Рабочая программа по астрономии 11 кл Чагурин
рабочая программа по астрономии (11 класс)

Березина Ольга Евгеньевна

Рабочая программа по информатике 7-9 кл Босова ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ktp_astr_10-11_.docx51 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 507

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

протокол № 1 от 31.08.18 г.

ПРИНЯТО РЕШЕНИЕМ

Педагогического совета

протокол №1
от 31.08.18г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБОУ школы № 507
Московского района
Санкт-Петербурга

___________ Е.Н. Майорова

приказ № ____ от 31.08.18 г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________________

31.08.18 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ

АСТРОНОМИЯ

среднего общего образования

базовый  уровень

(10-11 класс)

(ФКГОС и ФБУП-2004)

Разработала:

БЕРЕЗИНА Ольга Евгеньевна,
учитель физики,
первая квалификационная

категория

Санкт-Петербург

2018-2019 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Нормативная основа:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);

- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее - ФБУП-2004);

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для 8-11 классов) (далее – ФКГОС);

 - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

- Приказ Министерства образование и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (редакция от 21.04.2016);

- Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10 г. № 189

- Распоряжение Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017-2018 учебном году»;

- Письмо Комитета по образованию от 21.06.2016 № 03-20-2289/16-0-0 с приложением Инструктивно-методического письма «Об организации обучения по основным общеобразовательным программам по очно-заочной, заочной формам обучения»

  • Лицензия серия 78А №001948 рег. № 517 от 16.03.2012 года, выданной Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, срок действия лицензии – бессрочно;
  • Свидетельство об аккредитации серия 78 А01 № 0000666 Рег. № 1229, выданного Комитетом по образованию Санкт-Петербурга на срок с «08» декабря 2015 г.» до «01 февраля 2025 г;
  • Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 507 Московского района Санкт-Петербурга, утвержденный распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.03.2015 г №1034-р.
  • Примерная программа по предмету «Астрономия», автор В.М.Чаругин, рекомендованной Министерством образования РФ.
  • Учебный план ГБОУ школы № 507 на учебный год.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа базового уровня по астрономии среднего общего образования рассчитана на 34 часа (1часа в неделю).

Астрономия занимает особое место в системе естественно-научных знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире и в ней концентрируются основные противоречия между бытием человека и его сознанием. На протяжении тысячелетий астрономия шагала в ногу с философией и религией, информацией, почерпнутой из наблюдений звёздного неба, питала внутренний мир человека, его религиозные представления об окружающем мире. Во всех древних философских школах астрономия занимала ведущее место. Так как астрономия не затрагивала непосредственно условия жизни и деятельности человека, то потребность в ней возникала на более высоком уровне умственного и духовного развития человека, и поэтому, она была доступна пониманию узкого круга образованных людей.

Всё современное естествознание: физика, математика, география и другие науки — питалось и развивалось благодаря развитию астрономии. Достаточно вспомнить механику, математический анализ, развитые Ньютоном и его последователями в основном для объяснения движения небесных тел. Современные идеи и теории: общая теория относительности, физика элементарных частиц — во многом зиждутся на достижениях современной астрономии, таких её разделов, как астрофизика и космология.

Чтобы правильно понять современное естествознание, необходимо изучать астрономию, пронизывающую его и лежащую в его основах. Многие специалисты считают, что вообще преподавание естествознания надо построить на основе его астрономических корней. По-видимому, такой подход позволит не только повысить качество естественно-научного образования, но и решить проблему потери интереса учащихся к изучению естественных наук.

Описание учебно-методического комплекса.

"Астрономия" 10-11 классы: учеб.  для общеобразоват. организаций: базовый уровень. / В.М. Чаругин.  – М.: Просвещение, 2018. – 144 с.: ил. – (Сферы 1–11).  ISBN 978-5-09-053903-6.

Методическое пособия для обеспечение

Дополнительная литература для учителя

  1. Иванов В. В., Кривов А. В., Денисенко П. А. Парадоксальная Вселенная. 175 задач по астрономии. — СПб.: 1997.
  2.  Пшеничнер Б. Г., Войнов С. С. Внеурочная работа по астрономии: кн. для учителя. — М.: Просвеще- ние, 1989.
  3. Сурдин В. Г. Астрономические олимпиады: Задачи с решениями. — М.: МГУ, 1995.
  4. Шевченко М. Ю., Угольников О. С. Школьный астрономический календарь на 2017/18 учеб. год.  — Вып. 67: пособие для любителей астрономии. — М.: ОАО «Планетарий», 2016.
  5.  Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. — М.: Наука, 1984.
  6. Касьянов В.  А. Физика. Углубленный уровень. 11 класс. — М.: Дрофа, 2016.
  7. Кондакова Е.В. Астрономия. Методические рекомендации по проведению практических работ. 10–11 классы : учеб. пособие для общеобразо- ват. организаций : базовый уровень / Е.В. Кондакова, Д.Ю. Клы- ков. — М. : Просвещение, 2018. — 48 с. : ил. — (Сферы 1–11). — ISBN 978-5-09-063562-2.
  8. Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017. — 32 с. — (Сферы 1-11). — ISBN 978-5-09-053966-1.
  9. Вибе А. А., Масликов С. Ю., Орлов И. О., Самусь Н. Н. Методическое пособие к учебнику В. М. Чаругина «Астрономия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень» (2018). – Новосибирск : ИД «Вояж», 2017.

Дополнительная литература для учащихся.

  1. Белонучкин В.  Е. Кеплер, Ньютон и все-все- все… — Вып.  78. — М.: Изд-во «Наука». Главная редакция физико-математической литературы, 1990. — (Квант).
  2. Галактики / ред.-сост. В.  Г.  Сурдин. — М.: Физ-матлит, 2013.
  3.  Гамов Г. Приключения мистера Томпкинса.  — Вып. 85. — М.: Бюро Квантум, 1993. — (Квант).
  4.  Горелик Г.  Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3. — М.: Изд-во МЦНМО, 2013. — (Квант).
  5.  Дубкова С. И. Истории астрономии. — М.: Белый город, 2002.
  6. Максимачев Б. А., Комаров В. Н. В звездных лабиринтах: Ориентирование по небу. — М.: Наука, 1978.
  7. Сурдин В. Г. Галактики. — М.: Физматлит, 2013.
  8. Сурдин В. Г. Разведка далеких планет. — М.: Физ-матлит, 2013.
  9. Хокинг С. Краткая история времени. — СПб.: Амфора, 2001.
  10. Хокинг С. Мир в ореховой скорлупе. — СПб.: Амфора, 2002.

Электронные образовательные ресурсы

 Интернет-ресурсы:

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет

http://www.afportal.ru/astro - Астрофизический портал.

http://www.vokrugsveta.ru - Вокруг света.

http://www.astroolymp.ru - Всероссийская олимпиада школьников по астрономии.

http://www.sai.msu.ru - Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, МГУ.

 http://spacegid.com - Интерактивный гид в мире космоса.

http://mks-onlain.ru - МКС онлайн.

https://astronomy.ru/forum/index.php?PHPSESSID=84trokjlk11ohvbgkv3k74ipg2& - астрофорум.

 http://sky.sibsau.ru/ index.php/astronomicheskie-sajty - Обсерватория СибГАУ.

 http://астрономия.рф - Общероссийский астрономический портал.

 http://space-my.ru - Репозиторий Вселенной.

 http://www.astronet.ru/ - Российская астрономическая сеть.

 https://сезоны-года.рф/- Сезоны года. Вселенная, планеты и звезды.

 http://www.inasan.ru/ - ФГБУН Институт астрономии РАН

 http://elementy.ru/astronomy   - Элементы большой науки. Астрономия.

 http://www.college.ru/astronomy - Открытая астрономия.

 http://astro.murclass.ru – астрономия для любознантельных.

 http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php - карта зведного неба онлайн.

 http://www.astronet.ru – заочная астрономическая школа.

 http://www.astro-cabinet.ru/ - материалы по астрономии.

Средства обучения

  1. Печатные пособия.

Подвижные карты звездного неба.

2.         Технические средства обучения:

        1) компьютер;

  1. интерактивная доска.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Виды и формы текущего контроля:

- устный (индивидуальный или фронтальный опрос, решение учебно-познавательных (логических) задач, защита рефератов, докладов, проектов, собеседование, зачет, устная взаимопроверка,  и д.р.);

- письменный (домашние работы, проверочные работы, лабораторные, практические работы, контрольные работы, тестовые задания (в том числе с использованием ИКТ), решение учебно-познавательных (логических) задач, письменная взаимопроверка, и др.)

- накопительная система оценки и др.

Текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой. Текущий контроль успеваемости обучающихся в школе осуществляется учителями по 5-балльной системе (минимальный балл - 1; максимальный балл- 5).

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса.

Промежуточная аттестация – это оценка качества освоения обучающимися какой-либо части (частей) темы (тем) учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) по окончании их изучения по итогам учебного периода (четверти, полугодия, года).

Итоговая аттестация – это оценка степени и уровня освоения выпускниками образовательной программы по завершении основного общего и среднего общего образования для определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ требованиям образовательного стандарта.       Педагогический аудит – независимая оценка знаний учебного предмета учащимися, полнота и прочность усвоения учебного материала на всех ступенях школьного образования (начального, основного, среднего). Аттестационный материал – контрольно-измерительные материалы для проведения аттестации учащихся 2-10 классов.

Вводный контроль учащихся - процедура, проводимая в начале учебного года с целью определения степени сохранения полученных ранее знаний, умений и навыков в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом.

Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся в цифрах.

Оценка учебных достижений - это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.

Контроль текущей успеваемости обучающихся может проводиться в следующих формах:

а) контрольные работы;

б) проверочные работы (по заданию администрации); в) практические работы;

г) лабораторные работы;

д) самостоятельные работы (в том числе по вариантам или по индивидуальным заданиям);

е) защита рефератов (творческих работ);

ж) дифференцированные зачёты; з) собеседование;

и) тестирование;

к) устный опрос;

л) проверка домашних заданий (в т.ч. сочинений, индивидуальных заданий, творческих работ).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА АСТРОНОМИИ

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать: смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства; гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы

«цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

 оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение в астрономию (1 ч)

        Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.

Астрометрия (5 ч)

        Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет и на основе этого — получение представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении календаря.

Небесная механика (3 ч)

        Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.

Строение Солнечной системы (7 ч)

        Цель изучения темы - получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении.

Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

        Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с

их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление:        об основных характеристиках звёзд, их

взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.

Млечный Путь - наша Г алактика (3 ч)

        Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.

Галактики (3 ч)

        Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

        Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.

Современные проблемы астрономии (3 ч)

Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Глава

Содержание материала

Количество часов

В том числе количество контрольных работ

В том числе лабораторных (практических) работ

1

 Введение в астрономию

1

1

1

2

Астрометрия

5

2

3

Небесная механика

3

1

1

4

Строение Солнечной системы

7

1

1

5

Астрофизика и звездная астрономия

7

1

1

6

Млечный путь

3

1

1

7

Галактики

3

2

8

Строение и эволюции Вселенной

2

9

Современные проблемы астрономии

3

1

34

5

10


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________________________

31.08.18

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по астрономии  для  11 «А» класса.

Учитель БЕРЕЗИНА О.Е.

Для предметов биология, география, физика, химия

Даты проведения уроков

№ урока

 Тема урока

  Вид контроля  

 Практика

План

Факт

1

Введение в астрономию (1 ч.). Астрономия - наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной. П.р.1 «Оценивание расстояний и размеров объектов во Вселенной». Инструктаж по ТБ.

Практическая работа 1

2

Астрометрия (5 ч.). Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария. П.р. 2 «Построение графической модели небесной сферы».

Практическая работа 2

3

Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат.

Практическая работа 2

4

Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике. П.р. 3 «Исследование суточного видимого движения Солнца»».

Практическая работа 3

5

Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений. Контрольная работа № 1 «Введение в астрономию. Астрометрия»

Контрольная работа № 1

6

Коррекция знаний. Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь. П.р. 5 «Определение максимальной разницы времени для школьного двора и классной комнаты»

Практическая работа 5

7

Небесная механика (3 ч.). Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца; годичный параллакс звёзд.

8

Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел. П.Р. 4 «Исследование движения искусственных спутников Земли».

Практическая работа № 4

9

Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете. Контрольная работа № 2 по теме «Небесная механика»

Контрольная работа № 2

10

Строение Солнечной системы (7 ч.). Коррекция знаний. Об отличиях планет земной группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта

11

Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли

12

Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия

13

Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами

14

Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики. П.Р.№ 5 «Изучение вулканической активности на спутнике Ио».

Практическая работа № 5.

15

Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов

16

Современные представления о происхождении Солнечной системы. Контрольная работа № 3 по теме «Строение Солнечной системы»

Контрольная работа  № 3

17

Астрофизика и звездная астрономия (7 ч.). Коррекция знаний. Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры. Инструктаж по ТБ.

18

Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли

19

Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино

20

Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр- светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики. П.Р. № 6 «Построение диаграммы Гецшпрунга-Рассела и ее анализ».

Практическая работа № 6

21

Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них

22

Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд

23

Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр-светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды- компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений. Контрольная работа № 4 по теме «Астрофизика и звездная астрономия»

Контрольная работа № 4

24

Млечный путь (3 ч.). Коррекция знаний. Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики.

25

Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике

26

Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд. П.Р. № 7 «Млечный путь – наша галактика».

Практическая работа № 7.

27

Галактика (3 ч.). Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них. П.Р. № 8-9 «Определение скорости удаления галактик по их спектрам»

Практическая работа № 8-9.

28

Природа активности галактик; природа квазаров.

29

Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной.

30

Строение и эволюция Вселенной (2 ч.). Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной.

31

Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной. Контрольная работа № 5 по теме «Млечный путь, Галактика ,Строение и эволюция Вселенной»

Контрольная работа № 5

32

Современные проблемы астрономии (3 ч.).Коррекция знаний. Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы всемирного отталкивания.

33

Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни. П.Р. № 10. «Оценивание возможности наличие жизни на экзопланетах».

Практическая работа № 10.

34

Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им.


Приложение к рабочей программе

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

Корректировка календарно-тематического планирования

к программе «Астрономия»

11 «А» класс

Учитель

Березина Ольга Евгеньевна

Дата корректировки

Основание корректировки

Сокращение фактического числа уроков в III - IV четверти за счет праздничных дней.

Цель корректировки

Выполнение программы по предмету и освоение государственного стандарта.

Произведенные изменения

Уплотнение материала по темам:

-? часа вместо 8 часов по теме: «Повторение курса геометрии»

Выполнение программы –33/34– 95 %.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год

Рабочая программа+хронограф по астрономии...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика  и астрономия " для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу  к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...