Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед) Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С. на 2012 – 2013 учебный год
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

 

Рабочая программа на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,- Москва, «Вентана-Граф», 2009 г.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знанийо живой природе и присущих ей закономерностях
  • овладение умениямиприменять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитаниепозитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование

«Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед)

Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С.

на 2012 – 2013 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,- Москва, «Вентана-Граф», 2009 г.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  2. овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  5. использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи программы:

Обучения:

привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков  изучения нового материала, лабораторные работы и экскурсии.

  1. создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и                         систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического       образования через систему  уроков;

           - способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения                      работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать      их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать      наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ        и экскурсии;

          -продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить    развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и    делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях    (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)

 Развития: создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников

      -слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,

      -эстетических эмоций,

      -положительного отношения к учёбе,

      -умения ставить цели

Воспитания: способствовать формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у  шестиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные  работы.

Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоцетологии, микробиологии, растениеводства. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрение биологических явлений от клеточного уровня строения растений к  надорганизменному – биогеоцинотическому и  способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

        Рабочая программа рассчитана на 34 часа в соответствии с учебным планом школы МБОУ СОШ № 5 на 2012-2013 учебный год, тогда, как авторская программа И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс» предусматривает 37 часов, поэтому возникает необходимость сокращения часов на изучение отдельных тем, а именно: сократить на 2 часа раздел «Органы цветковых растений», и на 1 час раздел «Природные сообщества». В авторской программе нет чёткого распределения материала и нумерации лабораторных работ. Это сделано в рабочей программе, с сохранением полной практической части.

        

                                     Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

авторская программа

рабочая программа

1

Введение. Общее знакомство с растениями.

3

3

2

Клеточное строение растений

2

2

3

Органы цветковых растений:              

       - семя

       - корень

       - побег

       - цветок и плод

12

2

1

7

2

10

2

1

5

2

4

Основные процессы жизнедеятельности растений

7

7

5

Основные отделы царства растений

5

5

6

Историческое развитие растительного мира на Земле

1

1

7

Царство Бактерии

2

2

8

Царство Грибы. Лишайники

3

3

9

Природные сообщества

2

1

11

Итого

37

34

12

Количество лабораторных работ

26

26

13

Экскурсии

6

6

        

Требования к подготовке учащихся по предмету

Знать

- основные систематические категории, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;

Характеризовать

- строение, функции клеток бактерий, грибов, растений

- строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма

-особенности питания автотрофных организмов и гетеротрофных

-размножение, рост, развитие бактерий, грибов, растений

-среды обитания организмов, экологические факторы

-природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе

Обосновывать

-взаимосвязь строения и функций клеток, органов, организма и среды как основу целостности организма

-влияние деятельности человека на среду обитания


 Календарно-тематический план

 «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед)

Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С.

Урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата проведения

Оборудование

По плану

По факту

1

2

3

4

5

6

  1. Введение. Общее знакомство с растениями.

3

1

Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Применение ботанических знаний.

1

Живые таблицы, портреты учёных, фото, муляжи плодов

2

Многообразие мира растений. Жизненные формы растений. Экскурсия №1 «Мир растений вокруг нас»

2

Живые комнатные растения, гербарии, карандаш, блокнот, ноутбук, мультимедиа-система

3

Общие признаки растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. Условия жизни растений. Основные экологические факторы. Среды жизни организмов на Земле.

Лабораторная работа № 1 «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения.

3

Живые растения, гербарии, таблицы: «Органы цветкового растения», « Голосеменные растения», «Папоротники», «Водоросли», «Мхи», ноутбук, мультимедиа-система

  1. Клеточное строение растений

2

4

Клетка – основная структурная единица организма растения.Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения.

Лабораторная работа №2

« Знакомство с клетками растений».

1

Лупы, таблица «Строение растительной клетки», микроскоп, портреты учёных: Антони ванн Левенгука, Роберта Гука, Теодора Шванна и Матиса Шлейдена, ноутбук, мультимедиа-система

5.

Понятие о тканях. Растение – многоклеточный организм. Процессы жизнедеятельности клеток.

2

        Таблица «Ткани растений», ноутбук, мультимедиа-система

3.Органы цветковых растений.

Семя

10

2

        

6

Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Лабораторная работа №3

 « Изучение строения семени двудольных растений».

1

Таблицы : «Строение и прорастание фасоли», «Строение и прорастание семян пшеницы», гербарии фасоли и пшеницы, коллекция семян однодольных и двудольных растений растений, сухие и размоченные семена фасоли, лупы , пинцеты, препаровальные иглы.

7

Разнообразие семян. Значение семян для растения. Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву.Лабораторная работа № 4 

« Разнообразие семян овощных культур»

2

Семена различных овощных культур, ноутбук, мультимедиа-система

Корень

1

8

Виды корней. Типы корневых систем. Внешнее строение корня и внутреннее строение корня. Зоны корня. Кончик корня и корневой чехлик. Корневые волоски и их роль.

1

Комнатные растения, гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой, таблицы: « Строение корня растений», «Вегетативные органы растения», « Цветковое растение и его органы», проростки фасоли, гороха, кукурузы, луковицы с корнями; ноутбук, мультимедиа-система (демонстрация слайдов «Клеточное строение корня», «Покровная ткань растений», « Образовательная ткань растений», « Проводящая ткань растений».

Побег

5

9

Строение и значение побегов для растений.

1

Таблица «Строение побега», комнатные растения, побеги деревьев и кустарников с различным листорасположением и этикетками с названиями, ноутбук, мультимедиа-система ( демонстрация слайдов»Строение побегов  растений)

10

Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные.

Лабораторная работа № 5

 « Строение вегетативных и генеративных почек».

2

Лупа ручная, инструментарий, побеги с почками сирени, тополя или смородины чёрной, ноутбук, мультимедиа-система

11

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Разнообразие листьев. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Экскурсия №2 « Жизнь растений зимой»

3

Комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок, гербарии листа ивы, блокнот, карандаш

12

Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля.

Лабораторная работа № 6 «Внешнее и внутреннее строение стебля»

4

Гербарии, ветки деревьев, таблицы: «Внешнее строение стебля», «Внутреннее строение стебля», инструментарий, зимняя ветка тополя, комнатное растение пеларгония, ноутбук, мультимедиа-система

13

Многообразие побегов. Видоизменения надземных и подземных побегов.

Лабораторная работа №7 « Строение корневища, клубня и луковицы»

5

Дидактический материал, ноутбук, мультимедиа-система

( демонстрация слайдов «Разнообразие стеблей растений»,

 « Подземные видоизменённые побеги», комнатные растения, гербарии растений с различными видами стеблей(корневищного пырея), луковица, клубень картофеля

Цветок и плод

2

14

Цветок, его значение и строение. Околоцветник, тычинки, пестик. Соцветия. Биологическое значение.

Лабораторная работа № 8

 « Строение цветка.  Типы соцветий»

1

Таблицы:» Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений», цветущие комнатные растения, гербарии цветущих растений, разборные модели : « Цветок вишни», « Цветок картофеля», гербарии растений с соцветиями : подорожник, василёк, клевер, черёмуха, ноутбук, мультимедиа-система

15

Плод и его значение. Разнообразие плодов. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

Экскурсия №3 «Мир растений на подоконнике, путешествие с домашними растениями».

2

Таблицы:» Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений»,мультимедиа-система ( слайды « Типы плодов»), коллекция сухих и сочных плодов, семян, муляжи плодов, плоды яблока, томата, киви, апельсина

4.Основные процессы жизнедеятельности растений

7

16

Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Удобрения.

1

Таблицы: « Клеточное строение корня», «Проводящая ткань растений» гербарии растений

17

Воздушное питание растений. Фотосинтез. Понятия « автотрофы» и « гетеротрофы». Роль зелёных растений как автотрофов.

2

Комнатные растения, несколько растений, выдержанных предварительно в темноте, гербарии различных растений, схема проведения фотосинтеза, результаты опытов, заложенных ранее, чёрная бумага, не пропускающая свет, горячая вода, спирт, ванночки, пинцет, водный раствор йода, стеклянный колпак, кусок стекла

18

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.

3

Таблица, ноутбук, мультимедиа-система

19

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.

4

Комнатные растения, таблицы « Строение корня», «Строение стебля», «Строение листа»

20

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение размножения.

5

21

Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Черенкование, отводки, прививки, размножение тканями.

Лабораторная работа № 9

 « Черенкование комнатных растений»

6

Таблицы: «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений», рисунки и фотографии растений, комнатные растения, гербарии, клубень картофеля, луковица лука

22

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений.

7

5. Основные отделы царства растений

5

23

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Водоросли. Общая характеристика водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

1

Комнатные растения, гербарии растений различных систематических групп; таблицы основных отделов растений, ноутбук, мультимедиа-система ( демонстрация слайдов «Одноклеточные водоросли», гербарии различных многоклеточных водорослей, живые водоросли из аквариума

24

Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика, размножение и развитие. Значение мхов.

3

ноутбук, мультимедиа-система ( демонстрация слайдов « Растения болот». « Зелёный мох кукушкин лён»,

« Сфагновые мхи и их строение» гербарные материалы сфагнума, кукушкина льна

25

Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов.

4

Таблица «Цикл развития папоротника», живые экземпляры комнатных папоротников, гербарные образцы папоротников, хвощей, плаунов

26

Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие. Семенное размножение. Значение хвойных растений и лесов.

5

Живые побеги сосны и ели с шишками, шишки различных голосеменных растений, гербарные экземпляры различных голосеменных растений, ноутбук, мультимедиа-система ( слайды «Строение и размножение сосны», «Растения елового леса»,)

27

Покрытосеменные. Их общая характеристика, многообразие и значение. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.

6

Таблицы с изображением различных цветковых растений, таблица

« Дикорастущие и культурные растения», различные комнатные растения, гербарные экземпляры покрытосеменных растений различных сред обитания, наборы муляжей плодов различных культурных растений, Красная книга растений

6. Историческое развитие растительного мира на Земле

1

28

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция. Значение трудов Н.И. Вавилова.

1

Ноутбук, мультимедиа-система ( слайды « Развитие растительного мира», «Фотосинтез», гербарии мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных, покрытосеменных растений

7. Царство Бактерии

2

29

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

1.

Таблицы: «Царства живой природы», « Бактерии», «Формы бактерий», «Строение растительной клетки»

30

        Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека.

2

Таблицы: «Царства живой природы», « Бактерии», «Формы бактерий», ноутбук, мультимедиа-система

 ( слайды«Семейство бобовые»,  «Значение бактерий»

8. Царство Грибы. Лишайники.

3

31

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, размножение.

Лабораторная работа № 10 «Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов»

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов, ноутбук, мультимедиа-система

32

 Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека.

Лабораторная работа №11 «Изучение строения плесневелых грибов»

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов, ноутбук, мультимедиа-система, лупа ручная , препаровальная игла, микроскопы, инструментарий, плесень на пищевых продуктах

33

Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие и значение  лишайников. Индикаторная роль.

Таблицы:» Лишайники», «Водоросли», «Грибы»,

ноутбук, мультимедиа-система

9. Природные сообщества

2/1

34

Жизнь растений в природе. Природное сообщество как биогеоценоз. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Понятие об экосистеме.

Экскурсия №4 «Жизнь растений в весенний период года»

Таблицы «Растения Красной книги», «Редкие и исчезающие виды растений», гербарии и изображения редких и исчезающих видов растений, Красная книга, блокнот, карандаш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по английскому языку, 10 - 11 класс. УМК 5- 11 под редакцией Кузовлева В. П.

Рабочая программа  составлена к учебнику 10 - 11 класса, под редакцией Кузовлева В. П. УМК 5-11 (3 часа в неделю)...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"

Коллеги, на основе программы  психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова,  ваших и моих личных разработок была написана п...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по алгебре для 8-го класса на 2012-2013 учебный год по УМК А .Г. Мордковича и его соавторов.

Рабочая программа и тематическое планирование предназначены для повседневной работы учителя в 8-ом классе.Программа составлена по УМК А.Г. Мордковича и его соавторов; рассчитана на 105 часов в год и 5...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе по программе Т.М.Баранова и Т.А.Ладыженской

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по русскому языку на 136 часов( 4 урока в неделю)....

Рабочая программа и календарное тематическое планирование по ИЗО для 5-7 классов по программе Ермолинской

Календарное тематическое планирование по ИЗО для 5-7 классов по программе Ермолинской...