Игра-путушествие "В мире птиц".Биология.7 класс
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

 

 

Игра-путешествие

«В мире птиц»

7 класс

Учитель биологии:

Жиркова Татьяна Максимовна

 

 

                                                                           Слайд №1,2, см.приложение

 

На экране    а) Летящие птицы, музыка

                      б) Стихотворение (ведущий читает стихотворение)

 

               Кудряв и зелен лес дремучий

               Листы зарей освещены,

               Огнём охваченные тучи

               В стекле реки отражены

 

               Звенит и льётся птички голос,

               Узнай, о чём она поёт

               Вот царство жизни и свободы!

               Здесь всюду блеск!

               Здесь вечный пир!

               Пойми живой язык природы

               И скажешь ты: прекрасен мир!

                                                                                                     (В.В. Бианки)

I.Вступление.

 

       Мир птиц очень интересный и очень сложный. Птиц вы встречаете, пожалуй, куда чаще, чем других животных, и в тоже время жизнь наших пернатых друзей и соседей остаётся во многом для нас загадкой.

       Сегодня мы проводим игру-путешествие «В мире птиц». Совсем недавно вы изучали их на уроках биологии, кроме того, очень скоро мы будем отмечать День птиц. Пусть эта игра расширит ваши знания о наших пернатых друзьях.

       Сегодня у нас праздник. Встречаются друзья природы, друзья птиц, знатоки и юмористы. Находчивые и знающие их друзья-болельщики, мудрые судьи, гости. (Представляем, знакомим).

       Ну, вперёд! Проверим знания, сразимся в умении узнавать голоса птиц, отдадим должное доброй, умной шутке, проверим себя эрудитами и находчивыми, выполняя неожиданные знания.

 

II. Выход команд, представление.

                                                 

                                Слайд №3, см. приложение

 

(Под весёлую музыку)

       Название команд, экипировку, объяснение девиза, эмблемы оценивает судья.

 

III. Разминка болельщиков.

       Теперь пришла пора проявить себя болельщикам. Необходимо отгадать загадки, анограммы, метаграммы.

 

«Меня ты увидишь теперь лишь в музее,

Крестьяне мной землю пахали всегда.

Но букву одну измени поскорее-

Я очень полезная птица тогда».

                                                   (Соха- сова)

«Всех прилётных птиц черней,

Чистит поле от червей,

Взад- вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…»           

                                                   (Грач)

«Расчирикались как …»

                                                   (Воробьи)

«Раскаркались как …»

                                                   (Вороны)

«Разгалделись как …»

                                                   (Галки)

«С буквы «с»- живу в пруду,

Все рыболовы меня знают.

С буквы «ф» за красоту меня

Жар- птицей называют».

                                                   (Сазан- фазан)

«Простая буква я, ну что же?

Коль сорок раз меня повторишь,

Так сразу птицей стану я,

Всем вам известною, друзья».

                                                   (Сорока)

 

       Теперь переходим к конкурсам.

 

       Конкурс I: «Следопыты»

 

Слайд №4, см.приложения

 

По характеристике узнать о какой птице идёт речь и назвать к какой экологической группе она относится. Задания командам.

 

Примеры характеристик:

  1. Летом они живут на севере, а в начале зимы, улетая от северных морозов, появляются в наших лесах. Питаются рябиной и другими ягодами.

Увидишь, как они, словно красные шарики, висят на дереве, и вспомнишь, что скоро Новый год!

                                                   (Снегири)   (Птицы леса и культурных ландшафтов)

  1. Они очень любопытны. Это хорошо знают охотники. И ещё знают, что нет птицы осторожнее. Вон большое стадо! Завернули голову под крыло и спят спокойно. А чего бояться? У них сторожа! С каждого края стада стоит старая птица, не спит, зорко глядит по сторонам.

                                                   (Гуси)    (Водоплавающие птицы)

  1. С какой стороны не взглянешь на эту птицу- она странная и замечательная.

Самая большая в мире, но не умеет летать. Свои маленькие крылья использует для балансирования при беге. Голова и шея этой птицы голые, а длинные ноги заканчиваются двумя пальцами.

                                    (страус)    (Птицы степей)

Слайд №5, 6, 7, см.приложения   

 

       Конкурс II: «Кто больше назовёт примет, предсказывающих погоду, связанных с птицами.» (команды называют по очереди)

 

Слайд №8, см.приложения

 

Приметы:

  1. Воробья летают кучами- к сухой ясной погоде.
  2. Синица пищит- зиму вещает.
  3. Осенью птицы летят низко- к холодной зиме, высокому- к тёплой.
  4. Коль птиц много и летят они быстро- к близкому ненастью.
  5. Воробьи перелетают стайками с места на место- перед сильным ветром.
  6. Чайки, воробьи много купаются- быть ненастной погоде.
  7. Гусь стоит на одной ноге- к морозу, полощется- к теплу.
  8. Высоко летят гуси- к дружному высокому половодью, низко- к малой весенней воде.
  9. Журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают»- к хорошей погоде.
  10. Воробья сидят, напыжившись- перед дождём.
  11. Стрижи, ласточки низко летают- дождь предвещают.

 

Слайд №9, см.приложения

 

IIIКонкурс: Придумай свои или продолжи.

 

Команды выбирают пакеты с буквами, из которых составляют названия птиц.

(В конвертах по 7-8 букв)

  1. И, а, о, г, ч, л, к, в (чайка, иволга...)
  2. А, е, о, й, в, с, к (сойка, сова…)
  3. О, и, е, т, в, р, л, с (орёл, тетерев…)

 

Слайд №10, см.приложения

 

Конкурс болельщиков

 

Кроссворд «Птичья столовая»

По начальным буквам в клеточки надо вписать названия птиц, которые чаще всего прилетают зимой на кормушки.

                                                                           (Ответы: поползень, чечетка, синица, чиж,

                                                                           снегирь, зяблик, московка, дятел, щёгол, галка,

                                                                            воробей, лазоревка, сойка, овсянка)

 

IVКонкурс : «Дальше, дальше»

 

Слайд №11

 

Быстрый вопрос- быстрый ответ. Командам по 5 вопросов. Получают столько очков, насколько вопросов ответили.

1 команда:

  1. С какой птицей в Китае ловят рыбу?     (пеликан)
  2. Какие куры были предками наших домашних?     (банкивские)
  3. Какого орла называют бородачом?     (ягнатик)
  4. Какая птица поёт хвостом?     (бекас)
  5. Какие птицы в Африке пасут стада?     (страус)

 

2 команда:

  1. Какая из промысловых птиц леса является наиболее ценной?     (рябчик)
  2. Какая птица отличается великолепием окраски?     (павлин)
  3. Какая синиц усата и бородата?     (ремез)
  4. Когда птица поёт громче в полёте или на ветке?     (в полёте)
  5. Какая птица больший путь из Африки идёт пешком?     (коростель)

 

3 команда:

  1. С какой птицей издавна охотятся на зайцев?     (сокол)
  2. У какой птицы хвост имеет форму музыкального инструмента?     (лира)
  3. Какая птица может отвёртывать гайки?     (попугай)
  4. Какая птица поёт перед грозой и голос похож на флейту?     (иволга)
  5. Какая птица может проглотить даже баранью ногу?     (марабу)

 

VКонкурс: «Найди ответ»  (вопросы болельщикам. «Тир»)

 

Слайд №12

 

      Из трех ответов выбрать один правильный. Командам выдаются листы в которых 5 вопросов.

Например:

1 команда:

  1. Почему у дятла, когда он долбит дерево, мозги целы?

А). Они у него небольшие

Б). Голова на амортизаторах

В). Череп сверх крепкий

                                                                      (ответ: Б)

  1. Какая птица является чемпионом по нырянию?

А). Утка

Б). Гагара

В). Пингвин

                                                                      (ответ: В)

  1. Что сниться курице, когда она спит?

А). Кормушка с зерном

Б). Петух с соседнего двора

В). Неизвестно, что

                                                                      (ответ: В)

  1. Сколько раз птице за время выкармливания птенцов нужно за день слетать за кормом?

А). Сколько надо

Б). По силе возможности

В). В пределах разумного

                                                                      (ответ: А)

  1. Зачем страус голову в песок прячет?

А). От страха

Б). Освобождается от паразитов

В). Разыскивает пищу

                                                                      (ответ: Б)

2 команда:

  1. Почему у журавля один птенец?

А). Откладывает одно яйцо

Б). Сильный убивает слабого

В). Вылупившийся первым выбрасывает остальных

                                                                      (ответ: Б)

  1. Есть ли память у птиц?

А). Есть и совершенная

Б). Есть, но слабая

В). Отсутствует

                                                                      (ответ: А)

  1. Чем скворцы блох травят?

А). Природными ядами

Б). Промышленными ядами

В). Выдумки всё это

                                                                      (ответ: А)

  1. Какая из лесных птиц цветы обожает?

А). Дрозд

Б). Вальдшнеп

В). Рябчик

                                                                      (ответ: В)

  1. Зачем козодоя- козодоем зовут?

А). Коз доит

Б). И не доит вовсе

В). Случайное название

                                                                      (ответ: В)

3 команда:

  1. Какие птицы самые быстрокрылые?

А). Соколы и ястребы

Б). Ласточки и стрижи

В). Утки и чайки

                                                                      (ответ: Б)

  1. Почему у совы широкое лицо?

А). Чтобы лучше видеть

Б). Чтобы лучше слышать

В). Для солидности

                                                                      (ответ: Б)

  1. Где самая большая скворечнца?

А). В России

Б).  В Америке

В). В Японии

                                                                      (ответ: Б)

  1. Какая из птиц самая маленькая?

А). Колибри

Б). Королек

В). Крапивник

                                                                      (ответ: А)

  1. Для чего дятел барабанит?

А). Клюв чистит

Б). Кому-то что-то сообщает

В). Музыкой увлекается

                                                                      (ответ: Б)

 

Тир!!!  Конкурс болельщиков.

 

Слайд № 13

 

Бей ответом прямо в цель, заработайте команде желанные баллы.

  • С какого дня наступает весна?

(с 01.03- по календарю

с 21.03- по астрономическому  календарю

с начала сокодвижения, фенологический календарь).

  • Что знаменательного произошло в первый весенний день 1924 г.

(Впервые день птиц).

  • Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?

(- круглое с крышкой,

 - плоское).

  • Какие птицы часть пути к нам с юга шагают пешком?

(коростель).

  • Какая лесная птица весной резко меняет цвет своего оперения?

(белая куропатка).

  • У каких птиц самка зеленая, а самец желтый?

(клесты).

  • Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах и лошадях?

(шерсть, насекомые, личинки в коже).

  • Какая птица лает?

(самец белой куропатки, весенний ток).

  • Почему яйца нельзя трогать в гнёздах?

(птица кидает гнездо).

  • У кого подстилка из рыбных костей?

(зимородок).

  • Почему гнезда зяблика, щегла, пеночки не заметны на ветках?

(маскируют лишайниками тех же деревьев).

  • Дитенок не родился, а уже отдан на воспитание?

(кукушка).

  • Самая маленькая курочка?

(перепел).

  • Какая птица штукатурит своё гнездо гнилушками?

(певчий дрозд).

  • Для каких уток на севере ставят скворечники?

(для гоголя).

  • У каких птиц самки больше, и сильнее самцов?

(у хищных).

  • Какая наша птица летает быстрее всех?

(стриж).

  • У какой птицы птенцы шипят как змеи?

(змеешейка).

         Жюри сообщает количество баллов, набранных командами и болельщиками.

 

VI Конкурс: «Таинственное письмо».

Прочитать, найдя ключ к ответу, что за телеграмму прислали в школу, на праздник «День птицы».

 

 

Прогулка по зоопарку.

 

 

Слайд № 15

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_po_biologii_7_klass_oktyabr.tekst_.doc108 КБ
Файл igra-puteshestvie.rar1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие

«В мире птиц»

7 класс

Учитель биологии:

Жиркова Татьяна Максимовна

                                                                           Слайд №1,2, см.приложение

На экране    а) Летящие птицы, музыка

                      б) Стихотворение (ведущий читает стихотворение)

               Кудряв и зелен лес дремучий

               Листы зарей освещены,

               Огнём охваченные тучи

               В стекле реки отражены

               Звенит и льётся птички голос,

               Узнай, о чём она поёт

               Вот царство жизни и свободы!

               Здесь всюду блеск!

               Здесь вечный пир!

               Пойми живой язык природы

               И скажешь ты: прекрасен мир!

                                                                                                     (В.В. Бианки)

I. Вступление.

       Мир птиц очень интересный и очень сложный. Птиц вы встречаете, пожалуй, куда чаще, чем других животных, и в тоже время жизнь наших пернатых друзей и соседей остаётся во многом для нас загадкой.

       Сегодня мы проводим игру-путешествие «В мире птиц». Совсем недавно вы изучали их на уроках биологии, кроме того, очень скоро мы будем отмечать День птиц. Пусть эта игра расширит ваши знания о наших пернатых друзьях.

       Сегодня у нас праздник. Встречаются друзья природы, друзья птиц, знатоки и юмористы. Находчивые и знающие их друзья-болельщики, мудрые судьи, гости. (Представляем, знакомим).

       Ну, вперёд! Проверим знания, сразимся в умении узнавать голоса птиц, отдадим должное доброй, умной шутке, проверим себя эрудитами и находчивыми, выполняя неожиданные знания.

II. Выход команд, представление.

                                                 

                                Слайд №3, см. приложение

(Под весёлую музыку)

       Название команд, экипировку, объяснение девиза, эмблемы оценивает судья.

III. Разминка болельщиков.

       Теперь пришла пора проявить себя болельщикам. Необходимо отгадать загадки, анограммы, метаграммы.

«Меня ты увидишь теперь лишь в музее,

Крестьяне мной землю пахали всегда.

Но букву одну измени поскорее-

Я очень полезная птица тогда».

                                                   (Соха- сова)

«Всех прилётных птиц черней,

Чистит поле от червей,

Взад- вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…»            

                                                   (Грач)

«Расчирикались как …»

                                                   (Воробьи)

«Раскаркались как …»

                                                   (Вороны)

«Разгалделись как …»

                                                   (Галки)

«С буквы «с»- живу в пруду,

Все рыболовы меня знают.

С буквы «ф» за красоту меня

Жар- птицей называют».

                                                   (Сазан- фазан)

«Простая буква я, ну что же?

Коль сорок раз меня повторишь,

Так сразу птицей стану я,

Всем вам известною, друзья».

                                                   (Сорока)

       Теперь переходим к конкурсам.

       Конкурс I: «Следопыты»

Слайд №4, см.приложения

По характеристике узнать о какой птице идёт речь и назвать к какой экологической группе она относится. Задания командам.

Примеры характеристик:

  1. Летом они живут на севере, а в начале зимы, улетая от северных морозов, появляются в наших лесах. Питаются рябиной и другими ягодами.

Увидишь, как они, словно красные шарики, висят на дереве, и вспомнишь, что скоро Новый год!

                                                   (Снегири)   (Птицы леса и культурных ландшафтов)

  1. Они очень любопытны. Это хорошо знают охотники. И ещё знают, что нет птицы осторожнее. Вон большое стадо! Завернули голову под крыло и спят спокойно. А чего бояться? У них сторожа! С каждого края стада стоит старая птица, не спит, зорко глядит по сторонам.

                                                   (Гуси)    (Водоплавающие птицы)

  1. С какой стороны не взглянешь на эту птицу- она странная и замечательная.

Самая большая в мире, но не умеет летать. Свои маленькие крылья использует для балансирования при беге. Голова и шея этой птицы голые, а длинные ноги заканчиваются двумя пальцами.

                                    (страус)    (Птицы степей)

Слайд №5, 6, 7, см.приложения   

       Конкурс II: «Кто больше назовёт примет, предсказывающих погоду, связанных с птицами.» (команды называют по очереди)

Слайд №8, см.приложения

Приметы:

  1. Воробья летают кучами- к сухой ясной погоде.
  2. Синица пищит- зиму вещает.
  3. Осенью птицы летят низко- к холодной зиме, высокому- к тёплой.
  4. Коль птиц много и летят они быстро- к близкому ненастью.
  5. Воробьи перелетают стайками с места на место- перед сильным ветром.
  6. Чайки, воробьи много купаются- быть ненастной погоде.
  7. Гусь стоит на одной ноге- к морозу, полощется- к теплу.
  8. Высоко летят гуси- к дружному высокому половодью, низко- к малой весенней воде.
  9. Журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают»- к хорошей погоде.
  10. Воробья сидят, напыжившись- перед дождём.
  11. Стрижи, ласточки низко летают- дождь предвещают.

Слайд №9, см.приложения

III Конкурс: Придумай свои или продолжи.

Команды выбирают пакеты с буквами, из которых составляют названия птиц.

(В конвертах по 7-8 букв)

  1. И, а, о, г, ч, л, к, в (чайка, иволга...)
  2. А, е, о, й, в, с, к (сойка, сова…)
  3. О, и, е, т, в, р, л, с (орёл, тетерев…)

Слайд №10, см.приложения

Конкурс болельщиков

Кроссворд «Птичья столовая»

По начальным буквам в клеточки надо вписать названия птиц, которые чаще всего прилетают зимой на кормушки.

                                                                           (Ответы: поползень, чечетка, синица, чиж,

                                                                           снегирь, зяблик, московка, дятел, щёгол, галка,

                                                                            воробей, лазоревка, сойка, овсянка)

IV Конкурс : «Дальше, дальше»

Слайд №11

Быстрый вопрос- быстрый ответ. Командам по 5 вопросов. Получают столько очков, насколько вопросов ответили.

1 команда:

  1. С какой птицей в Китае ловят рыбу?     (пеликан)
  2. Какие куры были предками наших домашних?     (банкивские)
  3. Какого орла называют бородачом?     (ягнатик)
  4. Какая птица поёт хвостом?     (бекас)
  5. Какие птицы в Африке пасут стада?     (страус)

2 команда:

  1. Какая из промысловых птиц леса является наиболее ценной?     (рябчик)
  2. Какая птица отличается великолепием окраски?     (павлин)
  3. Какая синиц усата и бородата?     (ремез)
  4. Когда птица поёт громче в полёте или на ветке?     (в полёте)
  5. Какая птица больший путь из Африки идёт пешком?     (коростель)

3 команда:

  1. С какой птицей издавна охотятся на зайцев?     (сокол)
  2. У какой птицы хвост имеет форму музыкального инструмента?     (лира)
  3. Какая птица может отвёртывать гайки?     (попугай)
  4. Какая птица поёт перед грозой и голос похож на флейту?     (иволга)
  5. Какая птица может проглотить даже баранью ногу?     (марабу)

V Конкурс: «Найди ответ»  (вопросы болельщикам. «Тир»)

Слайд №12

      Из трех ответов выбрать один правильный. Командам выдаются листы в которых 5 вопросов.

Например:

1 команда:

  1. Почему у дятла, когда он долбит дерево, мозги целы?

А). Они у него небольшие

Б). Голова на амортизаторах

В). Череп сверх крепкий

                                                                      (ответ: Б)

  1. Какая птица является чемпионом по нырянию?

А). Утка

Б). Гагара

В). Пингвин

                                                                      (ответ: В)

  1. Что сниться курице, когда она спит?

А). Кормушка с зерном

Б). Петух с соседнего двора

В). Неизвестно, что

                                                                      (ответ: В)

  1. Сколько раз птице за время выкармливания птенцов нужно за день слетать за кормом?

А). Сколько надо

Б). По силе возможности

В). В пределах разумного

                                                                      (ответ: А)

  1. Зачем страус голову в песок прячет?

А). От страха

Б). Освобождается от паразитов

В). Разыскивает пищу

                                                                      (ответ: Б)

2 команда:

  1. Почему у журавля один птенец?

А). Откладывает одно яйцо

Б). Сильный убивает слабого

В). Вылупившийся первым выбрасывает остальных

                                                                      (ответ: Б)

  1. Есть ли память у птиц?

А). Есть и совершенная

Б). Есть, но слабая

В). Отсутствует

                                                                      (ответ: А)

  1. Чем скворцы блох травят?

А). Природными ядами

Б). Промышленными ядами

В). Выдумки всё это

                                                                      (ответ: А)

  1. Какая из лесных птиц цветы обожает?

А). Дрозд

Б). Вальдшнеп

В). Рябчик

                                                                      (ответ: В)

  1. Зачем козодоя- козодоем зовут?

А). Коз доит

Б). И не доит вовсе

В). Случайное название

                                                                      (ответ: В)

3 команда:

  1. Какие птицы самые быстрокрылые?

А). Соколы и ястребы

Б). Ласточки и стрижи

В). Утки и чайки

                                                                      (ответ: Б)

  1. Почему у совы широкое лицо?

А). Чтобы лучше видеть

Б). Чтобы лучше слышать

В). Для солидности

                                                                      (ответ: Б)

  1. Где самая большая скворечнца?

А). В России

Б).  В Америке

В). В Японии

                                                                      (ответ: Б)

  1. Какая из птиц самая маленькая?

А). Колибри

Б). Королек

В). Крапивник

                                                                      (ответ: А)

  1. Для чего дятел барабанит?

А). Клюв чистит

Б). Кому-то что-то сообщает

В). Музыкой увлекается

                                                                      (ответ: Б)

Тир!!!  Конкурс болельщиков.

Слайд № 13

Бей ответом прямо в цель, заработайте команде желанные баллы.

  • С какого дня наступает весна?

(с 01.03- по календарю

с 21.03- по астрономическому  календарю

с начала сокодвижения, фенологический календарь).

  • Что знаменательного произошло в первый весенний день 1924 г.

(Впервые день птиц).

  • Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?

(- круглое с крышкой,

 - плоское).

  • Какие птицы часть пути к нам с юга шагают пешком?

(коростель).

  • Какая лесная птица весной резко меняет цвет своего оперения?

(белая куропатка).

  • У каких птиц самка зеленая, а самец желтый?

(клесты).

  • Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах и лошадях?

(шерсть, насекомые, личинки в коже).

  • Какая птица лает?

(самец белой куропатки, весенний ток).

  • Почему яйца нельзя трогать в гнёздах?

(птица кидает гнездо).

  • У кого подстилка из рыбных костей?

(зимородок).

  • Почему гнезда зяблика, щегла, пеночки не заметны на ветках?

(маскируют лишайниками тех же деревьев).

  • Дитенок не родился, а уже отдан на воспитание?

(кукушка).

  • Самая маленькая курочка?

(перепел).

  • Какая птица штукатурит своё гнездо гнилушками?

(певчий дрозд).

  • Для каких уток на севере ставят скворечники?

(для гоголя).

  • У каких птиц самки больше, и сильнее самцов?

(у хищных).

  • Какая наша птица летает быстрее всех?

(стриж).

  • У какой птицы птенцы шипят как змеи?

(змеешейка).

         Жюри сообщает количество баллов, набранных командами и болельщиками.

VI Конкурс: «Таинственное письмо».

Прочитать, найдя ключ к ответу, что за телеграмму прислали в школу, на праздник «День птицы».

                                                           

Прогулка по зоопарку.

Слайд № 15

Игра с болельщиками.

По очереди болельщики команд называют имя животного (птицы предпочтительнее), где начальная буква следующего- последняя в названии предыдущего.

Сова- аист- тетерев- ворон- неясыть- тупик- кулик…

В конце озвучивают свои телеграммы.

VII Конкурс. Домашнее задание.

Слайд № 16

Придумать рассказ (сценку), включая пословицы и поговорки о птицах.

(Капитаны выбирают пакеты с подборками поговорок и пословиц заранее).

А

  • Против сотни воробьёв довольно одного ястреба;
  • Громче всех сойка кричит, да редко права бывает;
  • Лучше слушать одного соловья, чем сотню воробьев;
  • Не от того галка чёрная, что в трубе гнездится;
  • Раззадорился воробей, так и кота не боится;
  • Не для того птице хвост, чтобы мух отгонять;
  • Для дятла длинный язык не порок;

Б

  • Невидный соловей, да слышный;
  • Любит кукушка чужие гнёзда считать;
  • Дятлу без носа как волку без ног;
  • Красива птица, да имя чечевица;
  • Назвали птицу козлодоем, а она и молока в рот не берет;
  • Муха с мухоловкой не уживутся;
  • Любит тетерев тетеревятника, как перепел перепелятника;

В

  • Спорила галка с вороной, кто черней;
  • Нет птицы мудрее, чем сова. Всем в лесу голова;
  • Как с гуся вода,- вышел сухим из воды;
  • Забился как сыч;
  • Заладил как дятел;
  • Трясогузка хвостом лёд разбивает;
  • Лес не школа, всех учит;

VIII Конкурс капитанов. (перед конкурсом ведущий читает стихотворение)

Слайд №17

«Мы безмерно богаты.

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых-

Просто диву даешься!

Но спросите любого,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково-

И, гляди, удивится:

Как же, фауна, дескать,

Как же, наше богатство-

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство…

Птичье царство- и только!

Стоит в лес углубиться-

Незнакомые лица,

Языки не знакомы.

Как слепые плутаем,

Будто глухи от роду.

И ещё утверждаем,

Что мы любим природу».

Теперь узнаем, как наши капитаны любят и знают птиц.

Задание 1. Послушать голоса птиц и отгадать, кому они принадлежат.

Слайд № 18

Задание 2. Чей это клюв?

Слайд № 19, 20, 21, 22

IX. А теперь, пока члены жюри подсчитывают баллы- конкурс для всех.

      А). Рассказ- загадка №1 (Оляпка или водяной воробей)

       Б). Рассказ- загадка №2 (Клест)

       В). Вопросы для всех.

Подведение итогов.

Слайд № 23

 

Рассказ-загадка №1

В этот год я жил в деревне. Зима выдалась суровая. Однажды в морозный февральский день я шел вдоль реки. Птиц не было видно. Вдруг близко послышалось тихое щебетание. По краю проруби, у самой воды прыгала белогрудая птичка ростом со скворца. Она дергала коротким хвостиком и заливалась на все лады веселой песней. Чтобы лучше рассмотреть её, я сделал несколько шагов, и вдруг птичка с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Это было так неожиданно, что я от удивления застыл на месте. Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми когтями за все его неровности. В одном месте она даже задержалась немножко, перевернула клювом камешек и вытащила из-под него водяного жука. Под водой она блестела, как серебряная рыбка; мне потом объяснили, что перья этой птички смазаны тонким слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на её жирных перьях. Спустя полминуты птичка выскочила из соседней проруби. У меня на глазах она несколько раз ныряла в ледяную воду, а потом, живая и невредимая, снова появилась на краю проруби. Ну и птица ! Настоящий водолаз! Позже я узнал, как называется эта птица. Это-…(оляпка или водяной воробей).

Рассказ-загадка №2

Дело было в Сибири. Как-то на зимних каникулах ребята с учителем отправились на экскурсию в лес. Долго они ходили по лесу и видели много интересного: разных птиц, следы животных. В одном месте учитель подозвал ребят к себе и показал гнездо на дереве. Кто-то засмеялся: «Похоже, что какая-то птица ошиблась, приняв зиму за весну, и строит гнездо. Вот чудачка, чем же она кормить будет птенцов зимой?»

Но тут вперёд выступила юннатка Оля и сказала: «А я знаю, как называется эта птица. И вовсе она ничего не спутала. Она всегда птенцов зимой или глубокой осенью выводит. Только названия её я вам не скажу, сами вспомните».

Учитель поддержал предложение Оли, добавив: «Питаются эти птицы семенами хвойных деревьев, и в поисках урожая семян сосны и ели они откочевывают каждый год с места на место. С урожаем их связано и размножение этих птиц. Так как семена хвойных пород созревают только к осени, а то и зимой, то птицы начинают гнездиться в самое, казалось бы, неподходящее для этого время, как вы сейчас видели. Но для них оно самое удобное, потому что птенцов они выкармливают тоже семенами. А весной чешуйки еловых шишек поднимаются ежиками и семена из них высыпаются».

(Клест.)  

Для жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зоологическая интеллектуальная игра для учащихся 5-7 классов "В мире птиц"

Интересное и увлекательное мероприятие, в ходе которого можно узнать много нового о строении,  жизни, поведении птиц....

Сценарий познавательной игры « В мире птиц». ( для учащихся 3-4 классов)

Сценарий познавательной игры   « В мире птиц».( для учащихся 3-4 классов) Цель: Формирование у учащихся  природоохранной деятельности....

Конспект урока по окружающему миру "Где зимуют птицы" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру "Где зимуют птицы" 1 класс...

Эколого-краеведческая игра-путушествие "На Земле Донской полыни"

Познакомить детей с природой родного края, окружающим миром,  в котором мы живем, с историческим путем народов, проживающем на донской земле, в следствие чего,  у детей формируется отве...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

" В мире птиц" ( внеклассное мероприятие, посвященное Дню птиц)

Сценарий познавательного урока-игры " В мире птиц" содержит много конкурсов, познавательного материала о птицах. Материал разбит на мини-уроки обобщенные единой темой " Птицы"...