рабочая программа по Астрономии
рабочая программа по астрономии (11 класс)
Рабочая программа "Астрономия - 11" по ФГОС на 2019-2020 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astronomiya_ktp_i_programma_2019-2020.docx | 54.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 имени Н.Я. Василенко города Лабинск муниципального образования Лабинский район
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей математики, физики и информатики 29.08.2019 протокол № 1 | СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора по учебно-методической работе МОБУ СОШ №2 _________________Н.В.Дулькевич 30.08.2019 | УТВЕРЖДАЮ. Директор МОБУ СОШ №2 __________И.В.Ситникова 30.08.2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По астрономии
Уровень образования (класс) основное общее ,11 класс
Количество часов 34
Учитель Ковбанина Евгения Юрьевна
1
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования и Программы курса астрономии для 11 класса (автор Е. К. Страут):- М., Дрофа,2017г.
с учётом планируемого к использованию УМК : Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут).
- Планируемые результаты освоения учебного предмета астрономии
Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:
• в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивныхжизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строитьжизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственнойдеятельности, к отстаиванию личного достоинства,собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическимсобытиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностейи достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственноеи компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
• в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность,способность к осознанию российской идентичностив поликультурном социуме, чувство причастностик историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своемународу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважениегосударственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главнымфактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РоссийскойФедерации;
• в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократическиеценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав исвобод человека, которые принадлежат каждому отрождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные праваи свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международногоправа и в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации, правовая и политическая грамотность;мировоззрение, соответствующее современномууровню развития науки и общественной практики,основанное на диалоге культур, а также различныхформ общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношенийв группе или социальной организации; готовностьобучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественнойсамоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношенияк национальному достоинству людей, их чувствам,религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации посоциальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальнымявлениям;
• в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведениена основе усвоения общечеловеческих ценностей,толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалогс другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать дляих достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,мировоззрению; способность к сопереживанию иформирование позитивного отношения к людям, втом числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому ипсихологическому здоровью других людей, умениеоказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в томчисле способности к сознательному выбору добра,нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничествасо сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественнойкультуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству,владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественнойнауки, заинтересованность в научных знаниях обустройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,на протяжении всей жизни; сознательное отношениек непрерывному образованию как условию успешнойпрофессиональной и общественной деятельности;экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира,понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,ответственности за состояние природных ресурсов,умений и навыков разумного природопользования,нетерпимого отношения к действиям, приносящимвред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение кмиру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
• в сфере отношений, обучающихся к труду в сфере социально-экономических отношений —уважение всех форм собственности, готовностьк защите своей собственности; осознанный выборбудущей профессии как путь и способ реализациисобственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение ктруду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношениек разным видам трудовой деятельности, готовностьк самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группамиуниверсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, ставитьи формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
• определять несколько путей достижения поставленной цели;
• выбирать оптимальный путь достижения цели,учитывая эффективность расходования ресурсов иосновываясь на соображениях этики и морали;
• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальныеучебные действия
Выпускник научится:
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознавать и фиксировать противоречияв информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в ин-
формационных источниках противоречий;
• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
• искать и находить обобщенные способы решения задач;
• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении
действий и суждений другого;
• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности
широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно;ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью иподчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как сосверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной командыв разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устныхи письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по темам.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Предмет астрономии (2ч.)
Астрономия, ее связь с другими науками.Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;
— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
Основы практической астрономии (5ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение ифазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы (2ч.)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальныйпараллакс. Движение небесных тел под действиемсил тяготения. Определение массы небесных тел.Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8ч.)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическимиаппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венерыи Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Предметные результаты изучения темыпозволяют:
— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всехтел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земнойгруппы, планеты-гиганты, кольца планет, малыетела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— перечислять существенные различия природыдвух групп планет и объяснять причины их возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных измененийприроды этих планет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительныхразличий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движениител, влетающих в атмосферу планеты с космическойскоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно-кометнойопасности, возможности и способы ее предотвращения.
Солнце и звезды (6ч.)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана-Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце.
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакси расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвети температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость»(«цвет — светимость»). Массы и размеры звезд.Двойные и кратные звезды. Гравитационныеволны.* Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Предметные результаты освоения темыпозволяют:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и эволюции звезды;
— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (2ч.)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной.«Темная энергия» и антитяготение.
Предметные результаты изучения темы позволяют:
— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения»в спектрах галактик;
— формулировать закон Хаббла;
— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения —Большого взрыва;
— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной (2ч.)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Предметные результаты позволяют:
— систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
Предлагаемые темы проектов:
- Определение скорости света по наблюдениям моментов затмений спутника Юпитера.
- Конструирование и установка глобуса Набокова
- Определение высоты гор на Луне по способу Галилея
- Определение условий видимости планет в текущем учебном году
- Наблюдение солнечных пятен с помощью камеры-обскуры
- Изучение солнечной активности по наблюдению солнечных пятен
- Определение температуры Солнца на основе измерения солнечной постоянной
- Наблюдение метеорного потока
- Определение расстояния до удаленных объектов на основе измерения параллакса
- Изучение переменных звезд различного типа
- Исследование ячеек Бенара
- Конструирование школьного планетария
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УМР
МОБУ СОШ №2
_________________Н.В.Дулькевич
30.08.2019
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по ____ астрономии
(указать учебный предмет, курс)
Класс 11_________________________________________________________
Учитель Ковбанина Евгения Юрьевна
Количество часов: всего ______34_____ часов; в неделю _____1______ часов;
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя физики Ковбаниной Евгении Юрьевны,
утверждённой решением педсовета протокол № 1 от «30» августа 2019 года
Планирование составлено на основе:
примерной программы основного общего образования и Программы курса астрономии для 11 класса (автор Е. К. Страут):- М., Дрофа,2017г.
Учебник: "Астрономия 11", автор Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут
Планирование составлено на основе:
УМК Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут.____________________________
В соответствии с ___ФГОСсреднего общего образования___
Учебник (учебное пособие): __"Астрономия,11", автор Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока | Содержание изучаемого/элементы содержания | Планируемый результат (требования к уровню подготовки учащихся (УУД) | Формы, методы, вид контроля. | Д.З. | Дата урока | |
Предмет астрономии (2ч) | |||||||||
1 | Что изучает астрономия. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Астрономия, ее связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия, математика и физика развивались в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной | Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии Применение знаний, полученных в курсе физики, для описании устройства телескопа. | Фронтальный, устный опрос | § 1 | ||
2 | Наблюдения —основа астрономии | 1 | Урок открытия новых знаний | Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия | Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космоса | Групповой, взаимопроверка | § 2.1 | ||
Основы практической астрономии (5 ч) | |||||||||
3 | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | 1 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени. | Работа со звездной картой при организации и проведении наблюдений | Групповая работа, отработка практических действий | §2.2, § 3,4 | ||
4 | Видимое движение звезд на различных географических широтах. | 1 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации | Характеристика отличительных особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли | Фронтальная, взаимопроверка | §5 | ||
5 | Годичное движение Солнца. Эклиптика. | 1 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах | Характеристика особенностей суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли | Групповая работа, отработка практических действий | §6 | ||
6 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны | 1 | комбинированный урок. | Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затменияЛуны. Предвычисление будущих затмений | Изучение основных фаз Луны. Описание порядка их смены. Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Описание взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений. Объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц | Групповая работа по карточкам | §7,8 | ||
7 | Время и календарь | 1 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь — система счета длительных промежутков времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль | Подготовка и презентация сообщения об истории календаря. Анализ необходимости введения часовых поясов, високосных лети нового календарного стиля. Подготовка к контрольной работе. Повторение: основных вопросов тем; способов решения задач | Групповая работа, отработка практических действий | §9, домашняя контрольная работа № 1«Практические основы астрономии». | ||
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (2 ч) | |||||||||
8 | Развитие представлений о строении мира. | 1 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира | Подготовка и презентация сообщения о значении открытий Коперника и Галилея для формирования научной картины мира. Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и дифферентов | Фронтальная, самопроверка | §10 | ||
9 | Конфигурации планет. Синодический период | 1 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет | Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. Решение задач на вычисление звездных периодов обращения внутренних и внешних планет | Групповая работа, отработка практических действий | § 11 | ||
Законы движения небесных тел.(5ч) | |||||||||
10 | Законы движения планет Солнечной системы | 1 | комбинированный урок. | Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третийзакон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца | Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Решение задач на вычисление расстояний планет от Солнца на основе третьего закона Кеплера | Групповая, работа по карточкам | § 12 | ||
11 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | 1 | комбинированный урок. | Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы | Решение задач на вычисление расстояний и размеров объектов | Групповая работа, отработка практических действий | § 13 | ||
12 | Практическая работа с планом Солнечной системы | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Отработка практических знаний и умений | Составление таблиц с использованием информации о строении Солнечной системы | Групповая работа по технологическим картам | Практическое задание | ||
13 | Открытие и применение закона всемирного тяготения | 1 | комбинированный урок. | Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы | Решение задач на вычисление массы планет. Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов | Групповой, взаимопроверка | §14.1-14.5 | ||
14 | Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе | 1 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее | Подготовка и презентация сообщения о КА, исследующих природу тел Солнечной системы | Групповая работа, отработка практических действий | § 14, домашняя контрольная № 2 «Строение Солнечной системы» | ||
Природа тел Солнечной системы. (8 ч) | |||||||||
15 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | 1 | комбинированный урок. | Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевогооблака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы | Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы | Фронтальная, тест | §15,16 | ||
16 | Земля и Луна —двойная планета | 1 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны | На основе знаний из курса географии сравнение природы Земли сприродой Луны. Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы. Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения. Подготовка и презентация сообщения об исследованиях Луны, проведенных средствами космонавтики | Групповая работа, отработка практических действий | § 17, пр. задание | ||
17 | Две группы планет | 1 | комбинированный урок. | Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по размерам, массе и средней плотности. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Их различия | Анализ табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов | Групповая работа, взаимопроверка | §15, практ. задание | ||
18 | Природа планет земной группы | 1 | комбинированный урок. | Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе | На основе знаний физических законов объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет. Описание и сравнение природы планет земной группы. Объяснение причин существующих различий. Подготовка и презентация сообщения о результатах исследований планет земной группы | Групповая работа, тест | §18 | ||
19 | Урок- дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?» | 1 | комбинированный | Физический аспект возникновения парникового эффекта на Земле, Венере, Марсе и его значение в эволюции планет | Умение критически отбирать учебный материал для отстаивания своей точки зрения, анализировать и систематизировать знания при использовании различных источников | индивидуальная, устные выступления | Упр. 14 | ||
20 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца | 1 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников. Сходство природы спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец | На основе знаний законов физики описание природы планет-гигантов. Подготовка и презентация сообщения о новых результатах исследований планет-гигантов, их спутников и колец. Анализ определения понятия «планета» | Групповая, самопроверка | §19 | ||
21 | Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) | 1 | комбинированный урок. | Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения | Описание внешнего вида астероидов и комет. Объяснение процессов, происходящих в комете, при изменении ее расстояния от Солнца. Подготовка и презентация сообщения о способах обнаружения опасных космических объектов и предотвращения их столкновения с Землей | Индивидуальная, работа по карточкам | § 20.1-20.3 | ||
22 | Метеоры, болиды, метеориты | 1 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные | На основе знания законов физики описание и объяснение явлений метеора и болида. Подготовка сообщения о падении наиболее известных метеоритов. | Групповая, тест | § 20.4, домашняя контрольная работа № 3 « Природа тел Солнечной системы» | ||
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч) | |||||||||
23 | Солнце, состав и внутреннее строение | 1 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Источник энергии Солнца и звезд —термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики | На основе знаний физических законов описание и объяснение явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце. Описание процессов, происходящих при термоядерных реакциях протон-протонного цикла | Фронтальная. Самостоятельная работа | §21.1-3 | ||
24 | Солнечная активность и ее влияниена Землю | 1 | Урок систематизации и обобщения приобретенных знаний | Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности | На основе знаний о плазме, полученных в курсе физики, описание образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности. Характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю | Групповая, тест | § 21.4, практ. задание | ||
25 | Физическая природа звезд | 1 | Комбинированный урок | Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр — светимость».Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их состав и возраст | Определение понятия «звезда». Указание положения звезд на диаграмме «спектр — светимость»согласно их характеристикам. Анализ основных групп диаграммы | Фронтальная, самостоятельная работа | § 22, 23.1, 23.2 | ||
26 | Переменные и нестационарные звезды | 1 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период —светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки Новых — явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд | На основе знаний по физике описание пульсации цефеид как автоколебательного процесса. Подготовка сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и полученных результатах | Групповая, взаимопроверка | §23.1,23.3, 24.1-2 | ||
27 | Эволюция звезд | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Вспышка Сверхновой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики, нейтронные звезды (пульсары), черные дыры | На основе знаний по физике оценка времени свечения звезды по известной массе запасов водорода; для описания природы объектов на конечной стадии эволюции звезд | индивидуальная | §24.2, практ задание | ||
28 | Проверочная работа «Солнце и звезды» | 1 | Урок развивающего контроля | Проверочная работа по темам: «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды» | Подготовка к проверочной работе. Повторение: основных вопросов тем; способов решения задач; | Индивидуальная, тест | Домашняя контрольная работа № 4 «Солнце и звезды» | ||
Наша галактика - Млечный путь. (2ч) | |||||||||
29 | Наша Галактика | 1 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой массы» | Описание строения и структуры Галактики. Изучение объектов плоской и сферической подсистем. Подготовка сообщения о развитии исследований Галактики | групповая | §25.1-2, 25.4 практ. задание | ||
30 | Вращение Галактики. | 1 | Комбинированный урок | Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек Сверхновых звезд | На основе знаний по физике объяснение различных механизмов радиоизлучения. Описание процесса формирования звезд из холодных газопылевых облаков | Фронтальная работа, тест | § 25.3,4 | ||
Строение и эволюция Вселенной (2ч) | |||||||||
31 | Разнообразие мира галактик | 1 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик | Определение типов галактик. Подготовка сообщения о наиболее интересных исследованиях галактик, квазаров и других далеких объектов | Групповая, самопроверка | § 26, упр.21 (1,5) | ||
32 | Основы современной космологии. | 1 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно | Применение принципа Доплера для объяснения «красного смещения». Подготовка сообщения о деятельности Хаббла и Фридмана. Доказательство справедливости закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике | индивидуальная | § 26,27 | ||
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 ч) | |||||||||
33 | Проблема существования жизни вне Земли. | 1 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономиии космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании | Умение критически отбирать учебный материал для отстаивания своей точки зрения, анализировать и систематизировать знания при использовании различных источников | групповая | § 28 | ||
34 | Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | 1 | конференция | Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономиии космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании | Подготовка и презентация сообщения о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной. Участие в дискуссии по этой проблеме | Защита проектов | § 28 | ||
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год
Рабочая программа+хронограф по астрономии...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)
Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...