Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме
Пояснительная записка.
Планирование составлено в соответствии с программой «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г
Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер и включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.
Распределение времени на изучение отдельных тем курса в соответствии с рекомендациями программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bio_6_2_chasa.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.
№ урока | № урока в раз- деле | Тема урока | Изучаемые понятия | Лабораторные и практические | Демонстрации | Примечания межпредметные связи | Домашнее задание |
Общее знакомство с растениями 7 часов. | |||||||
1 | 1 | Наука о растениях - ботаника | Биология. Ботаника, царства, многообразие, значение, применение | растения | Стр 3-6 | ||
2 | 2 | Мир растений. | культурные, дикорастущие, однолетние, многолетние, лекарственные, декоративные, деревья, кустарники, травы, признаки растений | Гербарии, таблицы, натуральные объекты | §1 | ||
3 | 3 | Цветковые и хвойные растения. | Признаки растений, хлорофилл, основные органы, | л/р №1 «Знакомство с цветковыми растениями» | Гербарии, таблицы, натуральные объекты | ТБ, культура рабочего места | §2 Стр 10-13 |
4 | 4 | Споровые растения. | Признаки растений, спора | Гербарии, таблицы, натуральные объекты | §2 | ||
5 | 5 | Растение – организм. | Система органов, обмен веществ, размножение, рост, развитие | Гербарии, таблицы, натуральные объекты | §.3 | ||
6 | 6 | Условия жизни растений. | Среда обитания, факторы среды, абиотические, биотические, антропогенные, экология | §3,4 | |||
7 | 7 | Среды жизни растений. | Водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная, приспособленность, многообразие. | таблицы | §4,5 | ||
Клеточное строение растений 5 часов. | |||||||
8 | 1 | Увеличительные приборы. | Увеличительные приборы, клетка | л/р №2 «Строение микроскопа» | микроскоп | ТБ, культура рабочего места | §6 |
9 | 2 | Строение растительной клетки. | оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро, пластиды, хлорофилл, обмен веществ, деление, рост | л/р №3 «Рассматривание клеток» | Таблицы, микропрепараты | ТБ, культура рабочего места | §7 |
10 | 3 | Жизнедеятельность клетки. | Движение цитоплазмы, питание, дыхание, обмен веществ, рост, деление. | §8 | |||
11 | 4 | Ткани растений. | Ткань, межклетник, образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая | Таблицы, | §9 | ||
12 | 5 | Повторение. | |||||
Органы цветковых растений 20 часов. | |||||||
Семя 3 часа. | |||||||
13 | 1 | Внешнее и внутреннее строение семени | Кожура, рубчик, микропиле, эндосперм, зародыш, двудольные и однодольные | л/р №4«Строение семени фасоли» | таблицы, натуральные объекты | ТБ, культура рабочего места | §10 |
14 | 2 | Условия прорастания семян. | Прорастание, запас питательных веществ, температура, кислород, вода. | таблицы | §11 | ||
15 | 3 | Значение семян. | Размножение, расселение, значение для человека. | § 12 | |||
Корень 4 часа. | |||||||
16 | 4 | Внешнее строение корня. | Функции корня. Корень, корневая система, главный, боковой, придаточный корни, стержневая и мочковатая корневая система, корневые волоски, чехлик. | л/р №5 «Рассматривание корня у проростка фасоли» | таблицы, натуральные объекты | ТБ, культура рабочего места | §13 |
17 | 5 | Лабораторный урок. | Корневые волоски, чехлик | л/р №6 «Рассматривание корневых волосков и чехлика» | таблицы, натуральные объекты | ТБ, культура рабочего места | §13 |
18 | 6 | Внутреннее строение корня. | Зоны деления, роста, всасывания, проведения. Восходящий и нисходящий ток жидкости. | таблицы | § 14 | ||
19 | 7 | Значение корней. | Функции корня, разнообразие корней. | § 15 | |||
Побег 8 часов. | |||||||
20 | 8 | Строение и значение побега. | Побег, стебель, листья, почки, узел, междоузлие, пазуха, пазушная и верхушечная почки, листорасположение, листовая мозаика | л/р №7 «Побег, листорасположение» | Гербарии, таблицы, натуральные объекты | ТБ, культура рабочего места | § 16 |
21 | 9 | Внешнее и внутреннее строение почки. | Почка, почечные чешуи, почки вегетативные и генеративные, конус нарастания, рост, прищипка. | Гербарии, таблицы, натуральные объекты | § 17 | ||
22 | 10 | Внешнее и внутреннее строение листа. | Листья простые и сложные, жилки, жилкование, устьица, кожица, мякоть листа, столбчатая ткань, световые и теневые листья. | Гербарии, таблицы, натуральные объекты, микропрепараты | § 18 | ||
23 | 11 | Лабораторный урок. | л/р №8 «Внутреннее и внешнее строение листа» | ТБ, культура рабочего места | |||
24 | 12 | Функции листа. | Фотосинтез, испарение воды, газообмен, выделение, листопад, видоизменения листьев. | §19 | |||
25 | 13 | Внешнее и внутреннее строение стебля. | Функции стебля, сердцевина, древесина, сосуды, ситовидные трубки, годичные кольца, розетки, плети, усы, лианы, суккуленты, корневище, клубень, луковица | л/р №9 «Внутреннее и внешнее строение стебля» | таблицы | §20 | |
26 | 14 | Многообразие стеблей. | Розетки, плети, усы, лианы, суккуленты... | §21 | |||
27 | 15 | Видоизменения подземных побегов. | Корневище, столон, клубень, луковица. | л/р №10 «Строение клубня и луковицы» | таблицы, натуральные объекты | ТБ, культура рабочего места | §22 |
Цветок и плод 5 часов. | |||||||
28 | 16 | Строение и значение цветка. | Семенное размножение, околоцветник, пестик, тычинка,, цветки мужские, женские, растения однодомные, двудомные. | л/р № 11 «Строение цветка» | Гербарии, таблицы, натуральные объекты | ТБ, культура рабочего места | § 23 стр 85-86 |
29 | 17 | Соцветия. | Простые и сложные соцветия | л/р № 12 «Соцветия» | § 23 стр 87-88 | ||
30 | 18 | Цветение и опыление. | Опыление, оплодотворение, самоопыление, перекрёстное опыление | Гербарии, таблицы, натуральные объекты | § 24 | ||
31 | 19 | Плод. | Плод, приспособления к распространению, сухие и сочные, многосемянные, односемянные плоды. | §25 | |||
32 | 20 | Взаимосвязь органов растения. | Биосистема | Повторить строение корня | §26 | ||
Основные процессы жизнедеятельности растений 10 часов. | |||||||
33 | 1 | Корневое питание растений. | Корневое питание, корневые волоски, удобрения, макро и микроэлементы, плодородие почвы | таблицы, | Повторить строение корня | § 27 | |
34 | 2 | Воздушное питание растений. | Воздушное питание, автотрофы и гетеротрофы, лист | таблицы, натуральные объекты | Повторить строение листа | §28 | |
35 | 3 | Космическая роль зелёных растений. | Космическая роль растений, энергия, кислород, фотосинтез, хлорофилл. | Повторить строение устьица | §29 | ||
36 | 4 | Обмен веществ у растений. | Дыхание, фотосинтез, водообмен. | таблицы, | § 30 | ||
37 | 5 | Значение воды в жизнедеятельности растений. | Водообмен, экологические группы по отношению к воде | л/р №13 «Знакомство с растениями разных экологических групп» | таблицы, натуральные объекты | Повторить строение цветка §24,23 | §31 |
38 | 6 | Размножение и оплодотворение растений. | Размножение, половое (опыление, оплодотворение, гамета, зигота, зародыш), | таблицы, натуральные объекты | § 32 | ||
39 | 7 | Вегетативное размножение у растений. | Размножение бесполое (вегетативное *клубень, луковица, черенки, прививка, культура тканей*, спорами) | л/р №14 «Черенкование комнатных растений» | таблицы, натуральные объекты | §33,34 | |
40 | 8 | Рост и развитие растительного организма. | Семя, проросток, рост в длину и толщину, развитие | Гербарии, таблицы, натуральные объекты | § 35 | ||
41 | 9 | Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. | сезонные и суточные ритмы, биотические, абиотические, антропогенные факторы | §36 | |||
42 | 10 | Повторение. | |||||
Основные отделы царства Растения 11 часов. | |||||||
43 | 1 | Понятие о систематике растений. | Бинарная номенклатура, таксономические единицы | таблицы, | §37 | ||
44 | 2 | ||||||
45 | 3 | Водоросли. | Таллом, одноклеточные, колониальные, нитчатые, многоклеточные, зелёные, бурые, красные водоросли, ризоиды | л/р №15 «Знакомство с водорослями по гербарным образцам» | таблицы, гербарии | гаметофит | § 38,39 |
46 | 4 | Отдел Мохообразные. | Гаметофит, спорофит, земноводные растения, ризоиды, торфообразование | л/р № 16 «Изучение внешнего строения мхов» | Гербарии, таблицы, натуральные объекты | §40 | |
47 | 5 | Отдел Папоротникообразные. | Папоротники, хвощи, плауны. Образование каменного угля. Проводящие ткани, антеридии, архегонии, спорангии, спорофит, гаметофит, заросток | л/р № 17 «Изучение внешнего строения папоротникообразных» | Гербарии, таблицы, натуральные объекты | §41 | |
48 | 6 | Отдел Голосеменные. | семя, пыльца, семязачаток | л/р №18 «Внешний вид хвойных» | таблицы, | §42 | |
49 | 7 | Отдел Покрытосеменные. | Цветок, плод, классы | таблицы, | § 43 | ||
50 | 8 | Семейства класса Двудольные. | Розовые, Бобовые, Капустные, Астровые, Паслёновые, формула цветка, соцветие, плод | Определение растений | Гербарии, таблицы, натуральные объекты | § 44 | |
51 | 9 | ||||||
52 | 10 | Семейства класса Однодольные. | Лилейные, злаковые. | Определение растений | Гербарии, таблицы, натуральные объекты | повт§43-45 | §45 |
53 | 11 | Лабораторный урок. | л/р №19 Определение растений | Гербарии, определительные карточки | |||
Историческое развитие растительного мира 4 часа. | |||||||
54 | 1 | Эволюция растений. | Эволюция, ядерные, доядерные, псилофиты, палеоботаника | § 46, 47 | |||
55 | 2 | ||||||
56 | 3 | Многообразие и происхождение культурных растений. | Искусственный отбор, селекция, центры происхождения, сорняки | § 48,49 | |||
57 | 4 | ||||||
Царство Бактерии 2 часа. | |||||||
58 | 1 | Бактерии. | Прокариоты, паразиты, сапрофиты, симбионты | таблицы | § 50-52 | ||
59 | 2 | ||||||
Грибы. Лишайники. 3 часа. | |||||||
60 | 1 | Грибы. | Эукариоты, грибница, гифы, плодовое тело, споры | л/р № 20 «Плесневые грибы» | таблицы, микропрепараты | ТБ, культура рабочего места | §53 |
61 | 2 | Многообразие и значение грибов | микориза, симбионты, паразиты, хищники | л/р № 21 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | §54 | ||
62 | 3 | Лишайники. | слоевище, накипные, листоватые, кустистые лишайники | таблицы, натуральные объекты | §55 | ||
Природные сообщества 6 часов. | |||||||
63 | 1 | Фитоценозы. Биоценозы. Экосистема. | Фитоценоз, Биоценоз. Экосистема. Условия среды | экскурсия | таблицы, | §56 | |
64 | 2 | Приспособленность организмов к совместной жизни. | ярусность | экскурсия | §57 | ||
65 | 3 | Смена природных сообществ. | Временные и конечные сообщества | экскурсия | §58 | ||
66 | 4 | Многообразие природных сообществ. | экскурсия | §59 | |||
67 | 5 | Взаимосвязь организмов и неживой природы. | экскурсия | §60 | |||
68 | 6 | Летние задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед) Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С. на 2012 – 2013 учебный год
Рабочая программа на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы....
Биология ЕГЭ Зачет по теме "Растения. Грибы.Бактерии"
Тестовые задания по подготовке к ЕГЭ по биологии при повторении курса "Растения.Грибы.Бактерии" (Часть 1,2,3)...
Авторская программа элективного курса для 11 класса по биологии "Биология растений, грибов и лишайников"
Программа элективного курса «Биология растений, грибов, лишайников» отвечает требованиям педагогических задач, а именно раскрытию интересов подростков к выбору...
Тематическое планирование по биологии Курс «Растения. Грибы. Бактерии» (в соответствии с требованиями ФГОС ООО)
Как эффективный инструмент помощи учителю биологии в планировании и подготовке к урокам куса биологии «Растения. Грибы. Бактерии» в соответствии с требованиями нового стандарта вашему вниманию предлаг...
Календарно-тематическое планирование по биологии «Растения. Грибы. Бактерии» YIII вид для 7 класса на 2014-2015 учебный год
Календарно-тематическое планирование по биологии «Растения. Грибы. Бактерии»...
Поурочное планирование, 5 класс, учебник: Н.Я.Виленкин
Поурочное планирование Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. Математика 5 класс...
Поурочное планирование, 6 класс, учебник: Н.Я.Виленкин
Поурочное планированиеВиленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. Математика 6 класс...