Рабочая программа по астрономии
календарно-тематическое планирование по астрономии (10 класс)
Астрономия проводиться во втором полугодии 10 класса и в первом полугодии 11 класса. И другие материалы по астрономии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51 КБ |
![]() | 89 КБ |
![]() | 212 КБ |
Предварительный просмотр:
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) | |||||
17 | Методы астрофизических исследований | Изучить § 19 | 07.05.2018 | ||
18 | Солнце | Изучить § 20 | 14.05.2018 | ||
19 | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | Изучить § 21 | 21.05.2018 | ||
20 | Основные характеристики звёзд | Изучить § 22 | 28.05.2018 | ||
21 | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | Изучить § 23,24,25 | |||
22 | Новые и сверхновые звёзды | Изучить § 26 | |||
23 | Эволюция звёзд | Изучить § 27 | |||
Млечный путь (3 ч) | |||||
24 | Газ и пыль в Галактике | Изучить § 28 | |||
25 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | Изучить § 29 | |||
26 | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | Изучить § 30 | |||
Галактики (3 ч) | |||||
27 | Классификация галактик | Изучить § 31 | |||
28 | Активные галактики и квазары | Изучить § 32 | |||
29 | Скопления галактик | Изучить § 33 | |||
Строение и эволюция Вселенной (2 ч) | |||||
30 | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | Изучить § 34,35 | |||
31 | Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение | Изучить § 36 | |||
Современные проблемы астрономии (4 ч) | |||||
32 | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | Изучить § 37 | |||
33 | Обнаружение планет возле других звёзд | Изучить § 38 | |||
34 | Поиск жизни и разума во Вселенной | Изучить § 39 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Никифарово
муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УР Директор школы
______Абдуллина Л.Т. ________Залилова О.Р. ________Валишина Г. Б.
Протокол № Приказ № от ___________ года от ____________ года от _________года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФГОС СОО
по учебному курсу астрономия
10,11 класс
Составитель: Ишназарова А.Р.
Год составления 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии для 10,11 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1.С федеральным законом № 273 «Закон об образовании Российской Федерации»
2. Приказа МО и Н РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3.Приказ Минобрнауки России от 7.06.2017 г. И 29.06.2017 г. № 613 о внесении изменения федеральный государственный образовательный стандарт
4.Рекомендадии Минобрнауки России (20.06.2017 ТС-194/08 об организации учебного предмета «Астрономия»
5.Учебник Астрономия 10,11 класс. — М. : Просвещение, 2017.
6. Астрономия 11 класс, «Разноуровневые самостоятельные и контрольные
работы», Л.А. Кирик, К.П. Бондаренко
Цели:
— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселен-ной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
— формирование научного мировоззрения; — формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
формирование и развитие у обучающихся астрономических знаний и умений для понимания явлений и процессов, происходящих в космосе, формирование единой картины мира.
ЗАДАЧИ:
- Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
- Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
- Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Место предмета в учебном плане:
Изучение курса рассчитано на 35 часов – 1 час в неделю в 10 классе во втором полугодии, 1 час в11 классе в 1 полугодии.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Астрономия» на базовом уровне.
Личностные результаты • в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя
— ориентация на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
• в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству)
— российская идентичность, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу
— гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
• в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми
— нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; формирование позитивного отношения к людям, нравственного сознания и поведения на основе усвоения 2 общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре
— мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины
В профильную составляющую учебной дисциплины «Астрономия» по специальности включено профессионально направленное содержание, необходимое для освоения предмета и формирования общих компетенций.
Дисциплина «Астрономия» » тесно связана с такими учебными дисциплинами, как «Физика», « Математика», «Химия», « Биология», поэтому при изучении обращается внимание обучающихся на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в практической деятельности. Профильная дифференциация в средней школе приводит к тому, что в старших классах изучение основ астрономии осуществляется по существенно отличающимся друг от друга учебно-методическим комплектам, в которых до 2009 года, за редким исключением не было самостоятельной главы «Строение Вселенной»
Метапредметные результаты. Регулятивные универсальные учебные действия:
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; • определять несколько путей достижения поставленной цели; • выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали; • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; • оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей. Познавательные универсальные учебные действия: • понимать взаимосвязь астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; • использовать различные модельно - схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; • искать и находить обобщенные способы решения задач; • приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого; • анализировать и преобразовывать проблемно - противоречивые ситуации; 3 • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться). Коммуникативные универсальные учебные действия: • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами); • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; • координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального); • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/ решением; • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; • подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; • точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Требования к уровню подготовки учащихся
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцен-трическая система, видимая звездная величина, со-звездие, противостояния и соединения планет, ко-мета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, плане-та, спутник, звезда, Солнечная система, ГалактикаВселенная, всемирное и поясное время, внесолнеч-ная планета (экзопланета), спектральная классифи-кация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, свето-вой год, астрономическая единица, звездная вели-чина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной си-стемы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
• приводить примеры: роли астрономии в раз витии цивилизации, использования методов ис следований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения ин-формации об объектах Вселенной, получения астро-номической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния сол-нечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календа-рей, условия наступления солнечных и лунных зат-мений, фазы Луны, суточные движения светил, при-чины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физи-ко-химических характеристик звезд с использова-нием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источ-ник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера
• характеризовать особенности методов по-знания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, воз-можные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Север-ного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Содержание курса
Введение в астрономию (1 ч)
Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.
Астрометрия (5 ч)
Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет и на основе этого — получение представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении календаря.
Небесная механика (3 ч)
Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении.
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.
Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)
Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Галактики (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (4 ч)
Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Астрометрия | 5 |
3 | Небесная механика | 3 |
4 | Строение Солнечной системы | 7 |
5 | Астрофизика и звездная астрономия | 7 |
6 | Млечный путь | 3 |
7 | Галактики | 3 |
8 | Строение и эволюция Вселенной | 2 |
9 | Современные проблемы астрономии | 4 |
Итого | 35 |
Критерии оценивания:
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ― ответ полный, самостоятельный правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности. Ученик знает основные понятия и умеет ими оперировать при решении задач.
Оценка «4» ― ответ удовлетворяет вышеназванным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определении понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы.
Оценка «3» ― ответ в основном верный, но допущены неточности: учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала; затрудняется в показе объектов на звездной карте, решении качественных и количественных задач.
Оценка «2» ― ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, звездной картой, решать задачи.
Критерии оценивания тестового контроля:
Оценка «2» - от 21 до 30 % правильно выполненных заданий.
Оценка «3» - 31 – 50 % правильно выполненных заданий.
Оценка «4» – 51 – 85 % правильно выполненных заданий.
Оценка «5» – от 86 до 100 % правильно выполненных заданий.
Оценка самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Перечень ошибок:
Грубые ошибки
- Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов.
- Неумение выделять в ответе главное.
- Неумение применять знания для решения задач; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения.
- Небрежное отношение к оборудованию.
Негрубые ошибки
- Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей.
Недочеты Небрежное выполнение записей, чертежей, схем. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа №1
Вариант 1.
1. Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты:
1) Меркурий, 2) Венера 3) Земля 4) Марс
2. Высокая температура поверхности Венеры обусловлена
1) парниковым эффектом 2)отсутствием атмосферы 3) озоновой дырой
3. Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 0 °C, — это
1) Меркурий, 2) Венера 3) Земля 4) Марс
4. Большая часть поверхности покрыта водой у планеты:
1) Меркурий, 2) Венера 3) Земля 4) Марс
5. В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты :
1) Меркурий, 2) Венера 3) Земля 4) Марс
Вариант 2.
1. Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 100 °C, — это
1) Меркурий, 2) Венера 3) Земля 4) Марс
2.Планеты, температуры поверхности которых бывает выше +400 °C, — это (выбрать два варианта)
1) Меркурий, 2) Венера 3) Земля 4) Марс
3.Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури, — это
1) Меркурий, 2) Венера 3) Земля 4) Марс
4. Практически не имеют атмосферы планета
1) Меркурий, 2) Венера 3) Земля 4) Марс
5.Планета, обладающая биосферой, — это
1) Меркурий, 2) Венера 3) Земля 4) Марс
Контрольная работа №2
2) Задание по теме «Планеты Солнечной системы»
Внимательно прочитайте текста и дайте ответы на следующие вопросы:
Вариант 1.
- Планета с наибольшей полуосью орбиты —
- Какая из планет-гигантов подходит на самое близкое расстояние к Земле:
- Какая планета из земной группы имеет самый длительный период обращения вокруг Солнца:
- Самая большая по размеру планета —
- Самой большой массой из планет земной группы обладает
- Какая планета имеет самую малую массу:
- Какая планета имеет самую среднюю плотность:
- Планета с самым большим периодом вращения вокруг оси —
- Планета с одним спутником —
- В Солнечной системе имеются следующие планеты-гиганты:
Вариант 2.
- Какая планета обращается на самом близком расстоянии от Солнца:
- Планета, подходящая на самое близкое расстояние к Земле, —
- Планета-гигант с самым коротким периодом обращения вокруг Солнца —
- Какая планета земной группы является самой большой по размеру:
- Планета, обладающая самой большой массой, —
- Планета, значение массы которой самое близкое к массе Земли, —
- Планета, имеющая самую большую среднюю плотность, —
- Планета, быстрее всех вращающаяся вокруг оси, —
- Планеты, которые не имеют спутника:
- Планеты земной группы:
Контрольная работа №3
3) Задание по теме « Горизонтальная и экваториальная системы координат».
Укажите названия точек и линий небесной сферы, обозначенных цифрами 1—14 на рисунке
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
13 | |
14 |
4) Задание по теме «Созвездия».
Используя карту звездного неба, внесите в соответствующие графы таблицы схемы созвездий с яркими звездами. В каждом созвездии выделите наиболее яркую звезду и укажите ее название
Созвездие | Схема созвездия | Созвездие | Схема созвездия |
Большая Медведица | Близнецы | ||
Малая Медведица | Лебедь | ||
Волопас | Орион | ||
Лев | Везучий |
5) Задание по теме «Планеты Солнечной системы».
Пользуясь справочными данными, заполните таблицу с основными физическими характеристиками планет земной группы
Физические характеристики планет | Меркурий | Венера | Земля | Марс |
Масса (относительно массы Земли) | ||||
Диаметр (в диаметрах Земли) | ||||
Плотность, кг/м3 | ||||
Период вращения | ||||
Атмосфера ( химический состав) | ||||
Температура поверхности, °C | ||||
Количество спутников | ||||
Названия спутников |
6)Задание по теме «Солнце».
Укажите названия внутренних областей и слоёв атмосферы Солнца
7) Задание по теме «Характеристики звёзд»
По данным, приведенным в следующей таблице, отметьте на диаграмме Герцшпрунга—Рассела положение соответствующих звезд, а затем дополните таблицу недостающими характеристиками
Звезда | Характеристики звёзд | |||
Светимость | Температура | Абсолютная звёздная величина | Звёздная последовательность | |
Сириус A | 27 | 9250 | 1,5 | Главная последовательность |
Сириус B | 2,7 ⋅ 10-3 | 3200 | 12 | Белые карлики |
Арктур | 100 | 4000 | 0 | Красные гиганты |
Антарес | 6.5 ⋅ 103 | 3300 | -5 | Сверхгиганты |
Кассиопеи | 9 ⋅ 10-2 | 3600 | 7,5 | Главная последовательность |
Солнце | 1 | 6000 | 5 | Главная последовательность |
Контрольная работа №4. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Вариант 1
Выберите правильный ответ.
1. Ктопервым высказал мысль, что в центре Вселенной находится Солнце, высказал:
А) Аристотель;
Б) Аристарх Самосский;
В) Птолемей;
Г) Бируни.
2. Причиной суточного вращения небесной сферы является:
А) Собственное движение звезд;
Б) Вращение Земли вокруг оси;
В) Движение Земли вокруг Солнца;
Г) Движение Солнца вокруг центра Галактики.
3. Созвездием называется:
А) определенная фигура из звезд, в которую звезды объединены условно;
Б) линии, соединяющие звезды;
В) скопление звезд;
Г) участок неба с установленными границами.
4. Названия большей части созвездий определяются:
А) Персонажами древних мифов и легенд;
Б) Именами первых наблюдателей созвездий;
В) Именами древних правителей и названиями предметов им принадлежавших;
Г) Современными названиями предметов.
5. Назовите основную причину смены дня и ночи:
А) Земля движется по эллиптической орбите, при этом расстояние до Солнца изменяется;
Б) Наклон земной оси к плоскости земной орбиты;
В) Вращение Земли вокруг своей оси;
Г) Движение Солнца по эклиптике.
6. Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури, — это
А) Меркурий,
Б) Венера
В) Земля
Г) Юпитер
7. Высокая температура поверхности Венеры обусловлена
А) парниковым эффектом
Б) отсутствием атмосферы
В) озоновой дырой
Г) Сильными ветрами
8. К планетам земной группы относятся:
А) Венера;
Б) Юпитер;
В) Сатурн;
Г) Нептун.
9. Найдите правильное расположение планет земной группы в порядке удаления от Солнца:
А) Земля, Марс, Венера, Меркурий;
Б) Меркурий, Венера, Земля, Марс;
В) Марс, Земля, Меркурий, Венера;
Г) Венера, Марс, Земля, Меркурий.
10. Метеор – это:
А) Маленькая частичка, обращающаяся вокруг Солнца;
Б) Твердое тело, достигающее поверхности Земли;
В) Явление сгорания небольших падающих тел в атмосфере Земли;
Г) Нет верного ответа.
11. Четыре спутника: Ио, Ганимед, Каллисто и Европа – спутники планеты:
А) Марса;
Б) Юпитера;
В) Сатурна;
Г) Урана.
12. Небесные тела Солнечной системы, обращающиеся вокруг Солнца по сильно вытянутым орбитам, являются:
А) Кометами;
Б) Объектами пояса астероидов;
В) Астероидами;
Г) Транснептунными объектами класса плутино.
13. Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты:
А) Меркурий
Б) Венера
В) Земля
Г) Марс
14. Метеорный рой образуется в результате:
А) Метеорного дождя;
Б) Выпадения метеоритов на поверхность планеты;
В) Усиления свечения метеоров вследствие погодных условий;
Г) Распада кометы из частиц, выброшенных кометным ядром и рассеявшихся вдоль орбиты кометы.
15. Ближайшая к Земле звезда:
А) Полярная;
Б) Альфа Центавра;
В) Солнце;
Г) Сириус.
Контрольная работа по астрономии.
Вариант 2
Выберите правильный ответ.
1. Создал новую картину мира, по которой Земля и все планеты движутся вокруг Солнца:
А) Николай Коперник;
Б) Джордано Бруно;
В) Иоганн Кеплер;
Г) Исаак Ньютон.
2. В каком месте Земли суточное движение звезд происходит параллельно плоскости горизонта?
А) на экваторе;
Б) на средних широтах северного полушария Земли;
В) на полюсах;
Г) на средних широтах южного полушария Земли.
3. Созвездием называется:
А) определенная фигура из звезд, в которую звезды объединены условно;
Б) участок неба с установленными границами;
В) скопление звезд;
Г) линии, соединяющие звезды.
4. Назовите планету с одним спутником
А) Земля
Б) Марс
В)Юпитер
В)Сатурн
5. Назовите основную причину смены времен года:
А) Земля движется по эллиптической орбите, поэтому расстояние до Солнца изменяется, при этом, когда Земля расположена ближе к Солнцу – лето, дальше от Солнца – зима;
Б) наклон земной оси к плоскости земной орбиты;
В) вращение Земли вокруг своей оси;
Г) медленное вращение земной оси.
6. Самой большой массой из планет земной группы обладает
А)Меркурий
Б)Венера
В)Земля
Г)Марс
7. Луна:
А) единственный естественный спутник Земли;
Б) единственный искусственный спутник Земли;
В) один из спутников Земли;
Г) планета, обращающаяся вокруг Солнца вместе с Землей.
8. Ближайшая к Солнцу планета:
А) Меркурий;
Б) Венера;
В) Земля;
Г) Марс.
9. Самым большим периодом обращения вокруг Солнца, равным примерно 250 лет, обладает планета:
А) Сатурн;
Б) Уран;
В) Нептун;
Г) Плутон.
10. Назовите планету, не имеющую кору
А) Меркурий
Б) Венера
В) Земля
Г) Марс
11. Европа является спутником планеты:
А) Земли;
Б) Юпитера;
В) Сатурна;
Г) Урана.
12. Пояс астероидов находится между двумя большими планетами:
А) Земля и Марс;
Б) Марс и Юпитер;
В) Юпитер и Сатурн;
Г) Сатурн и Уран.
13. Очередное приближение кометы Галлея к Солнцу в XXI веке ожидается в
А) 2061 году;
Б) 2071 году;
В) 2081 году;
Г) 2051 году.
14. Спорадическими метеорами называются:
А) метеориты;
Б) метеоры, не принадлежащие к метеорным потокам;
В) болиды;
Г) регулярные метеорные потоки.
15. Найдите верное утверждение:
А) Земля является планетой Солнечной системы, которая входит в состав нашей Галактики;
Б) Солнечная система не является частью Галактики;
В) Солнечная система входит в состав Туманности Андромеда;
Г) Солнечная система находится в центре нашей Галактики.
Ключ.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
В.1 | Б | Б | Г | А | В | Г | А | А | Б | В | Б | А | А | Г | В |
В.2 | А | В | А | А | Б | В | А | А | Г | Г | А | Б | А | Б | А |
Рекомендуемые нормы оценивания работы:
6 – 8 ответов – «3»,
9 – 11 ответов – «4»,
12 – 15 ответов – «5».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/23/picture-88068-1653288280.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-553392-1418999199.jpg)
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/15/picture-179689-1358237293.jpg)
Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)
Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/27/picture-774118-1603822967.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-300609-1385743435.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...