Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Замечательное вещество - вода"
план-конспект урока по природоведению по теме

Чарушина Алла Игоревна

Учащиеся познакомятся на уроке со свойствами воды, проведут исследование некоторых физических свойств воды. К уроку разработана интересная презентация, лабораторный журнал, который учащиеся заполняют при изучении нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира 3 класс

«Замечательное вещество – вода»

Ход урока:

  1. Орг. момент и мотивация учебной деятельности

Здравствуйте, ребята, садитесь. Зовут меня Алла Игоревна, я проведу у вас урок окружающего мира.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах интерес, надеюсь, что мы с вами проведем время на уроке с пользой.

А чтобы урок наш прошел интересно и с пользой предлагаю вам  составить  девиз нашего  урока:

СЛАЙД№1

Урок мы будем …… изучать

Информацию  из  урока … извлекать

Точку  зрения… ………… высказывать

На вопросы ……………отвечать

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………..развивать

(Слова-подсказки:  изучать,  отвечать,  извлекать, высказывать, развивать.)

Молодцы!

  1. Целеполагание и постановка проблемы.

Учитель: Внимание, на слайд. Загадка.

СЛАЙД №2

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

………

Что это?

Дети: Вода

Учитель: О чем мы будем говорить сегодня на уроке? О воде.

Таким образом, тема урока «Замечательное вещество – вода»

СЛАЙД №    Тема урока        

- Чтобы вы хотели узнать о воде? (из чего состоит, какими свойствами обладает)

- А, значит, какая цель нашего урока? (узнать свойства воды)

СЛАЙД №    Цель: Изучить свойства воды.

- Какие задачи мы поставим, чтобы достичь цели?

1. Узнать значение воды для нашей планеты.

2. Узнать значение воды для живых организмов.

Недавно на глаза мне попалась сказка. Послушайте ее:

Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой - ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее?

Почему же так произошло вы мне ответите в конце урока, когда изучим свойства воды.

  1. Изучение нового материала.

Уч-ль: Еще древнегреческий ученый Гераклит писал «Вода – источник всего живого во Вселенной». Как вы думаете, много ли воды на Земле?

Дети: Да, много. Всего 1/3 поверхности планеты – суша.

 

СЛАЙД №  планета Земля

Вода – самое обычное и в тоже время удивительное вещество на планете, без воды жизнь была бы невозможна. От запасов воды зависит климат  нашей планеты. Только благодаря огромным запасам воды на Земле

не бывает резких перепадов температур. Это единственное вещество на планете, которое может находится в 3-х  состояниях: жидком, газообразном (в виде пара), твердом (в виде льда).

Когда-то в  воде зародилась жизнь, а потом живые существа вышли на сушу, приспособились к новой среде. Вода окружает нас повсюду: в воздухе, в облаках, под землей, в родниках, на северном полюсе в виде снега и льда. В природе непрерывно происходит круговорот воды: где-то вода испаряется, где-то выпадает  в виде осадков. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно смять лист растения в руках, и мы обнаружим влагу. Даже в самых сухих семенах растений есть вода в небольшом количестве.

Кажется воды на планете много, однако большую часть вод нашей планеты (97%) составляют океаны и моря – это соленая вода; на пресную воду приходится лишь малая часть. Но именно пресная вода необходима всем живым организмам.

Что происходит с человеком, когда его организм не получает достаточного количества воды? (Наступает обезвоживание, а это плохо влияет на работу всех органов)

Как вы думаете сколько дней человек может прожить без воды?

(Человек может прожить без воды не более 5 дней, без пищи около месяца)

Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.

От загрязнения воды страдает все живое, загрязненная вода вредна для жизни человека. Поэтому воду - наше богатство - надо беречь!

Для того чтобы познакомится со свойствами воды,  давайте вместе с вами отправимся в научную лабораторию

СЛАЙД №  Лаборатория

1)Ребята, кто знает, что такое лаборатория? (Место, в котором проводятся научные опыты)

Кто работает в лаборатории? (Ученые, исследователи)

СЛАЙД №   Исследователи

2) В чем заключается их работа? (Они изучают разные предметы и вещества)

Представим, что  мы с вами исследователи и находимся в научной лаборатории

 РАССТАВИТЬ ПОДНОСЫ С ОБОРУДОВАНИЕМ !!! Выбрать ответственного научного сотрудника и озвучить его.

Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Сейчас мы с ними познакомимся.

СЛАЙД №  ТБ

Использовать для опытов мы будем только известные вещества, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.

  В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество. (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью)К концу урока мы должны определить, что это за вещество?

- Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

-Я бы сказала похоже на воду, но можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет!   Да! – ПОЧЕМУ?)

- А кто - нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (перекись, спирт, уксусная кислота)

- Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? (Органы чувств: вкус, запах)

Но этого не достаточно, поэтому будем изучать свойства воды. Все результаты будем записывать в «Лабораторном журнале», вести его будет помощник научного сотрудника.

ФИЗМИНУТКА

СЛАЙД №        

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.

Опыт 1. Прозрачность воды
Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?
Уч-ся: Видна. Что можно сказать?
Вывод: Вода прозрачна.  Запишем в «Лабор. журнале» - прозрачна


Опыт 2. Цвет воды
Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску белой  бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски.  Имеет ли вода цвет?
Уч-ся: Вода не имеет цвета

Вывод: Вода не имеет цвета.  Запишем в «Лабор. журнале» - не имеет

Опыт №3  Запах воды

Понюхайте воду. Духами пахнет? Пирожками пахнет? А чем же пахнет вода?

Дети. Вода не пахнет.

 Вывод: вода не имеет запаха. Отметьте это свойство в «Лабор. журнале» - не имеет

Опыт №4   Вода - растворитель

Есть еще одно удивительное свойство воды – вода является универсальным растворителем.

А как вы понимаете, что это такое? (растворяет многие вещества)

Ваша задача провести  определить, какие из предложенных  веществ растворяются в воде, а какие нет.

В пробирках находятся марганцовка, соль, мел, сахар и растительное масло.

В каждую пробирку наливаем 1 мл воды - это  столбик жидкости высотой  1 см, затем встряхните немного пробирку и результаты исследований запишите  в  журнале исследований в таблицу.  Если вещество растворяется в воде в таблице ставите  букву - Р, если нет –букву Н. Опыт проводит отв. науч. сотрудник и еще один исследователь (сказать кто).
Вывод: Вода – растворитель.  Отметьте это свойство в «Листе исследований».

Опыт № 5  Текучесть

Вылейте воду из одного стакана в другой. Что будет, если разлить воду?

Дети: Вода разольется в разные стороны. Она жидкая.

Вывод: Вода – жидкая; течет. Отметьте это свойство в «Лабор. журнале».

Опыт № 6   Вода не имеет своей формы
Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в колбу и стакан. Какую форму имеет вода?
Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет. Отметьте это свойство в «Лабор. журнале».
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится.

Свойства воды

Прозрачность

-

Цвет

-

Запах

+

Текучесть

+

Форма

-

4. Первичное закрепление знаний.

- Мы возвращаемся к вопросу «Является ли жидкость в сосуде – водой?»

- В начале мы могли это определить? (нет) А теперь? (можем мы знаем свойства)

- Сравним свойства этой  жидкости со свойствами воды.

ПРОЗРАЧНА?

ЦВЕТ? (Прикладываю полоску белой бумаги)

ЗАПАХ? – давайте  проверим (нюхаем правильно по ТБ )

ЖИДКАЯ, ТКУЧАЯ? Наливаю в стакан.

Итак, является ли жидкость в сосуде – водой? (да, потому что обладает всеми свойствами воды)

Вернемся к нашей сказке про двух осликов.

Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой - ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа.

Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее?

5. Рефлексия учебной деятельности.

- Какая у нас была цель урока? (изучить свойства воды)

- Достигли мы цели урока? (да)

Молодцы, ребята! Я вами очень довольна. 

6. Домашнее задание

– изучить материал учебника на с.23-26;

– подобрать пословицы о воде.

 

А закончить урок мне хотелось бы словами Антуана Сент –Экзюпери:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете» 
                                                     Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Девиз урока Урок мы будем… ИЗУЧАТЬ Информацию из урока… ИЗВЛЕКАТЬ Точку зрения… ВЫСКАЗЫВАТЬ На вопросы… ОТВЕЧАТЬ И, конечно, без сомненья, Речь при этом…! РАЗВИВАТЬ (Изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать)

Слайд 3

Загадка Если руки наши в ваксе Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо Человеку умирать? ВОДА

Слайд 4

«Замечательное вещество – вода» Цель урока: изучить свойства воды

Слайд 5

Вода занимает ¾ поверхности земного шара

Слайд 6

Лаборатория

Слайд 7

Правила техники безопасности 1. Не трогайте вещества и не приступайте к работе без разрешения учителя. 2. Вещества нельзя брать руками и проверять на вкус. 3. Н е смешивайте неизвестные вещества 4. При выяснении запаха нужно сделать движение ладонью руки от отверстия сосуда к носу

Слайд 8

Физкультминутка

Слайд 9

Лабораторный журнал Свойства воды Прозрачность Цвет Запах Вкус Текучесть Форма

Слайд 10

Растворимость веществ №1 №2 №3 №4 №5 Марганцовка Соль Мел Сахар Растительное масло

Слайд 11

Домашнее задание 1. Изучить материал учебника на стр. 23-26 2. Найти пословицы о воде

Слайд 12

"Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете" Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 13

Вода- это жизнь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе( УМК "Школа России") на тему "Пожар"

Начало урока посвящено повторению правил дорожного движения, а затем идет работа уч-ся по основной теме, с закреплением знаний детей о том, как звонить в службу экстренной помощи....

План конспект урока по окружающему миру.1 класс

Сформировать представление о грибах, как особом царстве живой  природы....

конспект урока по окружающему миру "Воздух" 1 класс

конспект урока по окружающему миру "Воздух" 1 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру "Свойства воды"

Данный конспект предназначен для 3 -го класса. Учитель использует ТСО, групповую, парную работу, что актуально в современном мире.  Дети самостоятельно формулируют учебную задачу, соотрудничают, ...

урок по окружающему миру на тему "Вещества и тела" 5 класс

знакомим учащихся с понятиями "вещество", "тело" и учим уметь различать их;закладываем основы формирования у пятиклассников научно-материалистического мировоззрения и учебно-познавательного интереса к...

Конспект урока по окружающему миру :Вода.Свойства воды"

Данная тема может быть использована на уроках окружающего мира в начальных классах. 1.Вода-основное богатство на свете. 2.Три состояния воды. 3.Основные свойства воды. Учебный предмет :окружаю...

Конспект урока по окружающему миру. Охрана окружающей среды

Конспект урока по окружающиму миру в 5 классе. Охрана окружающей среды....