Рабочая программа по астрономии для 11 класса
методическая разработка по астрономии (11 класс)

Юрина Наталья Васильевна

Рабочая программа по астрономии для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_astronomiya_11_kl.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 6»

Рассмотрено на заседании   предметного

методического объединения

Протокол № 1 от 31.08.2022

Принято на заседании

методического совета

Протокол №1 от 31.08.2022

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СШ № 6»

_____________/А.П.Сущая/

Приказ № 485 от 31.08.2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по астрономии

для 11А, 11Б классов

Составитель:

Юрина Н.В.

учитель физики

высшей квалификационной

категории

г. Нижневартовск

2022 - 2023 учебный год

Пояснительная записка.

 Рабочая программа по астрономии  для 11 классов разработана на основе требований ФГОС к результатам освоения программы среднего общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 (с изменениями и дополнениями), образовательной программы  среднего общего образования МБОУ «СШ №6» на 2022-2023 учебный год, авторской  программы по  астрономии Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут,  в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «СШ№6»,  с учетом рабочей программы воспитания. Для реализации программного содержания используется учебник АСТРОНОМИЯ 11 кл. авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2018г.

Программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и определяет распределение учебных часов по разделам предмета. Программа содержит планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование.  Рабочая программа рассчитана на год обучения в  11 классе 35 ч(1 час в неделю), что соответствует Учебному плану МБОУ «СШ № 6».

  1. Содержание учебного предмета.

(35 часов в год, 1 час в неделю)

Астрономия, ее значение и связь с другими науками. (2ч.)

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Практические основы астрономии (5 ч.)

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.  Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

Строение солнечной системы (7ч).

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

Природа тел солнечной системы (8ч).

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

Электромагнитное излучение, космические лучи и Гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

Солнце и звезды (5ч).

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце.  Солнечно-земные связи.

Строение и эволюция вселенной (4ч).

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.

Жизнь и разум во вселенной.  (2ч).

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.

Повторение (2ч)

  1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами являются:

- формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

 формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

- формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

- на практике пользоваться основными логическими;

- приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

- выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Предметные результаты изучения астрономии в школе представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения средней образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

Выпускник получит возможность усвоения:

- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;

- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);

- использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

- использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; − использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. АСТРОНОМИЯ,  11 КЛАСС.

35 час, 1 час в неделю.

п

 Название раздела

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы.

1.

Астрономия, ее значение и связь с другими науками. 

2

https://lifehacker.ru

2.

Практические основы астрономии.

5

https://lifehacker.ru

3.

Строение солнечной системы.

7

https://lifehacker.ru

4.

Природа тел солнечной системы.

8

https://lifehacker.ru

5.

Солнце и звезды.

5

https://lifehacker.ru

6.

Строение и эволюция вселенной.

4

https://lifehacker.ru

7.

Жизнь и разум во вселенной.

2

https://lifehacker.ru

 8.

Повторение

2

https://lifehacker.ru

Итого по программе

35

Приложение.

Оценочные материалы к рабочей программе

по астрономии, 11 класс, (35 часа).

учителя физики

Юриной Натальи Васильевны

№ п/п

Форма контроля

Назначение

Источник

1.

Контрольная работа:

 «Солнечная система».

Текущий контроль, проверка знаний по теме «Солнечная система».

Н.Н. Гомулина Проверочные контрольные работы по астрономии (к учебнику Б.А.Воронцова – Вельяминова, Е.К. Страута Астрономия 11 кл») М: Дрофа, 2018г.

2.

 Итоговая контрольная работа.

Итоговый контроль, проверка знаний за весь учебный год.

Н.Н. Гомулина Проверочные контрольные работы по астрономии (к учебнику Б.А.Воронцова – Вельяминова, Е.К. Страута Астрономия 11 кл») М: Дрофа, 2018г.

Оценивание  контрольных работ:

Контрольные работы в двух вариантах, каждый вариант аналогичен формату ВПР.

Всего 7 заданий.

 Задания уровня  А – с 1 по 4 и 6 номеров, оценивают по 1 баллу,

 задания уровня  В  - 5 и 7 номер, оценивают по 2 балла,

9-8 баллов –«5»,

7-6 баллов - «4»,

5-4 баллов – «3»,

3-0 баллов – «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика  и астрономия " для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу  к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...

Рабочая программа по астрономии 11 класс , УМК Воронцов-Вельяминов Б.А.

Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018./...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс». Календарно-т...