Конечность и бесконечность Вселенной
план-конспект урока по астрономии (11 класс)

Дмитриева Ольга Александровна

Конспект урока по астрономии

«Конечность и бесконечность Вселенной»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konechnost_i_beskonechnost_vselennoy.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по астрономии

(Глава 8 «Строение и эволюция Вселенной»)

Тема урока: «Конечность и бесконечность Вселенной»

Цель урока: Получить представление о современной модели Вселенной, а также о ее свойствах и парадоксах.

Задачи урока:

Образовательные

  • познакомить обучающихся с основными понятиями космологии: фотометрического парадокса, расширяющейся Вселенной, а также с основными свойствами нашей Вселенной: радиусе, возрасте, температуре. Сформулировать закон законом Хаббла. Познакомиться с основными современными космологическими моделями Вселенной.
  • активизировать ранние полученные знания по физике (спектральный анализ, закон Всемирного тяготения, теория относительности А. Эйнштейна);
  • дать возможность научиться решать задачи на расчет межгалактических расстояний и характеристик космических объектов.

Воспитательные:

  • формирование научного мировоззрения и естественнонаучной картины мира в сознании учащихся на основе приведения в единую систему знаний о материи, основных направлениях ее развития, движении, пространстве, времени и их взаимной связи, фундаментальных законах материального мира, и раскрытия философских положений о материальном единстве и познаваемости мира при изложении астрономического материала;
  • развитие коммуникационных компетенций, умения говорить, слушать, доказывать свою точку зрения;
  • патриотическое воспитание при сообщении сведений о роли российских ученых в изучении природы галактик, внегалактических объектов и создания основных космологических теорий.

 Развивающие

  • способствовать повышению интереса к изучению астрономии и физики;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • формирование умений анализировать и систематизировать информацию, строить классификационные таблицы.

План (этапы урока)

  1. Организационный этап 1 мин.
  2. Проверка ранее полученных знаний (стр.126,128 учебника «Вы узнаете, вы вспомните»)4 мин.
  3. Мотивационный этап (стр.126,128) 5 мин.
  4. Изучение нового материала (стр.126 – 131)20 мин.
  • Космология;
  • Фотометрический парадокс;
  • Общая теория относительности;
  • Космологическая модель Вселенной;
  • Радиус Мегагалактики;
  • Возраст Вселенной.
  1. Закрепление изученного материала 10 мин.
  2. Рефлексия 4 мин.
  3. Домашнее задание (стр.126- 131, задача № 33) 1 мин.

Литература:

  1. Учебник В.М. Чаругин, «Астрономия 10-11», Москва, «Просвещение», 2018 год.
  2. Методическое пособие к учебнику В.М. Чаругин «Астрономия 10-11», Москва, «Просвещение», 2018 год.
  3. http://ru.wikipedia.org


Технологическая карта урока

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Диалог

Приветствует учеников, озвучивает тему урока

 Приветствуют учителя, записывают тему урока в тетрадь

Проверка ранее полученных знаний

Фронтальный опрос

Вспомним изученный ранее материал и ответим на следующие вопросы:

Из каких объектов состоит Вселенная?

В чем суть общей теории относительности?

Формулировка закона всемерного тяготения.

Отвечают на вопросы учителя, используя материал ранее изученных параграфов.

Анализируют ответы одноклассников.

По необходимости исправляют ошибки

Мотивационный этап

Диалог

Раздать маршрутные карты урока.

Краткое сообщение учителя на тему «Зачем изучать Вселенную»

Выдвижение гипотезы на тему, почему сложно изучать Вселенную.

Выдвигают гипотезы. Анализируют предположения одноклассников.

Выбирают из предложенных гипотез несколько самых значимых

Изучение нового материала

Самостоятельная работа, маршрутная карта

Направляет, стимулирует, организует деятельность обучающихся. Отвечает на возникшие вопросы.

Самостоятельная работа по заполнению маршрутной карты урока с помощью учебника и учителя.

Закрепление изученного материала

Индивидуальный опрос.

Проверка заполнения маршрутных карт.

Опираясь на свою маршрутную карту, расскажите:

Космологическая модель Вселенной.

Модели возможной эволюции Вселенной.

Оцените возраст Вселенной.

Как разрешается фотометрический парадокс.

Подводит итог: таким образом, мы установили, что …

Сообщения учащихся.

Рефлексия

Диагностика

Отвечает на вопросы учащихся. Формулирует итоги урока.

Взаимопроверка учащимися маршрутных карт.

Домашнее задание

Сообщает учащимся домашнее задание

Записывают домашнее задание.


Приложение: Маршрутная карта урока «Строение и эволюция Вселенной»

Прочитайте параграф 34-35 и выполните следующие задания.

Создайте интеллектуальную карту по вопросу изучения Вселенной в удобном для вас формате. Основные блоки, которые можно отразить: сложность изучения Вселенной, какая наука изучает Вселенную, этапы развития науки о Вселенной. Стр.126 учебника, Интернет ресурсы.

Фотометрический парадокс

Используя текст параграфа учебника заполните пропуски. Ответьте на вопрос, в чем состоит фотометрический парадокс.

Почему ночью небо темное?

В ………………… статичной Вселенной имеется бесконечное число ………… Поэтому, если мы будем ………………. В каком-то направлении, то наш …………………….……… рано или поздно останется на …………………….. Поэтому все небо должно быть покрыто ……………………………… из дисков звёзд разных …………………………………. Так почему же ночью небо темное?

Мы сможем ответить на этот вопрос, изучив материалы из учебника.

Космологическая модель Вселенной

Заполните схему

Автор современной космологической модели Вселенной

……………………………….

Космологическая модель Вселенной

Размер Вселенной

Поведение Вселенной

Сжатие.                      Расширение

Критическая плотность веществ - ………………………………………………………………

………………………………………………………………

Выпишите формулу для расчета справа

Модели возможной эволюции Вселенной

Заполните таблицу

Плотность вещества

Геометрические свойства Вселенной

Эволюция Вселенной

Мы не знаем среднюю плотность вещества во Вселенной, но можно рассчитать эту плотность в наблюдаемой части.

Попробуйте оценить плотность вещества в видимой части Вселенной, используя формулы из учебника. Сделайте вывод о характере эволюции Вселенной.

Возраст Вселенной

Если наблюдения пока не позволяют нам с определённостью сказать о характере будущего расширения Вселенной, то время, когда в прошлом эторасширение началось, мы можем оценить из законаХаббла.

Попробуйте оценить возраст Вселенной используя закон Хаббла.

Разрешение фотометрического парадокса

В заключении напишите как разрешается фотометрический парадокс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конечные и бесконечные десятичные дроби

Закрепление навцков замены десятичных дробей обыкновенными...

Конечность и бесконечность Вселенной

Урок  разработан у учебнику "Астрономия" (10-11)  В.М. Чаругина (глава 8 "Строение и эволюция Вселенной", §34 "Конечность и бесконечность Вселенной - парадоксы ...

Разработка плана-конспекта урока Тема: «Конечность и бесконечность Вселенной»

Разработка конспекта урока   астрономии «Конечность и бесконечность Вселенной» учебник  В.М.Чаругин Астрономия 10-11класс....

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная.

Узнать, как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологическ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "От конечного к бесконечному"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "От конечного к бесконечному". Срок реализации программы - 2 года. Возраст детей: 16-18 лет (10-11 класс). Цель программы: р...

Презентация к уроку астрономии 11 класса "Конечность и бесконечность Вселенной"

Парадокс Ольберса,  геометрия Вселенной, модели эволюции Вселенной, возраст Вселенной и средняя плотность вещества....

Географическая карта - идея бесконечности Вселенной.

Презентация, сделааная на после проведения конференции естественно математического цикла....