Главные вкладки

    Программа кружка "Юный астроном"
    рабочая программа по астрономии (6 класс)

    Рабочая программа дополнительного образования «Юный астроном» для 6 классов.

    (Стартовый уровень)

    Возраст обучающихся – 11-12 лет

    Срок реализации – 1 год

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon na_sayt_2_fgos_programma_kruzhka_po_astronomii.doc170 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования Администрации Дмитровского городского округа

    МОУ ДМИТРОВСКАЯ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

    С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

    _________________________________________________________________

    141800 Московская область г. Дмитров                                                                 е - mail: dmschool3@gmail.com

    мкр. ДЗФС дом 24                                                                                                             тел./факс 8(496)223-54-74

    Рассмотрено на заседании

    методического  совета

    «__» __________20__г.

    Протокол № ___

    «Утверждаю»

    Директор школы

    __________В.А.Кисенко

    «__» ___________20__г

    Приказ №

    от _________________

    Рабочая программа

    дополнительного образования

    «Юный астроном»

    для 6 классов

    на 2019-2020 учебный год

    (Стартовый уровень)

    Возраст обучающихся – 11-12 лет

    Срок реализации – 1 год

    Составитель: Денисова Анжелика Васильевна,

    Педагог дополнительного образования

    Дмитров 2019


    1. Пояснительная записка

    1. Обоснованность и цели учебного предмета, курса

    Данная программа разработана для учащихся 6 классов – стартовый уровень.

    Основные цели курса: знакомство и углубление знаний  по курсу астрономия, формирование умения применять астрономические знания на практике, в наблюдениях звёздного неба.

    Направленность: естественно-научная.

    Актуальность: в подростковом возрасте у детей возникает интерес и множество вопросов, связанных с объяснением космических явлений и наблюдений.

    Темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка,  позволят детям не только получить ответы, но и самостоятельно изучать и познавать окружающий мир путём непосредственных наблюдений, работать с печатной и киноинформацией, критически её воспринимать.

    Необходимость общего астрономического образования обусловлена тем, что знание основ современной астрономической науки дает возможность учащимся:

    • понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
    • познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
    • получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

    —- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;

    • ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
    • выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам, постоянно апеллирующим к Космосу.

    Большое внимание в программе уделяется исследовательской и проектной деятельности учащихся.

    Педагогическая целесообразность.

    Цель общеобразовательной программы – это формирование устойчивого интереса к астрономии; воспитание креативно мыслящих личностей,  умеющих создавать новый продукт на основе собственных исследований и экспериментов.

    Задачи кружка:

    Личностные:

    1. Развитие способности к рефлексии собственной деятельности, к самоопределению с учётом собственных интересов и склонностей, воспитать личностные качества (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность).

    Метапредметные:

            развитие умения работать с разными источниками информации;

    •        овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

    • развитие умения организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

    •        развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

    Предметные:

    понимание роли астрономии для развития цивилизации, формировании

    научного мировоззрения, развитии космической деятельности человечества;

    •понимание особенностей методов научного познания в астрономии;

    формирование представлений о месте Земли и Человечества во Вселенной;

    •объяснение причин некоторых  наблюдаемых астрономических явлений;

    •формирование интереса к изучению астрономии и развитие представлений о

    возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с

    астрономией.

    Отличительные особенности программы:

    В связи с переходом на ФГОС второго поколения астрономический материал, который хоть в небольшом объёме рассматривался ранее в курсе «Природоведение» 5 класса,  полностью исключён из школьной программы, что  не позволяет удовлетворить интерес учащихся в этой области знаний. А ведь именно  астрономия играет важную  роль в формировании мировоззрения, раскрывает  современную естественнонаучную картину мира.

    Адресат программы -  учащиеся 6 классов общеобразовательной школы, имеющие потребность в освоении данной программы.

    Срок реализации программы – 1 год.

    Запланированный срок реализации программы реален для достижения результатов.

    Форма и режим занятий:

    Занятия проводятся в форме бесед, лекций,  коллективных и индивидуальных наблюдений, самостоятельной работы, защиты исследовательских и проектных работ, мини-конференций, индивидуальных консультаций.

    На занятиях педагогом используется индивидуально-личностный подход.

    Занятия будут проводиться с целым коллективом, по группам и индивидуально (в форме консультаций) в зависимости от темы.

    Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, диалог), наглядные (наблюдения, иллюстрационные и демонстрационные с привлечением ИКТ, различных источников информации), практические (разбор учебных и олимпиадных заданий), проблемно-поисковые и исследовательские под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

    1. Предполагаемые результаты освоения курса

    Метапредметные  результаты освоения программы предполагают:

    • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы  решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
    • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
    • на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
    • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
    • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
    • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

    Предметные результаты:

    «Практические основы астрономии» позволяют:

    • воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и  зимнее время);
    • объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
    • объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
    • применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. Предметные результаты изучения темы «Строение Солнечной системы» позволяют:
    • воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
    • воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
    • вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;
    • формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
    • описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
    • объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
    • характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

    «Природа тел Солнечной системы» позволяют:

    • формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
    • определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоры, болиды, метеориты);
    • описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
    • перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
    • проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
    • объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
    • описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
    • характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
    • описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
    • описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
    • объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

    «Солнце и звезды» позволяют:

    • определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
    • характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
    • описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
    • объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
    • описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
    • вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
    • называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;
    • сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
    • объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
    • описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
    • оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
    • описывать этапы формирования и эволюции звезды;
    • характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

    «Строение и эволюция Вселенной» позволяют:

    • объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
    • характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
    • определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
    • распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
    • сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
    • обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
    • формулировать закон Хаббла;
    • определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
    • оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
    • интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
    • классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва.

    «Жизнь и разум во Вселенной» позволяют:

    • систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и  способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования  — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности

    Ребёнок научится:

    • понимать: видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
    • определять физические величины: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
    • понимать смысл физического закона Хаббла;
    • определять этапы освоения космического пространства;
    • объяснять гипотезы происхождения Солнечной системы;
    • определять основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
    • определять размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
    • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
    • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

    Ребёнок  получит возможность научиться:

    • приводить примеры:роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
    • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет -светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
    • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
    • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
    • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
    • жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
    • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
    • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
    • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

    Личностные результаты:

    сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

    убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к предмету как элементу общечеловеческой культуры;

    самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

    готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

    мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

    формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

     

    Формы контроля:

    • Проектная работа
    • Выпуск газеты, презентации, викторина.
    • Зачёт

    Материально-техническое обеспечение: телескоп, модель Солнечной системы, глобус Земли и Луны, модель небесной сферы, таблицы по астрономии, проектор, компьютер, звёздная карта, лабораторное оборудование.

     Информационное обеспечение:

    1. Астронет http://www.astronet.ru/ - сайт, посвященный популяризации астрономии. Это мощный портал, на котором можно найти научно-популярные статьи по астрономии, интерактивные карты звездного неба, фотографии, сведения о ближайших астрономических событиях и многое другое.
    2. Сайт Н.Н. Гомулиной http://www.gomulina.orc.ru/ - виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии. Ресурс содержит информационные и методические материалы: новости астрономии, материалы по методике астрономии, разработки уроков, задания для контроля результатов, а также образовательный ресурс «Открытая астрономия»
    3. Сайт преподавателя астрономии Н.Е. Шатовской http://myastronomy.ru/ - содержит методические подборки, научно-популярные и методические статьи, материалы для маленьких любителей астрономии, олимпиадные задачи, календарь астрономических событий и многое другое. Материалы регулярно обновляются.
    4. Школьная астрономия Санкт-Перербирга http://school.astro.spbu.ru/ - содержит олимпиадные задания, информацию о летней астрономический школе для учеников, ссылки на полезные Интернет-ресурсы.
    5. Новости космоса, астрономии и космонавтики http://www.astronews.ru/ - сайт содержит множество фото и видео космических объектов и явлений, новости и статьи по астрономии и космонавтике.

    Кадровое обеспечение:

    Учитель физики, высшая квалификационная категория, имеющий положительные результаты и опыт работы в данном направлении.

    Курс реализуется в 6 классах с нагрузкой 1час в неделю (34 часа в год).

    1. Учебный план

    Название раздела

    Количество часов

    Формы контроля

    всего

    теория

    практика

    1

    Введение в астрономию

    6

    5

    1

    Текущий контроль, контроль умения работы со звёздной картой.

    2

    Строение Солнечной системы

    6

    2

    4

    Текущий контроль, проекты

    3

    Физическая природа тел Солнечной системы

    7

    4

    3

    Текущий контроль, проекты, викторина.

    4

    Солнце и звезды

    11

    6

    5

    Текущий контроль, проекты

    5

    Строение и эволюция Вселенной

    4

    2

    2

    Текущий контроль, проекты,

    мини- конференция

    3. Содержание учебного плана

    Раздел 1. Введение в астрономию (6 ч)

    Тема 1.1. Предмет астрономии. Наблюдение около полярных созвездий

    Теория:

    Предмет   астрономии   (что   изучает   астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими  науками,  значение астрономии).  

    Тема 1.2. Звездное небо 

    Теория: созвездие, основные созвездия.

    Практика: работа со звёздной картой

    Тема 1.3. Изменение вида звездного неба в течение суток.

    Теория: небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил.

    Тема 1.4. Изменение вида звездного неба в течение года

    Теория: экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба.

     Тема 1.5.Способы определения географической широты

    Теория: высота Полюса мира и географическая   широта   места   наблюдения,   суточное движение звезд  на  разных  широтах,  связь  между склонением,   зенитным  расстоянием  и  географической  широтой.

    Практика: определение склонения, зенитного расстояния и географической широты объекта.

    Тема 1.6.  Основы  измерения  времени

    Теория: связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении.

    Раздел 2. Строение Солнечной системы (6 ч)

    Тема 2.1. Видимое движение планет

    Теория: петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет.

    Тема 2.2. Развитие представлений о Солнечной системе

    Теория: астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения.

    Тема 2.3. Законы Кеплера — законы движения небесных тел

    Теория: три закона Кеплера

    Практика: решение задач

    Тема 2.4. Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера

    Теория: закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона.

    Практика: решение задач.

    Тема 2.5. Определение расстояний до тел Солнечной системы

    Теория:  тела Солнечной системы

    Практика: определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод

    Тема 2.6. Определение  размеров небесных тел

    Теория: размер тел Солнечной системы.

    Практика: определение размеров тел Солнечной системы, работа над проектами.

    Раздел 3. Физическая природа тел Солнечной системы (7 ч)

    Тема 3.1. Система «Земля — Луна»

    Теория: основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнечные и лунные затмения.

    Тема 3.2.Природа Луны

    Теория: физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы.

    Тема 3.3. Планеты земной группы

    Теория: общая характеристика атмосферы, поверхности.

    Практика: характеристика планет земной группы

    Тема 3.4.Планеты-гиганты

     Теория: общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца.

    Тема 3.5. Астероиды и метеориты

    Теория:  закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты.

    Практика: решение задач

    Тема 3.6. Кометы и метеоры

    Теория: открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).

    Тема 3.7. Обобщающее занятие по теме «Солнечная система»..

    Практика: проекты, викторина.

     Раздел 4. Солнце и звезды (11 ч)

    Тема 4.1. Общие сведения о Солнце

    Теория: вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав

    Тема 4.2. Строение атмосферы Солнца

    Теория: фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность.

    Практика: изучение фотографий Солнца, решение задач.

    Тема 4.3. Источники энергии и внутреннее строение Солнца

    Теория: протон — протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца.

    Тема 4.4. Солнце и жизнь Земли

    Теория: перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце — Земля».

    Практика: решение задач.

    Тема 4.5. Расстояние до звезд

    Теория: параллаксы, звёздные величины.

    Практика: определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины

    Тема 4.6. Пространственные скорости звезд

    Теория: собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд.

     Тема 4.7.Физическая природа звезд

    Теория: цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности.

    Тема 4.8. Связь между физическими характеристиками звезд

    Теория: диаграмма «спектр—светимость», соотношение «масса—светимость», вращение звезд различных спектральных классов.

    Практика: составление диаграмм.

    Тема 4.9. Двойные звезды

    Теория: оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд.

    Тема 4.10. Физические переменные, новые и сверхновые звезды

    Теория: цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые.

    Тема 4.11. Обобщающее занятие по теме «Звёзды»

    Практика: проекты.

     Раздел 5. Строение и эволюция Вселенной (4 ч)

    Тема 5.1. Наша Галактика

    Теория: состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение).

    Тема 5.2. Другие галактики. Метагалактика.

    Теория: открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары,системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной.

    Тема 5.3.  Происхождение и эволюция звезд

    Теория: возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд.

    Практика: проект.

    Тема 5.4. Происхождение планет. Жизнь и разум во Вселенной

    Теория: возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет, эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций.

    Практика: проект

    4. Методическое обеспечение программы

    Методы обучения: словевесный, наглядный практический (наблюдение), объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой, проектный.

    Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая, групповая.

    Формы организации учебного занятия: беседа, практическое занятие, игры, защита проектов.

    Педагогические технологии:

    Технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология портфолио, здоровьесберегающие технологии.

    Дидактические материалы:

     1.  http://school-сollection.edu.ru/catalog/search/?text=%E0%F1%F2%F0%EE%ED%EE%EC%E8%FF&context=all&onpage=20&page=2

    2. http://fcior.edu.ru/search?q=астрномия+солнечная+система&educational_level%5B%5D=4

    5. Список литературы

    1. Засов А.В, Кононович Э.В. Астрономия/ Издательство «Физматлит»,2017г.

    4. Гомулина Н.Н. Открытая астрономия/ Под ред. В.Г. Сурдина. – Электронный образовательный ресурс http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm

    5. Сурдин В.Г. Астрономические задачи с решениями/ Издательство ЛКИ, 2017 г.

    6. Малахова Г.И, Страут Е.К. Дидактические материалы по астрономии М. Просвещение 2000г.

    7. Левитан Е.П. «Астрономия от А до Я: Малая детская энциклопедия». – М.: Аргументы и факты, 1999.

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор школы

    _______________В.А. Кисенко

    «__» __________2019 г.

    6. Календарный учебный график

    Дополнительная общеразвивающая программа «Юный астроном»

    (стартовый уровень)

    Год обучения: 1

    Месяц

    Число

    Время

    Форма занятия

    Кол-во часов

    Тема

    Место проведения

    Форма контроля

    1

    сентябрь

    06.09

    13.50-14.45

    лекция

    практикум

    1

    Предмет астрономии. Наблюдение около полярных созвездий.

    Кабинет физики

    сообщение

    2.

    сентябрь

    13.09

    13.50-14.45

    лекция

    практикум

    1

    Звёздное небо. Наблюдение вращения звёздного неба.

    Кабинет физики

    доклад

    3

    сентябрь

    20.09

    13.50-14.45

    лекция практикум

    1

    Изменение вида звёздного неба в течение суток.

    Кабинет физики

    доклад

    4

    сентябрь

    27.09

    13.50-14.45

    Лекция

    практикум

    1

    Изменение вида звёздного неба в течение года.

    Кабинет физики

    сообщение

    5

    октябрь

    04.10

    13.50-14.45

    практикум

    1

    Способы определения географической широты.

    Кабинет физики

    Срезовые задания

    6

    октябрь

    11.10

    13.50-14.45

    лекция

    беседа

    1

    Основы измерения времени.

    Кабинет физики

    доклад

    7

    октябрь

    18.10

    13.50-14.45

    лекция

    наблюдение

    1

    Видимое движение планет.

    Кабинет физики

    Результат собственного наблюдения

    8

    октябрь

    25.10

    13.50-14.45

    лекция

    1

    Развитие представлений о Солнечной системе.

    Кабинет физики

    сообщение

    9

    ноябрь

    08.11

    13.50-14.45

    практикум

    1

    Законы Кеплера – законы движения небесных тел.

    Кабинет физики

    тест

    10

    ноябрь

    15.11

    13.50-14.45

    практикум

    1

    Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера.

    Кабинет физики

    Срезовые задания

    11

    ноябрь

    22.11

    13.50-14.45

    практикум

    1

    Определение расстояний до тел Солнечной системы.

    Кабинет физики

    сообщение

    12

    ноябрь

    29.11

    13.50-14.45

    практикум

    1

    Определение размеров  небесных тел.

    Кабинет физики

    тест

    13

    декабрь

    06.12

    13.50-14.45

    лекция наблюдение

    1

    Система «Земля–Луна». Наблюдение и определение фазы Луны.

    Кабинет физики

    сообщение

    14

    декабрь

    13.12

    13.50-14.45

    лекция наблюдение

    1

    Природа Луны. Наблюдение рельефа Луны.

    Кабинет физики

    наблюдение

    15

    декабрь

    20.12

    13.50-14.45

    практикум

    1

    Планеты земной группы.

    Кабинет физики

    кроссворд

    16

    декабрь

    27.12

    13.50-14.45

    лекция

    1

    Планеты – гиганты.

    Кабинет физики

    Устный опрос

    17

    январь

    10.01

    13.50-14.45

    практикум

    1

    Астероиды и метеориты.

    Кабинет физики

    Устный опрос

    18

    январь

    17.01

    13.50-14.45

    семинар

    1

    Кометы и метеоры.

    Кабинет физики

    тест

    19

    январь

    24.01

    13.50-14.45

    практикум защита проектов

    1

    Обобщающее занятие по теме «Солнечная система». Защита проектов.

    Кабинет физики

    Зачёт проектов

    20

    январь

    31.01

    13.50-14.45

    лекция практикум

    1

    Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца

    Кабинет физики

    презентация

    21

    февраль

    07.02

    13.50-14.45

    лекция

    1

    Источники энергии и внутреннее строение Солнца.

    Кабинет физики

    сообщение

    22

    февраль

    14.02

    13.50-14.45

    практикум

    1

    Солнце и жизнь на Земле.

    Кабинет физики

    тест

    23

    февраль

    21.02

    13.50-14.45

    семенар

    1

    Обобщающее занятие по теме «Солнце»

    Кабинет физики

    зачёт

    24

    февраль

    28.02

    13.50-14.45

    лекция

    1

    Расстояния до звёзд.

    Кабинет физики

    сообщение

    25

    март

    06.03

    13.50-14.45

    открытое занятие

    1

    Пространственные скорости звёзд.

    Кабинет физики

    Срезовые задания

    26

    март

    13.03

    13.50-14.45

    лекция

    1

    Физическая природа звёзд.

    Кабинет физики

    сообщение

    27

    март

    20.03

    13.50-14.45

    лекция

    практикум

    1

    Связь между физическими характеристиками звёзд.

    Кабинет физики

    Срезовые задания

    28

    апрель

    03.04

    13.50-14.45

    лекция беседа

    1

    Двойные звёзды.

    Кабинет физики

    тест

    29

    апрель

    10.04

    13.50-14.45

    лекция беседа

    1

    Физические переменные, новые и сверхновые звёзды.

    Кабинет физики

    сообщение

    30

    апрель

    17.04

    13.50-14.45

    практикум

    1

    Обобщающее занятие по теме «Звёзды»

    Кабинет физики

    реферат

    31

    апрель

    23.04

    13.50-14.45

    выставка

    1

    Наша Галактика. Наблюдение Млечного пути.

    Кабинет физики

    выставка

    32

    май

    08.05

    13.50-14.45

    лекция

    игра

    1

    Другие галактики. Метагалактика.

    Кабинет физики

    Творческий отчёт

    33

    май

    15.05

    13.50-14.45

    практикум

    1

    Происхождение и эволюция галактик и звёзд.

    Кабинет физики

    тест

    34

    май

    22.05

    13.50-14.45

    защита проектов

    1

    Происхождение планет.  Жизнь и разум во Вселенной. Защита проектов.

    Актовый зал

    проект

    СОГЛАСОВАНО

    «___» __________ 2019 г.

    Протокол №___

    Руководитель ШМК

    __________________Н.Н.Крюкова

    СОГЛАСОВАНО

    «___» __________2019 г.

    Зам.директора по ВР

    ____________Т.В. Прохоренкова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Брейн-ринг "Юный астроном"

    Внеклассное  мероприятие  «Юный  астроном»  способствует  обобщить знания   студентов  за  первый  семестр  по  астрономии,  развивает...

    Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

    рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

    Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

    Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

    Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

    Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

    Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

    Программа внеурочной деятельности " Юный астроном"

    Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес. У любознательных школ...

    Великий астроном и математик средневековья (Улугбек)

    С этого года астрономия официально возвращается в школу.В истории астрономии много интересного и поучительного, но жизнь и научная деятельность великих ученых, на мой взгляд, не только пример служения...