Элективный курс "Основы здорового образа жизни".
элективный курс по биологии (5 класс) по теме

Носаченко Ольга Борисовна

Элективный курс "Основы здорового образа жизни"для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Osnovy_zdorovogo_obraza_zhizni.doc360.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кунашакская» средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО

_ ___ _ _

Протокол № _ от

«        » 2009 г.

«Согласовано»

Заместитель   директора   школы

по  УР  «  МОУ  Кунашакская»

СОШ

________ ФазыловаМ.Ф.

«       » 2009 г.

«Утверждено»

Директор «МОУ Кунашакская» СОШ

_________СайдуллинаР. Ж.

Приказ        № от «      »      2009 г.

 

                       

                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  по  Элективному курсу «Основы   здорового   образа    жизни»                            

5 класс

              на 2009-2010 учебный год

Учитель: Носаченко О.Б

 Количество часов:34

-в неделю 1 час

-на учебный год 34 часа (7 практических работ и 2 лабораторные работы).


Основу организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном  учреждении составляют нормативные документы:

  1. Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  2. ст. 51 Федерального закона «Об образовании»,
  3. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.1178-02, 2.4.7.1166-02. утвержденные постановлением Министерства здравоохранения и Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 №44 и от 20.11.2002 №38,
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р,
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе.

Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается: за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 4-5 раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 86 % учащихся I касса и у 93% -старшеклассников. Это объясняется низким уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагополучно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости. Подобная ситуация на фоне неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья учащихся диктует необходимость усиления валеологического воспитания и обучения в сельской школе. Главным условием повышения валеологической активности является:

- осознание ценности здоровья;

- формирование установки на его сохранение и укрепление;

- избавление от потребительской психологии, когда главная роль отводится работникам

системы здравоохранения.

Яркой иллюстрацией низкой культуры школьников и их родителей является тот факт, что

только 31,3% учащихся во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля,

головной боли никогда не посещают школу, 41,4% - иногда, а 23,5% вовсе не обращают

на это внимания, тем самым, ухудшая состояние своего здоровья, способствуя переходу

заболеваний в хроническую форму. Вместе с тем, посещая занятия в болезненном

состоянии, они подвергают опасности здоровье окружающих.

На основании вышеизложенного предлагаем школьный курс «Основы здорового образа

жизни», в котором предусмотрено изучение таких валеологических вопросов, как

- личная гигиена, её значение в укреплении здоровья;

- взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием;

- закаливание организма в домашних условиях;

- гигиена опорно-двигательного аппарата;

- значение регулярных занятий физическими упражнениями для формирования правильной осанки,

- отсутствие вредных привычек как составляющая здорового образа жизни. Основные принципы построения данного курса - интегративность и динамичность. По содержанию курс включает сведения ряда дисциплин, тесно связанных с целями и задачами валеологии (ОБЖ, эстетика, физическое воспитание и др.).

Цели  курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования. Школьный курс «Основы здорового образа жизни» ставит следующие задачи:

- формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;

- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию. Занятия проводятся в виде беседы-диалога, деловой игры, урока-практикума. Необходимым звеном в организации валеологического воспитания в условиях школы является внеклассная работа, включающая мероприятия валеологической направленности. Важным аспектом валеологизации учебного процесса является формирование здоровьенаправленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями - лекции и беседы по валеологической тематике на классных собраниях, а также формы активного отдыха вместе с детьми. Тематический план и программа курса «Основы здорового образа жизни» рассчитаны на 32-34 часа в год, т.е. 1 час в неделю. Большое внимание при организации и подготовке занятий по ЗОЖ уделяется использованию средств ИКТ. К занятиям  разработаны компьютерные презентации, подобраны видео и аудиоматериалы, разработано 7  практических работ и 2 лабораторные работы.

В целях обеспечения преемственности и целевой направленности предлагается

осуществлять формирование норм здорового образа жизни по следующим приоритетным

направлениям:

1. Здоровье и здоровый образ жизни.

2. Режим дня, учёбы и отдыха.

3. Основы рационального питания.

4. Личная гигиена.

5. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.

6. Антиалкогольное и антитабачное воспитание.

Одним из важных методов контроля ЗУН является планомерное систематическое лонгитюдное наблюдение за учащимися на уроках и вне уроков. Данные такого наблюдения позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся путём применения различных методов обучения и воспитания, проверки ЗУН, составления и реализации индивидуальных валеологических программ.

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:

- активного участия в этом процессе самих учащихся;

- создания здоровьесберегающей среды;

- высокий профессионализм компетентности и грамотности педагогов;

- планомерной работы с родителями;

- тесное сотрудничество с социально-культурной сферой села.

Тематический план

1. Здоровый образ жизни и пути его формирования, 2 ч.

2. Режим дня школьника, 1ч.

3. Сон и его значение для здоровья, 1ч.

4. Личная гигиена, 1 ч.

5. Кожа и её функции. Профилактика кожных заболеваний, 2 ч.

6. Ногти и уход за ними, 1ч.

7. Уход за волосами, 2 ч

8. Гигиена полости рта, Зч.

9. Влияние высоких и низких температур на организм, 2ч.

10. Вирусные инфекции и их профилактика, 2 ч.

11. Закаливание в домашних условиях, 2 ч.

12. Физическая культура и здоровье, 1 ч.

13. Питание и здоровье, 2 ч.

14. Вредные привычки и здоровье, 4 ч.

15. Гигиена позвоночника, 1 ч.

16. Травматизм и его профилактика, 1 ч.

17. Отравление и его профилактика, 1 ч.

18. Что нужно знать о лекарствах, 1 ч.

19. Правила безопасного поведения на воде, 1 ч

20. Предосторожности при общении с животными, 1ч.

21. Внутренняя боль и её опасность, 1ч.

22.Обобщающее повторение. Контрольно-обобщающий урок, 1ч.

ВСЕГО часов: 34

Литература.

  1. Гилеева, Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги. - М.: Журнал “Биология в школе”. №2, 1998, с.36-40.
  2. Колесов, Д.В. Здоровье и укрепляющие факторы. - М.: Журнал “Биология в школе”. №3,1989.
  3. Потапов, А.И. Здоровый образ жизни: сплав знаний, умений и убеждений.// Биология в школе. - №3. – 1988.
  4. Суровегина, И.Т. Три урока о здоровом образе жизни. //Биология в школе. - №3. -1989.
  5. Тюмасева, З.И., Гольнева Д.П., “Целительные силы природы и здоровья человека”. Челябинск, “Взгляд”.2006г.
  6. Федорова, М.З., Кучменко, В.С., Лукина, П.П., “Экология человека. Культура здоровья”, Москва и Вентана Граф.2003г.

        7.      Колесов Д.В.,Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М.: «Просвещение», 1989.


Календарно – тематическое планирование элективного курса «Основы здорового образа жизни».

№ п/п

Тема урока

    Основное содержание

Тип урока

Форма урока

Форма организации познавательной деятельности

Методы урока

Контроль

Творчес-тво

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Здоровый образ жизни и пути его формирования. Понятие о ЗОЖе.

-Понятие о здоровом образе жизни;

-Пути его формирования;

- Кто такой здоровый человек.

Урок – актуализация

беседа

фронтальная

объяснительно-иллюстративный

устный текущий

Презентация к уроку

2.

Здоровый образ жизни и пути его формирования. Способы сохранения здоровья.

- Понятие о здоровье;

- Как сохранить здоровье;

- Способы сохранения здоровья.

Урок  изучения нового материала

рассказ с элементами беседы

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

кроссворд

3.

Режим дня школьника.

- Что такое режим труда и быта;

-Понятие о правильном распорядке дня;

- Пр. работа №1 «Составление режима дня»

Комбинированный урок

беседа

практическая работа

индивидуальная

репродуктивный, метод проблемного обучения

письменный: по итогам практической работы

Презентация к уроку

4.

Сон и его значение для здоровья.

- Что такое сон; о пользе сна;

- фазы и разновидности сна;

- Цикличность и продолжительность сна;

Как правильно вести себя перед сном; сновидения. Пр. работа №2

Комбинированный урок

рассказ

практическая работа

индивидуальная

репродуктивный

письменный: по итогам практической работы

рисунки

5.

Личная гигиена.

-Понятие о личной гигиене;

- история вопроса о гигиене;

Правила личной гигиены в течение дня; предметы личной гигиены; Влияние шумов на работоспособность ; Пр. работа№3 «Найди человека»

Урок изучения нового материала

практическая работа

беседа

фронтальная

метод проблемного обучения

письменный: по результатам работы в тетради

Презентация к уроку

6.

Кожа и её функции.

- Характеристика, строение и

Значение кожных покровов в жизни человека.

Урок изучения нового материала

видео-урок

фронтальная

объяснительно-иллюстративный репродуктивный

устный текущий

фильм

7.

Профилактика кожных заболеваний.

- Значение здоровой кожи для организма человека;

-Виды заболеваний кожи

-Профилактика кожных заболеваний;

-Гигиена кожи.

-Особенности кожи у детей и подростков.

Урок изучения нового материала

видео-урок

фронтальная

метод проблемного обучения

устный текущий

фильм

8.

Ногти и уход за ними.

-Понятие о ногтях;

- Значение ногтей;

-Виды заболеваний ногтей и их профилактика;

-Способы ухода за ногтями , гигиенические  правила   ухода за ногтями

Комбинированный урок

рассказ

индивидуальная

объяснительно-иллюстративный

письменный: по итогам практической работы

9.

Уход за волосами. Приемы ухода.

Понятие о волосах;

- Значение волосяного покрова;

-Приемы ухода за волосами Прически детей и подростков.

Комбинированный урок

беседа

индивидуальная

частично-поисковый

письменный: по итогам практической работы

Презентация к уроку

10.

Уход за волосами. Профилактика заболеваний.

Виды заболеваний волосяного покрова  и их профилактика;

-Способы ухода за волосами , гигиенические  правила   ухода за волосами.

Урок изучения нового материала

рассказ с элементами беседы

парная

репродуктивный

устный: оценка работы в паре

11.

Гигиена полости рта. Органы ротовой полости.

-Строение органов ротовой полости;

Значение органов ротовой полости.

-Основные способы ухода за полостью рта.

Урок изучения нового материала

рассказ с элементами беседы

фронтальная

частично-поисковый

письменный: по результатам работы в тетради

Презентация к уроку

12.

Гигиена полости рта. Средства ухода за ротовой полостью.

- Понятие о гигиене полости рта.

- Классификация и виды средств ухода за полостью рта.

Урок изучения нового материала

беседа

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

13.

Гигиена полости рта. Основные приемы ухода. Профилактика заболеваний.

- Способы применения средств по уходу за полостью рта;

- Виды заболеваний полости рта и их профилактика;

- Распространенные заболевания полости рта детей и подростков. Практ. работа №4

Комбинированный урок

беседа

практическая работа

индивидуальная

репродуктивный

письменный: по итогам практической работы

14.

Влияние высоких температур на организм.

-О влиянии высоких температур на организм человека;

-Разновидности влияния высоких температур на организм;

- Тепловой и солнечный удар;

-Солнечные и термические ожоги;

-Профилактика отрицательного влияния высоких температур на организм человека.

-Сезонный гардероб школьника.

Урок изучения нового материала

беседа

фронтальная

частично-поисковый

устный текущий

кроссворд

15.

Влияние низких температур на организм.

-О влиянии низких температур на организм человека;

-Разновидности влияния низких температур на организм;

- Переохлаждение организма, обморожения.

-Профилактика отрицательного влияния низких температур на организм человека.

- Понятие о теплорегуляции.

-Сезонный гардероб школьника.

Урок изучения нового материала

рассказ с элементами беседы

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

16.

Понятие о  вирусных инфекциях.

- Понятие о  вирусных инфекциях.

-Основные виды вирусных инфекций;

-Детские вирусные инфекции.

Урок изучения нового материала

рассказ с элементами беседы

фронтальная

частично-поисковый

устный текущий

Презентация к уроку

17.

Профилактика вирусных инфекций.

-Профилактика вирусных инфекций: способы и приемы.

-Грипп, простуда и борьба с ними.

Урок изучения нового материала

беседа

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

Презентация к уроку

18.

Понятие о закаливании организма.

- Что такое закаливание.

- Основные способы закаливания организма;

-Как правильно начать закаливающие процедуры.

Урок изучения нового материала

беседа

фронтальная

Репродуктивный

объяснительно-иллюстративный

устный текущий

19.

Способы закаливания организма в домашних условиях.

- Способы закаливания организма в домашних условиях. Классификация закаливающих процедур. Лабораторная работа №1

Урок – актуализация

Лабораторная работа

мини-конференция

индивидуальная

частично-поисковый

устный: по ре-зультатам выс-тупления на мини-конференции

20.

Физическая культура и здоровье.

-Движение- это жизнь;

- гиподинамия;

-Роль двигательной активности в формировании организма человека.

Лабораторная  работа №2

Урок изучения нового материала

Лабораторная работа

рассказ с элементами беседы

практическая работа

фронтальная

объяснительно-иллюстративный

репродуктивный

устный текущий

музыка

21.

Питание и здоровье.

-Понятие о рациональном питании;

-Польза и вред диет;

-Правильное питание школьника;

Практическая работа №5 «О чем может рассказать упаковка».

Урок изучения нового материала

Практическая  работа №5

рассказ с элементами беседы

фронтальная

частично-поисковый

устный текущий

Презентация к уроку

22.

 «Составление суточного пищевого рациона школьника»

(практическая работа )

«Составление суточного пищевого рациона школьника»

(практическая работа №6 )

Комбинированный урок

рассказ

практическая работа

индивидуальная

репродуктивный

письменный: по итогам практической работы

23.

Вредные привычки и здоровье.

-Что можно назвать вредной привычкой.

-Классификация вредных привычек;

- О влиянии вредных привычек на здоровье человека.

Урок изучения нового материала

рассказ с элементами беседы

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

Презентация к уроку

24.

О вреде курения.

-Немного истории;

- О вреде курения;

- Профилактика ;

- Подросток и сигарета.

Урок изучения нового материала

беседа

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

Презентация к уроку

25.

О вреде алкоголя.

-Немного истории;

- О вреде алкоголя;

- Профилактика ;

- Подросток и алкоголь.

Урок изучения нового материала

мини-конференция

индивидуальная

частично-поисковый

устный: по ре-зультатам выс-тупления на мини-конференции

Презентация к уроку

26.

О наркотической зависимости.

-Немного истории;

- О вреде наркотиков;

- Профилактика ;

- Подросток и наркотики.

Урок изучения нового материала

мини-конференция

индивидуальная

репродуктивный

Презентация к уроку

фильм

27.

Гигиена позвоночника.

-.Понятие об осанке;

-.Роль позвоночника в организме человека;

-.Приемы сохранения здорового позвоночника. Прак. работа №7

-.Профилактика искривлений позвоночника и скелета у детей и подростков.

Комбинированный урок

рассказ

практическая работа

индивидуальная

объяснительно-иллюстративный

репродуктивный

письменный: по итогам практической работы

28.

Травматизм и его профилактика.

- Понятие о травматизме;

- Виды травм и их последствий;

-Профилактика травматизма у детей и подростков.

- Школьный травматизм и его профилактика.

Урок изучения нового материала

видео-урок

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

29.

Отравление и его профилактика.

-Понятие об отравления;

-Классификация отравлений и их влияние на организм человека;

- Профилактика отравлений у детей и подростков.

-Пищевые отравления.

- О Ядовитых грибах, растениях и животных.

-Приемы первой помощи при отравлении.

Урок изучения нового материала

мини-конференция

индивидуальная

частично-поисковый

устный: по ре-зультатам выс-тупления на мини-конференции

30.

Что нужно знать о лекарствах.

- Об опасности самолечения;

-О хранении лекарств в доме;

-Приемы первой помощи при лекарственной  передозировке;  - Когда и как  нужно принимать лекарства.

Урок изучения нового материала

рассказ с элементами беседы

фронтальная

частично-поисковый

репродуктивный

устный текущий

31.

Правила безопасного поведения на воде.

- О поведении на воде;

- О спасении утопающих;

- Правила оказания первой помощи спасенному  от утопления;

Гигиена купающегося в водоеме.

Комбинированный урок

Урок изучения нового материала

индивидуальный

объяснительно-иллюстративный

репродуктивный

письменный: по итогам практической работы

Презентация к уроку

32.

Предосторожности при общении с животными.

- Об истории одомашнивания животных;

- Виды домашних животных;

-Опасности, подстерегающие при общении с домашними питомцами;

- Предосторожности при общении с животными.

Урок изучения нового материала

рассказ с элементами беседы

фронтальная

репродуктивный

устный текущий

33.

Внутренняя боль и её опасность.

- Понятие о внутренней боли;

- Разновидности внутренней боли;

- симптомы заболеваний (аппендицит, зубная боль, головная боль, боли после ушибов и травм, кровяное давление)_

- Опасность внутренней боли;

-Профилактика и первая помощь.

Урок изучения нового материала

рассказ с элементами беседы

фронтальная

метод проблемного обучения

устный текущий

34.

Контрольно-обобщающий урок

Выполнение зачетных заданий в игровой форме.

Урок контроля знаний

Зачет - игра

парная

репродуктивный

тематический устный и письменный

кроссворд

     

   

№ п/п

1

 


Приложение (практические и лабораторные работы)

Практическая работа №1

Тема. «Составление режима дня школьника».

Цель: научиться составить  правильный режим дня школьника

Оборудование: презентация урока

Ход работы

  1. Составление режима дня

(Выполняется в рабочей тетради)

Расположите по порядку режимные моменты: зарядка, обед, одеться, ужин, подъем, умывание, сон, свободное время, приготовление уроков, подготовка ко сну, прогулка, завтрак, застелить постель, занятия в школе.

После обсуждения в тетради появляется:

1. Подъем

8. Обед

2. Зарядка

9. Прогулка

3. Умывание

10. Приготовление уроков

4. Одеться

11. Ужин

5. Застелить постель

12. Свободное время

6. Завтрак

13. Подготовка ко сну

7. Занятия в школе

14. Сон

У школьника, который учиться в первую смену, распорядок дня будет приблизительно таким:

Конечно, распорядок дня может быть другим: если вы учитесь во вторую смену, если посещаете кружки и секции по интересам. Но в любом случае вы должны продумать свой режим дня и обязательно его соблюдать!

Практическая работа №2

Тема. «Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к сну человека»».

Цель: изучить санитарно- гигиенические требования, предъявляемые к спальным помещениям, постельному белью и пр.

Оборудование: презентация урока, информационная карточка.

Ход работы:

1.Изучить по информационной карточке санитарно- гигиенические требования, предъявляемые к спальным помещениям, кроватям, постельному белью.

2.Объяснение этих требований с анатомо-физиологической точки зрения.

3.Опрос одноклассников и родственников продолжительности сна в зависимости от санитарно- гигиенических условий спальных помещений и др.Оформить результаты в таблицу.

4.Оформление итоговых санитарно- гигиенических требований, предъявляемых к спальным помещениям, постельному белью и пр.

Информационная карточка

Продолжительность сна. Результаты эксперимента.

 Имена

ребят

число

11/12

12/13

13/14

14/15

15/16

16/17

Практическая работа №3

Тема. «Найди человека» или личная гигиена школьник».

Цель: формировать понятие о личной гигиене

Оборудование: презентация урока, таблица

Ход работы

Найдите человека, который соответствует какому-то из приведенных описаний, и поставить его имя напротив этого описания.

Аккуратный

Приятный

Всегда хорошо причесан

Чистые руки

Всегда носит вторую обувь

Соблюдение гигиенических правил является одним из условий, которые определяют культуру человека.

Дети, которые всегда следят за своей чистотой, никогда не болеют, а если и болеют, то очень редко.

Практическая работа №4

Тема. «Уход за зубами».

Цель: формировать понятие и приемы  правильного  ухода за зубами

Оборудование: презентация урока, информационная карточка, расческа, вата

Ход работы

Здоровые зубы — важное условие сохранения здоровья человека. В больных зубах начинают размножаться болезнетворные микробы. Потеря зубов приводит к нарушению пищеварения, болезням желудка и кишечника. Разрушение зубов начинается с повреждения эмали. Это может произойти при разгрызании орехов, из-за резкой смены горячей и холодной пищи и пр. В эмали образуются трещинки. Через них в зуб проникают микробы. Зуб заболевает и начинает разрушаться. Больные зубы могут стать причиной заболевания сердца, суставов, почек, горла и других органов. Остановить процесс разрушения зуба может только врач. 

Уход за зубами

Чтобы сохранить зубы здоровыми, надо после каждой еды рот прополаскивать, а зубы ежедневно чистить утром и вечером.

Существуют        определенные правила   чистки   зубов:   сначала рот прополаскивают  водой   комнатной температуры, затем щеткой с пастой чистят передние и боковые поверхности зубов. Чтобы удалить все частицы пищи, застрявшие в зубах, щетку следует вести от десны к краю зуба. Необходимость этого подтверждает; следующий опыт.

1.Возьмите расческу и начешите на нее вату так, чтобы часть ее застряла между зубьями расчески.

2.Попробуйте удалить эту вату, двигая зубной щеткой слева направо так, как обычно трут зубы дети.

3.А теперь то же самое сделайте движениями от основания зубьев расчески к их краям. Вата легко удаляется.

После чистки жевательной и внутренней поверхности зубов надо  закончить процедуру полосканием рта. Зубная щетка у каждого человека должна быть своя. После употребления ее нужно вымыть и оставить намыленной. Мыло со щетки смывают перед следующей чисткой.

Практическая работа №5

Тема. «О чем может рассказать упаковка». 

Цель: научить учеников использовать информацию о продуктах питания.

Оборудование: упаковки от соков, молочных продуктов, этикетки крупяных,

кондитерских изделий, консервов.

Ход работы

1. Определите срок годности продукта.

2. Определите его состав.

3. Уточните состав и энергетическую ценность компонентов.

4. Ответьте на вопросы: какие еще сведения содержатся на упаковках пищевых продуктов? Для чего они необходимы?

5. Составьте рекомендации по использованию информации о продуктах питания.

6. Предложите свой вариант представления необходимой информации о продукте на упаковке для домашних консервов или других пищевых продуктов.

Практическая работа №6

Тема. «Суточный пищевой рацион школьника». 

Цель: познакомиться с основными правилами составления пищевых рационов; научиться составлять пищевой рацион в зависимости от энергетических затрат.

Оборудование: справочные таблицы химического состава и калорийности пищевых продуктов, средней величины суточной затраты энергии, содержания витаминов; калькулятор.

Ход работы

Урок проводится в форме практического  занятия.

I. Подготовка к проведению работы.

Учитель напоминает, что в живом организме обмен веществ происходит всегда, даже при совершенном мышечном покое.

II. Выполнение самостоятельной работы.

Учащиеся должны заполнить две таблицы (прихода и расхода энергии), подсчитать разницу между приходом и расходом энергии и определить примерное изменение веса тела за день, считая, что 9 ккал энергии дают прибавку веса на 1 г.

Таблицу средних затрат энергии при различных видах деятельности в 1 час на 1 кг веса человека учитель приводит на доске:

1. Чтение и приготовление уроков

2. Работа в мастерской или занятия спортом

3. Прогулка

4. Мытье посуды или другая легкая домашняя работа

5. Спокойное сидение

6. Шитье

7. Занятия музыкой

1,5 ккал 3,4 ккал 3 ккал

2 ккал

1.4 ккал

1.5 ккал 1,5 ккал

В качестве примера приводится работа ученицы N.

ВЫЧИСЛЕНИЕ ПРИХОДА И РАСХОДА ЭНЕРГИИ ЗА 7 МАРТА

I. ПРИХОД ЭНЕРГИИ

Название продуктов

Количество, г

Приход энергии, ккал

1 . Хлеб черный

150

188x1,5 = 282

2. Хлеб белый

150

258 х 1,5 = 287

3. Мясо

200

278 х 2 = 556

4. Сахар

100

388 х 1 = 388

5. Картофель

400

63x4 = 252

6. Молоко

200

66x2=132

7. Морковь

50

63x0,5 = 31,5

8. Яблоки

300

42x3 = 126

Итого:

——

2155 ккал

94

И. РАСХОД ЭНЕРГИИ

Виды деятельности

Кол-во, ч

Расход энергии, ккал/1 кг веса

1. Чтение 2. Прогулка 3. Приготовление уроков 4. Помощь по хозяйству 5. Сон

6

2 5 2 9

1,4x6 = 8,4 2,8 х 2 = 5,6 1,5x5 = 7,5 2x2 = 4 1x9 = 9

Итого:

— —

34 ккал

Вес тела - 62 кг.

34 х 62 = 2108 кг - расход энергии за день.

Разница между приходом и расходом энергии за день:

2155-2108 = 47 ккал.

Изменение веса тела за день: 47 : 9 = 5,2 (г)

Вывод: на 5,2 г прибавила в весе в этот день.

Цифры получаются, конечно, приблизительные. Но это не имеет существенного значения для образования правильных понятий.

III. Анализ результатов работы.

Учащиеся должны проанализировать баланс прихода и расхода энергии и на этой основе оценить свой рацион, режим дня и сделать соответствующие выводы.

Практическая работа №7

Тема. «Определение гибкости позвоночника». 

Цель: выявить уровень гибкости позвоночника у  учащихся.

Оборудование: табурет, линейка. (Табурет можно заменить ступенькой лестницы.)

Ход работы

1. Возьмите в руки линейку и встаньте на табурет или ступеньку лестницы.

2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.

3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем табурета (лестницы). Если пальцы оказываются ниже плоскости табурета, ставьте знак «+». (Например, +3. Это значит, что пальцы опустились на 3 см ниже плоскости табурета.) Если пальцы не достали табурета, ставьте знак «—». (Например, —5. Это значит, что средний палец отстоит от плоскости табурета на 5 см.)

4. Подсчитайте среднюю гибкость позвоночника мальчиков и девочек в условных единицах (см). Для этого вычислите среднюю гибкость, суммируя полученные данные мальчиков, а затем девочек. Первую из полученных сумм разделите на число участников, вторую на число участниц эксперимента. Затем сравните результаты по формуле:

(результаты девочек −результаты мальчиков)  •    100

           результаты девочек

Оценка результатов. По статистике гибкость девочек на 20— 25% больше, чем мальчиков. Характерно ли это соотношение для вашего класса?

Лабораторная работа №1

Тема. «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета».

Цель: воспитывать культуру здоровья.

Ход работы

1. Состояние противоинфекционного иммунитета можно оценить по частоте и тяжести переносимых в течение года простудных заболеваний (ОРЗ). Если вы в течение года ни разу не болели, то можете оценить сопротивляемость своего организма инфекциям в 100 баллов.

2. При утвердительном ответе на следующие вопросы вычитайте из 100 баллов числа, указанные в правом столбике таблицы.

Вопросы

Вычесть из 100 баллов

1

2

1.Сколько раз в течение года вы болели простудными или вирусными заболеваниями?

1 раз

2-3 раза

4-5 раз

более 5 раз

2. Долго ли продолжаются ОРЗ? Да.

3.Переходили ОРЗ в бронхит или пневмонию? Да.

4.Бывает ли у вас аллергия? Да.

10

25

40

60

10

15

15.

3. Подведите итоги, сложив полученные после вычитания цифры.

4. Сделайте вывод о причинах, которые ослабляют противоинфекцинный иммунитет.

Лабораторная работа №2

Тема. «Оценка состояния физического здоровья».

 Цель: научиться объективно, оценивать состояние своего здоровья.

 Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

 Ход работы

1. Подсчитайте пульс (количество ударов в минуту) в состоянии покоя.

2. Выполните 20 приседаний за 30 с.

3. Подсчитайте пульс после физической нагрузки.

4. Проанализируйте изменение частоты сердцебиений и сравните их с данными таблицы.

Средние значения величины пульса до и после нагрузки

Характеристика

Спортсмены

Здоровые нетренированные люди

Лица с нарушениями сердечно-сосудистой системы

1

2

3

4

В состоянии покоя

58

72

80

В состоянии после нагрузки

88

107

122

Прирост частоты сердцебиений

30

35

42

5. Сделайте вывод об оценке своей физической подготовленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Здоровый образ жизни"

Представлена программа элективного курса на 17 часов  "Мы за здоровый образ жизни"....

Элективный курс "Здоровый образ жизни"

Рабочая программа элективного курса "Здоровый образ жизни" предназначена для учащихся 8 класса....

План-конспект урока по элективному курсу "Здоровый образ жизни" в 8 классе "Суточный пищевой рацион школьника"

Форма урока: практическое заниятие. Цели урока: научиться рассчитывать приход энергии в организм школьника и расход энергии в зависимости от энергетических затрат, а также научиться определять примерн...

Программа элективного курса «Здоровый образ жизни»

Содержание элективного курса: курс позволяет в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы,содержание курса, форма его организации по...

Элективный курс "Здоровый образ жизни"

Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессияммедико - биологического профиля (врач, медицинская сестра, эколог-гигиенист и т.д.)За основу  взят    курс...

Программа элективного кружка здоровый образ жизни

Курс предназначен для учащихся 9 класса....

Программа элективного курса «Здоровый образ жизни» для 9 класса (8 часов)

Элективный курс "Здоровый образ жизни" интересен и нужен подросткам. Он включает вопросы правильного питания, гигиены и культуры питания. Изучается материал об инфекционных и функциональных заболевани...