Рабочая программа по астрономии
рабочая программа по астрономии (11 класс)

Рабочая программа по астрономии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_astronomii_11.docx42.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16»

г. Сергиев Посад

УТВЕРЖДАЮ

                                                                           Директор МБОУ СОШ №16

                                                                               _____________Е.В. Кабанова

       "29"августа_2018 г.

 приказ №46/1 от "30"августа 2018 г.

Рабочая  программа по астрономии

(базовое изучение)

11  «А» класс

Составитель: Романенко Ольга Александровна

                                     учитель первой квалификационной категории

2018 г.

Данная рабочая программа по астрономии для 11 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:

  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»;
  • учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16;
  • примерной программы «Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень.» под ред. В.М. Чаругина — М.: Просвещение, 2017. (Сферы 1-11).

Рабочая программа по астрономии для 11 класса рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год).


Планируемые предметные результаты

Предметными результатами обучения астрономии в 11 классе  являются:

  • формирование представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.
  • знания о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь.
  • знания, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и познее, закон всемирного тяготения.
  • умения на примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам.
  • знания, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
  • знания о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса небесных тел карликовых планет.
  • формирование представления о методах астрофизических исследований и законах физиких, которые используются для изучения физически свойств небесных тел.
  • знания природы Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.
  • знания, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды.
  • знания, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.
  • формирование представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать как в звёздах  образуются тяжёлые химические элементы.
  • знания, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в центр  Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры.
  • формирование представления о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.
  • знания о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.
  • знания, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии.
  • знания, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.
  • знания об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.
  • умение проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и  созвездий,  измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени.


Содержание учебного курса

Введение в астрономию (2 ч)

Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем  будут подробно  изучать на уроках астрономии.  

Астрометрия (5 ч)

Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в  античные  времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет и на основе этого — получение  представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении календаря.  

Небесная механика (4 ч)

Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.  

Строение Солнечной  системы (7 ч)

Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении.

Астрофизика и звёздная астрономия (9 ч)

Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.

 Млечный Путь – наша Галактика (3 ч) 

Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней,  рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.

Галактики (3 ч) 

Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.

Строение и эволюция Вселенной (3 ч)

Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре  вещества  в начальные  периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.

 Современные проблемы астрономии (3 ч)

Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.

Формы организации учебных занятий:

-  урок-лекция;

-  урок-беседа;

-  урок выполнения практических работ (поискового типа);

-  урок выполнения теоретических исследований;

-  смешанный урок (сочетание различных видов уроков на одном уроке);

- урок решения задач;

- урок выполнения самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений);

- урок-экскурсия;

- семинар;

- зачет.

.


        

Календарно-тематическое планирование по астрономии в 11 «А»  классе

1 час в неделю (всего 35 часов)

урока

Названия разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Плановые сроки

прохождения

Скорректиро-

ванные сроки

прохождения.

Тема 1.   Введение (1 ч)

Введение в астрономию

знать и понимать

- что изучает астрономия;

- роль наблюдений в астрономии;

- значение астрономии;

- что такое Вселенная;

- структуру и масштабы Вселенной

Тема 2. Астрометрия (5 ч)

Звёздное небо

знать и понимать

- что такое созвездие; названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий;

- основные точки, линии и круги на небесной сфере;

- теорему о высоте полюса мира над горизонтом;

- основные понятия сферической и практической астрономии;

уметь

- использовать подвижную звездную карту для решения различных задач;

- решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения;

- определять высоту светила в кульминации и его склонение;

- географическую высоту места наблюдения;

- рисовать чертеж в соответствии с условиями задачи.

- осуществлять переход к разным системам счета времени.

- находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу;

- отыскивать на небе созвездия и наиболее яркие звезды в них.

Небесные координаты

Видимое движение планет и Солнца

Движение Луны и затмения

Время. Календарь

Тема 3. Небесная механика (3ч)

Система мира

знать понятия гелиоцентрическая система мира;  геоцентрическая система мира; синодический период;  звездный период; горизонтальный параллакс; угловые размеры светил; первая космическая скорость; вторая космическая скорость; способы определения размеров и массы Земли; способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера; законы Кеплера и их связь с законом тяготения;

уметь применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;

уметь решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу ( и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера

Законы Кеплера движения планет

Космические скорости и межпланетные перелёты

Тема 4. Строение Солнечной системы(7ч)

Современные представления о строении и составе Солнечной системы

знать и понимать происхождение Солнечной системы; основные закономерности в Солнечной системе; космогонические гипотезы;  система Земля-Луна; основные движения Земли; форма Земли; природа Луны; общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность); общая характеристика планет гигантов (атмосфера; поверхность); спутники и кольца планет-гигантов; астероиды и метеориты; пояс астероидов; кометы и метеоры;

уметь  пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными;  определять по «Астрономическому календарю» какие планеты и в каких созвездиях  видны на небе в данное время; находить планеты на небе, отличая их от звезд; применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу ( и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера.

Планета Земля

Луна и её влияние на Землю

Планеты земной группы

Планеты – гиганты. Планеты карлики

Малые тела Солнечной системы

Современные представления о происхождении Солнечной системы

Тема 5. Астрофизика и звёздная астрономия (7ч)

Методы астрофизических исследований

знать и понимать основные физические характеристики Солнца; схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере; основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю; основные характеристики звезд; в сравнении с Солнцем: спектры, температуры, светимости; пульсирующие и взрывающиеся звезд; порядок расстояния до звезд, способы определения и размеров звезд; единицы измерения расстояний: парсек, световой год; важнейшие закономерности мира звезд;  диаграмма «спектр – светимость» и « масса – светимость»;

способ определения масс двойных звезд; основные параметры состояния звездного вещества: плотность,  температура, химический состав, физическое состояние; важнейшие понятия: годичный параллакс, светимость,  абсолютная звездная величина; устройство и назначение телескопа; устройство и назначение рефракторов и рефлекторов;

уметь решать задачи на расчет расстояний до звезд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звезд по светимостям, размерам и температурам;

анализировать диаграммы «Спектр – светимость» и « масса – светимость»;

находить на небе звезды:

- альфы Малой Медведицы,

- альфы Лиры,

- альфы Лебедя,

- альфы Орла,

- альфы Ориона,

- альфы Близнецов,

- альфы Возничего,

- альфы Малого Пса,

- альфы Большого пса,

- альфы Тельца.

Солнце

Внутреннее строение и источник энергии Солнца

Основные характеристики звёзд

Белые карлики…

Новые и сверхновые звезды

Эволюция звёзд

Млечный путь (3ч)

Газ и пыль в галактике

знать понятие туманности;

понимать основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике;

знать примерные значения следующих величин:

расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры;

знать устройство инфракрасного телескопа; оценку массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд.

уметь объяснять причины различия видимого и истинного распределения звезд, межзвездного вещества и галактик на небе;

 находить расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры;

оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд

Рассеянные и шаровые звёздные скопления

Сверх массивная чёрная дыра в центре млечного пути

Тема 6. Галактики (3ч)

Классификация галактик.

применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звезд;

знать и понимать основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике; примерные значения следующих величин: основные типы галактик, различия между ними; примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла; возраст наблюдаемых небесных тел;

уметь объяснять причины различия видимого и истинного распределения звезд, межзвездного вещества и галактик на небе

Активные Галактики и квазары

Скопление галактик.

Тема 7. Строение и эволюция Вселенной (2ч)

Конечность и бесконечность Вселенной Расширяющаяся Вселенная

знать и понимать связь закона Всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной;

что такое фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной; понятие «горячая Вселенная»; крупномасштабная структура Вселенной; метагалактика космологические модели Вселенной;

уметь использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира

Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение

Тема 8. Современные проблемы астрономии (3ч)

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия

знать и понимать какие наблюдения подтвердили теорию ускоренного расширения Вселенной; что исследователи понимают под темной энергией; зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная; условия возникновения планет около звёзд; методы обнаружения экзопланет около других звёзд; об эволюции Вселенной и жизни во вселенной; проблемы внеземных цивилизаций; формула Дрейка;

уметь использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира;

обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами

Обнаружение планет возле других звёзд

Поиск жизни и разума во Вселенной

Резерв

ИТОГО

35 ч

 СОГЛАСОВАНО  

 Протокол заседания  ШМО учителей естественного цикла

   от 29.08.2018г  № 1

     СОГЛАСОВАНО  

Зам. директора по УВР

____________________

  А.Е. Муравлева

        30.08. 2018г

                                                                                                    13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год

Рабочая программа+хронограф по астрономии...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика  и астрономия " для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу  к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...