Урок астрономии по теме "Солнце"
методическая разработка по астрономии (11 класс)

Николаева Марина Константиновна

Использование методического приёма "Пометки на полях" при изучении астрономии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Астрономия, тема "Солнце"18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок астрономии по теме «Солнце»

(из опыта работы М.К. Николаевой,

учителя физики высшей квалификационной категории,

МОУ ЛИЦЕЙ №10 г.о. Клин)

В феврале 2018 года я была на курсах повышения квалификации, которые проводил Агапов Игорь Геннадьевич. На занятиях было много интересных методических приёмов и полезной информации. Мне хочется поделиться своим опытом по применению методического приёма «Пометки на полях» на уроке астрономии.

Методический приём «Пометки на полях» является одним из приёмов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо. 

 После объявления темы занятия учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают по данной теме, сделать пометки у себя в рабочих тетрадях. Информация может быть неполная, неточная, даже искажённая. Наша цель – актуализация знаний. На следующем этапе обучающиеся  работают в паре – обмениваются информацией, дополняют друг друга. Далее каждому ученику выдаётся текст по изучаемой теме и ребята выясняют на сколько они знакомы с изучаемой темой. Изучая текст они должны делать карандашом пометки на полях. Например, знак «V» означает «Я это знал («совпало»)», «+» - «Новые знания», «-» - «Противоречит тому, что я знал ранее», «?» - «У меня возник вопрос (нужна информация)».

После изучения текста ребятам предлагается составить таблицу и проанализировать на сколько изменились их знания по данной теме после начала урока.

Данный приём очень хорошо подходит учителям географии, биологии, истории, а вот в физике и астрономии его применить тяжелее, но нет ничего невозможного. Я применяю этот педагогический приём и на уроках физики и на уроках астрономии.

В 9 или 11 классе, при прохождении темы «Солнце», я предлагаю ребятам, ознакомится с текстом следующего содержания:

СОЛНЦЕ

        Солнце – раскалённый газовый шар, температура в центре которого очень высока, настолько, что там могут происходить ядерные реакции.

        Солнце излучает в космическое пространство колоссальный по мощности поток излучения, Земля получает лишь одну двухмиллиардную долю солнечного излучения.

        Для изучения Солнца используют телескопы особой конструкции – башенные солнечные телескопы. Важнейшую информацию о физических процессах на Солнце даёт спектральный анализ. Именно в спектре Солнца Йозеф Фраунгофер ещё в 1814 году обнаружил и описал линии поглощения, по которым можно узнать состав его атмосферы. Химический элемент гелий был сначала открыт спектральными методами на Солнце, а лишь затем уже обнаружен на Земле.

        В зависимости от значения температуры и характера определяемых ею процессов всё Солнце условно можно разделить на 4 области: ядро, лучистая зона, конвективная зона, атмосфера. Атмосфера, в свою очередь, тоже делится на несколько слоёв.

        В атмосфере Солнца наблюдаются многообразные проявления солнечной активности: солнечные пятна, вспышки, протуберанцы, корональные выбросы и т.п.

Что является источником солнечной энергии? Сколько времени будет ещё светить Солнце? Астрономы пытались ответить на эти вопросы и возникло три гипотезы, авторами которых были: Роберт Майер, Гельмгольц и Кельвин, Джеймс Джинс.

После прочтения текста, обучающимся предлагается заполнить таблицу, состоящую из следующих колонок:

V

+

-

?

Заполнив таблицу и проанализировав текст, я предлагаю ученикам сравнить свои знания в начале урока и после прочтения текста по данной теме.

Особое внимание уделяю колонке «?» - «У меня возник вопрос (нужна информация)». Если у ребят есть вопросы в этом разделе, то это будет их домашнее задание (или часть домашнего задания). Для этого им понадобятся новые источники информации.

При использовании данного педагогического приёма происходит многократное повторение изучаемого материала и такое запоминание является эффективным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок астрономия -информатика. Тема урока "Космос.Солнечная система."

"Космос. Луна"Урок-презентация по астрономии, интегрированный с информатикой. Учащиеся  знакомятся с галактикой, с планетами солнечной системы, с космосом.Урок проводится совместно с ...

материал к уроку астрономии:астероиды

из журнала //Физика в школе за 1994 год, №4. :изучая закономерности долговременной жизни на Земле и возожности внеземного воздействия на эти закономерности палеонтолог Д. Раун пришёл к выводу...Десята...

Презентация к уроку астрономии (физики) по теме "Физические методы исследования в астрономии"

Данную презентацию можно использовать на уроках физики (в теме "Атомы и звезды", 9 класс) и астрономии. Использую этот материал на занятиях курса по выбору "Занимательная Вселенная" (9 класс). Презент...

Уроки астрономии 34 урока

Уроки астрономии 34 урока...

Урок астрономии "Звездное небо". УМК Чаругин В. М. Урок 2

Цель урока — познакомить учащихся с основными созвездиями звездного неба, наиболее яркими звездами, показать способы нахождения созвездий с помощью звездной карты, дать определения оси мира, пол...

Презентация к уроку астрономии 11 класса "Введение в астрономию"

Введение в астрономию, основные объекты изучения, способы изучения, развитие науки....

Технологическая карта урока астрономии на тему: "Наблюдение - основа астрономии".

Технологическая карта урока астрономии на тему: "Наблюдение - основа астрономии" выполнена в технологии проблемного обучения с применением интернет-ресурсов....