Рабочая программа по астрономии
рабочая программа по астрономии (11 класс)

Мустафина Голлия Аббяссовна

Рабочая программа составлена к учебнику Б.А. Воронцова - Вельяминова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл пояснительная записка20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по астрономии

Рабочая программа по астрономии разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и
основывается на:
 Приказе Минобрнауки России от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в
федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования Российской Ф едерации №
1089от 5 марта 2004 г.
 Письме Минобрнауки России от 20.06.2017. № ТС-194/08 «Об организации
изучения учебного предмета «Астрономия»;
 Методических рекомендациях по введению изучения учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования.
1) Страут Е. К.Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: рабочая программа к
УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие /Е. К. Страут, — М. : Дрофа, 2017.
2) Страут Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс :учебно-
методическое пособие / Е. К. Страут, — М. : Дрофа,2018.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический
комплект, включающий:
Учебник «Астрономия. 11 класс». Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут - М.: «Просвещение», 2018.
Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» автора М.А.Кунаш - М.:Дрофа, 2018.
Астрономия: Проверочные и контрольные работы. 11 кл.; учеб. пособие / Н. Н.
Гомулина. – М. Дрофа, 2018.
Школьный курс астрономии призван способствовать формированию
современной естественнонаучной картины мира, раскрывать развитие
представлений о строении Вселенной как о длительном и сложном пути
познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Основная цель курса астрономии – сформировать целостное представление о
строении и эволюции Вселенной, отражающее современную
астрономическую картину мира.
Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании
фундаментальных законов природы и формировании современной
естественно-научной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем,
строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных
масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях,
определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение
небесных тел принципами определения местоположения и времени по
астрономическим объектам, навыками практического использования
компьютерных приложений для определения вида звездного неба в
конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с
использованием различных источников информации и современных
информационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений для решения
практических задач повседневной жизни;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественно-научных и особенно
физико-математических знаний для объективного анализа устройства
окружающего мира на примере достижений современной астрофизики,
астрономии и космонавтики.
Изучение курса рассчитано на 35 часов (1 час в неделю).
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время
собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих
наблюдений определяется двумя обстоятельствами: во-первых, они (за
исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или
ночное время, во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или
ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений.
Достижение результатов обучения контролируется в основном в процессе
устной проверки знаний, при выполнении письменных проверочных и
контрольных работ, тестов, при проведении наблюдений. Итоговая проверка
достижения результатов может быть организована в виде комплексной
контрольной работы или зачета. На этом этапе проверки учащиеся защищают
рефераты по изученной теме.
                                                       
Содержание

  1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2ч.)
    Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на
    Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности
    методов познания в астрономии. Наземные и космические телескопы,
    принцип их работы. Космические аппараты. Практическое применение
    астрономических исследований. История развития отечественной
    космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина.
    Достижения современной космонавтики.
    Знать/понимать: смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система;
    основные этапы освоения космического пространства.
    Уметь: характеризовать особенности методов познания астрономии, приводить примеры:
    роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в
    астрономии описывать и объяснять: принцип действия оптического телескопа.
    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для : понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
    2. Практические основы астрономии (5ч.)
    Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты.
    Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для
    отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное
    движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и
    географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца.
    Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и
    календарь.
    Знать/понимать: смысл понятий: видимая звездная величина, созвездие; всемирное и поясное время.
    Уметь: описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта.
    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
    3. Строение Солнечной системы (7 ч.)
    Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия
    видимости планет. Методы определения расстояний до тел Со лнечной
    системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение
    масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.
    Уметь: характеризовать методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел.
    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
    4. Природа тел Солнечной системы (8 ч.)
    Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной
    группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела
    Солнечной системы. Астероидная опасность.
    Знать/понимать: смысл понятий: комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид,
    планета, спутник, Солнечная система, соединение и противостояние планет; гипотезы происхождения Солнечной системы.
    Уметь: характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы.
    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
    5. Солнце и звезды (6ч.)
    Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь.
    Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение
    расстояния до звезд, параллакс. Эффект Доплера. Двойные и кратные звезды.
    Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной.
    Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение
    химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые
    карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца,
    солнечной атмосферы. Спектральный анализ. Закон смещения Вина. Закон
    Стефана-Больцмана. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки,
    протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей
    на Солнце. Солнечно-земные связи.
    Знать/понимать: смысл понятий:, видимая звездная величина, звезда, спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра; основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина.
    Уметь: описывать и объяснять: взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов; характеризовать возможные пути эволюции звезд различной массы; приводить примеры влияния солнечной активности на Землю, получения астрономической информации с помощью спектрального анализа.
    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
    6. Строение и эволюция Вселенной (5 ч.)
    Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные
    характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик.
    Представление о космологии Электромагнитное излучение, космические
    лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и
    свойствах небесных тел. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция
    Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.
    Знать/понимать: смысл понятий: реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра, внесолнечная планета (экзопланета); смысл физического закона Хаббла.
    Уметь: описывать и объяснять: красное смещение с помощью эффекта Доплера.
    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

7. Жизнь и разум во Вселенной (2ч.)