Рабочая программа по астрономии
рабочая программа по астрономии (11 класс)
Рабочая программа по астрономии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16»
г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №16
_____________Е.В. Кабанова
"29"августа_2018 г.
приказ №46/1 от "30"августа 2018 г.
Рабочая программа по астрономии
(базовое изучение)
11 «А» класс
Составитель: Романенко Ольга Александровна
учитель первой квалификационной категории
2018 г.
Данная рабочая программа по астрономии для 11 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»;
- учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16;
- примерной программы «Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень.» под ред. В.М. Чаругина — М.: Просвещение, 2017. (Сферы 1-11).
Рабочая программа по астрономии для 11 класса рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год).
Планируемые предметные результаты
Предметными результатами обучения астрономии в 11 классе являются:
- формирование представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.
- знания о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь.
- знания, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и познее, закон всемирного тяготения.
- умения на примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам.
- знания, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
- знания о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса небесных тел карликовых планет.
- формирование представления о методах астрофизических исследований и законах физиких, которые используются для изучения физически свойств небесных тел.
- знания природы Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.
- знания, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды.
- знания, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.
- формирование представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы.
- знания, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры.
- формирование представления о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.
- знания о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.
- знания, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии.
- знания, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.
- знания об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.
- умение проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени.
Содержание учебного курса
Введение в астрономию (2 ч)
Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.
Астрометрия (5 ч)
Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет и на основе этого — получение представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении календаря.
Небесная механика (4 ч)
Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении.
Астрофизика и звёздная астрономия (9 ч)
Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.
Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)
Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Галактики (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.
Формы организации учебных занятий:
- урок-лекция;
- урок-беседа;
- урок выполнения практических работ (поискового типа);
- урок выполнения теоретических исследований;
- смешанный урок (сочетание различных видов уроков на одном уроке);
- урок решения задач;
- урок выполнения самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений);
- урок-экскурсия;
- семинар;
- зачет.
.
Календарно-тематическое планирование по астрономии в 11 «А» классе
1 час в неделю (всего 35 часов)
№ урока | Названия разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Плановые сроки прохождения | Скорректиро- ванные сроки прохождения. | |
Тема 1. Введение (1 ч) | |||||
Введение в астрономию | знать и понимать - что изучает астрономия; - роль наблюдений в астрономии; - значение астрономии; - что такое Вселенная; - структуру и масштабы Вселенной | ||||
Тема 2. Астрометрия (5 ч) | |||||
Звёздное небо | знать и понимать - что такое созвездие; названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий; - основные точки, линии и круги на небесной сфере; - теорему о высоте полюса мира над горизонтом; - основные понятия сферической и практической астрономии; уметь - использовать подвижную звездную карту для решения различных задач; - решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения; - определять высоту светила в кульминации и его склонение; - географическую высоту места наблюдения; - рисовать чертеж в соответствии с условиями задачи. - осуществлять переход к разным системам счета времени. - находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу; - отыскивать на небе созвездия и наиболее яркие звезды в них. | ||||
Небесные координаты | |||||
Видимое движение планет и Солнца | |||||
Движение Луны и затмения | |||||
Время. Календарь | |||||
Тема 3. Небесная механика (3ч) | |||||
Система мира | знать понятия гелиоцентрическая система мира; геоцентрическая система мира; синодический период; звездный период; горизонтальный параллакс; угловые размеры светил; первая космическая скорость; вторая космическая скорость; способы определения размеров и массы Земли; способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера; законы Кеплера и их связь с законом тяготения; уметь применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; уметь решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу ( и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера | ||||
Законы Кеплера движения планет | |||||
Космические скорости и межпланетные перелёты | |||||
Тема 4. Строение Солнечной системы(7ч) | |||||
Современные представления о строении и составе Солнечной системы | знать и понимать происхождение Солнечной системы; основные закономерности в Солнечной системе; космогонические гипотезы; система Земля-Луна; основные движения Земли; форма Земли; природа Луны; общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность); общая характеристика планет гигантов (атмосфера; поверхность); спутники и кольца планет-гигантов; астероиды и метеориты; пояс астероидов; кометы и метеоры; уметь пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; определять по «Астрономическому календарю» какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; находить планеты на небе, отличая их от звезд; применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу ( и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера. | ||||
Планета Земля | |||||
Луна и её влияние на Землю | |||||
Планеты земной группы | |||||
Планеты – гиганты. Планеты карлики | |||||
Малые тела Солнечной системы | |||||
Современные представления о происхождении Солнечной системы | |||||
Тема 5. Астрофизика и звёздная астрономия (7ч) | |||||
Методы астрофизических исследований | знать и понимать основные физические характеристики Солнца; схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере; основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю; основные характеристики звезд; в сравнении с Солнцем: спектры, температуры, светимости; пульсирующие и взрывающиеся звезд; порядок расстояния до звезд, способы определения и размеров звезд; единицы измерения расстояний: парсек, световой год; важнейшие закономерности мира звезд; диаграмма «спектр – светимость» и « масса – светимость»; способ определения масс двойных звезд; основные параметры состояния звездного вещества: плотность, температура, химический состав, физическое состояние; важнейшие понятия: годичный параллакс, светимость, абсолютная звездная величина; устройство и назначение телескопа; устройство и назначение рефракторов и рефлекторов; уметь решать задачи на расчет расстояний до звезд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звезд по светимостям, размерам и температурам; анализировать диаграммы «Спектр – светимость» и « масса – светимость»; находить на небе звезды: - альфы Малой Медведицы, - альфы Лиры, - альфы Лебедя, - альфы Орла, - альфы Ориона, - альфы Близнецов, - альфы Возничего, - альфы Малого Пса, - альфы Большого пса, - альфы Тельца. | ||||
Солнце | |||||
Внутреннее строение и источник энергии Солнца | |||||
Основные характеристики звёзд | |||||
Белые карлики… | |||||
Новые и сверхновые звезды | |||||
Эволюция звёзд | |||||
Млечный путь (3ч) | |||||
Газ и пыль в галактике | знать понятие туманности; понимать основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике; знать примерные значения следующих величин: расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры; знать устройство инфракрасного телескопа; оценку массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд. уметь объяснять причины различия видимого и истинного распределения звезд, межзвездного вещества и галактик на небе; находить расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры; оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд | ||||
Рассеянные и шаровые звёздные скопления | |||||
Сверх массивная чёрная дыра в центре млечного пути | |||||
Тема 6. Галактики (3ч) | |||||
Классификация галактик. | применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звезд; знать и понимать основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике; примерные значения следующих величин: основные типы галактик, различия между ними; примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла; возраст наблюдаемых небесных тел; уметь объяснять причины различия видимого и истинного распределения звезд, межзвездного вещества и галактик на небе | ||||
Активные Галактики и квазары | |||||
Скопление галактик. | |||||
Тема 7. Строение и эволюция Вселенной (2ч) | |||||
Конечность и бесконечность Вселенной Расширяющаяся Вселенная | знать и понимать связь закона Всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; что такое фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной; понятие «горячая Вселенная»; крупномасштабная структура Вселенной; метагалактика космологические модели Вселенной; уметь использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира | ||||
Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение | |||||
Тема 8. Современные проблемы астрономии (3ч) | |||||
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | знать и понимать какие наблюдения подтвердили теорию ускоренного расширения Вселенной; что исследователи понимают под темной энергией; зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная; условия возникновения планет около звёзд; методы обнаружения экзопланет около других звёзд; об эволюции Вселенной и жизни во вселенной; проблемы внеземных цивилизаций; формула Дрейка; уметь использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами | ||||
Обнаружение планет возле других звёзд | |||||
Поиск жизни и разума во Вселенной | |||||
Резерв | |||||
ИТОГО | 35 ч |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей естественного цикла от 29.08.2018г № 1 |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________________ А.Е. Муравлева 30.08. 2018г |
13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/23/picture-88068-1653288280.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-553392-1418999199.jpg)
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/15/picture-179689-1358237293.jpg)
Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)
Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/27/picture-774118-1603822967.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-300609-1385743435.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...