Рабочая программа по астрономии, 11 класс
рабочая программа по астрономии (11 класс)
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования.
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико- математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 887.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Большеалабухская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района Воронежской области.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«АСТРОНОМИЯ»
11класс, базовый уровень
Разработана: учителем физики
I квалификационной категории
Сомовой Л.М.
Большие Алабухи
2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования.
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико- математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Астрономия является предметом по выбору и реализуется за счет школьного или регионального компонента.
Изучение курса рассчитано на 34 часа. При планировании 1 час в неделю. Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во- первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм Результатами обучения астрономии в средней школе являются:
- в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
• в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправ- ленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
• в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений — уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
2.Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
3.Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
4.Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.
Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
5.Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
6.Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
7.Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 час в неделю, всего – 34 часа.
№ | Наименование раздела программы | Кол-во часов |
1 | Астрономия, ее значение и связь с другими науками. | 2 |
2 | Практические основы астрономии. | 5 |
3 | Строение Солнечной системы. | 7 |
4 | Природа тел Солнечной системы. | 8 |
5 | Солнце и звезды. | 6 |
6 | Строение и эволюция Вселенной. | 5 |
7 | Жизнь и разум во Вселенной. | 1 |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
- Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут Учебник Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. М. Дрофа, 2019г.
- М. А. Кунаш. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. Методическое пособие . М., Дрофа,2019г.
3. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017.
КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Дата | Кол – во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание |
1 | Астрономия, ее значение и связь с другими науками. Астрономия, ее значение и связь с другими науками. | Что изучает астрономия? | 1 | Комбинированный | Уметь объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками. | §1 | |
2 | Астрономия, ее значение и связь с другими науками. Астрономия, ее значение и связь с другими науками. | Наблюдения — основа астрономии. | 1 | Комбинированный | Уметь изображать основные круги, линии и точки небесной сферы (истинный (математический) горизонт, зенит, надир, отвесная линия, азимут, высота); формулировать понятие «небесная сфера»; использовать полученные ранее знания из раздела «Оптические явления» для объяснения устройства и принципа работы телескопа. | §2.1 | |
3 | Практические основы астрономии. | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. | 1 | Комбинированный | Знать понятие «созвездие». Уметь определять понятие «видимая звездная величина»; определять разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин; использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе. | §2.2; 3;4 | |
4 | Практические основы астрономии. | Видимое движение звезд на различных географических широтах. | 1 | Комбинированный | Уметь формулировать определения терминов и понятий «высота звезды», «кульминация», объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах. | §5 | |
5 | Практические основы астрономии. | Годичное движение Солнца. Эклиптика. | 1 | Комбинированный | Знать определения терминов и понятия «эклиптика». Уметь объяснять наблюдаемое движение Солнца в течение года; характеризовать особенности суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, называть причины изменения продолжительности дня и ночи на различных широтах в течение года. | §6 | |
6 | Практические основы астрономии. | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | 1 | Комбинированный | Знать понятия и определения «синодический период», «сидерический период». Уметь объяснять наблюдаемое движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; описывать порядок смены лунных фаз. | §7,8 | |
7 | Практические основы астрономии. | Время и календарь. | 1 | Комбинированный | Знать определения терминов и понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время». Уметь пояснять причины введения часовых поясов; анализировать взаимосвязь точного времени и географической долготы; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля. | §9 | |
8 | Строение Солнечной системы. | Развитие представлений о строении мира. | 1 | Комбинированный | Знать исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира. Уметь объяснять петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов. | §10 | |
9 | Строение Солнечной системы. | Конфигурации планет. Синодический период. | 1 | Комбинированный | Знать определения терминов и понятий «конфигурация планет», «синодический и сидерический периоды обращения планет». | §11 | |
10 | Строение Солнечной системы. | Законы движения планет Солнечной системы. | 1 | Комбинированный | Знать определения терминов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица»; формулировку законов Кеплера. | §12 | |
11 | Строение Солнечной системы. | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. | 1 | Комбинированный | Знать определения терминов и понятий «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта». Уметь пояснять сущность метода определения расстояний по параллаксам светил, радиолокационного метода и метода лазерной локации; вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию. | §13 | |
12 | Строение Солнечной системы. | Практическая работа №1. «Определение расстояний до планет Солнечной системы». | 1 | Урок практикум | Уметь определять возможность наблюдения планет на заданную дату; располагать планеты на орбитах в принятом масштабе. | . Практические задания. | |
13 | Строение Солнечной системы. | Открытие и применение закона всемирного тяготения. | 1 | Комбинированный | Уметь определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы. | §14.1—14.5; практические задания. | |
14 | Строение Солнечной системы. | Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе. | 1 | Комбинированный | Знать особенности движения (время старта, траектории полета) и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. Уметь описывать маневры, необходимые для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее. | Практическая работа «Строение Солнечной системы». | |
15 | Природа тел Солнечной системы. | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. | 1 | Комбинированный | Знать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы. Уметь анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, использовать положения современной теории происхождения тел Солнечной системы. | §15,16 | |
16 | Природа тел Солнечной системы. | Земля и Луна — двойная планета. | 1 | Комбинированный | Уметь характеризовать природу Земли; перечислять основные физические условия на поверхности Луны; объяснять различия двух типов лунной поверхности (морей и материков); объяснять процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа; перечислять результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами; характеризовать внутреннее строение Луны, химический состав лунных пород. | §17 | |
17 | Природа тел Солнечной системы. | Две группы планет. | 1 | Комбинированный | Знать основные характеристики планет, основания для их разделения на группы, характеризовать планеты земной группы и планеты-гиганты, Уметь объяснять причины их сходства и различия. | §15 | |
18 | Природа тел Солнечной системы. | Природа планет земной группы. | 1 | Комбинированный | Уметь указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы; характеризовать рельеф поверхностей планет земной группы; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы; описывать характеристики каждой из планет земной группы. | §18 | |
19 | Природа тел Солнечной системы. | Обобщение на тему: «Парниковый эффект: польза или вред?» | 1 | Урок-дискуссия | Уметь объяснять механизм возникновения парникового эффекта на основе физических и астрономических законов и закономерностей; характеризовать явление парникового эффекта, различные аспекты проблем, связанных с существованием парникового эффекта; пояснять роль парникового эффекта в сохранении природы Земли. | Упр.14 | |
20 | Природа тел Солнечной системы. | Планеты-гиганты, их спутники и кольца. | 1 | Комбинированный | Знать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет- гигантов. Уметь описывать характеристики каждой из планет-гигантов; характеризовать источники энергии в недрах планет; описывать особенности облачного покрова и атмосферной циркуляции; анализировать особенности природы спутников планет-гигантов; формулировать понятие «планета»; характеризовать строение и состав колец планет-гигантов. | §19 | |
21 | Природа тел Солнечной системы. | Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). | 1 | Комбинированный | Знать понятие «планета», «малая планета», «астероид», «комета»; характеризовать малые тела Солнечной системы. Уметь описывать внешний вид и строение астероидов и комет; объяснять процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от Солнца; анализировать орбиты комет. | §20.1-20.3 | |
22 | Природа тел Солнечной системы. | Метеоры, болиды, метеориты. | 1 | Комбинированный | Знать понятия «метеор», «метеорит», «болид». Уметь описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов. | §20.4 | |
23 | Солнце и звезды. | Солнце: его состав и внутреннее строение. | 1 | Комбинированный | Знать физическую сущность источников энергии Солнца и звезд; описывать процессы термоядерных реакций протон-протонного цикла. Уметь объяснять процесс переноса энергии внутри Солнца; описывать строение солнечной атмосферы; пояснять грануляцию на поверхности Солнца; характеризовать свойства солнечной короны; раскрывать способы обнаружения потока солнечных нейтрино; обосновывать значение открытия солнечных нейтрино для физики и астрофизики. | §21.1-21.3 | |
24 | Солнце и звезды. | Солнечная активность и ее влияние на Землю. | 1 | Комбинированный | Знать примеры проявления солнечной активности (солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы). Уметь характеризовать потоки солнечной плазмы; описывать особенности последствий влияния солнечной активности на магнитосферу Земли в виде магнитных бурь, полярных сияний; их влияние на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи; называть период изменения солнечной активности. | §21.4 | |
25 | Солнце и звезды. | Физическая природа звезд. | 1 | Комбинированный | Уметь характеризовать звезды как природный термоядерный реактор; определять понятие «светимость звезды»; перечислять спектральные классы звезд; объяснять содержание диаграммы «спектр — светимость»; давать определения понятий «звезда», «двойные звезды», «кратные звезды». | § 22, 23.1, 23.2. | |
26 | Солнце и звезды. | Переменные и нестационарные звезды. | 1 | Комбинированный | Уметь характеризовать цефеиды как природные автоколебательные системы; объяснять зависимость «период — светимость»; давать определение понятия «затменно-двойная звезда»; характеризовать явления в тесных системах двойных звезд — вспышки новых. | §23.1, 23.3, 24.1, 24.2 | |
27 | Солнце и звезды. | Эволюция звезд. | 1 | Комбинированный | Знать зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Уметь рассматривать вспышки сверхновой как этап эволюции звезды; объяснять варианты конечных стадий жизни звезд (белые карлики, нейтронные звезды, пульсары, черные дыры); описывать природу объектов на конечной стадии эволюции звезд. | §24.2 | |
28 | Солнце и звезды. | Практическая работа «Солнце и Солнечная система». | 1 | Урок практикум | Уметь решать задачи, используя знания по темам «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды». | Презентация на тему: « Солнце и звезды». | |
29 | Строение и эволюция Вселенной. | Наша Галактика. | 1 | Комбинированный | Знать/ уметь описывать строение и структуру Галактики; перечислять объекты плоской и сферической подсистем; оценивать размеры Галактики; пояснять движение и расположение Солнца в Галактике; характеризовать ядро и спиральные рукава Галактик; характеризовать процесс вращения Галактики; пояснять сущность проблемы скрытой массы. | §25.1, 25.2, 25.4 | |
30 | Строение и эволюция Вселенной. | Наша Галактика. | 1 | Комбинированный | Уметь характеризовать радиоизлучение межзвездного вещества и его состав, области звездообразования; описывать методы обнаружения органических молекул; раскрывать взаимосвязь звезд и межзвездной среды; описывать процесс формирования звезд из холодных газопылевых облаков; определять источник возникновения планетарных туманностей как остатки вспышек сверхновых звезд. | § 25.3, 28 | |
31 | Строение и эволюция Вселенной. | Другие звездные системы — галактики. | 1 | Комбинированный | Знать спиральные, эллиптические и неправильные галактики; их отличительные особенности, размеры, массу, количество звезд; Уметь пояснять наличие сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик; определять понятия «квазар», «радиогалактика»; характеризовать взаимодействующие галактики; сравнивать понятия «скопления» и «сверхскопления галактик». | §26 (без закона Хаббла); упражнение 21 (1, 5). | |
32 | Строение и эволюция Вселенной. | Космология начала ХХ в. | 1 | Комбинированный | Знать формулировку основных постулатов общей теории относительности. Уметь определять характеристики стационарной Вселенной А. Эйнштейна; описывать основы для вывода А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной; пояснять понятие «красное смещение» в спектрах галактик, используя для объяснения эффект Доплера, и его значение для подтверждения нестационарности Вселенной; характеризовать процесс однородного и изотропного расширения Вселенной; формулировать закон Хаббла. | §26 (закон Хаббла, «красное смещение»), 27 (без основ современной космологии) | |
33 | Строение и эволюция Вселенной. | Основы современной космологии. | 1 | Комбинированный | Знать смысл гипотезы Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной. Уметь обосновывать ее справедливость и приводить подтверждение; характеризовать понятие «реликтовое излучение»; описывать общие положения теории Большого взрыва; характеризовать процесс образования химических элементов; описывать научные гипотезы существования темной энергии и явления антитяготения. | §27 | |
34 | Жизнь и разум во Вселенной. | Одиноки ли мы во Вселенной? | 1 | Урок-конференция | Уметь использовать знания о методах исследования в астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни. | ||
В результате изучения курса выпускник должен:
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
- сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- определять несколько путей достижения поставленной цели;
- выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективностт расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
- задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
- оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематиче- ские средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
- осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- искать и находить обобщенные способы решения задач;
- приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
- анализировать и преобразовывать проблемно- противоречивые ситуации;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться);
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
- координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
- согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
- представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
- подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
- точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Литература для учителя
Иванов В. В., Кривов А. В., Денисенко П. А. Парадоксальная Вселенная. 175 задач по астрономии. — СПб.: 1997.
Пшеничнер Б. Г., Войнов С. С. Внеурочная работа по астрономии: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.
Сурдин В. Г. Астрономические олимпиады: Задачи с решениями. — М.: МГУ, 1995.
Шевченко М. Ю, Угольников О. С. Школьный астрономический календарь на 2016/17 учеб. год. — Вып. 67: пособие для любителей астрономии. — М.: ОАО «Планетарий», 2016.
Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. — М.: Наука, 1984.
Касьянов В. А. Физика. Углубленный уровень. 11 класс. — М.: Дрофа, 2016.
Белонучкин В. Е. Кеплер, Ньютон и все-все- все... — Вып. 78. — М.: Изд-во «Наука». Главная редакция физико-математической литературы, 1990. — (Квант).
Галактики / ред.-сост. В. Г. Сурдин. — М.: Физ- матлит, 2013.
Гамов Г. Приключения мистера Томпкинса. — Вып. 85. — М.: Бюро Квантум, 1993. — (Квант).
Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3. — М.: Изд-во МЦНМО, 2013. — (Квант).
Дубкова С. И. Истории астрономии. — М.: Белый город, 2002.
Максимачев Б. А., Комаров В. Н. В звездных лабиринтах: Ориентирование по небу. — М.: Наука, 1978.
Сурдин В. Г. Галактики. — М.: Физматлит, 2013. Сурдин В. Г. Разведка далеких планет. — М.: Физматлит, 2013.
Хокинг С. Краткая история времени. — СПб.: Амфора, 2001.
Хокинг С. Мир в ореховой скорлупе. — СПб.: Амфора, 2002.
Интернет-ресурсы
Астрофизический портал. Новости астрономии. http://www.afportal.ru/astro
Вокруг света. http://www.vokrugsveta.ru Всероссийская олимпиада школьников по астрономии. http://www.astroolymp.ru
Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, МГУ. http://www.sai.msu.ru
Интерактивный гид в мире космоса. http:// spacegid.com
МКС онлайн. http://mks-onlain.ru Обсерватория СибГАУ. http://sky.sibsau.ru/ index.php/astronomicheskie-saj ty
Общероссийский астрономический портал. http://астрономия.рф
Репозиторий Вселенной. http://space-my.ru Российская астрономическая сеть. http://www. astronet.ru
Сезоны года. Вселенная, планеты и звезды. http://сезоны-года.рф/планеты%20и%20звезды. html
ФГБУН Институт астрономии РАН. http://www. inasan.ru
Элементы большой науки. Астрономия. http:// elementy.ru/astronomy
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/23/picture-88068-1653288280.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-553392-1418999199.jpg)
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/27/picture-774118-1603822967.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-300609-1385743435.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/02/picture-943204-1504356560.jpg)
Рабочая программа по астрономии 11 класс , УМК Воронцов-Вельяминов Б.А.
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018./...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/31/picture-935175-1501479093.jpg)
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс». Календарно-т...