Интерактивная технология «Дебаты» как средство формирования метапредметных УУД
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Валькова Любовь Александровна

Интерактивную технологию "Дебаты" можно использовать и на уроках, и во внеурочной деятельности. Эта интеллектуальная игра способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. Во-первых, сначала команды анализируют поставленную задачу, планируют ее пошаговое решение, сопоставляют содержание задачи с имеющимися знаниями и умениями (регулятивные УУД), также на подготовительном этапе школьники учатся определять суть понятий, находить аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки, делать выводы. Так формируются познавательные УУД. Во-вторых, в ходе дебатов участники все время находятся в диалоге (коммуникативные УУД). В-третьих, заполняя оценочные и опросные листы, учащиеся сопоставляют свои действия с запланированными результатами, оценивают свою работу и выступление команды соперников, учатся адекватно относиться к оценке – все это работает на формирование регулятивных УУД. Таким образом, интерактивная технология «Дебаты» помогает сформировать метапредметные УУД у учащихся.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная технология «Дебаты»  как средство

 формирования метапредметных УУД

Интерактивная технология «Дебаты»  чаще используется во внеурочной деятельности, чем на уроках, хотя в условиях реализации ФГОС представляет собой универсальное средство формирования метапредметных УУД.

Чтобы было понятно, каким образом и какие УУД формируются в процессе подготовки и проведения дебатов, объясним основные правила этой интеллектуальной игры. Обычно в дебатах принимают участие две команды, защищающие противоположные точки зрения. Позиция, которую предстоит отстаивать команде, определяется по жеребьевке. При необходимости число команд может быть увеличено до трех (больше трех команд создавать нецелесообразно, так как это организационно усложнит проведение дебатов). После жеребьевки команда самостоятельно готовится к защите своей позиции: формулирует тезис и аргументирует его, готовит вопросы команде соперников. В ходе дебатов сначала выступают спикеры, а потом команды задают друг другу вопросы, стараясь выявить слабые стороны аргументации противника. Выступление команд оценивают эксперты по заранее объявленным критериям, занося данные в специальные оценочные листы. Пока эксперты считают баллы и подводят итоги, каждый участник дебатов заполняет опросный лист, чтобы проанализировать результативность работы обеих команд.

Интеллектуальная игра «Дебаты» способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. Во-первых, сначала команды анализируют поставленную задачу, планируют ее пошаговое решение, сопоставляют содержание задачи с имеющимися знаниями и умениями (регулятивные УУД). Также на подготовительном этапе учащиеся самостоятельно изучают историю вопроса, который будет обсуждаться на дебатах, обращая внимание на факты, которые можно использовать в качестве аргументов, подбирают иллюстративный материал (например, отрывки из художественных произведений, если дебаты проводятся на уроке литературы), то есть учатся определять суть понятий, находить аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки, делать выводы. Так формируются познавательные УУД.

Во-вторых, в ходе дебатов участники все время находятся в диалоге: выступают сами, слушают выступления соперников, отвечают на вопросы и сами задают их противникам. Они учатся формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать другие точки зрения, проявлять толерантность и эффективно работать в группе – так формируются коммуникативные УУД.

В-третьих, заполняя оценочные и опросные листы, учащиеся сопоставляют свои действия с запланированными результатами, оценивают свою работу и выступление команды соперников, учатся адекватно относиться к оценке – все это работает на формирование регулятивных УУД.

Таким образом, интерактивная технология «Дебаты», применяемая как во внеурочной, так и в учебной деятельности, помогает сформировать метапредметные УУД у учащихся.

Приложение 1

Опросный лист № 1 (для участников команд)

Ф.И.О.

1. Какой из аргументов команды-оппонента показался самым сильным?

2. Изменилась ли ваша точка зрения в ходе дебатов? Почему?

Приложение 2

Опросный лист № 2 (для зрителей)

Ф.И.О.

1. Какую позицию занимал(а) перед дебатами?

2. Какой из аргументов каждой команды показался самым сильным?

3. Выступление какой команды было более убедительным? Почему?

4. Изменилась ли Ваша точка зрения в ходе дебатов? Почему?

Приложение 3

Оценочный лист

  1.  Выступление спикера
  • убедительность аргументов -------- баллов
  • Эмоциональность выступления ---------         баллов
  • Владение монологической речью и доступность изложения ---- баллов
  1.  Вопросы и ответы

•        Соответствие теме и четкость формулировки вопросов _____баллов

  • Глубина ответов ----- баллов
  • Корректность ведения дискуссии         -------- баллов
  1.  Организация командной работы  --------- баллов

Приложение 4

Методическое сопровождение: технология «Дебаты» (по материалам сайта  ru.idebate.org)

Дебаты представляют большой интерес потому, что конкретные образовательные задачи решаются в игровой и тренинговой форме, где существует подчас незримый баланс между формой (игрой) и содержанием.

Дебаты — это не только игра, но и социально-образовательное явление. Многие ученые и педагоги-практики в России отмечают, что в процессе модернизации образования необходимо реализовать ряд условий, базовыми из которых являются:

  • расширение образовательного пространства учащихся, предполагающего больший уровень самостоятельной активности;
  • расширение видов познавательной и социально-значимой деятельности, в которых учащиеся и могут принять участие.

За последнее десятилетие произошли очевидные изменения в общественном и научном сознании, которые привели к необходимости переосмысления науки и образования, их целей и задач. Сегодня качественное образование современного специалиста невозможно представить без развития информационной, исследовательской и коммуникативной культуры, способности конструировать новые знания. Традиционная среда школы и ВУЗа сталкивается с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» не является больше интересным и значимым.

Функциональная компетентность современного учащегося характеризуется свободой ориентации в информационном поле, знанием множества точек зрения, умением выбирать и обосновывать свой выбор, искусством самостоятельного решения познавательных проблем средствами информации и коммуникации.

Использование технологии дебатов позволяет решать следующие задачи:

  • обучающие, так как это способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками;
  • развивающие, так как это способствует развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей. Дебаты развивают логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения;
  • воспитательные, так как это способствует формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы;
  • коммуникативные, так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности.

Задачи использования дебатов в учебном процессе:

1. Задачи содержательного плана:

 осознание противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;

 актуализация ранее полученных знаний,

 творческое переосмысление возможностей их применения

2. Задачи организации взаимодействия в группе:

 выполнение коллективной задачи,

 согласованность в обсуждении проблемы и выработка подхода к ее решению,

 соблюдение специально принятых правил и процедур совместной  деятельности.

На пересечении этих задач происходит:

 переработка сведений, информации для убедительного изложения.

 представление своей позиции, ее аргументация.

 выбор и взвешивание подходов к рассмотрению и решению проблемы.

Преимущества технологии «Дебаты»:

 развитие критического мышления

 дифференциация содержания учебного материала,

 обеспечение индивидуализации учебной деятельности

 разнообразие форм и методов обучения

 формирование обобщенных практических умений обучаемых

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология:"Дебаты"

В данной методической разработке представлен один из видов новых педагогических технологий "Дебаты"...

Презентация. Проблема демографического взрыва в развивающихся странах.10 класс. Технология "Дебаты"

В 10 классе ученикам нужно давать возможность рассуждать,  аргументировано доказывать свою точку зрения с применением их навыков исследовательской работы и с мультимедийными проектами.  Техн...

Мастер-класс ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Мастер-класс ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИДля решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные...

Использование новых технологий при обучении устной речи учащихся по иностранному языку в т.ч. технологии “Дебаты”.

Данная работа познакомит читателя с такими понятиями как социальная и стратегическая компетенция, тактика и стратегия общения, с тем, что из себя представляет монолог и диалог. Одна из новых педагогич...

Технология-модерационный семинар, Технология-Дебаты

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Ге...

Интерактивная игра «Дебаты» как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

В данной статье представлен опыт работы по проведению дебатов как одной из форм дискуссионного общения...

Технологическая карта урока по географии с использованием интерактивной технологии «Дебаты»

Разработка урока в 6 классе с использованием технологии "Дебаты"...