО, 2003. – 176 с.: ил.

План урока

Этап урока

Педагогические приемы и техники

Мотивационно-ориентировочный этап

Организационный момент

Актуализация знаний

Самопроверка по эталону.

Приём «Согласен – Не согласен».

Мотивация и целеполагание

Прием «Цитата».

Приём «Необъявленная тема».

Прием «Собери картинку - собери группу».

Операционно-исполнительский этап

Открытие нового знания

Прием «Цитата».

Подробный инструктаж.

Работа с различными источниками информации.

Прием «Заполни таблицу».

Усвоение и закрепление новых знаний

Прием «Цитата».

Ролевая игра «Слет специалистов».

Самостоятельная работа с «Листом задач».

Представление результатов работы с самопроверкой по эталону

Выступления «специалистов» по заявленным проблемам.

Самостоятельная работа с «Листом задач».

Промежуточный контроль и коррекция знаний

Прием «Диаграмма Венна».

Представление результатов работы с самопроверкой по эталону

Выступления «специалистов» по заявленным проблемам.

Самостоятельная работа с «Листом задач».

Промежуточный контроль и коррекция знаний

Прием «Диаграмма Венна».

Рефлексивно-оценочный этап

Самооценка и взаимооценка

Рефлексия

Прием «Цитата».

Прием «Лист защиты».

Прием «Что было интересно?» - перемещение объекта.

Домашнее задание

Приём «Фантастическая добавка».

Приём «Хочу узнать» (дополнительно).

Подведение итогов урока

Прием «Цитата».



Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка и описание занятия

Аннотация разработки

Разработка учебного занятия "Планеты Солнечной системы" может быть использована на уроке изучения нового материала по теме. самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. На уроке применяется технология BYOD. Описан вариант работы в случае отсутствия мобильных устройств.

Раздел учебной программы

Природа тел Солнечной системы.

Тема урока

Планеты земной группы. Далекие планеты.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель

Создание условий для осознанного изучения материала о планетах Солнечной системы посредством самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации.

Задачи

Достижение предметных планируемых результатов:

  • формирование представления о физических характеристиках и химическом составе планет Солнечной системы;
  • выделение общности характеристик планет земной группы и планет-гигантов;
  • применение полученных знаний для решения качественных задач.

Достижение личностных планируемых результатов:

  • воспитание у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;
  • формирование умения совместной работы в группе;
  • формирование умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, рефлексию.

Достижение метапредметных планируемых результатов:

  • формирование учебно-познавательных компетенций;
  • создание условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать, приводить примеры);
  • развитие коммуникативной культуры обучающихся.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно формулировать новые учебные и познавательные задачи; планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
  • умение осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • смысловое чтение;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество: распределять обязанности, находить общее решение и разрешать конфликты; формулировать и аргументировать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Предметные результаты:

  • освоение знаний о физических характеристиках и химическом составе планет Солнечной системы;
  • умение выделять общность характеристик планет земной группы и планет-гигантов;
  • умение применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, наблюдающихся на различных планетах Солнечной системы;
  • развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний по астрономии в соответствии с интересами.

Межпредметные связи

  • физика
  • химия
  • география
  • биология

Формы контроля и оценки результатов урока

Самооценка ответов учениками; взаимооценка учащимися по «Критериям оценки выступления» в форме обсуждения. Оценка выступлений по «Критериям оценки выступления»  и письменных ответов на вопросы проводится учителем.

Необходимые предварительные знания и умения

К моменту изучения темы обучающиеся знают:

- о происхождении, строении и составе Солнечной системы;

- общие характеристики планет Солнечной системы;

- о физико-химических характеристиках системы Земля Луна.

К моменту изучения темы обучающиеся умеют:

- работать в малых группах, самостоятельно обрабатывая информацию из различных источников;

- объяснять соответствующие явления и процессы с помощью имеющихся знаний о Солнечной системе.

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности осуществляется учащимися при самооценке и взаимооценке ответов у доски посредством обсуждений.

Итоговая рефлексия проводится в конце урока. Учитель раздает учащимся картинки космонавта, к которому с оборотной стороны приклеен магнит. На доске развешены фотографии планет Солнечной системы. Ученикам необходимо поместить космонавта на ту планету, которая показалась им наиболее интересной (опираясь на выступления одноклассников). При этом, эмоциональное состояние в конце урока можно отразить, нарисовав смайлик на скафандре космонавта.

В завершении урока учитель анализирует ответы учащихся и подводит итог.

Дополнительные задания

Для учащихся, заинтересовавшихся темой, предлагается дополнительное домашнее задание. Для показанных на уроке во время выступлений слайдов любой презентации (по любой планете) определить: что запечатлено на фотографии; когда, кем и при каких условиях была сделана фотография; какую дополнительную обработку фотографии использовали. Задание выполнить в форме комментариев к слайдам презентации и выслать учителю на электронную почту (или принести на следующий урок).



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Ожидаемая деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационно-ориентировочный этап

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: контроль в форме сличения результата выполнения домашнего задания с эталоном; коррекция выполнения домашнего задания; целеполагание.

Познавательные: формулирование проблемы.

Коммуникативные: способность договариваться; разрешение конфликтов.

1. Организационный момент

Приветствие учащихся.

Взаимные приветствия. Настраиваются на работу.

2. Актуализация знаний

Организует проверку выполнения домашнего задания.

В случае отсутствия у учащихся мобильных устройств, выдает таблицы в распечатанном виде.

Предлагает учащимся вспомнить изученный ранее материал для успешной работы на уроке. Зачитывает вопросы для повторения (Приложение 2). Комментирует ответы.

Переходят на своих мобильных устройствах к таблице «Характеристики планет Солнечной системы» по QR-ссылке (Слайд 1 Презентации к уроку).

Отвечают на вопросы, поднимая зеленую карточку – если согласны с утверждением; красную карточку – если с утверждением не согласны.

3. Мотивация и целеполагание

Обращает внимание на цитату К. Э. Циолковского (Слад 1 Презентации к уроку). Задает вопросы о целях пилотируемых космических полетов к другим планетам; о том какие сведения необходимы для таких полетов.

Предлагает учащимся распределится по группам для изучения условий на различных планетах Солнечной системы. Раздает каждому ученику по кусочку картинок-фотографий планет (Приложение 3).

Обсуждают смысл цитаты. Отвечают на вопросы. В ходе беседы выясняют, что для успешного посещения человеком других планет Солнечной системы важно знать информацию об условиях на этих планетах.

Собирают из кусочков фотографии планет. Объединяются в группы.

4. Открытие нового знания

Обращает внимание на цитату К. Э. Циолковского (Слад 2 Презентации к уроку). Настраивает на работу.

Инструктирует учащихся по работе на уроке.

Раздает каждой группе листы с источниками информации (Приложение 4). В случае отсутствия у учащихся мобильных устройств, выдает источники информации в распечатанном виде, убрав видеоролик.

Раздает каждому ученику «Лист ответов на вопросы» (Приложение 5) и предлагает вписать в них ответ на вопросы по изучаемой группой планете.

Контролирует выполнение задания, оказывает консультативную помощь.

Организуют рабочее место группы.

Слушают инструктаж, задают вопросы.

Проводят исследование: ставят цели и задачи, планируют работу, заполняют столбец таблицы по исследуемой планете.

Предполагается, что группа распределит источники информации между всеми участниками.

Отвечают на вопросы по изучаемой группой планете в «Листе ответов…».

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные:  планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; прогнозирование — предвосхищение результата представления работы группы; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (критерии оценки) с целью обнаружения отклонений от него; коррекция — внесение необходимых дополнений в план выступления; саморегуляция как способность к мобилизации сил, способность к выбору дальнейшего маршрута.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; смысловое чтение; анализ; сравнение; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов; разрешение конфликтов; принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

5. Усвоение и закрепление новых знаний

Предлагает учащимся внутри группы выбрать роль определенного специалиста (биолог, физик, химик, географ) с тем, чтобы рассказать всем одноклассникам о результатах работы своей группы в этом направлении.

Знакомит учащихся с критериями оценивания выступления (Приложение 6 – раздает листы каждой группе).

Обращает внимание на цитату К. Э. Циолковского (Слад 3 Презентации к уроку). Настраивает на работу.

Оказывает консультативную помощь.

Готовят выступление.

Биологи подбирают информацию о возможных формах жизни, обнаруженных на планете. Физики подбирают информацию о физических характеристиках планеты. Химики подбирают информацию о химическом составе планет и их атмосфер. Географы подбирают информацию о рельефе и особенностях поверхности планет.

Изучают лист «Критерии оценивания выступления». Планируют выступление в соответствии с критериями.

6. Представление результатов работы с самопроверкой по эталону

Оказывает организационную помощь.

Запускает презентации к выступлению групп (Приложение 7).

Выступают специалисты по планетам земной группы. На выступление каждой группы отводится 2 минуты (на это время  настроено автоматическое воспроизведение слайдов презентации).

Остальные учащиеся, опираясь на выступление, письменно отвечают на вопросы в «Листе ответов».

7. Промежуточный контроль и коррекция знаний

Рисует на доске Диаграмму Венна и просит учащихся перечислить общие и отличительные черты различных планет земной группы. Заносит ответы в Диаграмму Венна.

Участвуют в обсуждениях. Заполняют Диаграмму Венна в тетради.

8. Представление результатов работы с самопроверкой по эталону

Оказывает организационную помощь.

Запускает презентации к выступлению групп (Приложение 7).

Выступают специалисты по планетам-гигантам.

Остальные учащиеся, опираясь на выступление, письменно отвечают на вопросы в «Листе ответов».

9. Промежуточный контроль и коррекция знаний

Рисует на доске Диаграмму Венна и просит учащихся перечислить общие и отличительные черты различных планет-гигантов. Заносит ответы в Диаграмму Венна.

Участвуют в обсуждениях. Заполняют Диаграмму Венна в тетради.

10. Рефлексия

Обращает внимание на цитату К. Э. Циолковского (Слад 4 Презентации к уроку).

Предлагает оценить свои ответы и ответы других групп, используя «Критерии оценки».

Раздает учащимся картинки-магниты космонавта. Просит поместить космонавта на ту планету, которая показалась им наиболее интересной (опираясь на выступления одноклассников) и отразить эмоциональное состояние в конце урока, нарисовав смайлик на скафандре космонавта.

Обсуждают смысл цитаты.

Высказывают мнения о том, выступления каких групп понравились больше всего, почему.

Осуществляют рефлексию деятельности и эмоционального состояния на уроке по инструкции учителя.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные: формулирование проблемы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

11. Домашнее задание

Комментирует домашнее задание (Слайд 5 Презентации к уроку). Обращает внимание на обязательную и дополнительную часть задания.

Записывают домашнее задание, участвуют в обсуждении.

12. Подведение итогов урока

Обращает внимание на цитату К. Э. Циолковского (Слад 6 Презентации к уроку).

В завершении урока учитель анализирует ответы учащихся и подводит итог.

Обсуждают результаты работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по астрономии в 11 классе "Большие планеты Солнечной системы"

Предоставленый материал по астрономии по теме "Большие планеты Солнечной системы" сформирует у учащихся общее представление о больших планетах в Солнечной системе, а также о делении...

Конспект урока по астрономии "Небесная сфера. Звёздное небо."

Конспект урока астрономии, содержащий презентацию, раздаточный материал,и, непосредственно, сам конспект занятия....

План-конспект урока по астрономии 11 класс.Модель «горячей Вселенной»

Урок разработан по учебнику астрономии Чургина В.М....

Конспект урока по астрономии "Система Земля-Луна"

Задачи урока: рассмотреть физические условия на Луне, рельеф, породы, внутреннее строение. Ознакомить с исследованиями Луны и их значением, строением и фазами Луны, сформировать  понятия: &l...

Конспект урока по астрономии « Система горизонтальных координат. Высота и азимут светила»

Цель урока: Сформировать понятия небесной сферы, высоты, азимута светила. Привить умения применять полученные знания при решении качественных задач Задачи урока:Образовательные: повторить по...

Конспект урока по астрономии « Система экваториальных координат»

Цель урока: Повторить понятия небесной сферы, высоты, азимута светила. Сформировать понятия небесного меридиана, небесного экватора, склонения, прямого восхождения. Привить умения определять эква...

Конспект урока по астрономии "Малые тела Солнечной системы"

Конспект открытого урока по астрономии в 11 классе...