Конспект урока по окружающему миру "Где зимуют птицы" 1 класс
план-конспект урока по природоведению на тему

Крючкова Надежда Валерьевна
Конспект урока по окружающему миру "Где зимуют птицы" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_zimuyut_ptitsy_1_klass.docx21.49 КБ
Office presentation icon gde_zim_ptitsy.ppt1.67 МБ
Файл samoanaliz_uroka.docx14.35 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ЦО № 953

Конспект урока по окружающему миру

1 класс

Тема: Где зимуют птицы?

Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 2011

Учитель начальных классов

КРЮЧКОВА НАДЕЖДА ВАЛЕРЬЕВНА

Цель: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях, познакомить  с перелётными птицами, выяснить где они зимуют.

Задачи:

1. познакомить учащихся с понятиями «перелетные» и «зимующие» птицы, раскрыть причины перелета птиц;  

2. создание условий для формирования заботливого отношения к птицам.

3. развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

4. развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

5.воспитывать интерес к окружающему миру; желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формировать следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-оценка.

Оборудование: учебник Окружающий мир 1 класс, Плешаков А.А.,  часть 2, рабочая тетрадь по Окружающему миру для 1 класса  №2, электронная презентация  «Где зимуют птицы?», фишки(синие и красные) на каждого ученика, смайлики, карточки с заданиями.

  1. Организационный момент

- Добрый день, ребята. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.(слайд 1)

  1. Введение в проблему

- Посмотрите, кто к нам пришёл в гости? (птицы)

- Кто такие птицы? (животные тела, которых покрыто перьями)

- Ребята у вас на столах карточки на которых список животных. Назовите мне из этого списка птиц. Вы говорите, я подчеркиваю у себя, а  вы у себя на карточках. (называют, учитель подчеркивает на доске, а ребята у себя на карточках).

- Назовите мне тех птиц, которых мы видим в зимнее время в нашем селе? (воробей, ворона, снегирь, голубь, рябчик, сорока)

- А ласточку мы сейчас видим? (нет)

- Почему? Как вы думаете? (она улетела)

- А почему она улетела? (холодно, нет корма).

- Вот какой хочется задать вопрос? (Где зимуют птицы?) (слайд2)

- Очень хочется узнать, где же зимуют птицы?

- Вы хотите узнать?

- Я предлагаю вам провести маленькое расследование по теме нашего разговора. А для этого давайте вернемся к нашему списку птиц. Скажите, по какому принципу мы можем разделить этих птиц?  Как мы назовём таких птиц, как сорока, ворона, воробей, снегирь, синица? (зимующие, т.к. они всю зиму живут с нами).

- А ласточку, кукушку, утку, гуся? (они перелетные, они перелетают.)

Прежде чем мы с вами  начнем наше исследование, пингвины приглашают вас отдохнуть.

  1. ФИЗМИНУТКА
  2. Исследование (работа в группах)

Работать, ребята, мы  будем группами по ряда. В каждой группе вы работаете парами.

Сегодня мы с вами будем юными орнитологами. Орнитологи – это ученые, которые занимаются изучением птиц.

  1. я группа- ученые теоретики
  2. я группа- ученые практики
  3. я группа- экологи

Для организации нашей работы послушайте правила  работы в группе(слайд 3)

  1. Внимательно слушай товарища.
  2. Говори вполголоса.
  3. Исправляя товарища – не обижай.
  4. Хотите задать вопрос – поднимите сигнальную карточку.

            Сегодня вы все исследователи, но каждый будет заниматься своим исследованием. Для этого мы должны решить три проблемных вопроса:

  1. Каких птиц называют зимующими, а каких – перелетными?
  2. Как учёные узнали, где зимуют перелётные птицы?
  3. Как мы можем помочь зимующим птицам?

- По первому вопросу работает группа №1.

- По второму вопросу работает группа № 2.

- По третьему вопросу работает группа №3.

Задания группам:

  1. 1. Прочитать текст в учебнике с. 16.

2  Выполнить задание в учебнике на с.16

3  Выполнить задание в рабочей тетради на с.14 №1

  1. 1  Прочитать информацию в учебнике на с.17 и с. 85 и ответить на вопросы:
  1.  Что такое «кольцевание птиц»?
  2. Куда улетают перелетные птицы? (примеры)
  3. Что сейчас используют для изучения перелётных птиц?

2  Выполнить задание в рабочей тетради на с.14 №2

  1. 1 Почему птицы зимой прилетают к жилью человека?

2  Чем зимой питаются зимующие птицы?

3   Зачем зимой устраивают кормушки?

4    Чем можно кормить птиц?

5   Расскажите как вы делали кормушки и с кем?

Ребята работаю в группах-парах

  1. Выступление по группам
  1. я группа – зимующие, перелётные (слайд4,5)
  2. я группа – рассказывают о кольцевании по плану и ручкой на карте отмечают перелёты птиц  (слайд6)
  3. группа – рассказывает о кормушках, о корме. (слайд7)

 Игра «Покорми птиц»

Приручите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

 Ребята, вы можете продолжить дальше исследование по теме нашего занятия и представить свою работу на школьной научно-исследовательской конференции.

  1. Итог урока

И так, ребята, давайте подведём итог нашему  исследованию.

- Где же зимуют  эти птицы: ворона, воробей, снегирь ? ( у нас)

- И мы их называем – зимующие.

Ласточка, гуси, лебеди, утки, грачи – где зимуют? (в тёплых странах, они перелетают – поэтому они перелётные.

  1. Рефлексия.

Давайте оценим свою работу на уроке. (смайлики)

Группа № 1

Каких птиц называют зимующими, а каких – перелетными?

1. Прочитать текст  в учебнике с. 16.

2.  Выполнить задание в учебнике на с.16

3.  Выполнить задание в рабочей тетради

 на с.14 №1

Группа № 2

Как учёные узнали, где зимуют перелётные птицы?

1.  Прочитать информацию в учебнике на с.17 и с. 85 и ответить на вопросы:

1)Что такое «кольцевание птиц»?

2)Куда улетают перелетные птицы? (примеры)

3)Что сейчас используют для изучения перелётных птиц?

2.  Выполнить задание в рабочей тетради на с.14 №2

Группа № 3

Как мы можем помочь зимующим птицам?

1. Почему птицы зимой прилетают к жилью человека?

2.  Чем зимой питаются зимующие птицы?

3.   Зачем зимой устраивают кормушки?

4.    Чем можно кормить птиц?

5.   Расскажите, как вы делали кормушки и с кем?

Вставь пропущенные слова-помощники и прочти текст

И всё же ____________ зимой нередко голодают. Особенно трудно находить ___________ во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду очень много птиц погибает от голода.  Поэтому  люди _________________ подкармливают. Они  стараются развешивать кормушки в _________________,  _________________,  _____________________.

Слова помощники:  скверах, птицы, парках, корм,  садах, птиц.

Каким кормом питаются птицы:

  • Семена подсолнечника едят почти все птицы, но в первую очередь синицы, воробьи и поползни.  
  • Овёс, пшено и просо едят воробьи и синицы.
  • Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
  • Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам
  • Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несолёного сала подвешивают на ниточках.

Ворона

Воробей

Летучая мышь

Заяц

Гусь

Медведь

Снегирь

Сова

Лиса

Белка-летяга

Зяблик

Скворец

Сорока

Лягушка

Ласточка

Жаворонок

Журавль

Корова

Дятел

Утка

Соловей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Самоанализ

урока Окружающий мир в 1-в классе.

Тема урока: Где зимуют птицы?

Цель: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях, познакомить  с перелётными птицами, выяснить где они зимуют.

Задачи:

1. познакомить учащихся с понятиями «перелетные» и «зимующие» птицы, раскрыть причины перелета птиц;  

2. создание условий для формирования заботливого отношения к птицам.

3. развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

4. развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

5.воспитывать интерес к окружающему миру; желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-оценка.

Оборудование: учебник Окружающий мир 1 класс, Плешаков А.А.,  часть 2, рабочая тетрадь по Окружающему миру для 1 класса  №2, электронная презентация  «Где зимуют птицы?», фишки (синие и красные) на каждого ученика, смайлики, карточки с заданиями.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Где и  Когда?».

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала возрастные особенности учеников 1 класса, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе( УМК "Школа России") на тему "Пожар"

Начало урока посвящено повторению правил дорожного движения, а затем идет работа уч-ся по основной теме, с закреплением знаний детей о том, как звонить в службу экстренной помощи....

конспект урока по окружающему миру "Воздух" 1 класс

конспект урока по окружающему миру "Воздух" 1 класс УМК "Школа России"...

конспект урока по окружающему миру "Воздух" 1 класс

конспект урока по окружающему миру "Воздух" 1 класс УМК "Школа России"...

конспект урока по окружающему миру "Воздух" 1 класс

конспект урока по окружающему миру "Воздух" 1 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Замечательное вещество - вода"

Учащиеся познакомятся на уроке со свойствами воды, проведут исследование некоторых физических свойств воды. К уроку разработана интересная презентация, лабораторный журнал, который учащиеся заполняют ...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме: «Городской транспорт. Трамвай. Метро».

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме:«Городской транспорт. Трамвай. Метро»....